Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».
Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.
10. Вклад Москвы в создание современного флота
С самого зарождения Российского флота, с Петровских времён московские предприятия постоянно участвовали в оснащении и вооружении кораблей и судов. Эта традиция никогда не прерывалась, а лишь крепла из года в год.
После перевода столицы в Москву Центральный промышленный район, формировавшийся вокруг крупнейших, в первую очередь военных заводов Москвы и Подмосковья, стал одним из основных поставщиков оборудования и вооружения для отечественного флота. Москва превратилась в центр управления судостроительной промышленностью.
В середине 20-х гг. началось восстановление разрушенной во время Гражданской войны отечественной судостроительной промышленности. По мере расширения ее географии все острее ощущалась необходимость в создана центра управления отраслью. Им стало сформированное в 1928 г. всесоюзное объединение судостроительной промышленности «Союзверфь», располагавшееся в Ленинграде. В апреле 1933 г. после создания Главного управления судостроительной промышленности центр правления отраслью был перенесен в Москву.
12 января 1939 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Наркомат судостроительной промышленности. В него вошли бывшие главки НКОП: 2-й (судостроительный), 7-й (броневой), 17-й (минно-торпедный), 19-й (аккумуляторный), 20-й (морских приборов). Наркомсудпром разместился в Москве по адресу: Петроверигский переулок, 10. Первым наркомом становится И.Ф. Тевосян.
Со дня своего основания «Союзверфь», затем Главморпром, Наркомсудпром, Госкомитет и Минсудпром были поистине штабом отрасли. Здесь формировались планы кораблестроения и научно-исследовательских работ, на технических советах рассматривались проекты кораблей и судов, разработанные конструкторскими бюро. Только после их всестороннего обсуждения и устранения всех недостатков давалось «добро» на воплощение проектов «в металле». Кроме центрального аппарата Минсудпрома в московском регионе находилось немало предприятий отрасли: научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, а также наукоемкие высокоточные производства.
В связи с увеличением масштабов деятельности отечественного судостроения возникла необходимость в упорядочении и автоматизации управления отраслью. С этой целью приказом министра судостроительной промышленности от 30 июня 1966 г. был создан Главный вычислительный центр министерства, которому поручили разработку и внедрение системы автоматизации отраслевого управления, и сеть региональных информационно-вычислительных центров и линий специальной связи.
В 1982 г. ГВЦ Минсудпрома был преобразован в Государственный центральный научно-исследовательский институт систем автоматизации и применения вычислительной техники (ЦНИИ «Центр»), на который возложили функции головной организации в отрасли по созданию систем автоматизации различных уровней и назначений, и образованы филиалы ЦНИИ «Центр» в судостроительных регионах (Николаеве, Ленинграде, Северодвинске, Калуге, Комсомольске-на-Амуре).
В этот период деятельность института характеризуется широким внедрением эффективных систем автоматизации технологических процессов в различных подотраслях судостроительной промышленности. Экономическая реформа и структурная перестройка оборонного комплекса определили новые функции, возлагаемые на ЦНИИ «Центр», который является одним из головных институтов по реализации Федеральной целевой программы «Российские верфи».
По мере создания современного флота все большую роль в его развитии стали играть фундаментальные научные исследования, на основе которых велось проектирование и строительство военных и гражданских кораблей и судов. В этой связи Москва как крупнейший научный центр приобретает все большее значение. Московские академические и отраслевые научно-исследовательские институты вели и продолжают вести большое количество разработок по флотской тематике.
Начиная с 20-х гг. масштабные научные изыскания в интересах строительства флота проводились в Московском центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где по инициативе А.Н. Туполева были созданы гидродинамическая лаборатория и гидроканал. Здесь отрабатывались обводы гидросамолетов и катеров, еще с 30-х гг. велись работы по катерам на подводных крыльях и судам на воздушной подушке. Гидродинамической лабораторией ЦАГИ выполнялись исследования по ходкости и мореходности катеров, тральщиков, сторожевых кораблей и эсминцев. Специалисты ЦАГИ участвовали в создании подводных лодок, определяли их параметры. В лабораториях ЦАГИ нашли свое развитие вопросы теории волнового сопротивления, расчеты и проектирование гребных винтов, проблемы качки, управляемости, ветрового крена кораблей, кавитации.
В 1940–1950-х гг. в ЦАГИ (параллельно с ЦНИИ-45 Минсудпрома) проводились модельные испытания мореходных качеств надводных кораблей и подводных лодок послевоенных проектов. ЦАГИ продолжил испытания судов с так называемыми динамическими принципами поддержания – это суда на воздушной подушке, скеговые, экранопланы и т.п.
В 1970-х гг. началось создание тяжелых авианесущих крейсеров, имевших на вооружении самолеты вертикального взлета. ЦАГИ выполнял исследования воздушных потоков над полетной палубой при различных условиях плавания и аэродинамического следа для выработки рекомендаций по применению палубных самолетов.
В первые же дни Великой Отечественной войны немцы применили против нашего флота акустические мины, к борьбе с которыми моряки не были готовы. На помощь пришли ученые Физического института Академии наук (ФИАН), которые уже к августу 1941 г. разработали принципиальную схему акустического трала. К весне 1942-го он был уже принят на вооружение, что позволило успешно бороться с минами и тем самым спасти десятки кораблей и тысячи моряков. Сотрудники ФИАН участвовали и в других разработках в интересах ВМФ. В 1946 г. было открыто явление сверхдальнего распространения звука в океане – подводный звуковой канал.
В начале 1960-х гг. в состав Минсудпрома передается Акустический институт им. академика Н.Н. Андреева, созданный в 1953 г. в составе Академии наук СССР на базе Акустической лаборатории Физического института имени И.И. Лебедева. В годы Великой Отечественной войны институт занимался разработкой и боевым использованием противоминных акустических тралов, звукоулавливателей и акустических пеленгаторов в системе противовоздушной обороны и проведением теоретических и экспериментальных работ в интересах ВМФ.
Важнейшими фундаментальными результатами научных изысканий института в 1940–1950-х гг. стало открытие сверхдальнего распространения звука в океане, явлений формирования подводного звукового канала, фокусировки звука и зональной структуры звукового поля.
Наряду с работами, связанными с конструированием гидроакустических средств, успешно решалась проблема снижения уровней акустических полей кораблей. Ученые института разработали ряд специальных покрытий, а также виброизолирующих и шумозаглушающих материалов, которые нашли широкое использование на многих типах кораблей.
На базе опытного завода и испытательной базы института в 1980 г. в подмосковной Дубне создается еще одно предприятие Минсудпрома – «Атолл», на котором проектируются пассивные гидроакустические комплексы для охраны морских экономических и государственных границ, а также для контроля за деятельностью рыболовецких судов.
В середине 1960-х гг. в Москве был образован НИИ штурманского приборостроения (НИИ «Дельфин»), в котором разрабатываются морские гироскопические навигационные приборы.
В январе 1946 г. в Москве на базе лаборатории океанологии Академии наук СССР создается Институт океанологии Академии наук (первый директор – П.П. Ширшов, с 1967 г. институт носит его имя), который проводит исследования океана по многим направлениям (физика океана, морская биология, морская геология и геофизика, гидрохимия океана, морская метеорология и климатология, акустика океана), направляет в экспедиции свои научно-исследовательские суда (НИС). Еще в 1949 г. в первый рейс вышел НИС «Витязь» – флагман научно-академического флота. Затем появилась целая флотилия.
Многие научные разработки, выполненные учеными института, использовались в интересах флота: это исследования в области акустики Мирового океана, уникальные карты дна океана и его гидрофизических полей, гидрохимические карты. Изыскания в области оптики моря, аэрокосмического изучения океана и химической структуры его вод и др. позволили предложить принципиально новые методы поиска подводных лодок и создать современные приборы для измерения различных параметров вод океана (скорости течений, солености, температур и т.д.).
Проблемами отрывного обтекания применительно к судовым движителям – гидромеханическими исследованиями, связанными с решением вопросов кавитации, занимались в Институте механики Академии. Здесь были заложены теоретические основы для создания суперкавитирующих винтов.
В Энергетическом институте Академии наук (ЭНИН) лаборатория № 2 выполняла исследования по созданию принципиально новых энергетических установок для торпед и подводных лодок. По заказу ВМФ Физико-химический институт им. Л.Я. Карпова участвовал в проектировании и изготовлении опытной установки химического регенератора для обеспечения работы дизеля подводной лодки по замкнутому циклу. Сотрудниками института разработано несколько препаратов эффективного регенерирующего вещества. В Институте автоматики и телемеханики Академии наук (ИАТ) проводились исследования по неконтактным взрывателям торпед и мин. Способ стрельбы, позволивший кораблям успешно использовать против авиации противника как зенитные пушки, так и орудия крупных калибров, был разработан в Математическом институте Академии наук.
Во время войны, в 1942 г., в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта была создана лаборатория сварки и резки под водой, которая стала проводить исследования по заказу Аварийно-спасательного управления ВМФ и готовить сварщиков для флота. В 1980-е гг. созданием энергоустановок для подводных лодок на базе электрохимических генераторов тока занималось московское НПО «Квант» электротехнической промышленности. Работают в интересах флота кафедры и институты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Трудно переоценить ту роль, которую сыграли ученые Москвы в создании отечественного атомного флота. 9 сентября 1952 г. Совет Министров СССР принял постановление о создании первой отечественной атомной подводной лодки. Разработка атомной энергоустановки для нее осуществлялась в Москве в НИКИЭТ под руководством Н.А. Доллежаля. Научным руководителем был академик А.П. Александров. Для детальной отработки корабельной установки в Обнинске при Физико-энергетическом институте Академии наук создали ее наземный прототип. 4 июля 1958 г. впервые в истории отечественного флота подводная лодка начала движение под атомной энергетической установкой.
Другим направлением в развитии корабельных атомных энергетических установок явилось применение жидкометаллического теплоносителя. Разработку такой установки выполняло ОКБ «Гидропресс» Подольского машиностроительного завода им. С. Орджоникидзе. Работы над паропроизводящей установкой (ППУ) начались осенью 1952 г., а через три года, в октябре 1955-го, Совет Министров СССР принял решение о строительстве опытной атомной подводной лодки с жидкометаллической ППУ. В 1963 г. опытная АПЛ проекта 645 вступила в строй.
В 20-е гг., когда началось строительство нового флота, проектирование торпедных катеров поручили авиастроителям, поскольку у российских судостроителей не было опыта строительства быстроходных катеров из легких металлов. Задача создания принципиально новых кораблей была решена в ЦАГИ. Коллектив конструкторов под руководством А.Н. Туполева, используя опыт, накопленный при строительстве гидросамолетов, спроектировал катер АНТ-3. Корпус катера представлял собой увеличенный поплавок гидросамолета. В 1926 г. катер был построен в мастерских ЦАГИ и весной 1927-го по железной дороге перевезен из Москвы в Севастополь, где прошел испытания. С полной боевой нагрузкой на спокойной воде он развил скорость 54 узла (100 км/ч). В следующем году был спроектирован, построен и прошел испытания катер АНТ-4 (Ш-4). Он был принят на вооружение ВМФ и строился серийно (выпущено 59 ед.). Головному катеру присвоили имя «Туполев» в знак признания заслуг выдающегося конструктора.
В феврале 1933 г. коллектив ЦАГИ создал торпедный катер АНТ-5, более известный под индексом Г-5. Торпедные катера этого типа сооружались большими сериями на Адмиралтейском заводе в Ленинграде и составили основу так называемого москитного флота (всего было выпущено 329 ед.), который активно участвовал в Великой Отечественной войне.
В предвоенный период созданием принципиально новых кораблей занимался другой авиационный институт – Московский авиационный (МАИ). Москва стала родиной отечественных судов на воздушной подушке, первым конструктором которых стал преподаватель МАИ профессор В.И. Левков. Многое было сделано в предвоенный период, но начавшаяся война прервала все работы, которые возобновились только в конце 1960-х гг.
Свой вклад в строительство военного флота во время войны внес и Московский судостроительный завод Наркомата речного флота. На нем было построено несколько катеров – малых охотников за подводными лодками типа МО-4.
Проектированием кораблей для гражданского флота в Москве занималось Центральное конструкторское бюро промысловых судов ЦКБ-12, созданное в конце 1940-х гг. и переименованное впоследствии в «Речпромсуд», а затем ЦКБ «Нептун». Его коллектив разработал проекты судов самого различного назначения, которые строились на многих заводах страны.
В 1974 г. группа молодых специалистов ЦКБ под руководством главного инженера Г.Е. Андреева в инициативном порядке спроектировала катер на воздушной подушке (АКВПР-1). Изготовленный на опытном производстве «Нептун» в Водниках катер, получивший название «Барс», был продемонстрирован широкой публике в 1975 г. За «Барсом» последовали «Гепард», «Пума», «Ирбис», «Рысь», отличающиеся друг от друга назначением, энергоустановкой и грузоподъемностью.
Созданием нетрадиционных движителей для новых кораблей в 40-е гг. занималось ЦКБ-20 (впоследствии НПО «Винт»), образованное в 1946 г. постановлением Совета Министров СССР. В 1948 г. на опытной базе ЦКБ-20, располагавшейся на водной станции «Динамо», был построен первый разъездной катер с водометным движителем, а в 1950-м сдан крейсерский разъездной катер. За время существования НПО «Винт» спроектировало большое количество винтов фиксированного и регулируемого шага, крыльчатых и водометных движителей, активных рулей и подруливающих устройств, выдвижных движительно-рулевых колонок, откидных и угловых движительных колонок, воздушных движителей и нагнетателей для судов на воздушной подушке. Большое внимание уделялось созданию нового поколения экологически безопасных движителей.
Не прекращал свою деятельность для флота Коломенский машиностроительный завод – старейшее в регионе промышленное предприятие. Он стал одним из основных поставщиков судовых дизелей средней мощности.
В предвоенный период Москва и московский промышленный регион стали играть всевозрастающую роль в обеспечении флота новыми системами оружия. В начале 1930-x гг. создание зенитных орудий для кораблей было поручено Московскому артиллерийскому заводу № 8 им. М.И. Калинина. В октябре 1941 г. этот завод эвакуирован, а в декабре 1942-го решением ГКО на его базе создан новый артиллерийский завод № 88.
Мощный научно-технический потенциал Москвы не раз позволял исследовательским институтам и предприятиям столицы создавать принципиально новые виды вооружения и корабельной техники. Одним из таких важнейших направлений стала разработка в Москве реактивного (ракетного) оружия.
В 1933 г. по постановлению СТО в Москве был образован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Он объединил две организации: ГДЛ (газодинамическую лабораторию) и ГИРД (группу изучения реактивного движения). Здесь работали такие выдающиеся впоследствии ученые – создатели космической техники, как С.П. Королев, В.И. Глушко, Б.В. Раушенбах. За годы существования института было создано множество образцов ракет, ракетопланов, ракетных двигателей и т.п.
В марте 1946 г. на артиллерийский завод № 88 в Калининград поступил приказ Министерства вооружения освоить выпуск управляемых реактивных снарядов. В апреле того же года на заводе было основано опытно-конструкторское бюро ОКБ-1 . В 1947 г. его возглавил С.П. Королев, только что вернувшийся из Германии и Польши, где он изучал трофейные немецкие ракеты ФАУ и посещал заводы по их производству. 16 сентября 1955 г. произведен первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки (из надводного положения). В 1959 г. комплекс Д-1 с ракетой P-11ФМ был принят на вооружение Военно-Морского Флота.
В начале 50-х гг. на московских предприятиях начались работы по созданию для флота крылатых ракет, чуть позже создан корабельный комплекс КСЩ (корабельный снаряд «Щука»). Первый пуск ракеты «Щука» с эсминца «Бедовый» был произведен в конце 1957 г.
В создании крылатых ракет для флота принимали участие московские авиационные фирмы: ОКБ С.В. Ильюшина (комплекс П-20), разработкой корабельных крылатых ракет в конце 1940-х гг. занималось и ОКБ С.А. Лавочкина. Значительных успехов в разработке крылатых ракет достигло ОКБ А.И. Микояна. В 1952 г. в нем на базе истребителя МиГ-15 был создан противокорабельный самолет-снаряд (крылатая ракета) авиационного базирования «Комета». Дальнейшим этапом стал корабельный самолет-снаряд КСС «Стрела».
Однако случилось так, что многие работы были свёрнуты и прекращены. Главной причиной их остановки стали успехи в создании крылатых ракет, достигнутые еще в одном столичном ОКБ, возглавляемом В.Н. Челомеем. Он нашел оригинальные конструкторские решения, воплощенные в комплексе П-5.
22 ноября 1957 г. был произведен первый пуск крылатой ракеты с подводной лодки, а в 1959 г. комплекс принят на вооружение. С этого времени ОКБ-52 (впоследствии НПО «Машиностроение») становится основным разработчиком крылатых ракет дальнего действия для Военно-Морского Флота.
На базе лодочного комплекса П-5 был создан ракетный комплекс П-35 для вооружения крупных надводных кораблей. В 1964 г. принимается на вооружение противокорабельная крылатая ракета П-6. Затем создаётся КРБМ «Аметист». Дальнейшей модификацией «Аметиста» стала ракета «Малахит», принятая на вооружение в 1972 г. Следующим этапом явилось создание комплекса «Базальт» с ракетой П-500 для вооружения как подводных лодок, так и надводных кораблей. В 1983 г. были завершены работы по созданию ракет «Гранит». Одной из последних разработок НПО «Машиностроение» является ПКР «Яхонт».
Проектированием ракетных комплексов для кораблей занималось и конструкторское бюро «Радуга», находящееся в Дубне. До конца 1950-х гг. оно было филиалом ОКБ им. А.И. Микояна. Возглавлял его главный конструктор А.Я. Березняк.
Первоначально в качестве носителей ракетного оружия были использованы торпедные катера, на которых заменили торпедные аппараты на пусковые установки. Обладая малыми размерами и деревянными корпусами, эти суда трудно обнаруживались на дальних расстояниях, а кроме того, можно было за короткий срок построить большое количество таких ракетоносцев. Специально для их вооружения МКБ «Радуга» разработало противокорабельный комплекс с ракетой П-15 (дальность полета 40 км). В 1960 г. он был принят на вооружение. В 1965 г. была создана модификация ракеты П-15У со складывающимися крыльями. Ракеты размещались в компактных контейнерах, обеспечивавших лучшие условия их хранения на корабле. В первой половине 1970-х гг. была разработана новая модификация комплекса П-15М.
В 1970-х гг. в МКБ «Радуга» создаются комплексы «Термит» и «Москит». В 1980 г. в состав Военно-Морского Флота вошел головной эсминец проекта 956 «Современный», вооруженный «Москитом». Он до настоящего времени остается одним из лучших в мире ракетных комплексов.
Кроме противокорабельных ударных ракет МКБ «Радуга» разрабатывало ракету для противолодочного комплекса «Метель», который устанавливался на большие противолодочные и сторожевые корабли.
В Москве проектировались не только ракетные комплексы, но и пусковые установки для них. Ведущая роль в этом принадлежала КБ «Машиностроение», история которого началась в 1942 г., когда из Ленинграда в Москву был эвакуирован завод № 103 (бывший завод «Лесснер»). Новое предприятие получило название завод № 709. В годы войны он выпускал морские мины, авиационные бомбы и торпедные аппараты. В 1946 г. конструкторское бюро завода было преобразовано в специальное КБ (СКБ-709, ныне КБ «Машиностроение»).
Еще в 1947 г. коллектив СКБ разработал новый пятитрубный торпедный аппарат для эсминцев проекта 30бис. Затем последовали новые торпедные аппараты для катеров и трех-, четырех- и пятитрубные аппараты, которые устанавливались на большие противолодочные корабли, противолодочные крейсера-вертолетоносцы и сторожевые корабли. В 1946 г. СКБ спроектировало первый бомбомет для противолодочных глубинных бомб. В последующие годы на вооружение кораблей поступали все более совершенные бомбометы – с дистанционным управлением, автоматическим заряжанием (РБУ-1000, РБУ-6000).
В 1960-х гг. СКВ создает пусковые установки для ракетного оружия; в 1961 г. – для ракет П-15У, которые заменили на ракетных катерах проекта 205 громоздкие ангары. Почти одновременно разрабатываются пусковые установки для противолодочных ракет «Метель».
После появления в 60–70-е гг. атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими и крылатыми ядерными ракетами, отечественному флоту понадобились новые мощные и дальнобойные средства противолодочной обороны. В этот период Московский институт теплотехники разрабатывает различные системы противолодочного реактивного оружия. Еще в 1953 г. был принят на вооружение комплекс «Ураган». Затем последовали «Буран», «Смерч», «Вихрь», «Ливень». Одной из последних разработок института стал новейший комплекс «Медведка».
Одной из самых острых проблем в развитии Советского флота в послевоенный период оставалась его большая уязвимость от ударов с воздуха. Отсутствие в составе флота авианосцев делало его корабли практически беззащитными вне зоны действия своей береговой авиации. Особенно острой эта проблема стала в 70-е гг. после выхода Советского флота в океан. Зенитные орудия отечественных кораблей были крайне неэффективны против реактивной авиации вероятного противника. Обеспечить безопасность нашего флота с воздуха могло только принципиально новое оружие. Им стали зенитно-ракетные комплексы. И опять в создании нового оружия решающую роль сыграла Москва.
В подмосковных Химках в 1953 г. было основано ОКБ-2 (затем – машиностроительное КБ «Факел»). Долгие годы конструкторское бюро возглавлял главный конструктор П.Д. Грушин. Здесь создавались первые зенитные ракеты класса «земля – воздух» (именно грушинский С-75 сбил в мае 1960 г. американский самолет-разведчик У-2 Пауэрса). Эти же ракеты решили в виде опыта установить и на крупные корабли. В дальнейшем зенитные ракеты, разработанные МКБ «Факел», были использованы почти во всех корабельных зенитных комплексах: «Волна», «Шторм», «Оса», «Форт», «Кинжал», «Каштан».
Сами же зенитно-ракетные комплексы проектировались в московском НИИ-10 (ныне НПО «Альтаир»), который в 1955 г. получил задание разработать зенитный ракетный комплекс для вооружения больших противолодочных и ракетных кораблей. Работа выполнялась совместно с конструкторами ракет, пусковых установок, систем хранения оружия. В 1980-е гг. в НПО «Альтаир» были разработаны зенитные корабельные комплексы различного назначения: автономный многоканальный ЗРК «Клинок»; ЗРК средней дальности «Ураган»; комплекс «Риф».
На вооружении малых кораблей и подводных лодок стоят переносные зенитные ракетные комплексы, разработанные в Коломенском КБ машиностроения под руководством главного конструктора С.П. Непобедимого, – «Стрела» и «Игла».
Появление в конце 30-х гг. первых радиолокационных станций создало принципиально новые возможности в управлении оружием. Уже в ходе войны предпринимаются меры по выпуску корабельных радиолокационных станций управления артиллерийскими комплексами.
В августе 1944 г. постановлением СНК СССР в составе НКСП был организован завод № 782. Он располагался на южной окраине Москвы, где до того находились мастерские по переоборудованию автомобильных двигателей для речных катеров. Новому заводу было поручено освоить производство радиолокационных станций. В 1962 г. завод начал производство радиолокационных систем управления арткомплексами «Рысь» и «Барс», которые обеспечивали обнаружение, автоматическое сопровождение цели и дистанционное наведение орудий. Они, как и все последующие системы, изготавливаемые заводом, были спроектированы в ОКБ-782 (ныне КБ «Аметист»). В 1970-х гг. разрабатывается (на элементной базе третьего поколения) и осваивается серийный выпуск ПУС «Вымпел» МР-123 и MP-114 (МР-145), который не только обеспечивает ПВО кораблей, но и предназначен для уничтожения противокорабельных ракет противника. В начале 1980-х гг. на вооружение крупных кораблей поступает ПУС МР-184.
Конструкторское бюро «Аметист» (бывшее ОКБ-782) в конце 1980-х гг. стало самостоятельным предприятием, сохраняя тесные контакты с заводом «Топаз», который воплощает в металле проекты бюро.
Созданием радиоэлектронных систем для флота занимался и Всесоюзный государственный институт телемеханики и связи (ВГИТИС), основанный в 1933 г. Позднее – это государственное НПО «Альтаир» – крупнейшее предприятие отрасли в московском регионе.
В предвоенные годы институт занимался проектированием радиоаппаратуры для дистанционного управления различными видами вооружения (торпедными катерами и танками с воздуха, фугасами и т. д.). Кроме того, здесь разрабатывалась принципиально новая аппаратура для вооружения кораблей – инфракрасные прожектора, теплопеленгаторы, пеленгаторы радиостанций. В годы войны в институте проектировались приборы управления зенитным огнем кораблей и береговые теплопеленгаторы для обнаружения кораблей противника в ночное время и в тяжелых метеоусловиях.
В 1944 г. Государственный Комитет Обороны возложил на институт задачу обеспечения кораблей радиолокационными средствами, в первую очередь стрельбовыми станциями для артиллерии крейсеров и эсминцев. Ученые института создали на протяжении десятилетий несколько поколений радиолокационных систем и систем обработки радиолокационной информации для вооружения кораблей: «Юпитер-1» (1944 г.), «Редан-1» (1945 г.), «Марс-3» (1946 г.), «Сириус» (1947 г.), «Риф» (1948 г.), «Зарница» (1950 г.), «Фут» (1955 г.), «Ангара» (1957 г.), МРО-310А (1965 г.), МРО-400 (1972 г.), МРО-450 (1974 г.), МРО-500 (1975 г.) и др.
НИИ-10 стал головной организацией в конструировании тепловых головок самонаведения для морских ракет. НПО «Альтаир» разработал системы управления ударным ракетным и противолодочным оружием – комплексы П-35, «Малахит», «Москит», противокорабельная ракета которого не имела себе равных по скорости и маневренности. В 1973 г. на вооружение ВМФ был принят противолодочный комплекс «Метель».
С марта 1944 г. освоением и самостоятельной разработкой радиолокационных станций обнаружения и управления торпедной, артиллерийской и ракетной стрельбой занимается завод № 703, созданный в Перово на базе эвакуированного завода № 252 Наркомата судостроительной промышленности. Большими сериями в 1946-1955 гг. выпускались РЛС обнаружения и управления стрельбой: «Зарница», «Фут», «Риф», «Редан», «Якорь», «Вымпел». В 1955-1961 гг. ОКБ-703 разработало РЛС дальнего обнаружения воздушных целей «Кактус», «Кливер», «Киль», «Рубин».
С 1958 по 1962 г. завод № 703 вместе с ОКБ был в подчинении НИИ-10 в качестве опытного завода. В этот период он освоил серийный выпуск изделий, разработанных НИИ-10: РЛС обнаружения «Риф-Щ» и «Ангара», измерительных систем КИА-В2, «Зенит-П» и системы управления ракетным оружием «Бином-58».
В 1962 г. в целях более полного использования мощностей и накопленного научного потенциала завод № 703 и ОКБ выведены из подчинения НИИ-10. В 1963-1967 гг. здесь создается РЛС «Восход», которая показала высокие технические характеристики, превосходившие в то время все зарубежные аналоги в дальности обнаружения целей, точности определения их местоположения, в скорости выдачи электронного целеуказания средствам ведения огня.
В 1966 г. заводу было присвоено наименование – Московский государственный завод «Салют», а ОКБ-703 – конструкторское бюро завода «Салют». 15 декабря 1971 г. на базе завода создается Московское производственно-техническое объединение «Салют». В 1968-1980 гг. в МПО «Салют» разработаны и освоены в производстве РЛС «Фрегат», «Фрегат-М», «Флаг», «Фрегат-МА», «Фрегат-М2», «Фрегат-MA-1», «Подберезовик», обладавшие более высокой надежностью, меньшими габаритами и массой. В 1978 г. коллектив КБ приступил к проектированию системы обработки информации «Пойма», которая спустя несколько лет поступила на вооружение ВМФ.
На создании корабельных управляющих систем и цифровых вычислительных машин специализируется ЦНИИ «Агат». 2 апреля 1942 г. Председатель ГКО И.В. Сталин подписал Постановление о создании Специального конструкторского бюро Наркомата судостроительной промышленности (СКБ НКСП – ныне Государственное научно-производственное объединение «Агат»). Вновь организованное СКБ разместилось на одном из заводов на восточной окраине Москвы. Ядром его коллектива стали эвакуированные из Ленинграда сотрудники НИИ-49 (морского приборостроения).
Главной задачей СКБ НКСП было обеспечение кораблей ВМФ системами управления вооружением. В годы войны оно разработало модернизированные системы управления стрельбой артиллерии главного калибра и зенитной артиллерии для крейсеров и эсминцев. Были созданы системы связи между импортными радиолокационными станциями орудийной наводки (СОН), которыми срочно оснащались корабли, и отечественными приборами управления артиллерийским зенитным огнем (ПЛУЗО). Продолжались работы по гироскопии, начатые еще перед войной в НИИ-49.
В 1946 г. СКБ НКСП было преобразовано в Морской научно-исследовательский институт № 1 (МНИИ-1), который на долгие годы стал флагманом в разработке ряда направлений военно-морской техники. В 1946-1950 гг. создаются системы управления стрельбой для новых крейсеров.
Начало 1950-х гг. – время появления на флоте ракетного оружия. Институт активно участвует в проектировании кораблей нового поколения, разрабатывает системы управления ракетным оружием. Созданная в институте система управления ракетой П-15 устанавливается на ракетных катерах проекта 183-Р. В середине 1950-х гг. в МНИИ-1 был сконструирован первый в стране навигационный комплекс подводной лодки «Плутон», который в 1954 г. прошел испытания в Баренцевом море, включая высокоширотный район Земли Франца-Иосифа.
Новым направлением для института становится разработка систем управления защитой атомных реакторных установок на современной технической основе – бесконтактных элементах и устройствах, обеспечивающих работу в весьма тяжелых режимах. Задача была с честью решена коллективом. При МНИИ-1 было создано опытное производство, которое впоследствии переросло в опытный завод «Агат».
С начала 1960-х гг. институт становится головным предприятием судостроительной промышленности в области цифровой вычислительной техники и систем управления. К 1980-м гг. им были созданы три поколения цифровых вычислительных машин и ряд систем управления оружием.
В 1966 г. МНИИ-1 был переименован в Центральный морской научно-исследовательский институт (ЦМНИИ) с филиалами в Ульяновске и Ереване. В 1971 г. он был переименован в НИИ «Агат». В 1977 г. на базе НИИ «Агат», опытного завода «Агат», ереванского филиала НИИ «Агат» и ереванского завода «Базальт» создано НПО «Агат». С конца 1970-х гг. в институте развернуты работы по проектированию вычислительных машин и корабельных систем четвертого поколения.
По мере насыщения кораблей различными системами радиоэлектронного вооружения кораблестроителям и морякам приходилось решать вопросы обеспечения взаимодействия этих систем. С этой целью в конце 1970-х гг. в Москве создается научно-исследовательский институт корабельного радиоэлектронного вооружения – ЦНИИ «Курс», в котором проводятся научные исследования по оптимизации систем вооружения кораблей, отрабатываются протоколы сопряжения и циклограммы совместного функционирования радиоэлектронных средств кораблей. В результате разработок, выполненных ЦНИИ «Курс» для ряда кораблей, вносятся изменения в алгоритмы функционирования систем РЭВ, обеспечившие объединение отдельных комплексов РЭВ крупных кораблей в боевые контуры.
Первым отечественным летательным аппаратом, совершившим посадку на палубу корабля, стал вертолет Ка-10. 7 декабря 1950 г. он сел на палубу крейсера «Максим Горький». Эта винтокрылая машина была построена в ОКБ Н.И. Камова, расположенном в подмосковных Люберцах. Вертолеты соосной схемы, разрабатываемые фирмой Н.И. Камова, оказались наиболее удобными для размещения на кораблях. Спустя пять лет на черноморском крейсере «Михаил Кутузов» проходит испытания вертолет Ка-15, предназначенный для борьбы с подводными лодками.
Начиная с 1960-х гг. вертолеты Н.И. Камова – разведчики, противолодочные, поисково-спасательные, вертолеты целеуказания, радиолокационного дозора – поступали на вооружение эсминцев, больших противолодочных кораблей, ракетных крейсеров, сторожевых кораблей, вспомогательных судов. В 1967 г. вступил в строй головной противолодочный крейсер «Москва», имевший на вооружении 14 вертолетов. Они входили в состав авиационного вооружения и последующих авианесущих кораблей. Вертолетами Н.И. Камова оснащены отечественные ледоколы, осуществляющие ледовую разведку, помогая выбрать оптимальный курс во льдах.
Проектировались крылатые машины для флота и на другой московской вертолетной фирме – в ОКБ М.Л. Миля. В 1967 г. там был создан Ми-14 – противолодочный вертолет берегового базирования с амфибийными свойствами. На базе Ми-14 разработан ряд модификаций: вертолеты поисково-спасательной службы и буксировщики минных тралов.
Выход Советского Военно-Морского Флота в океан все настоятельнее требовал включения в его состав авианесущих кораблей. Первые попытки создания палубного самолета были предприняты еще в конце 1940-х гг., когда была разработана программа строительства океанского флота. В КБ А.Н. Туполева были спроектированы опытные образцы палубных бомбардировщика и штурмовика, однако в дальнейшем работы над ними были прекращены.
Самолетам фирмы А.Н. Туполева не суждено было взлетать с корабельной палубы, но они в качестве торпедоносцев, бомбардировщиков, противолодочных и самолетов целеуказания (Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95) поступали на вооружение авиации ВМФ наземного базирования. В таком же качестве используются самолеты, разработанные в московском ОКБ С.В. Ильюшина. Ветераны хорошо помнят торпедоносец Ил-28Т.
Работа же по созданию самолета палубного базирования была выполнена другой авиационной фирмой. В начале 1969 г. ОКБ А.С. Яковлева получило тактико-технические требования ВМФ и ВВС к самолету вертикального взлета и посадки морского базирования. В 1972 г. проектирование такого самолета – Як-36М было завершено. В ноябре того же года он совершил ряд посадок на специально оборудованную площадку на палубе противолодочного крейсера «Москва». С 1973 г. началось серийное производство Як-36М. Эти машины под индексом Як-38 поступали на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев».
К началу 1990-x гг. в ОКБ А.С. Яковлева была разработана более совершенная машина – Як-141. Это был первый в мире сверхзвуковой универсальный боевой самолет вертикального взлета и посадки. Як-141 должен был заменить на тяжелых авианесущих крейсерах устаревший Як-38, снятый с производства. В сентябре 1991 г. два опытных Як-141 совершили первые посадки на ТАКР «Адмирал Горшков». Но последующие события в стране, резкое сокращение финансирования армии и флота вынудили прекратить работы по перспективному самолету…
Опыт эксплуатации первых авианесущих кораблей и самолетов с вертикальным взлетом и посадкой выявил настоятельную необходимость для флота полноценных авианосцев, несущих на своем борту самолеты различного назначения. И опять задача создания новых палубных самолетов была поручена московским предприятиям.
Московские ОКБ им. П.О. Сухого и им. А.И. Микояна приступили к работам по созданию корабельных самолетов на базе сухопутных истребителей. В результате появились Су-27К (Су-33) и МиГ-29К. От своих сухопутных предшественников они отличаются складными консолями крыльев, более мощными стойками шасси из-за более крутой траектории захода на посадку, гаком-крюком, которым при посадке самолет зацепляется за тросы аэрофинишеров. Было доработано и радиоэлектронное вооружение самолетов.
1 ноября 1989 г. летчики-испытатели фирм Сухого и Микояна совершили первые посадки на палубу корабля, а затем и взлеты с нее: В.Г. Пугачев – на Cу-27K, Т.О. Аубакиров – на МиГ-29К и И.В. Вотинцев – на учебно-тренировочном Су-25УТГ. Начался качественно новый этап развития отечественного флота.
Создание палубной авиации потребовало организации целого комплекса, обеспечивающего эксплуатацию новой техники. Московский агрегатный завод «Универсал» разрабатывает и поставляет средства наземной подготовки летательных аппаратов. В их состав входят различные подъемники, тележки, гидравлические станции, пульты управления проверки спецсистем самолетов и вертолетов, трапы, стремянки и т.п., без чего нельзя подготовить самолет или вертолет к вылету или провести его техническое обслуживание.
Большую работу при строительстве авианесущих крейсеров выполнил Всесоюзный (ныне Всероссийский) институт авиационных материалов (ВИАМ). Уже первые эксперименты по взлету и посадке самолетов с вертикальным взлетом показали, что сталь корабельной палубы не может долго выдержать температуру газов авиационных турбин. Срочно потребовалось термостойкое покрытие палубы, которое кроме высоких температур могло выдержать и механические нагрузки. ВИАМ создал термостойкие плитки, которыми покрывались полетные палубы крейсеров.
В создании авианесущих кораблей принимал участие и Летно-испытательный институт (ЛИИ), находящийся в городе Жуковском под Москвой. Специалисты института участвовали в создании корабельных аэрофинишеров и системы посадки самолетов на палубу.
Московское специальное конструкторско-технологическое бюро светотехнических систем разработало и изготовило для авианесущих крейсеров типа «Адмирал Кузнецов» оптическую систему посадки (ОСП) «Луна» – конструкцию специальных фонарей с очень малым углом раствора луча. Дальнейшим шагом в этой области была разработка специалистами ЛИИ системы автоматической посадки без участия летчика.
Военный корабль является наиболее сложным инженерным сооружением, созданным человеком. В его строительстве участвуют сотни предприятий, поставляя различные детали или материалы. Среди них есть десятки московских предприятий и организаций.
Судовые насосы различных типов изготовляли для кораблей насосный завод им. Калинина, находящийся в Москве, и Щелковский насосный завод (г. Щелково Московской области). Московский завод «Динамо» начиная с 1930-х гг. выпускает электродвигатели в специальном морском исполнении. Они приводят в движение различные корабельные механизмы – тральные лебедки, шпили для выборки якорь-цепей и т.п. Корабельные трансформаторы различных типов поставляет московский «Электрозавод». На всех кораблях можно встретить продукцию московского завода «Манометр». Это контрольно-поверочная аппаратура различных типов. Московский завод «Электроприбор», созданный в 1960-х гг., выпускает антенные устройства для корабельных радиостанций. В подмосковном городе Орехово-Зуеве находится завод «Респиратор». Он производит водолазное снаряжение, которое поступает на снабжение подразделений и судов аварийно-спасательной службы ВМФ. Московский завод «Сатурн» является ведущим российским предприятием в области судовой светотехники. На российском флоте трудно найти корабли и суда, на которых бы не были установлены изделия этого завода. ВПО «Торгмаш» в подмосковных Люберцах проектирует и производит оборудование для корабельных камбузов. АО «Канат», расположенное в Коломне, обеспечивает корабли пропиленовыми швартовыми канатами, а кроме того, поставляет плетеные шнуры для рыболовных сетей. Казалось бы, что может связывать с флотом текстильную фабрику в небольшом подмосковном городке Ивантеевке. Но моряки знают, что тельняшки, согревающие их в море, выпускаются на этой фабрике.
Для обеспечения московских предприятий Минсудпрома специалистами в 1954 г. был открыт Московский электромеханический техникум, впоследствии переименованный в техникум автоматики и телемеханики. В середине 1960-х гг., чтобы подготовить инженерные кадры для предприятий отрасли, при ВНИИ «Альтаир» создается филиал института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА). Многие работники московских предприятий Минсудпрома учились в Московском филиале Ленинградского института водного транспорта (на вечернем и заочном отделениях). Сотрудники высшего и среднего звена проходили обучение в Московском филиале Ленинградского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности.
Кстати
Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur
Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».