Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 2

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России,  который поддержан  Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса.  Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

2. Петровский флот в московской колыбели

БУДУЩИЙ ГРОЗНЫЙ ФЛОТ Российской Империи, рожденный гением «великого мореплавателя и плотни­ка», начинал свое трехсотлетнее плавание в тихой колы­бели московской Яузы. Именно там началось серьезное увлечение молодого царя корабельным делом и Флотом.

В ДЕТСТВЕ Петр играл в «кораблики», пуская су­да флотилии, сработанной кремлевскими плотниками, по глади пруда Верхнего Набережного сада. По-настоя­щему же он познакомился с судами в Москве в 14-летнем воз­расте. С лета 1686 г. на Яу­зе вместе с «потешным го­родком», который позднее именовали Пресбургом, стро­ились и «потешные суда». За два года для яузской фло­тилии соорудили струг, несколько шняков, карбусов и лодок.

В начале июня 1688 г. Петр, гуляя в родовой вот­чине Романовых – подмос­ковном селе Измайлове, увидел в одном из амбаров на льняном дворе «судно иностранное» – старый бот. На прогулке его сопровож­дал голландец Франц Тим­мерман, бывший моряк, обу­чавший царя различным на­укам. Он объяснил Петру предназначение этого английского судна. Больше всего царя поразил не сам бот, а его возможности, ведь «потешные суда» на Яузе име­ли самое примитивное па­русное вооружение, были довольно неповоротливы и неуклюжи.

Корабельный плотник Карстен Брант, плававший на «новоманерном» «Орле», починил старый бот, снабдил его мачтой и парусом и про­демонстрировал его возможности на Яузе. Затем бот перетащили на Просяной пруд, а потом переправили на Плещеево озеро, расположенное в 130 км к северо-востоку от столицы. Кроме того, летом 1689 г. Петр начал строить суда и в селе Преображен­ском на Москве-реке, совер­шает на них несколько по­ходов по реке.

К июню 1689 г. на Плещеевом озере появились два «зело хороших» трехмачто­вых фрегата и три яхты. Но происшедший в августе Стре­лецкий бунт и другие собы­тия отвлекли Петра от ко­рабельных дел, которые бы­ли продолжены только в но­ябре 1691 г. В Переславль были переправлены все име­вшиеся в Москве «потешные суда», к тому же на озерной верфи к этому времени было построено 9 судов: два корабля, два фрегата, гале­ра, четыре яхты. Самым бо­льшим кораблем был 30-пушечный «Марс». Всего «по­тешная флотилия» насчиты­вала более восьми десятков больших и малых судов. Они были вооружены пуш­ками и имели полностью укомплектованные экипа­жи. А в мае 1692 г. состо­ялись первые маневры «по­тешной флотилии» в полном составе, продолжавшиеся несколько недель. В августе Петр пригласил на озеро весь царский двор и провел маневры флотилии во вза­имодействии с пехотой и артиллерией Бутырского полка. Это был первый на Руси опыт взаимодействия «новоманерных» судов и войск.

Нельзя не восхищаться озерной «потешной флоти­лией» молодого царя. Здесь проходили выучку офице­ры и матросы, формирова­лись экипажи судов. На Плещеевом озере состоя­лась первая поучительная баталия – «примерное», как тогда говорили, сражение между судами, разде­лившимися на два отряда. На озерной верфи впервые на Руси постройка велась на основе теоретических расчетов и по чертежам. Ва­жно и то, что различные судовые детали изготавлива­лись не только на верфи, но и в мастерских, значитель­но удаленных от Переславля, что значительно уско­ряло строительство судов.

Именно этот опыт в пол­ной мере пригодился в да­льнейшем при строительст­ве нового флота в Воронеже. Спустившись по Дону, ко­рабли, построенные на Во­ронежской верфи, приняли активное участие в боях под турецкой крепостью Азо­вом. Жестоко наученный первым неудачным опытом «азовского сидения» (1695 г.), Пётр осознал, что флот – это не только «потеха», но и мощное средство войны. Построенные в Воронеже корабли в 1696 г. сумели бло­кировать крепость с моря, чем и принудили ее гарни­зон к сдаче.

РАДОСТНО встречала Мо­сква войска, вернувшиеся с победой в столицу. Пётр же, без сомнения, вернулся в Москву с идеей постройки большого военного флота для плавания по Азовскому морю, а позднее и по Черно­му. Недаром еще в послед­них числах июля 1696 г. он предпринял плавание к Та­ганрогу для выбора гавани, удобной для базирования будущего флота.

Петр приступил к реа­лизации своих идей сразу же после московского триумфального шествия 30 сен­тября. Уже через 20 дней – 20 октября состоялось специальное заседание Бо­ярской думы, на котором рассматривались два воп­роса, серьезно занимавшие молодого царя: о заселении Азова и о построении бо­льшого флота для Азовско­го моря. Он прекрасно по­нимал, что строительство и дальнейшее содержание фло­та связаны с большими рас­ходами, и решил, видимо, заручиться согласием бояр на установление новых по­винностей, чтобы введение их рассматривалось не как его единоличное решение, а как коллективный приго­вор Боярской думы. И по второму вопросу было при­нято принципиальное реше­ние о постройке флота: «Морским судам быть…».

Петр издал соответству­ющий указ. Так сверши­лось событие, во многом определившее судьбу Россий­ского государства: было принято решение о создании Флота, способного не толь­ко оказывать помощь сухо­путным войскам, как то де­лал Воронежский галерный флот во время второй оса­ды Азова, но и грозить Крыму и непосредственно Турции.

ЦЕНТРОМ этого, поис­тине общегосударственного движения стала Москва – место пребывания админи­страции большинства кумпанств (компаний), создан­ных для строительства ко­раблей нового флота в 1696 г. Был определен объем ко­раблестроения, который надлежало профинансировать созданным кумпанствам. 35 кораблей должны были построить кру­пные духовные и светские землевладельцы, 14 – по­садские люди, 3 – обязан был изготовить на свои сре­дства именитый человек Григорий Строганов. Это «партикулярное» судостро­ение должно было дать флоту России 52 корабля. Решен был вопрос о сборе средств (полтинных денег) на постройку кораблей с мелких помещиков, а также с купечества.

К весне 1700 г. московские и ряд других кумпанств выполнили возложенную на них повинность. Ими было построено 77 кораблей: 52 основных и 25 дополнительных.

Чрезвычайно ценным оказался и первый опыт дея­тельности административно­го органа, занимавшегося строительством флота – Владимирского судного приказа. Впоследствии его дела были переданы в Мос­ковский судный приказ и со­здано специальное управле­ние по строительству кораб­лей во главе с Ф.М. Ап­раксиным, будущим адмиралом и героем Гангутско­го морского сражения 1714 г., которого официально велено было называть «адмиралтейцем». Так в Москве возник новый при­каз, получивший впослед­ствии название Адмиралтейского. В то же время в Москве был образован и Военный морской приказ, ведавший наймом, подго­товкой и содержанием эки­пажей кораблей.

Вновь образованным мос­ковским приказам пришлось заниматься не только организацией строительства ко­раблей. Не менее важным «государевым делом» ока­зался рекрутский набор на флот. В 1700 г. из Москвы в Азов прибыли 600 мо­лодых рекрутов для попол­нения солдатских формиро­ваний Азовского флота. Да и первый на Руси набор «в матросы» – 1300 человек в возрасте от 15 до 25 лет – произведен в 1702 г. в подмосковном с. Преображе­нском. В дальнейшем из Мо­сквы и городов Московской губернии также набирались рекруты.

Настойчивость Петра и его сподвижников дала свои пло­ды: в 1721 г. в числе 7215 матросов флота не значи­лось уже ни одного иностран­ца. Трудно переоценить и роль Москвы в комплектова­нии экипажей русского фло­та – самый крупный в стра­не город и заселенный рай­он дали значительную часть матросского набора.

НО ОСОБЕННО велика была роль Москвы в деле подготовки квалифицирован­ных кадров для Флота. Имен­но отсюда впервые отправились для «научения мор­ского дела» за границу зна­тные молодые люди. 39 че­ловек посылались в Италию и 22 – в Голландию и Ан­глию. Все они, за одним ис­ключением, принадлежали к видным боярским и дворянским фамилиям. Кроме освоения наук, каждый сто­льник, отправляемый за гра­ницу, обязан был нанять там и привезти в Москву двух искусных мастеров морско­го дела. Также морскому де­лу обязан был обучаться прикомандированный к столь­нику солдат, холоп или дру­гой знакомый ему человек.

Однако посылка на учебу за границу дворянских де­тей не могла удовлетворить растущую потребность Рос­сийского флота в офицерских кадрах. Необходима была отечественная школа под­готовки мореплавателей. Пе­рвым таким учебным заве­дением стала Московская школа математических и навигацких наук. Еще осенью 1699 г. в Мо­скву прибыли нанятые в Англии преподаватели, ко­торые, впрочем, были без дела более года. Дело сдвинулось с мертвой точки то­лько после указа царя от 14 января 1701 г.

Школа находилась в ве­домстве Оружейной палаты, которое возглавлял адмирал Ф. Головин. Непосредствен­но отвечал за деятельность новой школы дьяк этой па­латы А. Курбатов. В конце концов после проволочек и неразберихи был издан указ о размещении школы в Сухаревой башне.

По принятому уставу но­вая школа была предназна­чена для обучения «детей дворянских, дьячих, подь­ячих, из домов боярских и других чинов» в возрасте от 12 до 17 лет. Предполага­лось довести состав обуча­ющихся до 500 учеников. Обучение в Навигацкой школе, как ее стали сокра­щенно называть, состояло в прохождении учениками трех ступеней: «россий­ской школы», «цифирной школы», «специальных клас­сов».

Роль Московской нави­гацкой школы в становлении регулярного флота России трудно переоценить. Поми­мо того, что она готовила первых русских морских специалистов, школа дала государству собственных оте­чественных строителей, архитекторов, геодезистов. Навигацкая школа стала пер­вым в России высшим светским учебным заведением.

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *