Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 10

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

10. Вклад Москвы в создание современного флота

С самого зарождения Российского флота, с Петровских времён московские предприятия постоянно участвовали в оснащении и вооружении кораблей и судов. Эта традиция никогда не прерывалась, а лишь крепла из года в год.

После перевода столицы в Москву Центральный промышленный район, формировавшийся вокруг крупнейших, в первую очередь военных заводов Москвы и Подмосковья, стал одним из основных поставщиков оборудования и вооружения для отечественного флота. Москва превратилась в центр управления судостроительной промышленностью.

В середине 20-х гг. началось восстановление разрушенной во время Гражданской войны отечественной судостроительной промышленности. По мере расширения ее географии все острее ощущалась необходимость в созда­на центра управления отраслью. Им стало сформированное в 1928 г. всесоюзное объединение судостроитель­ной промышленности «Союзверфь», располагавшееся в Ленинграде. В апреле 1933 г. после создания Главного управления судостроительной промышленности центр правления отраслью был перенесен в Москву.

12 января 1939 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Наркомат судо­строительной промышленности. В него вошли бывшие главки НКОП: 2-й (судостроительный), 7-й (броневой), 17-й (минно-торпедный), 19-й (аккумуляторный), 20-й (морских приборов). Наркомсудпром разместился в Москве по адресу: Петроверигский переулок, 10. Первым наркомом становится И.Ф. Тевосян.

Со дня своего основания «Союзверфь», затем Главморпром, Наркомсудпром, Госкомитет и Минсудпром были поистине штабом отрасли. Здесь формировались планы кораблестроения и научно-исследовательских работ, на технических советах рассматривались проекты кораблей и судов, разработанные конструкторскими бюро. Только после их всестороннего обсуждения и устранения всех недостатков давалось «добро» на воплощение проектов «в металле». Кроме центрального аппарата Минсудпрома в москов­ском регионе находилось немало предприятий отрасли: научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, а также наукоемкие высокоточные производства.

В связи с увеличением масштабов деятельности отече­ственного судостроения возникла необходимость в упоря­дочении и автоматизации управления отраслью. С этой целью приказом министра судостроительной промыш­ленности от 30 июня 1966 г. был создан Главный вычислительный центр министерства, которому поручили разработку и внедрение системы автоматизации отраслевого управления, и сеть региональных информационно-вычис­лительных центров и линий специальной связи.

В 1982 г. ГВЦ Минсудпрома был преобразован в Госу­дарственный центральный научно-исследовательский ин­ститут систем автоматизации и применения вычислитель­ной техники (ЦНИИ «Центр»), на который возложили функции головной организации в отрасли по созданию систем автоматизации различных уровней и назначений, и образованы филиалы ЦНИИ «Центр» в судостроитель­ных регионах (Николаеве, Ленинграде, Северодвинске, Калуге, Комсомольске-на-Амуре).

В этот период деятельность института характеризуется широким внедрением эффективных систем автоматизации технологических процессов в различных подотраслях су­достроительной промышленности. Экономическая реформа и структурная перестройка оборонного комплекса определили новые функции, возлагаемые на ЦНИИ «Центр», который является одним из головных институтов по реализации Федеральной целе­вой программы «Российские верфи».

По мере создания современного флота все большую роль в его развитии стали играть фундаментальные науч­ные исследования, на основе которых велось проектирование и строительство военных и гражданских кораблей и судов. В этой связи Москва как крупнейший научный центр приобретает все большее значение. Московские академические и отраслевые научно-исследовательские институты вели и продолжают вести большое количество разработок по флотской тематике.

Начиная с 20-х гг. масштабные научные изыскания в ин­тересах строительства флота проводились в Московском цен­тральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где по инициативе А.Н. Туполева были созданы гидродинамиче­ская лаборатория и гидроканал. Здесь отрабатывались обво­ды гидросамолетов и катеров, еще с 30-х гг. велись работы по катерам на подводных крыльях и судам на воздушной по­душке. Гидродинамической лабораторией ЦАГИ выполня­лись исследования по ходкости и мореходности катеров, тральщиков, сторожевых кораблей и эсминцев. Специалисты ЦАГИ участвовали в создании подвод­ных лодок, определяли их параметры. В лабораториях ЦАГИ нашли свое развитие вопросы теории волнового сопротивления, расчеты и проектирова­ние гребных винтов, проблемы качки, управляемости, ветрового крена кораблей, кавитации.

В 1940–1950-х гг. в ЦАГИ (параллельно с ЦНИИ-45 Минсудпрома) проводились модельные испытания море­ходных качеств надводных кораблей и подводных лодок послевоенных проектов. ЦАГИ продолжил испыта­ния судов с так называемыми динамическими принципа­ми поддержания – это суда на воздушной подушке, скеговые, экранопланы и т.п.

В 1970-х гг. началось создание тяжелых авианесущих крейсеров, имевших на вооружении самолеты вертикаль­ного взлета. ЦАГИ выполнял исследования воздушных потоков над полетной палубой при различных условиях плавания и аэродинамического следа для выработки рекомендаций по применению палубных самолетов.

В первые же дни Великой Отечественной войны немцы применили против нашего флота акустические мины, к борь­бе с которыми моряки не были готовы. На помощь пришли ученые Физического института Академии наук (ФИАН), которые уже к августу 1941 г. разработали принципиальную схему аку­стического трала. К весне 1942-го он был уже принят на вооружение, что позволило успешно бороться с минами и тем самым спасти десятки кораблей и тысячи моряков. Сотрудники ФИАН участвовали и в других разработках в интересах ВМФ. В 1946 г. было открыто явление сверхдальнего распространения звука в океане – подводный звуковой канал.

В начале 1960-х гг. в состав Минсудпрома передается Акустический институт им. академика Н.Н. Андреева, созданный в 1953 г. в составе Академии наук СССР на базе Акустической лаборатории Физического института имени И.И. Лебедева. В годы Великой Отечественной войны институт занимался разработкой и боевым использованием проти­воминных акустических тралов, звукоулавливателей и акустических пеленгаторов в системе противовоздуш­ной обороны и проведением теоретических и эксперимен­тальных работ в интересах ВМФ.

Важнейшими фундаментальными результатами науч­ных изысканий института в 1940–1950-х гг. стало откры­тие сверхдальнего распространения звука в океане, явлений формирования подводного звукового канала, фокуси­ровки звука и зональной структуры звукового поля.

Наряду с работами, связанными с конструированием гидроакустических средств, успешно решалась проблема снижения уровней акустических полей кораблей. Ученые института разработали ряд специальных покрытий, а также виброизолирующих и шумозаглушающих мате­риалов, которые нашли широкое использование на мно­гих типах кораблей.

На базе опытного завода и испытательной базы института в 1980 г. в подмосковной Дубне создается еще одно предприятие Минсудпрома – «Атолл», на котором проектируются пассивные гидроакустические комплексы для охраны морских экономических и государственных границ, а также для контроля за деятельностью рыболовецких судов.

В середине 1960-х гг. в Москве был образован НИИ штурманского приборостроения (НИИ «Дельфин»), в котором разрабатываются морские гироскопические навигационные приборы.

В январе 1946 г. в Москве на базе лаборатории оке­анологии Академии наук СССР создается Институт оке­анологии Академии наук (первый директор – П.П. Ширшов, с 1967 г. институт носит его имя), который проводит исследования океана по многим направлениям (физика океана, морская биология, морская геология и геофизика, гидрохимия океана, морская метеорология и климатология, акустика океана), направляет в экспеди­ции свои научно-исследовательские суда (НИС). Еще в 1949 г. в первый рейс вышел НИС «Витязь» – флагман научно-академического флота. Затем появилась целая флотилия.

Многие научные разработки, выполненные учеными института, использовались в интересах флота: это иссле­дования в области акустики Мирового океана, уникальные карты дна океана и его гидрофизических полей, гидрохи­мические карты. Изыскания в области оптики моря, аэро­космического изучения океана и химической структуры его вод и др. позволили предложить принципиально новые методы поиска подводных лодок и создать современные приборы для измерения различных параметров вод океана (скорости течений, солености, температур и т.д.).

Проблемами отрывного обтекания применительно к судовым движителям – гидромеханическими исследованиями, связанными с решением вопросов кавитации, занимались в Институте механики Академии. Здесь были заложены теорети­ческие основы для создания суперкавитирующих винтов.

В Энергетическом институте Академии наук (ЭНИН) лаборатория № 2 выполняла исследования по созданию принципиально новых энергетических установок для тор­пед и подводных лодок. По заказу ВМФ Физико-химический институт им. Л.Я. Карпова участвовал в проектировании и изготовле­нии опытной установки химического регенератора для обеспечения работы дизеля подводной лодки по замкнуто­му циклу. Сотрудниками института разработано несколь­ко препаратов эффективного регенерирующего вещества. В Институте автоматики и телемеханики Академии наук (ИАТ) проводились исследования по неконтактным взрывателям торпед и мин. Способ стрельбы, позволивший кораблям успешно ис­пользовать против авиации противника как зенитные пушки, так и орудия крупных калибров, был разработан в Математическом институте Академии наук.

Во время войны, в 1942 г., в Московском электромеха­ническом институте инженеров железнодорожного транспорта была создана лаборатория сварки и резки под водой, которая стала проводить исследования по заказу Аварийно-спасательного управления ВМФ и гото­вить сварщиков для флота. В 1980-е гг. созданием энергоустановок для подводных лодок на базе электрохимиче­ских генераторов тока занималось московское НПО «Квант» электротехнической промышленности. Работают в интересах флота кафедры и институты Московского государственного университета им. М.В. Ло­моносова.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграли ученые Москвы в создании отечественного атомного флота. 9 сентября 1952 г. Совет Министров СССР принял постановление о создании первой отечественной атомной под­водной лодки. Разработка атомной энергоустановки для нее осуществлялась в Москве в НИКИЭТ под руководством Н.А. Доллежаля. Научным руководителем был академик А.П. Александров. Для детальной отработки корабельной установки в Обнинске при Физико-энерге­тическом институте Академии наук создали ее наземный прототип. 4 июля 1958 г. впервые в истории отечествен­ного флота подводная лодка начала движение под атомной энергетической установкой.

Другим направлением в развитии корабельных атомных энергетических установок явилось применение жидкоме­таллического теплоносителя. Разработку такой установки выполняло ОКБ «Гидропресс» Подольского машинострои­тельного завода им. С. Орджоникидзе. Работы над паропроизводящей установкой (ППУ) начались осенью 1952 г., а через три года, в октябре 1955-го, Совет Минист­ров СССР принял решение о строительстве опытной атомной подводной лодки с жидкометаллической ППУ. В 1963 г. опытная АПЛ проекта 645 вступила в строй.

В 20-е гг., когда началось строительство нового флота, проектирование торпедных катеров поручили авиастрои­телям, поскольку у российских судостроителей не было опыта строительства быстроходных катеров из легких металлов. Задача создания принципиально новых кораб­лей была решена в ЦАГИ. Коллектив конструкторов под руководством А.Н. Туполева, используя опыт, накопленный при строительстве гидросамолетов, спроектировал катер АНТ-3. Корпус катера представлял собой увели­ченный поплавок гидросамолета. В 1926 г. катер был построен в мастерских ЦАГИ и весной 1927-го по желез­ной дороге перевезен из Москвы в Севастополь, где прошел испытания. С полной боевой нагрузкой на спокойной воде он развил скорость 54 узла (100 км/ч). В следующем году был спроектирован, построен и прошел испытания катер АНТ-4 (Ш-4). Он был принят на вооружение ВМФ и строился серийно (выпущено 59 ед.). Головному катеру присвоили имя «Туполев» в знак признания заслуг выдающегося конструктора.

В феврале 1933 г. коллектив ЦАГИ создал торпедный катер АНТ-5, более известный под индексом Г-5. Тор­педные катера этого типа сооружались большими сериями на Адмиралтейском заводе в Ленинграде и состави­ли основу так называемого москитного флота (всего было выпущено 329 ед.), который активно участвовал в Великой Отечественной войне.

В предвоенный период созданием принципиально но­вых кораблей занимался другой авиационный инсти­тут – Московский авиационный (МАИ). Москва стала родиной отечественных судов на воздушной подушке, первым конструктором которых стал преподаватель МАИ профессор В.И. Левков. Многое было сделано в предвоенный период, но начавшаяся война прервала все работы, которые возобновились только в конце 1960-х гг.

Свой вклад в строительство военного флота во время войны внес и Московский судостроительный завод Нарко­мата речного флота. На нем было построено несколько кате­ров – малых охотников за подводными лодками типа МО-4.

Проектированием кораблей для гражданского флота в Москве занималось Центральное конструкторское бю­ро промысловых судов ЦКБ-12, созданное в конце 1940-х гг. и переименованное впоследствии в «Речпромсуд», а затем ЦКБ «Нептун». Его коллектив разработал проек­ты судов самого различного назначения, которые строились на многих заводах страны.

В 1974 г. группа молодых специалистов ЦКБ под руководством главного инженера Г.Е. Андреева в иници­ативном порядке спроектировала катер на воздушной подушке (АКВПР-1). Изготовленный на опытном произ­водстве «Нептун» в Водниках катер, получивший назва­ние «Барс», был продемонстрирован широкой публике в 1975 г. За «Барсом» последовали «Гепард», «Пума», «Ирбис», «Рысь», отличающиеся друг от друга назначе­нием, энергоустановкой и грузоподъемностью.

Созданием нетрадиционных движителей для новых кораблей в 40-е гг. занималось ЦКБ-20 (впоследствии НПО «Винт»), образованное в 1946 г. постановлением Совета Министров СССР. В 1948 г. на опытной базе ЦКБ-20, располагавшейся на водной станции «Динамо», был по­строен первый разъездной катер с водометным движите­лем, а в 1950-м сдан крейсерский разъездной катер. За время существования НПО «Винт» спроектировало большое количество винтов фиксированного и регулируемого шага, крыльчатых и водометных движителей, активных рулей и подруливающих устройств, выдвижных движительно-рулевых колонок, откидных и угловых движительных колонок, воздушных движителей и нагнетателей для судов на воздушной подушке. Большое внимание уделялось созданию нового поколения экологически безопасных движителей.

Не прекращал свою деятельность для флота Коломен­ский машиностроительный завод – старейшее в регионе промышленное предприятие. Он стал одним из основных поставщиков судовых дизелей средней мощности.

В предвоенный период Москва и московский промыш­ленный регион стали играть всевозрастающую роль в обеспечении флота новыми системами оружия. В начале 1930-x гг. создание зенитных орудий для кораблей было поручено Московскому артиллерийскому заводу № 8 им. М.И. Калинина. В октябре 1941 г. этот завод эвакуирован, а в декабре 1942-го решением ГКО на его базе создан новый артиллерийский завод № 88.

Мощный научно-технический потенциал Москвы не раз позволял исследовательским институтам и предприя­тиям столицы создавать принципиально новые виды во­оружения и корабельной техники. Одним из таких важ­нейших направлений стала разработка в Москве реак­тивного (ракетного) оружия.

В 1933 г. по постановлению СТО в Москве был об­разован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Он объединил две организации: ГДЛ (газодинамическую лабораторию) и ГИРД (группу изучения реактивного движения). Здесь работали такие выдающиеся впоследствии ученые – создатели космической техники, как С.П. Королев, В.И. Глушко, Б.В. Раушенбах. За годы существования института было создано множе­ство образцов ракет, ракетопланов, ракетных двигателей и т.п.

В марте 1946 г. на артиллерийский завод № 88 в Ка­лининград поступил приказ Министерства вооружения освоить выпуск управляемых реактивных снарядов. В апреле того же года на заводе было основано опытно­-конструкторское бюро ОКБ-1 . В 1947 г. его возглавил С.П. Королев, только что вернувшийся из Германии и Польши, где он изучал трофейные немецкие ракеты ФАУ и посещал заводы по их производству. 16 сентября 1955 г. произведен первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки (из надводного положения). В 1959 г. комплекс Д-1 с ракетой P-11ФМ был принят на вооружение Военно-Морского Флота.

В начале 50-х гг. на московских предприятиях нача­лись работы по созданию для флота крылатых ракет, чуть позже создан корабельный комплекс КСЩ (корабельный снаряд «Щука»). Первый пуск ракеты «Щука» с эсминца «Бедовый» был произведен в конце 1957 г.

В создании крылатых ракет для флота принимали участие московские авиационные фирмы: ОКБ С.В. Ильюшина (комплекс П-20), разработкой корабельных крылатых ракет в конце 1940-х гг. занималось и ОКБ С.А. Лавочкина. Значительных успехов в разработке крылатых ракет достигло ОКБ А.И. Микояна. В 1952 г. в нем на базе истребителя МиГ-15 был создан противокорабельный са­молет-снаряд (крылатая ракета) авиационного базирова­ния «Комета». Дальнейшим этапом стал корабельный самолет-снаряд КСС «Стрела».

Однако случилось так, что многие работы были свёрнуты и прекращены. Главной причиной их остановки стали успехи в создании крылатых ракет, достигнутые еще в одном столичном ОКБ, возглавляемом В.Н. Челомеем. Он нашел оригинальные конструкторские решения, воплощенные в комплексе П-5.

22 ноября 1957 г. был произведен первый пуск крыла­той ракеты с подводной лодки, а в 1959 г. комплекс принят на вооружение. С этого времени ОКБ-52 (впоследствии НПО «Машинострое­ние») стано­вится основным разработчиком крылатых ракет дальнего действия для Военно-Морского Флота.

На базе лодочного комплекса П-5 был создан ракет­ный комплекс П-35 для вооружения крупных надводных кораблей. В 1964 г. принимается на вооружение противокора­бельная крылатая ракета П-6. Затем создаётся КРБМ «Аметист». Дальнейшей модификацией «Аметиста» стала ракета «Малахит», принятая на вооружение в 1972 г. Следующим этапом явилось создание комплекса «Ба­зальт» с ракетой П-500 для вооружения как подводных лодок, так и надводных кораблей. В 1983 г. были завершены работы по созданию ракет «Гранит». Одной из последних разработок НПО «Машиностроение» является ПКР «Яхонт».

Проектированием ракетных комплексов для кораблей занималось и конструкторское бюро «Радуга», находя­щееся в Дубне. До конца 1950-х гг. оно было филиалом ОКБ им. А.И. Микояна. Возглавлял его главный конструктор А.Я. Березняк.

Первоначально в качестве носителей ракетного оружия были использованы торпедные катера, на которых замени­ли торпедные аппараты на пусковые установки. Обладая малыми размерами и деревянными корпусами, эти суда трудно обнаруживались на дальних расстояниях, а кроме того, можно было за короткий срок построить большое количество таких ракетоносцев. Специально для их воору­жения МКБ «Радуга» разработало противокорабельный комплекс с ракетой П-15 (дальность полета 40 км). В 1960 г. он был принят на вооружение. В 1965 г. была создана модификация ракеты П-15У со складывающимися крыльями. Ракеты размещались в компактных контейнерах, обеспечивавших лучшие условия их хранения на корабле. В первой половине 1970-х гг. была разработана новая модификация комплекса П-15М.

В 1970-х гг. в МКБ «Радуга» создаются комплексы «Термит» и «Москит». В 1980 г. в состав Военно-Морского Флота вошел головной эсминец проекта 956 «Современный», вооруженный «Москитом». Он до настоящего времени остается одним из лучших в мире ракетных комплексов.

Кроме противокорабельных ударных ракет МКБ «Ра­дуга» разрабатывало ракету для противолодочного ком­плекса «Метель», который устанавливался на большие противолодочные и сторожевые корабли.

В Москве проектировались не только ракетные ком­плексы, но и пусковые установки для них. Ведущая роль в этом принадлежала КБ «Машиностроение», история которого началась в 1942 г., когда из Ленинграда в Мо­скву был эвакуирован завод № 103 (бывший завод «Лесснер»). Новое предприятие получило название завод № 709. В годы войны он выпускал морские мины, авиа­ционные бомбы и торпедные аппараты. В 1946 г. кон­структорское бюро завода было преобразовано в специ­альное КБ (СКБ-709, ныне КБ «Машиностроение»).

Еще в 1947 г. коллектив СКБ разработал новый пяти­трубный торпедный аппарат для эсминцев проекта 30бис. За­тем последовали новые торпедные аппараты для катеров и трех-, четырех- и пятитрубные аппараты, которые ус­танавливались на большие противолодочные корабли, противолодочные крейсера-вертолетоносцы и стороже­вые корабли. В 1946 г. СКБ спроектировало первый бомбомет для противолодочных глубинных бомб. В последующие годы на вооружение кораблей поступали все более совершенные бомбометы – с дистанци­онным управлением, автоматическим заряжанием (РБУ-1000, РБУ-6000).

В 1960-х гг. СКВ создает пусковые установки для ракетного оружия; в 1961 г. – для ракет П-15У, которые заменили на ракетных катерах проекта 205 громоздкие ангары. Почти одновременно разрабатываются пусковые установки для противолодочных ракет «Метель».

После появления в 60–70-е гг. атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими и крылатыми ядерными ракетами, отечественному флоту понадобились новые мощные и дальнобойные средства противолодоч­ной обороны. В этот период Московский институт тепло­техники разрабатывает различные системы противоло­дочного реактивного оружия. Еще в 1953 г. был принят на вооружение комплекс «Ураган». Затем последовали «Буран», «Смерч», «Вихрь», «Ливень». Одной из последних раз­работок института стал новейший комплекс «Медвед­ка».

Одной из самых острых проблем в развитии Советского флота в послевоенный период оставалась его большая уязвимость от ударов с воздуха. Отсутствие в составе флота авианосцев делало его корабли практически безза­щитными вне зоны действия своей береговой авиации. Особенно острой эта проблема стала в 70-е гг. после выхода Советского флота в океан. Зенитные орудия оте­чественных кораблей были крайне неэффективны против реактивной авиации вероятного противника. Обеспечить безопасность нашего флота с воздуха могло только прин­ципиально новое оружие. Им стали зенитно-ракетные комплексы. И опять в создании нового оружия решаю­щую роль сыграла Москва.

В подмосковных Химках в 1953 г. было основано ОКБ-2 (затем – машиностроительное КБ «Факел»). Дол­гие годы конструкторское бюро возглавлял главный кон­структор П.Д. Грушин. Здесь создавались первые зенитные ракеты класса «земля – воздух» (именно грушинский С-75 сбил в мае 1960 г. американский самолет-разведчик У-2 Пауэрса). Эти же ракеты решили в виде опыта установить и на крупные корабли. В дальнейшем зенитные ракеты, разработанные МКБ «Факел», были использова­ны почти во всех корабельных зенитных комплексах: «Волна», «Шторм», «Оса», «Форт», «Кинжал», «Каштан».

Сами же зенитно-ракетные комплексы проектирова­лись в московском НИИ-10 (ныне НПО «Альтаир»), который в 1955 г. получил задание разработать зенитный ракетный комплекс для вооружения больших про­тиволодочных и ракетных кораблей. Работа выполнялась совместно с конструкторами ракет, пусковых установок, систем хранения оружия. В 1980-е гг. в НПО «Альтаир» были разработаны зенитные корабель­ные комплексы различного назначения: автономный мно­гоканальный ЗРК «Клинок»; ЗРК средней дальности «Ураган»; комплекс «Риф».

На вооружении малых кораблей и подводных лодок стоят переносные зенитные ракетные комплексы, разра­ботанные в Коломенском КБ машиностроения под руководством главного конструктора С.П. Непобедимого, – «Стрела» и «Игла».

Появление в конце 30-х гг. первых радиолокационных станций создало принципиально новые возмож­ности в управлении оружием. Уже в ходе войны предпринимаются меры по выпуску корабельных радиолокацион­ных станций управления артиллерийскими комплексами.

В августе 1944 г. постановлением СНК СССР в соста­ве НКСП был организован завод № 782. Он располагал­ся на южной окраине Москвы, где до того находились мастерские по переоборудованию автомобильных двига­телей для речных катеров. Новому заводу было поручено освоить производство радиолокационных станций. В 1962 г. завод начал производство радиолокацион­ных систем управления арткомплексами «Рысь» и «Барс», которые обеспечивали обнаружение, автоматическое сопровождение цели и дистанционное наведение орудий. Они, как и все последующие системы, изготав­ливаемые заводом, были спроектированы в ОКБ-782 (ны­не КБ «Аметист»). В 1970-х гг. разрабатывается (на элементной базе третьего поколения) и осваивается серийный выпуск ПУС «Вымпел» МР-123 и MP-114 (МР-145), который не только обеспечивает ПВО кораблей, но и предназначен для уничтоже­ния противокорабельных ракет противника. В начале 1980-х гг. на вооружение крупных кораблей поступает ПУС МР-184.

Конструкторское бюро «Аметист» (бывшее ОКБ-782) в конце 1980-х гг. стало самостоятельным предприятием, сохраняя тесные контакты с заводом «Топаз», который воплощает в металле проекты бюро.

Созданием радиоэлектронных систем для флота зани­мался и Всесоюзный государственный институт телемеха­ники и связи (ВГИТИС), основанный в 1933 г. Позднее – это государственное НПО «Альта­ир» – крупнейшее предприятие отрасли в московском регионе.

В предвоенные годы институт занимался проектирова­нием радиоаппаратуры для дистанционного управления различными видами вооружения (торпедными катерами и танками с воздуха, фугасами и т. д.). Кроме того, здесь разрабатывалась принципиально новая аппаратура для вооружения кораблей – инфракрасные прожектора, теплопеленгаторы, пеленгаторы радиостанций. В годы войны в институте проектировались приборы управления зенитным огнем кораблей и берего­вые теплопеленгаторы для обнаружения кораблей про­тивника в ночное время и в тяжелых метеоусловиях.

В 1944 г. Государственный Комитет Обороны возложил на институт задачу обеспечения кораблей радиолокацион­ными средствами, в первую очередь стрельбовыми станциями для артиллерии крейсеров и эсминцев. Ученые института создали на протяжении десятилетий несколько поколений радиолокационных систем и систем обработки радиолокаци­онной информации для вооружения кораблей: «Юпитер-1» (1944 г.), «Редан-1» (1945 г.), «Марс-3» (1946 г.), «Сириус» (1947 г.), «Риф» (1948 г.), «Зарница» (1950 г.), «Фут» (1955 г.), «Ангара» (1957 г.), МРО-310А (1965 г.), МРО-400 (1972 г.), МРО-450 (1974 г.), МРО-500 (1975 г.) и др.

НИИ-10 стал головной организацией в конструирова­нии тепловых головок самонаведения для морских ракет. НПО «Альтаир» разрабо­тал системы управления ударным ракетным и противоло­дочным оружием – комплексы П-35, «Малахит», «Москит», противокорабельная ракета которого не имела себе равных по скорости и маневрен­ности. В 1973 г. на вооружение ВМФ был принят противолодочный комплекс «Метель».

С марта 1944 г. освоением и самостоятельной раз­работкой радиолокационных станций обнаружения и управления торпедной, артиллерийской и ракетной стрельбой занимается завод № 703, созданный в Перово на базе эвакуированного завода № 252 Наркомата судо­строительной промышленности. Большими сериями в 1946-1955 гг. выпускались РЛС обнаружения и управления стрельбой: «Зарница», «Фут», «Риф», «Редан», «Якорь», «Вымпел». В 1955-1961 гг. ОКБ-703 разработало РЛС дальнего обнаружения воздушных целей «Кактус», «Кливер», «Киль», «Рубин».

С 1958 по 1962 г. завод № 703 вместе с ОКБ был в подчинении НИИ-10 в качестве опытного завода. В этот период он освоил серийный выпуск изделий, разработанных НИИ-10: РЛС обнаружения «Риф-Щ» и «Ангара», измерительных систем КИА-В2, «Зенит-П» и системы управления ракетным оружием «Бином-58».

В 1962 г. в целях более полного использования мощно­стей и накопленного научного потенциала завод № 703 и ОКБ выведены из подчинения НИИ-10. В 1963-1967 гг. здесь создается РЛС «Восход», которая показала высокие технические характеристики, превосходившие в то время все зарубежные аналоги в дальности обнаружения целей, точности определения их местоположения, в скорости выдачи электронного це­леуказания средствам ведения огня.

В 1966 г. заводу было присвоено наименование – Мо­сковский государственный завод «Салют», а ОКБ-703 – конструкторское бюро завода «Салют». 15 декабря 1971 г. на базе завода создается Московское производ­ственно-техническое объединение «Салют». В 1968-1980 гг. в МПО «Салют» разработаны и освоены в производстве РЛС «Фрегат», «Фрегат-М», «Флаг», «Фрегат-МА», «Фрегат-М2», «Фрегат-MA-1», «Подберезовик», обладавшие более высокой надежно­стью, меньшими габаритами и массой. В 1978 г. коллектив КБ приступил к проектированию системы обработки информации «Пойма», которая спус­тя несколько лет поступила на вооружение ВМФ.

На создании корабельных управляющих систем и цифровых вычислительных машин специализируется ЦНИИ «Агат». 2 апреля 1942 г. Председатель ГКО И.В. Сталин подписал Постановление о создании Спе­циального конструкторского бюро Наркомата судостро­ительной промышленности (СКБ НКСП – ныне Государственное научно-производственное объединение «Агат»). Вновь организованное СКБ разместилось на одном из заводов на восточной окраине Москвы. Ядром его коллектива стали эвакуированные из Ленинграда сотрудники НИИ-49 (морского приборостроения).

Главной задачей СКБ НКСП было обеспечение кораб­лей ВМФ системами управления вооружением. В годы войны оно разработало модернизированные системы управления стрельбой артиллерии главного калибра и зе­нитной артиллерии для крейсеров и эсминцев. Были созданы системы связи между импортными радиолокационными станциями орудийной наводки (СОН), которы­ми срочно оснащались корабли, и отечественными при­борами управления артиллерийским зенитным огнем (ПЛУЗО). Продолжались работы по гироскопии, нача­тые еще перед войной в НИИ-49.

В 1946 г. СКБ НКСП было преобразовано в Морской научно-исследовательский институт № 1 (МНИИ-1), ко­торый на долгие годы стал флагманом в разработке ряда направлений военно-морской техники. В 1946-1950 гг. создаются системы управления стрельбой для новых крейсеров.

Начало 1950-х гг. – время появления на флоте ракет­ного оружия. Институт активно участвует в проектирова­нии кораблей нового поколения, разрабатывает системы управления ракетным оружием. Созданная в институте система управления ракетой П-15 устанавливается на ракетных катерах проекта 183-Р. В середине 1950-х гг. в МНИИ-1 был сконструирован первый в стране навигационный комплекс подводной лодки «Плутон», ко­торый в 1954 г. прошел испытания в Баренцевом море, включая высокоширотный район Земли Франца-Иосифа.

Новым направлением для института становится раз­работка систем управления защитой атомных реактор­ных установок на современной технической основе – бесконтактных элементах и устройствах, обеспечивающих работу в весьма тяжелых режимах. Задача была с честью решена коллективом. При МНИИ-1 было создано опытное производство, которое впоследствии переросло в опыт­ный завод «Агат».

С начала 1960-х гг. институт становится головным предприятием судостроительной промышленности в об­ласти цифровой вычислительной техники и систем управления. К 1980-м гг. им были созданы три поколения цифровых вычислительных машин и ряд систем управле­ния оружием.

В 1966 г. МНИИ-1 был переименован в Централь­ный морской научно-исследовательский институт (ЦМНИИ) с филиалами в Ульяновске и Ереване. В 1971 г. он был переименован в НИИ «Агат». В 1977 г. на базе НИИ «Агат», опытного завода «Агат», ереван­ского филиала НИИ «Агат» и ереванского завода «Ба­зальт» создано НПО «Агат». С конца 1970-х гг. в институте развернуты работы по проектированию вычислительных машин и корабельных систем четвертого поколения.

По мере насыщения кораблей различными системами радиоэлектронного вооружения кораблестроителям и мо­рякам приходилось решать вопросы обеспечения взаимо­действия этих систем. С этой целью в конце 1970-х гг. в Москве создается научно-исследовательский институт корабельного радиоэлектронного вооружения – ЦНИИ «Курс», в котором проводятся научные исследования по оптимизации систем вооружения кораблей, отрабатыва­ются протоколы сопряжения и циклограммы совместного функционирования радиоэлектронных средств кораблей. В результате разработок, выполненных ЦНИИ «Курс» для ряда кораблей, вносятся изменения в алгоритмы функционирования систем РЭВ, обеспечившие объедине­ние отдельных комплексов РЭВ крупных кораблей в бое­вые контуры.

Первым отечественным летательным аппаратом, со­вершившим посадку на палубу корабля, стал вертолет Ка-10. 7 декабря 1950 г. он сел на палубу крейсера «Максим Горький». Эта винтокрылая машина была по­строена в ОКБ Н.И. Камова, расположенном в подмо­сковных Люберцах. Вертолеты соосной схемы, разраба­тываемые фирмой Н.И. Камова, оказались наиболее удобными для размещения на кораблях. Спустя пять лет на черноморском крейсере «Михаил Кутузов» проходит испытания вер­толет Ка-15, предназначенный для борьбы с подводными лодками.

Начиная с 1960-х гг. вертолеты Н.И. Камова – развед­чики, противолодочные, поисково-спасательные, вертоле­ты целеуказания, радиолокационного дозора – поступали на вооружение эсминцев, больших противолодочных кораблей, ракетных крейсеров, сторожевых кораблей, вспомогательных судов. В 1967 г. вступил в строй голов­ной противолодочный крейсер «Москва», имевший на вооружении 14 вертолетов. Они входили в состав авиационного вооружения и последующих авианесущих кораблей. Вертолетами Н.И. Камова осна­щены отечественные ледоколы, осуществляющие ледовую разведку, помогая выбрать оптимальный курс во льдах.

Проектировались крылатые машины для флота и на другой московской вертолетной фирме – в ОКБ М.Л. Миля. В 1967 г. там был создан Ми-14 – противолодочный вертолет берегового базирования с амфибий­ными свойствами. На базе Ми-14 разработан ряд моди­фикаций: вертолеты поисково-спасательной службы и буксировщики минных тралов.

Выход Советского Военно-Морского Флота в океан все настоятельнее требовал включения в его состав авианесу­щих кораблей. Первые попытки создания палубного само­лета были предприняты еще в конце 1940-х гг., когда была разработана программа строительства океанского флота. В КБ А.Н. Туполева были спроектированы опытные образцы палубных бомбардировщика и штурмовика, одна­ко в дальнейшем работы над ними были прекращены.

Самолетам фирмы А.Н. Туполева не суждено было взлетать с корабельной палубы, но они в качестве торпе­доносцев, бомбардировщиков, противолодочных и само­летов целеуказания (Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95) поступа­ли на вооружение авиации ВМФ наземного базирования. В таком же качестве используются самолеты, разработанные в московском ОКБ С.В. Ильюшина. Ветераны хорошо помнят торпедоносец Ил-28Т.

Работа же по созданию самолета палубного базирова­ния была выполнена другой авиационной фирмой. В на­чале 1969 г. ОКБ А.С. Яковлева получило тактико-тех­нические требования ВМФ и ВВС к самолету вертикаль­ного взлета и посадки морского базирования. В 1972 г. проектирование такого самолета – Як-36М было завершено. В ноябре того же года он совершил ряд посадок на специально оборудованную площадку на палубе про­тиволодочного крейсера «Москва». С 1973 г. началось серийное производство Як-36М. Эти машины под индек­сом Як-38 поступали на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев».

К началу 1990-x гг. в ОКБ А.С. Яковлева была раз­работана более совершенная машина – Як-141. Это был первый в мире сверхзвуковой универсальный боевой самолет вертикального взлета и посадки. Як-141 должен был заменить на тяжелых авианесущих крейсерах устаре­вший Як-38, снятый с производства. В сентябре 1991 г. два опытных Як-141 совершили первые посадки на ТАКР «Адмирал Горшков». Но последующие события в стране, резкое сокращение финансирования армии и флота выну­дили прекратить работы по перспективному самолету…

Опыт эксплуатации первых авианесущих кораблей и самолетов с вертикальным взлетом и посадкой выявил настоятельную необходимость для флота полноценных авианосцев, несущих на своем борту самолеты различ­ного назначения. И опять задача создания новых палуб­ных самолетов была поручена московским предприятиям.

Московские ОКБ им. П.О. Сухого и им. А.И. Микояна приступили к работам по созданию корабельных самолетов на базе сухопутных истребителей. В результате появились Су-27К (Су-33) и МиГ-29К. От своих сухопутных пред­шественников они отличаются складными консолями крыльев, более мощными стойками шасси из-за более крутой траектории захода на посадку, гаком-крюком, которым при посадке самолет зацепляется за тросы аэро­финишеров. Было доработано и радиоэлектронное во­оружение самолетов.

1 ноября 1989 г. летчики-испытатели фирм Сухого и Микояна совершили первые посадки на палубу кораб­ля, а затем и взлеты с нее: В.Г. Пугачев – на Cу-27K, Т.О. Аубакиров – на МиГ-29К и И.В. Вотинцев – на учебно-тренировочном Су-25УТГ. Начался качественно новый этап развития отечественного флота.

Создание палубной авиации потребовало организации целого комплекса, обеспечивающего эксплуатацию новой техники. Московский агрегатный завод «Универсал» раз­рабатывает и поставляет средства наземной подготовки летательных аппаратов. В их состав входят различные подъемники, тележки, гидравлические станции, пульты управления проверки спецсистем самолетов и вертолетов, трапы, стремянки и т.п., без чего нельзя подготовить самолет или вертолет к вылету или провести его техниче­ское обслуживание.

Большую работу при строительстве авианесущих крей­серов выполнил Всесоюзный (ныне Всероссийский) инсти­тут авиационных материалов (ВИАМ). Уже первые эксперименты по взлету и посадке самолетов с вертикальным взлетом показали, что сталь корабельной палубы не может долго выдержать температуру газов авиационных турбин. Срочно потребовалось термостойкое покрытие палубы, которое кроме высоких температур могло выдержать и ме­ханические нагрузки. ВИАМ создал термостойкие плитки, которыми покрывались полетные палубы крейсеров.

В создании авианесущих кораблей принимал участие и Летно-испытательный институт (ЛИИ), находящийся в городе Жуковском под Москвой. Специалисты института участвовали в создании корабельных аэрофинише­ров и системы посадки самолетов на палубу.

Московское специальное конструкторско-технологи­ческое бюро светотехнических систем разработало и из­готовило для авианесущих крейсеров типа «Адмирал Кузнецов» оптическую систему посадки (ОСП) «Лу­на» – конструкцию специальных фонарей с очень малым углом раствора луча. Дальнейшим шагом в этой области была раз­работка специалистами ЛИИ системы автоматической посадки без участия летчика.

Военный корабль является наиболее сложным инже­нерным сооружением, созданным человеком. В его строи­тельстве участвуют сотни предприятий, поставляя различные детали или материалы. Среди них есть десятки московских предприятий и организаций.

Судовые насосы различных типов изготовляли для кораблей насосный завод им. Калинина, находящийся в Москве, и Щелковский насосный завод (г. Щелково Московской области). Московский завод «Динамо» начиная с 1930-х гг. выпускает электродвигатели в специальном морском ис­полнении. Они приводят в движение различные кора­бельные механизмы – тральные лебедки, шпили для вы­борки якорь-цепей и т.п. Корабельные трансформаторы различных типов по­ставляет московский «Электрозавод». На всех кораблях можно встретить продукцию москов­ского завода «Манометр». Это контрольно-поверочная аппаратура различных типов. Московский завод «Электроприбор», созданный в 1960-х гг., выпускает антенные устройства для кора­бельных радиостанций. В подмосковном городе Орехово-Зуеве находится за­вод «Респиратор». Он производит водолазное снаряже­ние, которое поступает на снабжение подразделений и судов аварийно-спасательной службы ВМФ. Московский завод «Сатурн» является ведущим рос­сийским предприятием в области судовой светотехники. На российском флоте трудно найти корабли и суда, на которых бы не были установлены изделия этого завода. ВПО «Торгмаш» в подмосковных Люберцах проек­тирует и производит оборудование для корабельных кам­бузов. АО «Канат», расположенное в Коломне, обеспечивает корабли пропиленовыми швартовыми канатами, а кроме того, поставляет плетеные шнуры для рыболовных сетей. Казалось бы, что может связывать с флотом текстиль­ную фабрику в небольшом подмосковном городке Иван­теевке. Но моряки знают, что тельняшки, согревающие их в море, выпускаются на этой фабрике.

Для обеспечения московских предприятий Минсудпрома специалистами в 1954 г. был открыт Московский электромеханический техникум, впоследствии переименованный в техникум автоматики и телемеханики. В се­редине 1960-х гг., чтобы подготовить инженерные кадры для предприятий отрасли, при ВНИИ «Альтаир» созда­ется филиал института радиотехники, электроники и ав­томатики (МИРЭА). Многие работники московских предприятий Минсудпрома учились в Московском фили­але Ленинградского института водного транспорта (на вечернем и заочном отделениях). Сотрудники высшего и среднего звена проходили обучение в Московском фили­але Ленинградского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов судостроитель­ной промышленности.

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *