Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 11

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

11. Шефство над флотом – преемственность славных традиций и конкретных дел

Серьезные преобразования, перманентно происходящие в российском обществе, осмысление духовных ценностей, переоценка некоторых страниц отечественной истории, а также реальные условия жизни и деятельности Черноморского флота в непростой обстановке его сокращения, реформирования, оптимизации, определения российского статуса позволили по-новому взглянуть на проблему зарождения и развития в России шефского движения над экипажами кораблей и частей ВМФ, организации военно-шефской работы.

Анализируя солидный опыт, накопленный на Черноморском флоте в различных исторических условиях, можно выделить основную цель шефского движения: всемерное содействие государству в поддержании его оборонной мощи, духовно-нравственное сплочение общества и его вооруженных защитников на основе военно-патриотических традиций, укрепления связей Флота с государственными и общественными структурами и организациями.

Конечно, к первым историческим проявлениям всенародной организованной поддержки развития Военно-Морского Флота России и помощи его морякам в определенной мере можно считать решение (приговор) Боярской думы от 20 октября 1696 года «Морским судам быть», которое положило начало строительству регулярного флота. Приговор предусматривал сбор средств на постройку кораблей, однако сбор этот был не добровольным жертвованием, а обязательным.

Во всероссийском масштабе первым массовым проявлением добровольной организованной помощи развитию отечественного Военно-Морского Флота можно считать кампанию сбора средств на постройку Добровольного флота после поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. Народная инициатива, как известно, была вызвана запрещением иметь России флот на Черном море. Поэтому было решено обойти это положение Парижского мирного трактата, а также противостоять морскому диктату Великобритании, добившейся пересмотра статей Сан-Стефанского мирного договора и фактически лишившей нашу страну плодов ее победы в войне с Турцией 1877-1878 гг.

В обстановке патриотического подъема и стремления дать Англии решительный организованный отпор на море к поданным России с призывом начать сбор народных средств для закупки за рубежом быстроходных судов обратилось Московское Императорское общество. Скоростные пароходы предполагалось переоборудовать в крейсера-рейдеры. В мирное время скоростные суда могли бы эксплуатироваться под коммерческим флагом специально создаваемого Добровольного флота и служить «семенем возникновения русского океанского торгового флота, началом самостоятельной отечественной внешней торговли и, наконец, могущественным орудием сохранения целостности государственной территории России».

В 1873 году группа инициаторов создает в Москве Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству. В марте 1878 года в Москве был учрежден Главный комитет для сбора пожертвований на приобретение судов Добровольного флота, который возглавил генерал-губернатор В.А. Долгоруков, а 11 апреля последовало разрешение императора открыть подписку. «Дети земли Русской, – говорилось в обращении-листовке Московского главного комитета для сбора пожертвований, – вы, встававшие как один человек каждый раз, когда опасность угрожала святой матери нашей России, – вы и на этот раз единодушно откликнитесь на ее призыв и всем миром создадите Добровольный флот, который вновь покажет свету, на что способен Русский народ, когда он станет на стражу чести своего Отечества».

Инициатива москвичей получила поддержку в губерниях, за рубежом, во всех сословиях российского общества. Всего с 1878 по 1902 год на счет Добровольного флота поступило 4 миллиона 150 тысяч 794 рубля 56 копеек. Всего же приобретено и построено за счет пожертвований, государственных субсидий и доходов, полученных от деятельности Доброфлота, более 70 пароходов. Добровольный флот сыграл важную роль в экономическом развитии Российского государства, немало сделав по освоению морских перевозок с запада на восток, постройке Транссибирской железной дороги, укреплению торговых отношений с восточными странами. В 1880 году в связи с обострением отношений с Китаем для усиления Тихоокеанской эскадры Морское ведомство использовало несколько пароходов Доброфлота. Также некоторые суда в разные годы передавались или приобретались Морским ведомством.

Русско-японская война, выявившая слабость Российского военного флота, вновь инициировала сбор средств на его нужды. В феврале 1904 г. был создан Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Инициатива была поддержана сверху. Основная часть средств была собрана в течение 1904-1905 годов, однако деньги продолжали поступать и позже. К февралю 1912 г. пожертвования составили более 17,5 млн рублей, а вместе с процентами от хранения капитала – более 18,5 млн. На эти деньги было построено 18 однотипных минных крейсеров, в соответствии с традицией получивших названия в честь жертвователей: «Москвитянин», «Уссуриец», «Туркменец», «Финн»… Кроме того, было построено несколько подводных лодок и знаменитый эскадренный миноносец «Новик». Затем средства были переориентированы на создание воздушного флота России. В результате этой работы к началу Первой мировой войны Черноморский и Балтийский флоты имели сильные по тем временам авиационные соединения.

ВЫДАЮЩУЮСЯ роль в возрождении отечествен­ного Военно-Морского Флота, практически уничтоженного в огне Гражданской войны и иностранной интервенции, сыграл энтузи­азм молодежи, главным об­разом комсомола. С 1922 г. по инициативе ЦК РКСМ стали проводиться регуля­рные призывы на флот. Застрельщиком в этом деле выступила крупнейшая в стране Московская комсомольская организация. Мос­квичи шли служить на флот, поступали в военно-морские училища, оказы­вали материальную помощь отдельным кораблям и це­лым флотским подразделе­ниям.

В октябре 1922 г. в столице собрался V Всероссийский съезд РКСМ, на котором было принято решение взять шефство над военным флотом. Первоначально ма­териальная помощь моря­кам должна была выража­ться в отчислении комсомо­льцами продуктов от на­турпайка и денег от жало­ванья, в устройстве субботников, организации сверх­урочных работ, продаже продукции. Начиная с 1923 г. комсомол стал проводить не­дели и трёхдневки Крас­ного Флота, пропагандируя идею укрепления морской мощи СССР.

На VI Всероссийском съе­зде комсомола (1924 г.) бы­ло решено перейти к шеф­ству ячеек и организаций над конкретными корабля­ми флота. За москвичами закрепили линкор Балтфло­та «Марат». Шефство при­обрело широчайший размах. Было проведено три комсомольских призыва. За первый год шефства на флот пришло свыше 6500 чел. Именно они заложили ядро будущих командиров кораблей и подводных лодок.

Масштабы помощи юных москвичей Флоту росли с каждым годом. В 1929 г. московский комсомол взял шефство уже над дивизи­ей линкоров КБФ в целом, а после войны (с 1947 г.) – над Северным флотом. Продолжая дореволюционные традиции всенародных по­жертвований на нужды фло­та, комсомол в начале 30-х годов организовал сбор средств на строительство подводной лодки и отряда гидросамолетов. Из года в год росло число комсомо­льцев среди курсантов во­енно-морских училищ. Имен­но эта молодежь стала ос­новной кузницей грамот­ных, дисциплинированных идейно убежденных кадров для Советского флота.

Восстанавливая флот в 20–30-е годы ХХ века, Советская власть прибегла к дореволюционному опыту по использованию народной инициативы и народного капитала для финансирования морского строительства.

С 1923 по 1938 год изыскивались средства на укрепление обороны морских границ. На комсомольские средства в 1934 г. была построена подводная лодка «Комсомолец» (Щ-304) и в 1932 г. торпедный катер «Пионер», а также отряд гидросамолетов. В составе ВМФ до 75 процентов экипажей кораблей составляли комсомольцы. Накануне войны требовалось большое количество подготовленных кадров. Только в 1939 г. комсомол направил в различные учебные заведения флота около 20 тыс. своих воспитанников.

Подводя итог этого периода шефства, следует отметить: впервые войдя в обиход, широкое распространение получил термин «шефство», наполненный объемным практическим содержанием; родилась традиция установления шефских отношений общественных организаций, трудовых коллективов над кораблями и частями ВМФ; возродилась традиция сбора средств на постройку кораблей; были созданы предпосылки возникновения всенародного движения оказания добровольной помощи флоту в годы Великой Отечественной войны; комсомол как шеф Военно-Морского Флота в значительной мере взял на себя решение государственной программы возрождения флота, создания заново системы подготовки кадров для флота, укрепления морской оборонной мощи страны.

В годы войны вопросы шефства и народной помощи Армии и Флоту наполнились новым содержанием. Они стали развиваться по нескольким направлениям: сбор денежных средств на постройку кораблей и др. боевой техники; передача кораблей и боевой техники их экипажам; мобилизация комсомольцев на фронт; развитие движений комсомольцев по взаимозаменяемости в расчетах, скорейший ремонт боевой техники, экономия горючего и смазочных материалов, сбор трофейного и сбережение своего оружия; пропаганда боевых дел подшефных воинских частей и экипажей кораблей среди населения регионов СССР; развитие культурных связей между регионами СССР и воинскими частями; сбор подарков и посылок для фронтовиков.

Инициативу комсомольцев по сбору денежных средств для постройки боевой техники поддержало население всей страны. За годы войны на эти цели было собрано более 1 млрд рублей, на которые были построены танковые колонны, эскадрильи самолетов и 114 боевых кораблей различного предназначения, из них: 10 подводных лодок, 55 торпедных катеров, 33 бронекатера, 3 больших и 13 малых охотников за подводными лодками. Многим из них были присвоены комсомольские наименования – «Ярославский комсомолец», «Челябинский комсомолец», «Ленинский комсомолец» и др. Необходимо отметить: средства собирали и моряки, воюющие на фронтах и морских театрах военных действий. На эти деньги также строилась боевая техника, в том числе для сухопутных частей. Движение всенародной помощи Армии и Флоту носило всеобъемлющий действительно массовый характер.

Следует подчеркнуть: идеологический аспект шефства стал не только присутствовать как следствие материально-финансовой помощи, зачастую он начал выступать как самостоятельная черта шефского движения, получившая развитие в послевоенный период шефства. К сожалению, в дальнейшем при этом стали себя проявлять бюрократизм, показуха, за красивыми формами и громкими словами не всегда стояли конкретные дела. Постепенно «внешняя сторона» шефства зачастую стала определяющей. Между тем было немало и позитивного.

Как и в предвоенные годы, главную роль в развитии шефского движения играли общественные организации, и прежде всего ВЛКСМ. Горкомы и обкомы, краевые и республиканские комсомольские организации берут шефство над кораблями и частями ВМФ, в котором появляется «комсомольская эскадра» – корабли, носящие комсомольские наименования. С 1958 по 1982 год в составе ВМФ находилось около девяноста таких кораблей, в составе «комсомольской эскадры» Черноморского флота в 1991 году было 17 единиц – от подводной лодки до ракетного катера.

Шефство носило и обратный характер – моряки принимали шефство над школами и детскими садами, помогали развивать систему допризывной подготовки. На комсомольские ударные стройки страны направлялись моряки, уволенные в запас, лучшие воины рекомендовались для поступления на работу на конкретные предприятия, на учебу в вузы. Прочно вошло в практику проведение мероприятий военно-патриотической направленности с представителями шефствующих организаций, обмен делегациями, коллективами художественной самодеятельности, проведение военно-спортивных игр. Так, именно на Черноморском флоте летом 1990 года был проведен последний Всесоюзный финал военно-спортивной игры старшеклассников «Орленок».

К сожалению, с 1991 года система шефских связей была разорвана, корабли «комсомольской эскадры» ЧФ в 1992 году были переименованы, что, в принципе, в определенной мере отвечало логике происходящего – как в составе флота могли находиться, скажем, малые противолодочные корабли «Комсомолец Молдавии» и «Комсомолец Грузии», ракетный катер «Комсомолец Армении»? С другой стороны, переименование корабля – дело исключительное, тем более, что новых наименований кораблям не дали – присвоили лишь тактические номера.

Поначалу прекращение шефских связей, во многом носивших идеологический и культурно-просветительский характер, никак не сказывалось на состоянии экипажей кораблей. Однако вскоре все без исключения черноморцы самым непосредственным образом стали ощущать на себе пагубность производимого флотораздела. Моряки, проходящие службу на территории, подпавшей под юрисдикцию Украины, флот и его корабли оказались заперты в своих базах, вал различных проблем нарастал, офицеры, мичманы и их семьи стали терять служебную и жизненную перспективу. Провалы в финансировании, экономическая удавка со стороны украинских властей, неурегулированность многих вопросов, в т.ч. правовых, таможенных, налоговых и т.п., привели к тому, что корабли лишились топлива, стабильного материально-технического снабжения, а черноморцы – социальной защиты, возможности нормально служить и жить. И как это всегда бывало в сложные времена, на помощь морякам пришла Москва.

Еще в 1982 году специальным постановлением ЦК ВЛКСМ было закреплено шефство Сокольнического района Москвы над противолодочным крейсером «Москва». Шефство развивалось по нескольким направлениям, в т.ч. на корабле служили посланцы столицы. Сокольнический район подарил морякам аппаратуру для ВИА «Москвичи», набор духовых инструментов для оркестра и струнные инструменты для ансамбля народной музыки. В свою очередь, матросы, мичманы и офицеры крейсера, прибывая в составе делегаций в столицу, выступали в школах, на заводах, перед молодежью. В Севастопольском районе Москвы был создан Музей Черноморского флота при Дворце пионеров. Однако в «перестроечное время», еще в 1989 г., шефские связи прервались. К счастью, ненадолго.

В начале 1992 г. шефство Москвы над кораблями Черноморского флота, над ПКР «Москва» получило продолжение и было наполнено принципиально новым содержанием. На «Москве» в связи с активизацией процесса раздела ЧФ в апреле 1992 г. побывал советник Президента России С.Б. Станкевич. А на юбилей крейсера в мае того же года приехал председатель Моссовета Н.Н. Гончар. Именно тогда был заключен договор о шефстве Моссовета над ПКР «Москва». Два года шефские связи налаживались и укреплялись.

Новый действенный импульс шефство получило после І съезда городов России. Он проходил в Москве в июне 1993 г. Съезд отметил, что «неконструктивная позиция на межгосударственных переговорах всех уровней, односторонние действия по переподчинению Министерством обороны Украины кораблей и судов, береговых объектов флота при неспособности обеспечить их нормальное функционирование ставят под угрозу само существование Черноморского флота – важнейшей военно-морской силы, защищающей интересы не только России, но и всего Содружества». Съезд рекомендовал органам власти городов России в трудное для черноморцев время взять шефство над кораблями Черноморского флота, оказать материальную помощь экипажам и членам семей черноморцев.

После прекращения деятельности Моссовета удалось решить вопрос о шефстве Правительства Москвы над крейсером. Эту работу на более высокий уровень вывела Московская мэрия во главе с Ю.М. Лужковым.

24 августа 1993 г. Правительство Москвы принимает специальное Постановление № 820 по оказанию шефской помощи личному составу черноморского крейсера «Москва», а несколько месяцев спустя – новое, более конкретное и развернутое Постановление по тому же вопросу – № 1134 от 14 декабря 1993 г. Им предусматривалось развитие отношений с черноморцами по различным направлениям, выделялись средства в объеме 1 млрд рублей на материальную поддержку моряков, а также на помощь в строительстве жилья, оснащение медикаментами, бытовым и специальным оборудованием. Департаменту строительства Москвы поручалось «решить вопрос о совместном с местными властями строительстве в городе Севастополе 100-квартирного жилого дома для бесквартирных и нуждающихся в улучшении жилья офицеров и мичманов». Это был не последний руководящий документ московского правительства, направленный на совершенствование шефской помощи кораблям и частям Черноморского флота. И каждый из них был выполнен в полном объеме.

Патриотический почин Москвы, каждая из 10 префектур которой шефствовала над конкретным кораблем, был поддержан россиянами. С течением времени более 120 российских административных единиц России – республик, краев, областей, городов и районов – стали шефствовать над кораблями и частями флота. Примеру москвичей последовали администрации Краснодара, Ростова-на-Дону, Волгограда, Белгорода, Нижнего Новгорода, Владимира, Татарстана, Азова и т.д. Сама же столица уже помогала Черноморскому и Балтийскому флотам – были подписаны соответствующие договоры, которые успешно выполнялись. В дальнейшем были заключены еще и соглашения о сотрудничестве и шефских связях правительства Москвы с командованием Северного и Тихоокеанского флотов…

Сотрудничество Москвы и флотов, шефские связи – это регулярная, большая и системная работа. Она проводилась в рамках утвержденной правительством города специальной программы. Ее официальное название – «Комплексная целевая программа шефства Москвы над Военно-Морским Флотом Российской Федерации на 2004-2006 годы».

Основными направлениями шефской работы были: поддержание и обеспечение боевой готовности кораблей и частей флота; укрепление материально-технической базы ЧФ, направленной на выполнение задач по его предназначению; осуществление мер по созданию условий, обеспечивающих социально-экономическое и моральное благополучие военнослужащих и членов их семей; проведение мероприятий, способствующих совершенствованию военно-патриотического воспитания, обеспечению преемственности традиций флота.

На основе договоров и соглашений о сотрудничестве, заключенных командованием ЧФ и руководством регионов, административных единиц России, конкретных предприятий и организаций, обеспечивались: ремонт, модернизация и ввод в строй кораблей флота; обеспечение кораблей и частей материалами и средствами в интересах боевой готовности; решение задач социальной защиты военнослужащих и членов их семей, лиц, уволенных с военной службы, организации достойных бытовых условий; направление на флот для прохождения службы наиболее подготовленных призывников; проведение совместных мероприятий культурно-просветительской, творческой, научно-образовательной, исследовательской и информационно-издательской деятельности (как на кораблях, в частях, местах дислокации сил флота, так и в российских регионах).

В авангарде этой работы по-прежнему шли москвичи. За первые десять лет активного развития шефских связей построено несколько жилых домов для черноморцев: в 1995 году – 105-квартирный, в 1996 году – 120-квартирный; в том же году состоялась закладка 300-квартирного дома в честь 300-летия Российского флота. С той поры практически ежегодно осуществлялась закладка и сдача жилья для черноморцев. К этой работе подключились другие субъекты Федерации, в т.ч. Татарстан. На средства некоторых городов и областей регулярно приобретались квартиры для семей офицеров, мичманов и прапорщиков ЧФ не только в Севастополе, но и в Феодосии, на Кубани, периодически предоставлялось жилье, построенное на основе шефских связей, непосредственно в российских регионах. Таким образом снималась острота жилищной проблемы. Деятельность Правительства Москвы стала примером и для руководства России – в 2002 году в эксплуатацию был сдан «Президентский дом», построенный для черноморцев по решению Президента России В.В. Путина.

За строительством жилья последовало решение не менее важных проблем. Так, с целью снижения напряженности в сфере воспитания и образования детей черноморцев, противостояния валу украинизации во второй половине 90-х годов в Севастополе с помощью москвичей построены детский сад на 90 мест, общеобразовательная школа № 8 Министерства обороны Российской Федерации им. 850-летия Москвы, в которой по российской (московской) программе одновременно обучалось 1200 человек, открыт Черноморский филиал МГУ им. М.В. Ломоносова. На основе этих примеров проведена работа по открытию в Севастополе Крымского филиала Новороссийской государственной морской академии, которая занимается подготовкой кадров для Морского флота России, а также осуществляет переподготовку офицеров и мичманов по широкому спектру гражданских специальностей. В 2003 году на центральной площади Севастополя – пл. Нахимова завершено строительство Делового и культурного центра столицы – «Дома Москвы в Севастополе».

Действенную помощь Правительство Москвы оказывало не только черноморцам, но и ветеранам флота. Так, осуществлены переоборудование лечебно-диагностического центра флота, поставки современной медицинской техники во флотский госпиталь. Организовано лечение, в т.ч. в Москве, оказание социальной поддержки, проведение акций гуманитарного характера были возложены на созданный в октябре 1994 г. благотворительны фонд «Москва – Севастополь». В активе фонда – сотни проведенных мероприятий, в т. ч. в интересах не только подшефных, но и шефов. Так, только в 2000 году в здравницах Крыма с помощью фонда «Москва – Севастополь» отдохнули более 1300 столичных детишек.

За благотворительностью и решением других гуманитарных задач последовал вывод связей с российскими регионами и предпринимателями на более высокий уровень – в Севастополь и Крым пришел российский бизнес. Так, в Севастополе открыто Представительство Республики Татарстан в Украине и Молдове, организовывавшее развитие экономических связей. Здесь также были открыты представительства компании ЛУКОЙЛ, филиал Петрокоммерцбанка, обслуживающего нужды Черноморского флота.

Принципиальным явилось то, что шефская помощь россиян стала носить не только гуманитарный характер, она служила интересам повышения боевой готовности, способствовала решению учебно-боевых задач. Так, вопрос продолжения и завершения ремонта ракетного крейсера «Слава», в 1995 г. переименованного в «Москву» после вывода из флотского строя корабля-ветерана ПКР «Москва», не был бы решен без активной поддержки столицы России. Ракетный крейсер, построенный в 1983 г., в 1990 г. стал на ремонт в Николаев, да так там и остался. Относительно молодой крейсер могла постичь печальная участь десятков недостроенных или ремонтируемых кораблей, отправленных из-за проблем финансирования под судоразделочный нож.

На одном из рабочих совещаний командования ЧФ и делегации российской столицы, где обсуждался вопрос дальнейшего развития шефских связей, было решено не ограничивать помощь социально-бытовыми и гуманитарно-культурными рамками, направить ее в русло обеспечения главного предназначения флота – решение задач боевой готовности. Первым реальным вкладом в это дело стало подписание договора о первоначальном ремонте крейсера в сумме 25 млрд рублей. ВМФ России выделил на ремонт корабля векселями 3 млрд рублей, и вскоре деньги поступили на завод, дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, инфляция и другие факторы наложили свой отпечаток на ход ремонта, однако экипаж корабля вместе с шефами сделали все, чтобы корабль как можно быстрее вышел из Николаевского завода им. 61-го коммунара. Свою роль сыграл и моральный фактор – в мае 1998 года «Москва» стала Гвардейским крейсером. Это почетное звание ей было передано в момент, когда из состава Черноморского флота был выведен Гвардейский сторожевой корабль «Красный Кавказ» – последний из оставшихся на ЧФ 18 гвардейских кораблей и частей, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, флотская гвардия не умерла. Вскоре вопрос завершения ремонта ГРКР «Москва» вышел на государственный уровень – соответствующее заявление сделал Президент России.

В июле 1999 года крейсер из Николаева прибыл в главную базу флота – Севастополь. Здесь на 13 Судоремонтном заводе ЧФ были произведены работы по завершению его ремонта и ввод в первую линию флотских сил. А уже в августе-сентябре 2001 года корабль совершил дальний поход с заходом в порты Франции, Италии и Туниса, флагман флота принял участие в «Днях Москвы на Лазурном берегу». В период плавания экипаж корабля отработал целый комплекс учебно-боевых задач. Этому способствовало то, что финансирование части затрат на поход выделила Москва (в частности, на закупку ГСМ и топлива. В 1998 г. в Средиземное море с аналогичными задачами ходил БПК «Керчь», опять же при обеспечении шефов). В 2002 г. ГРКР «Москва» вновь успешно выполнил задачи в Средиземном море, впервые возглавив выход уже отряда черноморских кораблей. А в 2003 г. в течение трех месяцев во главе отряда боевых кораблей ВМФ крейсер находился в Индоокеанской стратегической зоне, в августе-сентябре «Москва» снова совершила поход в Средиземное море. В дальнейшем экипаж крейсера решал боевые задачи в Индийском, Атлантическом, Тихом океанах, в ходе Войны 08.08.08. 14 апреля 2022 г. Гвардейский ордена Нахимова ГРКР «Москва» погиб в северо-западной части Черного моря, решая задачи Специальной военной операции России на территории Украины…

Регулярно помощь Правительства Москвы и префектур столицы оказывалась и другим кораблям. Традиционными, начиная с 1996 г., стали походы черноморцев в Грецию для участия в мероприятиях, связанных с национальным праздником – годовщиной Наваринского морского сражения, участие в котором и победа русских моряков способствовали обретению этой балканской страной своей независимости.

В свое время действенную помощь оказали москвичи в ремонте и поддержании технической готовности РКР «Адмирал Головко», СКР «Сдержанный», СКР «Скорый». Можно привести другие примеры.

Традицией, закрепляющей узы шефства регионов России над черноморцами, стало присвоение подшефным кораблям соответствующих наименований. Так, в составе Черноморского флота выполняли задачи: ГРКР «Москва», большие десантные корабли «Азов», «Ямал», «Орск», «Новочеркасск», «Саратов», малые противолодочные корабли «Владимирец», «Ярославец», «Суздалец», «Муромец», «Ейск», морские тральщики «Ковровец», «Поворино», ракетный катер «Ивановец» и др.

Трудно переоценить такое направление работы, как призыв на флот, на подшефные корабли и в части юношей из подшефных регионов. В некоторых экипажах они составляли до 20 процентов моряков, проходящих службу по призыву, а на подводной лодке «Алроса» (типа «Варшавянка»), над которой шефствует Республика Саха-Якутия и компания «АЛРОСА», – все 100 процентов. Такая практика на деле укрепляла единство народа и его флота.

По-прежнему важное место в шефстве занимало развитие культурных связей. В Севастополе и на флоте выступили десятки творческих коллективов из столицы и других городов. В свою очередь неоднократно на гастроли в Россию выезжали Ансамбль песни и пляски Черноморского флота, Драматический театр флота им. Б.А. Лавренева, Оркестр штаба ЧФ, Ансамбль песни «Подворье», эстрадный ансамбль «Андреевский флаг». Черноморцы участвовали в мероприятиях Дня города, проводимых в Москве, а их дети – в «лужковской» и «кремлевской елках», в мероприятиях военно-патриотической направленности – встречах с шефами, Днях призывника, организации военно-спортивных игр, организации военно-спортивных лагерей и лагерей отдыха для детей из шефствующих регионов, проведении акции «Долг» по поиску останков воинов, павших в боях и сражениях Великой Отечественной, и др.

За годы шефство россиян над черноморцами и их содействие развитию Севастополя приняли самые разнообразные формы. Их поддержка заметно укрепила боевой дух моряков и севастопольцев, способствовала решению флотом своих задач. В результате они твердо знали и знают: за ними – Россия, за ними – Москва.

Шефство стало одним из наиболее ярких подтверждений преемственности отечественных военно-патриотических традиций, неразрывности духовных уз, связывающих разные поколения россиян с воинами современных Вооруженных Сил.

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *