Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 5

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

5. На переломе эпох

РОССИЙСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ встретил свой двухсотлетний юбилей в зените славы и могуще­ства: к 1898 г. он прочно занимал третье место среди крупнейших флотов мира, в его историю были вписаны громкие победы над грозным противником. Но затем на его долю выпали тяжелые испытания.

27 ЯНВАРЯ 1904 г. японский флот без объявления войны нанес внезапный удар по русским морским силам на Дальнем Востоке. Вероломство этого нападения, понесенные тяжелые поте­ри еще ярче оттенили вы­сокий героизм, проявлен­ный в первые же дни войны русскими моряками. Осо­бенно сильный отклик в об­ществе получил геройский поединок крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Ко­реец» с японской эскадрой у корейского порта Чему­льпо. Вступив в бой с мно­гократно превосходящими их силами, наши корабли под общим командованием капитана 1 ранга Всеволода Федоровича Руднева нане­сли значительный урон япо­нской эскадре, а затем рус­ские матросы затопили свои корабли. Уцелевшим после тяжелейшего боя посчаст­ливилось вернуться на Ро­дину.

В апреле 1904 г. Моск­ва приветствовала моряков «Варяга» и «Корейца» музыкой военных оркестров и возгласами патриотичес­ки настроенного народа. От Курского вокзала до самых Спасских казарм, где должны были временно раз­меститься моряки, выстро­ились шпалерами войска Московского гарнизона. Прибывших офицеров и матросов ожидала внушите­льная программа официаль­ных торжеств: обед для ма­тросов в Спасских казармах, для офицеров – у генерал-губернатора, вручение памятных жетонов и серебря­ных братин от города Мос­квы, приемы и чествования офицеров в Городской Думе, Дворянском собрании, Английском клубе. Для ниж­них чинов были организо­ваны экскурсии для осмо­тра достопримечательнос­тей древней столицы.

ТРАГЕДИЯ «ВАРЯГА» больно отозвалась в русских сердцах. Неудачи продолжали преследовать Русский флот: в мае 1905 г. у Цу­симы почти полностью погибла 2-я Тихоокеанская эскадра. Известия о горь­ких поражениях отечест­венных Военно-Морских Сил взволновали страну. По инициативе графа Л.М. Ко­чубея начинается сбор по­жертвований в пользу фло­та. В нем приняли участие представители всех сосло­вий и профессий Москвы.

Сбор средств на усиление военного флота начинается по всей стране, создается Особый комитет по сбору добровольных пожертвований. За период его действия (1904-1912 гг.) в Москве и Московской губернии было собрано около 1 млн руб­лей. Особую роль в этой кампании сыграл Москов­ский купеческий банк, ко­торый вместе с Волжско-Камским банком предло­жил исключительно выго­дные условия для помещения собранных средств. Благодаря этому к январю 1912 г. одних процентов на хранимый капитал было на­числено более миллиона. А всего по России за 1904-1912 гг. было собрано 17,5 млн руб. пожертвований (без процентов), на кото­рые было построено 18 мин­ных крейсеров и 4 подвод­ные лодки. В память о роли, сыгранной в этом славном начинании Москвой, один из построенных на собран­ные деньги эсминцев по­лучил имя «Москвитянин».

ГИБЕЛЬ РУССКОГО ФЛОТА на Дальнем Восто­ке со всей остротой поставила вопрос о его скорейшем воссоздании. Да и в целом требовалась модернизация, увеличение тоннажа и рус­ского торгового флота, отстававшего по количествен­ным и качественным пара­метрам от конкурентов. Не­обходимость этого понимали не только официальные лица, но и многочисленные энтузиасты флотского де­ла, объединенные в различ­ные общественные органи­зации. Такую цель поста­вила перед собой самая из­вестная из них – Лига об­новления флота, устав ко­торой был зарегистрирован 22 августа 1906 г. Душой Лиги являлся генерал-май­ор в отставке, публицист и издатель научно-литера­турного журнала «Море» Н.И. Беклемишев.

Задачи и планы этого об­щества были предельно че­тко сформулированы в уставе: «1) Лига обновления флота – есть общенародное Русское общество, которое имеет целью всемерное содействие развитию Русских морских сил и средств до степени, соответствующей требованиям безопасности и пользы Отечества… 2) Для достижения поставленной це­ли Лига распространяет все­ми доступными средствами в населении России сведе­ния о значении военного и торгового флотов, выясняет специальными исследовани­ями и гласным обсуждени­ем их нужды и содействует удовлетворению их нравст­венным воздействием и со­бираемыми средствами». Лига занималась издатель­ской деятельностью, прово­дила чтения и беседы, орга­низовывала морскую прак­тику для учащихся. Ее штаб-квартира находилась в Санкт-Петербурге, а в Мо­скве вскоре создается Бю­ро Лиги.

Важнейшей вехой в исто­рии этой организации ста­ло проведение московской Морской выставки. Она бы­ла подготовлена Москов­ским бюро Лиги совместно с центральной петербург­ской организацией и откры­лась 12 июля 1908 г. Вы­ставку приветствовали те­леграммами морской ми­нистр и ряд официальных лиц. Великий князь Алек­сандр Михайлович, в частности, писал: «От всего се­рдца поздравляю вас и всех потрудившихся с от­крытием первой Морской выставки. Постоянно с ин­тересом слежу за работой Лиги обновления флота. Несказанно радуюсь, что на Руси нашлись люди, которые понимают крайнюю не­обходимость для России мо­щного флота, стоящего на высоте современных техни­ческих требований. Дай Бог, чтобы труды Лиги не про­пали даром».

Выставка разместилась в Манеже и Кремлевском са­ду. Основу экспозиции составили изобразительные материалы (рисунки, чер­тежи, фотографии). Они бы­ли распределены по 14 от­делам: история военного и торгового флотов, обучение морскому делу, мореходные карты и инструменты, тор­говый флот, Военно-Морской Флот, судовое снабжение, двигатели, судостроительные материалы, спасение на во­дах, морское и речное ры­боловство, порты, морская гигиена, спорт, воздухопла­вание.

Основная часть экспона­тов и лекционный зал раз­мещались в Манеже. В ходе выставки читались лекции со световыми картинами (диапозитивами) по различным темам морской истории, рас­сказывалось о последних событиях войны на море, судостроении, мореплавании, торговом флоте, вод­ных сообщениях, воздухо­плавании. В Кремлевском саду были сосредоточены главным образом увеселе­ния: кинематограф, ресто­ран, морская диорама ху­дожника И.Л. Калмыкова.

В дни работы выставки выходила ежедневная газе­та «Вестник Морской выставки». Всего появилось 54 номера. Экспертная ко­миссия выставки присудила 300 наград (медалей, дип­ломов, почетных отзывов, почетных знаков и пр.). Со­став награжденных был ве­сьма пестрым: от произво­дителей пушек и моторов до изготовителей мыльного порошка, мясных консервов, рамок для фотографий и даже виноградных вин. Са­ми награды были изготов­лены на средства, пожерт­вованные великим князем Михаилом Александрови­чем.

ВЫСТАВКА 1908    г., продолжавшаяся 67 дней, стала последней крупной морской экспозицией в до­революционной Москве, име­вшей непосредственный и практический результат. Им стало преобразование Мос­ковского бюро Лиги обновления флота в самостояте­льный Московский кружок обновления флота, зарегистрированный 23 сентября 1908 г. Его торжественное открытие состоялось 1 февраля 1909 г. в Комиссаровском техническом учили­ще. Кружок ставил своей целью пропаганду флот­ской тематики среди об­щественности. Его участни­ки проводили популярные лекции, издавали и распро­страняли брошюры, посвя­щенные морским вопросам, организовывали ученические экскурсии по внутрен­ним водным бассейнам. Кру­жок собирал ценные данные относительно произво­дительности заводов Цент­ральной России с точки зрения возможности использовать их для воссоздания мо­рской силы страны. В 1910 г. члены кружка пос­лали адрес начальнику от­ряда русских кораблей, мо­ряки которых оказали помощь при землетрясении в Мессине, контр-адмиралу В.И. Литвинову, и это был первый сочувственный от­клик нашим морякам после нападок на флот.

В декабре 1909 г. в Мо­скве прошел I Съезд деяте­лей по водным путям, проведенный под эгидой Импе­раторского общества для со­действия русскому торговому мореходству. В его ра­боте приняли участие представители как морского, так и речного флотов: моряки, судостроители, судовладель­цы, механики и т.д.

Морская проблематика прочно входила в число тем, которые постоянно обсуждались в самых различных кругах населения Москвы.

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *