Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 9

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

9. В годы Великой Отечественной

 

22 ИЮНЯ 1941 г. гитлеровская Германия веролом­но напала на СССР – началась Великая Отечественная война. Наверное, теперь кажется символичным, что свой первый удар враг нанес именно по Севастополю – это доказано документально. А борьбу народов Советского Союза с коварным и беспощадным агрессором возглавила Москва. В этих, на первый взгляд, далеких друг от друга исторических фактах – особый смысл, особая глубинная связь, объединяющая сердце России – Москву и Город Русской Славы, символ несгибаемого мужества Отечества – Севастополь. И мы гордимся этим, своей историей.

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕ­ЧЕСТВЕННОЙ Москва была не только политическим, но и военным центром страны. Именно здесь в годы войны находились Государственный Комитет Обороны (с 30 ию­ня 1941 г.), в руках кото­рого была сосредоточена вся полнота власти в стране, Ставка Верховного Главно­командования, осуществля­вшая высшее военное руководство, Совет Народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП(б), президиумы Верхов­ных Советов СССР и РСФСР, союзные и россий­ские наркоматы. В столице располагались и высшие ор­ганы управления Военно-Морским Флотом страны: Народный Комиссариат ВМФ (нарком – адмирал Н.Г. Кузнецов) и Главный мор­ской штаб ВМФ (начальник – адмирал И.С. Исаков).

Удаленность высшего военно-морского командова­ния СССР от мест непосредственного базирования совет­ских флотов не помешала ему своевременно разгадать стратегические и оператив­но-тактические планы гитле­ровских аналитиков, забла­говременно подготовить оте­чественные военно-морские силы к отражению агрессии. В результате своевременно принятых руководством мер нападение Германии не за­стало Советский флот врас­плох: 22 июня ВМФ СССР не потерял ни одного корабля. Флоты и флотилии на­чали действовать согласно предвоенным планам обороны.

В находившиеся в Москве Наркомат ВМФ, ГМШ, вы­сшие партийные инстанции в 1941-1945 гг. стекалась наиболее существенная ин­формация о положении на флоте. В период войны Мос­ква блестяще справилась с ролью флотского «мозгового центра», обеспечив высшее военно-морское командо­вание всей необходимой ин­фраструктурой. Москва и москвичи помогали армии и флоту, чем могли.

КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ДУХОВНЫЙ И АДМИНИ­СТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР государства столица играла ведущую роль в освободи­тельной войне. Она была крупнейшим арсеналом стра­ны, ее индустриальным центром. Достаточно сказать, что накануне войны москов­ские предприятия выпуска­ли до 50 процентов всех производящихся в стране станков, приборов и автома­шин, свыше 40 процентов электрооборудования, 75 процентов шерстяных тка­ней и многое-многое другое.

Задачи перестройки про­мышленности под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!» были определены 29 июня 1941 г. в директи­ве СНК СССР и ЦК ВКП(б). Почти все заводы и фабри­ки Москвы получили сроч­ные задания по налажива­нию выпуска продукции для Армии и Флота. В первую очередь на военное производство переводили круп­ные столичные предприя­тия. Уже на второй день войны заводы «Борец», «Динамо», имени Серго Орджо­никидзе начали выпускать снаряды. Вскоре было нала­жено производство миноме­тов, автоматов, фугасных бомб, гранат.

Крупные предприятия го­рода – «Трехгорная ману­фактура», «Краснохолм­ский камвольный комбинат», «Красная Роза», имени Я.М. Свердлова, имени М.В. Фру­нзе перешли на выпуск па­рашютной ткани, палаток, армейского белья, марли для бинтов. Тонкосуконные фа­брики наладили производ­ство тканей для шинелей, гимнастерок, брюк, одеял. Обувные предприятия пере­страивались на изготовле­ние армейской обуви, швей­ные фабрики – на пошив армейского и флотского об­мундирования. Предприятия пищевой промышленности начали производить концентраты, консервы, сухари. Десятки предприятий Мос­квы переключились на изго­товление совершенно несвойственной им продукции.

Продукцией камвольно-прядильной фабрики им. М.И. Калинина стали боеголовки к «катюшам». Во­обще же десятки предприятий Москвы и Московской области участвовали в изго­товлении как самой устано­вки, так и боеприпасов к ней. Первые восемь полков реактивной артиллерии, ос­нащенные боевыми устано­вками БМ-8 и БМ-13, формировались в Москве, в ар­тиллерийском училище име­ни Красина.

К осени 1941 г., когда началась Московская битва, выполнением фронтовых заказов было занято около 200 промышленных предприя­тий, 375 артелей и мастер­ских, 59 промышленных ком­бинатов, выпускавших до войны детские игрушки, хозяйственную посуду, мебель, музыкальные инструменты. С угрозой воздушного напа­дения из города началась эвакуация промышленных предприятий.

НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ВОЙ­НЫ был организован город­ской совет по эвакуации. 29 июня было решено эваку­ировать в тыл авиационные заводы; 7 августа – пере­базировать на Урал цеха московских металлургиче­ских заводов «Серп и мо­лот» и «Электросталь». 15 сентября ГКО издал постановление «Об эвакуации сто­лицы СССР г. Москвы». Была создана специальная комиссия. 412 предприятий оборонного значения гото­вили к взрыву, а еще 707 должны были ликвидиро­вать путем механической по­рчи и поджога. При перемещении на восток часть заводов размещалась на ба­зе родственных предприя­тий, усиливая их производ­ственные мощности, но боль­шинство развертывались как самостоятельные. К концу ноября, когда возникла не­посредственная угроза сто­лице, из Москвы и обла­сти в глубокий тыл вывезли большую часть оборудова­ния 498 крупных предпри­ятий. Однако москвичи на части оставшихся произ­водств использовали все имевшиеся мощности и воз­можности, что называется, «на полную катушку».

Большая часть оборудо­вания московского завода режущих инструментов «Фрезер» была эвакуиро­вана в Томск и Оренбург. На оставшемся изготавли­вали специальные инстру­менты для артиллерийских заводов, мины, части корпу­са «катюш», затворы для ППШ, минометы-лопатки. Производство последних наладили на трех старень­ких станках в октябре 1941 г. в одном из цехов завода имени Серго Орджо­никидзе. И первая партия этих изделий была выпуще­на уже в ноябре 1941 г. За месяц производство было увеличено в 15 раз. После этого завод получил заказ на минометы большого ка­либра. На компрессорном заводе «Борец» до войны выпускали насосы для паровозов, судов, нефтеперека­чивающих устройств. В 1941 г. завод перешел на производство мин и реакти­вных снарядов. Московский автомобильный завод (впоследствии – АО «ЗИЛ») летом 1941 г. выпускал более 200 машин в день, а впоследствии в его цехах был налажен выпуск минометов, ППШ, снарядов, мин, противотанковых ежей, узлов пулемета ДШК и механизмов зенитной пушки.

В целом за годы войны только московские машино­строительные заводы дали фронту 16 тысяч боевых самолетов, несколько тысяч танков и самоходных уста­новок, 130 тысяч миноме­тов, 3,5 млн автоматов, 3745 реактивных устано­вок, 287 млн тонн боеприпасов.

С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ ос­трой для промышленности столицы стала проблема кадров. Десятки тысяч ква­лифицированных рабочих уходили на фронт, вступа­ли в ряды народного ополчения. На предприятия шли те, кто не смог попасть на фронт: служащие, домохо­зяйки, студенты, ученики ремесленных училищ, школ. 17-18 июля руководство столицы приняло важное ре­шение о посылке квалифи­цированных кадров – рабо­чих, инженеров и техников – на предприятия Наркомата боеприпасов СССР. Тяжесть мужских профессий во многом легла на плечи женщин и подростков. Без их труда не было бы Побе­ды.

За первые пять месяцев войны из столицы на фронт ушли около 400 тысяч москвичей. Но остались еще те, кто не подлежал первооче­редному призыву по мобилизации, у кого была отсроч­ка, кто не подходил по возрасту, по состоянию здоровья. Но они тоже хотели защищать Родину. 2 июля 1941 г. в ЦК ВКП(б) было принято решение о создании Московского народного опол­чения, а 4 июля было опубликовано постановление ГКО «О добровольной мо­билизации трудящихся Мос­квы и Московской области в дивизии народного ополче­ния». За первые 4 дня в партийные, советские организации и райвоенкоматы под­ступило 170 тыс. заявлений от москвичей и 140 тыс. от жителей области с просьбой зачислить их в ополчение. Отобрано было 120 тыс. че­ловек, которые составили 12 дивизий. В октябре-ноябре 1941 г. были сформированы еще 4 дивизии. Всего в ди­визиях народного ополчения насчитывалось 160 тыс. человек. Одновременно с народным ополчением было создано 87 истребительных батальонов для борьбы с диверсан­тами и шпионами.

С последствиями бомбар­дировок в Москве боролись подразделения Местной противовоздушной обороны (МПВО). Многочисленными в МПВО были формирования групп самозащиты по месту жительства.

В ГОДЫ ВОЙНЫ МОСК­ВА продолжала оставаться крупнейшим научным и культурным центром. Актив­но работала Академия на­ук СССР, которая объеди­няла к началу войны множе­ство баз, филиалов, 47 исследовательских институтов. Для решения научно-техни­ческих проблем, связанных с войной, было создано несколько научно-комплекс­ных комиссий. В годы вой­ны были образованы Акаде­мия медицинских наук, Академия педагогических наук, ряд новых институтов.

Творческая мысль деяте­лей самых различных от­раслей науки была направ­лена на решение важнейших задач военной промышлен­ности. Так, физики под руководством А.Ф. Иоффе проводили исследования полупроводников, создавали новые приборы для самолетов, кораблей, артиллерийс­ких систем. Огромное зна­чение для авиастроения име­ли работы М.В. Келдыша, для приборостроения – С.И. Вавилова. Исследования химиков под руковод­ством Н.Д. Зелинского лег­ли в основу создания новых взрывчатых веществ. Группа ученых во главе с А.П. Александровым и И.В. Курчатовым, командированная в Севастополь, разрабо­тала противоминную защиту кораблей, что сохранило жизни тысячам моряков. Крупные проблемы решали ученые-медики.

Деятели литературы и ис­кусства стремились в сво­их произведениях показать величие массового героиз­ма советских людей в годы войны. Значительная часть московских писателей на­ходилась на фронтах в ка­честве военных корреспон­дентов, сотрудников армей­ских газет, политработни­ков. Поэты и композиторы написали множество незабы­ваемых до сих пор песен. Героизм советских людей нашел отражение в худо­жественных фильмах. В го­ды войны около 400 теат­рально-концертных бригад обслуживали воинские части на фронтах. На боевые и трудовые подвиги вдохновля­ли советских людей произве­дения художников.

ВКЛАД МОСКВИЧЕЙ В ПОБЕДУ отмечен награда­ми Родины. 800 человек стали Героями Советского Союза, десятки тысяч награждены орденами и меда­лями, в т.ч. учрежденной в 1944 г. медалью «За оборо­ну Москвы». Ценой неимо­верных усилий именно под Москвой враг был останов­лен, а затем и отброшен на сотни километров. Значите­льный вклад в оборону сто­лицы внесли и моряки. С июля 1941 г. в боях на дальних подступах к Москве сражалась Особая артилле­рийская группа Военно-Морского Флота. В битве за Москву (ноябрь-декабрь 1941 г.) в составе армейских соединений участвовали 62, 64, 71, 75,  84-я морские стрелковые бригады; 1-й Московский отдельный отряд моряков, сформиро­ванный из подразделений центральных органов Наркомата ВМФ. Среди бойцов морских бригад находились и выпускники 1-й Московской военно-морской спецшко­лы, открытой в 1940 г.

В ГОДЫ ВОЙНЫ судьбы столицы Отечества и его флота не только еще прочнее переплелись, но были сли­ты воедино пролитой кровью и отданными за Родину жизнями.

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *