Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 4

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

4. Ради пользы Флота Российского

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Россия вступила в эпоху интенсивного экономического роста. Борьба за раздел мира и рынков сбы­та требовала всемерного развития торгового флота, рас­ширения морских транспо­ртных путей, охраны вод­ных маршрутов от нападе­ния неприятельских кораб­лей. Осуществлению этих задач мешали последствия поражения России в Крымс­кой войне – гибель Черноморского флота и статьи Па­рижского трактата 1856 г., за­претившие России его воссо­здание. Южное побережье страны фактически лишилось прикрытия с моря. С другой стороны, росту рос­сийской внешней торговли, главным образом ее зерно­вого экспорта, препятство­вала малочисленность отече­ственного торгового флота. Русские предприниматели были вынуждены переплачи­вать огромные деньги за фрахт, в первую очередь английских судов. Единст­венная российская пароход­ная компания на Черном море – РОПИТ (Русское общество пароходства и тор­говли) не могла справиться с объемом возрос­ших перевозок. Требовалось коренным образом изменить ситуацию: возродить флот, а для этого вызвать интерес к нему во всех слоях русского общества.

Эту задачу во многом ре­шила грандиозная Москов­ская политехническая выставка, проведенная в 1872 году и приуроченная к пра­зднованию 200-летия со дня рождения Петра Великого. Центральное место на ней занимал Морской отдел, привлекавший наибольшее внимание посетителей,

ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА 1872 г. была крупнейшей, но далеко не из мануфактурных выставок XIX столетия в России, отразившей достижения современной промышленности, и в т.ч. состояние морского дела.

Основы русской промыш­ленности были заложены Петром Великим. С самого начала его правления про­мышленность стала важней­шим государственным де­лом, а создание крупных мануфактур позволило вооружить Армию, построить Флот и снабдить их всем необходимым.

1-я выставка российских мануфактурных изделий про­шла в 1829 г., следующая – в 1831 г. На выставке 1870 г. появился ряд но­вых разделов. Особенно эффективно выглядел воен­ный отдел, а также впер­вые для российских промы­шленных выставок был организован и Морской отдел. Однако самая грандиозная демонстрация морского де­ла в России состоялась во время политехнической вы­ставки, которая открылась 30 мая 1872 г. в Москве. Морская тема на выставке была едва ли не ведущей.

Выставка раскинулась вок­руг и внутри Кремля (ок. 60 павильонов и различных построек). Самыми обшир­ными были Военно-историче­ский и Севастопольский павильоны. В последнем, кро­ме богатой археологической экспозиции, знакомящей с античной и раннехристианской историей Херсонеса, был центральный раздел, посвященный героической обороне Севастополя в Кры­мскую войну.

Морской павильон, зани­мавший добрую           треть Кремлевской набережной, стал центром торжеств при открытии выставки. В этот день из Петербурга был до­ставлен «дедушка Русского флота» – знаменитый пет­ровский ботик. Он был по­мещен на специальный по­мост в центре морского па­вильона, где под охраной почетных часовых простоял до конца выставки.

На 750 квадратных са­женях морского павильона были размещены тысячи экспонатов, причем особен­ным успехом пользовался исторический раздел. В нем было выставлено более 700 предметов. В разделе совре­менного флота можно было познакомиться с моделями и чертежами всех основных типов железных и деревян­ных военных кораблей, с морской артиллерией, об­мундированием, инструмен­тами и различными матери­алами, используемыми при постройке судов. Кроме то­го, небольшой раздел пос­вящался торговому и част­ному флоту.

Через десять лет москви­чи вновь смогли познако­миться с достижениями морского дела на Всероссийской промышленно-художествен­ной выставке, проходившей в Москве с 20 мая до сере­дины сентября 1882 г. на Ходынском поле, где был воздвигнут выставочный ком­плекс. Морской отдел был совмещен с артиллерийским, основное место в ко­тором было уделено военно-­техническим новинкам. Од­ной из сенсаций выставки стала глубокая железная емкость, заполненная водой, на дне которой работал во­долаз. Выставка привлек­ла внимание к состоянию русского торгового флота, развитие которого явно от­ставало от потребностей страны.

В МОСКВЕ ВО ВРЕМЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ВЫ­СТАВКИ 1872 г. проходил торгово-промышленный съезд. Атмосфера всеобще­го внимания к флотской те­матике ощущалась и здесь. Именно здесь родилась идея создания Московского Императорского общества для содействия русскому торго­вому мореходству, имевшая, как оказалось впоследствии, поистине судьбоносное зна­чение для отечественного коммерческого мореплава­ния.

Инициаторы общества по­ставили своей главной целью всяческое содействие учреж­дению мореходных классов (при опоре, прежде всего, на помощь московских предпри­нимателей и купцов). По их мнению, массовая подготов­ка грамотного флотского персонала дала бы мощный тол­чок развитию российского торгового мореходства.

25 сентября 1873 г. был утвержден устав общества, 12 декабря произведено собрание его членов. На про­тяжении 1873-1874 гг. от­деления общества были учреждены в Санкт-Петербур­ге, Нижнем Новгороде, Аккермане, Поти, Архангель­ске, Таганроге, Керчи, Одес­се, Рыбинске, Риге. 5 де­кабря 1875 г. по Высочай­шему повелению обществу было присвоено наименова­ние Императорского.

Начав с открытия новых и финансовой поддержки уже существовавших мореходных классов для торгового флота (положение о них бы­ло утверждено еще в 1867 г.), члены общества постоянно расширяли сферу своей деятельности. Они ходатайствовали о поддержке правительством русских су­довладельцев, пытавшихся освоить торговый маршрут из Сибири в Европу по Се­верному морскому пути, ратовали за строительство но­вых маяков, собирали све­дения для составления спи­ска судов русского торгово­го флота, организовывали съезды учителей мореходных школ (первый состоялся в 1876 г. в Москве), проводи­ли общественные чтения до­кладов по проблемам раз­вития отечественного флота и связанных с ним отраслей промышленности.

В повседневную работу об­щества входило содействие законопроектирующим учреждениям, а также вопро­сы экономики водного тран­спорта, техники, морского законодательства, сооруже­ния новых каналов и пор­тов, статистики, страхования, регистрации моряков и т.д.

Особым направлением де­ятельности общества явля­лось участие в национальных и международных выставках, на которые широко привлекались работы учителей и учеников мореходных клас­сов. Разносторонней была издательская деятельность общества. С 1879 г. посто­янно выходили его «Изве­стия» (67 выпусков), был подготовлен и издан морской словарь на 9 языках – прекрасное подспорье для моряков загранплаваний, ряд учебных пособий по на­вигации, морской географии, лечению болезней на судах.

Самой значительной и ре­зультативной акцией обще­ства стала инициатива по организации всероссийского сбора средств на покупку судов народного Доброволь­ного флота.

ИТОГИ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ и потеря Черно­морского флота, неспособ­ность отечественного флота защитить интересы страны, а также демонстрация Бри­танией своей морской мо­щи вызвали большой резонанс в российском обществе, болезненно переживавшем ущемление своих националь­ных интересов. В обстанов­ке патриотического подъ­ема Московское Император­ское общество для содейст­вия русскому торговому мореходству обратилось к стране с призывом начать сбор пожертвований для за­купки за рубежом быстро­ходных судов. В случае вой­ны, будучи переоборудованы в крейсеры-рейдеры, они были способны нанести огромный урон морской тор­говле; в мирное же время могли эксплуатироваться под коммерческим флагом специально создаваемого Добровольного флота.

Инициатива москвичей буквально всколыхнула Рос­сию. В марте 1878 г. во «второй столице» учрежда­ется Главный комитет для сбора пожертвований на приобретение морских судов Добровольного флота под председательством московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова. По всей стране создаются комитеты для сбора пожертвований. Деньги вносились предста­вителями всех сословий: ди­пломатами и военными, учи­телями и священнослужите­лями, купцами и крестьяна­ми. Чуть позже, в апреле 1878 г., был учрежден Ко­митет по устройству Добро­вольного флота во главе с наследником русского пре­стола – будущим императором Александром III.

За несколько недель бы­ло собрано более двух мил­лионов рублей (больше всех пожертвовала Первопре­стольная), которые пошли на закупку в Германии четы­рех быстроходных парохо­дов. Один из них в знак признания заслуг москвичей получил имя «Москва». Причем в разное время в составе Добровольного фло­та обязательно находился пароход с таким именем. «Москве» 3-й, построенной в Англии, в 1898 г. от име­ни московского дворянства был поднесен флаг. В пос­лании московского губернского предводителя экипа­жу «Москвы» говорилось: «В первопрестольной Мос­кве, в сердце России, ро­дилась мысль о возникнове­нии Добровольного флота. Москва была его колыбелью; Москва и поныне, сердцем и делом, следит за своим де­тищем».

Пожалуй, эти слова в пол­ной мере можно отнести к крепнущему год от года шефству столицы России над ее Черноморским флотом.

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *