Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 8

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

 

8. Восстанавливая морскую мощь

МИРОВАЯ И ГРАЖ­ДАНСКИЕ ВОЙНЫ нанес­ли по Российскому флоту колоссальный удар, от ко­торого он не мог оправить­ся многие годы. Трагедия расколотого российского об­щества стала одновремен­но и трагедией отечествен­ного флота. Сотни россий­ских военных и торговых судов в ходе Гражданской войны и военной интервен­ции оказались затопленны­ми или угнанными и раз­бросанными по всему зем­ному шару. Оценивая сос­тояние флота, наркомвоенмор М.В. Фрунзе писал: «В общем ходе Революции и… Гражданской войны на до­лю морского флота выпали особенно тяжкие удары. В результате их мы лишились большей и лучшей части его материального состава, ли­шились огромного больши­нства опытных и знающих командиров, игравших в жи­зни и работе флота еще бо­льшую роль, чем во всех других родах оружия, по­теряли целый ряд морских баз и, наконец, потеряли ос­новное ядро и рядового кра­снофлотского состава. В сумме все это означало, что флота у нас нет».

Крупные потери понес и торговый флот. Еще в годы Первой мировой войны суда российских торговых ком­паний фрахтовались странами Антанты для перевозки военных грузов. Потом их реквизировали, и они попа­ли в руки различных дель­цов. Невосполнимой была утрата быстроходных па­роходов крупнейших рос­сийских компаний – РОПИТ и Добровольного фло­та.

ВОЗВРАТ угнанных за рубеж судов казался са­мым быстрым путем возрождения отечественного флота. Для возвращения торговых судов из-за ру­бежа применялись различ­ные меры, в т.ч. судебные. Благодаря им удалось вер­нуть в Россию часть пароходов Добровольного фло­та, составивших впоследст­вии основу формировавше­гося Совторгфлота. Труд­нее обстояло дело с воен­ными кораблями флотилии Старка, Бизертской эскад­ры и пароходами РОПИТа. Использовались дипломатические, судебные механи­змы, в т.ч. спецслужбы. Эта проблема была на контроле у Политбюро и ОГПУ.

Проблему пытались ре­шить также путем амнистии участников белогвардейского движения (декабрь 1922 г.). Однако флотилия Старка, экипажи кораблей которой были настроены антисоветски, из Китая уш­ла в Манилу и попала под опеку США. Вопрос о воз­врате кораблей из Бизерты сдвинулся с мертвой точки после признания Францией Советской России (1924 г.). Однако специально посланные комиссии не добились никаких результатов в условиях, когда французы предпринимали меры для срыва их работы. В этот процесс вмешались Англия и Прибалтийские государства, враждебно относив­шиеся к усилению флота России. Кроме того, встал вопрос о царских долгах. После переговоров, шедших с «переменным успехом» и затянувшихся на длитель­ный срок, корабли из Бизерты так и не пришли в Черное море. Они были по­резаны во Франции, пос­ледним в 1936 г. пошел под нож линкор «Генерал Алек­сеев».

Москва предприняла эне­ргичные меры и по возвра­щению пароходов РОПИТа. Были предприняты меры как на правительствен­ном уровне, так и на уро­вне судовых команд, под­нимавших красные флаги и просивших защиты своих прав у СССР. Однако в итоге и пароходы РОПИТа остались за преде­лами Родины.

Более удачно, хотя то­же с большими трудностя­ми, осуществлялась работа по подъему сотен судов, затопленных в годы Миро­вой и Гражданской войн на морях, озерах и реках. Мно­гие из них имели минималь­ные повреждения и могли значительно усилить состав боевого и торгового фло­та Советской республики. Однако этот источник пополнения флота был техни­чески сложным мероприя­тием. После военно-полити­ческих катаклизмов после­дних лет имеющиеся в ос­новном гражданские судоподъемные организации за­ведомо не могли справиться со столь сложной задачей. Заботу о подъеме судов взя­ло на себя ОГПУ.

В 1923 г. в структуре этого ведомства была соз­дана Экспедиция подвод­ных работ особого назна­чения (ЭПРОН), управле­ние которой находилось в Москве. Уже в первые годы своей деятельности на Че­рном и Азовском морях эпроновцы подняли несколько подводных лодок и миноносцев.

Специальные отряды ЭПРОНа появились на Бал­тике, Севере, крупных озе­рах и речных системах. Бо­льшой доход экспедиций, позволявший финансировать ее основную деятельность, приносили подъем со дна моря и продажа морскому ведомству хорошо сохранившихся снарядов круп­нокалиберной морской ар­тиллерии. Со дна Севастопольской бухты были из­влечены трехорудийные ба­шни линкора «Императри­ца Мария», затонувшего в 1916 г.

Однако задачи ЭПРОНа были шире, чем просто су­доподъем. Это и спасение, и выполнение специальных задач, и подготовка водола­зов. До 1931 г. ЭПРОН на­ходился в составе ОГПУ, а затем продолжил свою работу в составе гражданских министерств и, в конечном счете, стал базой для соз­дания аварийно-спасате­льных служб флотов.

ВЫДАЮЩУЮСЯ роль в возрождении отечествен­ного флота сыграл энтузи­азм молодежи, главным об­разом комсомола. С 1922 г. по инициативе ЦК РКСМ стали проводиться регуля­рные призывы на флот. За­стрельщиком в этом деле выступила крупнейшая в стране Московская комсо­мольская организация. Мос­квичи шли служить на флот, поступали в военно-морские училища, оказы­вали материальную помощь отдельным кораблям и це­лым флотским подразделе­ниям. В октябре 1922 г. в столице собрался V Всероссийский съезд РКСМ, на котором было принято решение взять шефство над военным флотом. Ма­териальная помощь моря­кам должна была выража­ться в отчислении комсомо­льцами продуктов от натурпайка и денег от жало­ванья, в устройстве суб­ботников, организации сверхурочных работ, продажи продукции. Начиная с 1923 г. комсомол стал проводить не­дели и трехдневки Крас­ного Флота, пропагандируя идею укрепления морской мощи СССР.

На VI Всероссийском съе­зде комсомола (1924 г.) бы­ло решено перейти к шефству ячеек и организаций над конкретными корабля­ми флота. За москвичами закрепили линкор Балтфло­та «Марат». Шефство при­обрело широчайший размах.

Масштабы помощи юных москвичей Флоту росли с каждым годом. В 1929 г. московский комсомол взял шефство уже над дивизи­ей линкоров КБФ в целом, а после войны (с 1947 г.) – над Северным флотом. Продолжая дореволюционные традиции всенародных по­жертвований на нужды фло­та, комсомол в начале 30-х годов организовал сбор средств на строительство подводной лодки и отряда гидросамолетов. Из года в год росло число комсомо­льцев среди курсантов во­енно-морских училищ. Имен­но эта молодежь стала ос­новной кузницей грамот­ных, дисциплинированных идейно убежденных кадров для Советского флота.

СТАБИЛИЗАЦИЯ внут­риполитической обстановки в стране вместе с успехами в народнохозяйственном строительстве позволила взглянуть на перспективы текущей внешней полити­ки. В то же время в новой политической ситуации, гла­вным содержанием которой стали возрождение и укреп­ление российской государ­ственности в советской форме, Москва опять обрати­ла свой взор на Военно-Морской Флот, являвший­ся непременным атрибутом мощной державы.

В марте 1925 г. опера­тивным управлением Шта­ба РККФ был разработан проект пятилетнего плана строительства Советского флота. Проект предусмат­ривал создание флота, спо­собного на Балтике и Чер­ном море противостоять военно-морским силам вероятного противника. Его основу должны были сос­тавить 10 линкоров (из них 6 – новейшего типа), 12 крейсеров, 40 эсминцев, 34 подлодки (из них 4 – мин­ных заградителя), 3 авиа­матки, 60 торпедных кате­ров.

Но этому плану не суж­дено было сбыться. Глав­ной причиной тому стал недостаточный уровень инду­стриального потенциала страны. Отражением неадекватности широкомас­штабных планов военно-мо­рского ведомства и имеюще­гося индустриального потен­циала стала дискуссия в сре­де военных специалистов, разделившихся на две груп­пы. Первая выступала за создание полноценного фло­та, включавшего все клас­сы кораблей. Вторая огра­ничивалась созданием «мос­китного» флота, ее поддер­живало руководство Крас­ной Армии. Позиция Армии сыграла свою роль, и при­нятая в ноябре 1926 г. «Программа строительства Морских сил РККА на 1926-1932 гг.» предпола­гала строительство только «москитного» флота.

В 20-е годы в связи с на­чалом возрождения Воен­но-Морского Флота страны Москва начинает играть все­возрастающую роль в его развитии. В мае 1922 г. в столицу были полностью пе­редислоцированы из Пет­рограда центральные орга­ны военно-морского управ­ления. Морской штаб Республики, преобразованный с декабря 1923 г. в Штаб РККФ, решал все задачи организации морской обо­роны, боевой подготовки, комплектования и учета ли­чного состава флота. 28 марта 1924 г. создается Уп­равление ВМС СССР (с 22.7.1926 г. – Управление ВМС РККА) как орган по руководству боевой орга­низационно-мобилизацион­ной и технической подго­товкой ВМС. В течение 20-30-х годов флот организационно входил в единый Наркомат по военным и мор­ским делам СССР (с 1934 г. – Наркомат обороны СССР).

В 20-е годы на совеща­ниях в Москве и на страницах выходивших здесь из­даний вырабатывались научно обоснованные взгляды на роль и место флота в системе национальной без­опасности, проходили твор­ческие дискуссии.

В 30-е годы Советский ВМФ вступил в этап своего технического совершенствования и укрепления. Вес­ной 1932 г. началось вос­создание Тихоокеанского флота, год спустя создана Северная военная флоти­лия (с 1937 г. – Северный флот). Высшим государст­венным руководством была принята новая программа военного кораблестроения. Только за 1933-1937 гг. были заложены 5 легких крейсеров, 4 лидера, 46 эсминцев, 137 подводных лодок, 6 сторожевых ко­раблей, 27 тральщиков, 9 речных мониторов, большое количество боевых катеров. Больше чем в 6,5 раза уве­личился самолетный парк морской авиации. Высокой оценкой заслуг Москвы в деле строительства флота стало присвоение имени сто­лицы одному из строивши­хся в Николаеве черноморских лидеров эсминцев.

Подъем экономики стра­ны позволил приступить во второй половине 30-х го­дов к строительству фло­та, способного обеспечить национальные интересы в океанской зоне, превратить флот из элемента обороны прибрежных районов в на­ступательную «морскую си­лу государства». В целях дальнейшего укрепления роли и значения флота ЦИК и СНК СССР 30 де­кабря 1937 г. приняли по­становление о создании самостоятельного Народного комиссариата ВМФ СССР. Ведущим органом оперативного руководства стал Главный морской штаб (ГМШ). С образованием Наркомата роль Москвы как центра управления флотом еще более возросла. Сто­лица фактически преврати­лась в главную военно-мор­скую базу СССР, откуда осуществлялось непосред­ственное руководство сложнейшим организмом «мор­ского элемента националь­ной безопасности государ­ства». Наибольшего совер­шенства механизм управ­ления достиг при адмирале Н.Г. Кузнецове, ставшем наркомом в апреле 1939 г.

За два межвоенных де­сятилетия в стране был создан флот, способный вести боевые действия как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в целях обороны своей территории с моря и разрушения коммуникаций противника. Только за 11 месяцев 1940 г. ВМФ получил от промышленности 100 боевых кораблей. В постройке находилось еще 269 кораблей и подводных лодок, в боевом составе флота имелись 3 линкора, 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 212 подводных лодок, 21 СКР, 20 мониторов, 23 канонерские лодки, 15 минных заградителей, 79 тральщиков, 20 катеров-тральщиков, 270 торпедных катеров, 68 катеров-охотников за подводными лодками, 84 бронекатера, 17 сторожевых катеров, 4 десантных судна, 2429 самолетов разного назначения, 260 батарей береговой артиллерии, 971 зенитная пушка.

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *