Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 3

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России,  который поддержан  Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса.  Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

 

3. Флот силен тылом. Московским

 

ПЕТР ВЕЛИКИЙ ПЕРЕ­НЕС СТОЛИЦУ Российской Империи в Санкт-Петербург. Как ни странно, но офици­альной даты этого акта нет. Случилось это – по фактическим событиям, их масштабам и значению – где-то в 1712-1713 гг.

Казалось бы, любимое детище Петра – Российс­кий флот, обретя удобные базы на Балтике, навсегда порвет связи со своей ис­торической колыбелью. Но этого не случилось: Москва превращается в главную ты­ловую базу военно-морских сил империи. Объяснение тому простое: еще очень долго Санкт-Петербург яв­лялся лишь резиденцией высшей власти; хозяйствен­ным же центром России продолжала оставаться Москва. Здесь находились ос­новные мануфактуры, ра­ботающие на военно-морское ведомство; сюда, как в сре­доточие российской торго­вли, свозились разнообраз­ные припасы для флота, ко­торые затем переправлялись в Питер.

ПЕТР СВОИМ РЕШЕНИ­ЕМ строить флот пробу­дил древнюю Москву к но­вой жизни, хотя от нее до ближайшего моря была ед­ва ли не тысяча верст. Но для юного царя не было ни­чего невозможного. Он сво­им чутьем организатора по­нимал, что русский человек потянет и корабль, и флоти­лию, и даже «флот четы­рех океанов». Но он также знал, что нужен для этого дела почин или пример. Ра­зумеется, сам юный госу­дарь был в строительстве флота примером для сво­их подданных, но вряд ли он все мог охватить. Поэтому Петр и его сподвижники при­влекали знающих людей, своеобразных инициаторов нововведений.

К таким инициаторам при­надлежал Франц Федоро­вич Тиммерман, уроженец Голландии. Знающий голла­ндец пребывал в доверии у Петра, сопровождал его повсюду. Он принимает уча­стие в постройке Азовского флота, берет на себя по ря­дным записям постройку су­дов от кумпанств, кото­рые из-за неопытности их членов не могли сами взя­ться за дело. Тиммерман размахнулся было на моно­полию всего строительст­ва кораблей и даже выхло­потал себе жалованную грамоту на «корабельный завод» и выделку парусов у Архангельска и в устье Мезени, но, к сожалению, с этим делом не справился.

Более успешным, однако, оказался его почин в Мос­кве. На берегу Яузы, в Преображенском, в 1696-1697 годах был построен Хамовный двор, на котором с 1700 г. стала производиться парусина. С 1702 г. Хамовный двор стал принадле­жать Адмиралтейству. Ка­чество его продукции было довольно высоким, много полотна закупалось даже Англией. Через 10 лет двор превратился в огромное предприятие, на котором тру­дилось более тысячи чело­век.

Российский флот требо­вал не только парусины, но и других разнообразных поставок. В этом отношении Москва – традиционный центр русской торговли – оказала неоценимую услугу государству. Сюда потяну­лись все желавшие принять участие в заготовке и про­изводстве всего необходи­мого для флота. Многочис­ленные подрядчики из Мещанской, Кадашевской, Са­довой и прочих слобод – сметливый и энергичный всякий люд – предлагали в приказ Адмиралтейских дел «корабельные гвоздья из самого доброго железа», сукно серое, «камзолы да штаны матрозского мунди­ру» и др.

Расторопность московс­ких подрядчиков характе­ризует такой пример: ког­да для лечения «больных салдатов и матрозов» Петербургского гарнизона понадо­бился чеснок, слывший в ту пору универсальным про­филактическим средством, по указанию адмиралтейской канцелярии комендант Дми­трова заготовил и отправил в Питер пятьдесят подвод это­го целебного средства.

Качество русских товаров также было на высоте. Мас­тер Садовой слободы Павел Васильев предложил для Адмиралтейства крас­ку бакан. При осмотре предложенного товара специали­стами выяснилось, что «оной де бакан против веницейского стоит», эту оцен­ку подтвердили и живопис­ные мастера, определив, что бакан Васильева и к их де­лу годен. Узнав об этом, Петр I именным указом распорядился принять в Ад­миралтейство краску Павла Васильева «по три рубли за фунт» и «оную краску стро­ением умножить». Подряд­чика освободили от уплаты пошлин и предложили другим приказам для своих нужд принимать его крас­ку. Кроме того, высочайшим повелением было указано «бакану веницейского из-за моря не вывозить» и, кро­ме Васильева, «того бака­ну никому не делать»…

Таким образом, дальней­шее строительство Россий­ского флота укрепило значение Москвы и Московской губернии как традиционного центра снабжения флота всем необходимым.

ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ регулярную доставку на Балтийский флот (да и в необжитую Северную сто­лицу в целом) всего необ­ходимого: леса, парусины, ниток, солонины, квашеной капусты и др., при Петре Великом начинается соору­жение между Москвой и Петербургом гигантской системы водных каналов и путей по старым русским волокам. В целях закупки и отправки необходимых гру­зов для Черноморского и Балтийского флотов в Мос­кве действовала специальная контора Адмиралтейств-коллегии. В дальнейшем, ког­да на московских и подмос­ковных заводах стали стро­ить морские суда, их пе­регоняли к морям по пос­тоянно совершенствовавшей­ся системе водных каналов.

20 декабря 1762 г. был издан указ об отмене всех внутренних таможенных пошлин и упразднении та­можен на внутренних вод­ных путях, что, без сомне­ния, положительно отрази­лось на развитии судоход­ства по рекам. В царствова­ние Екатерины II было не­мало сделано для улучше­ния условий судоходства по Вышневолоцкой системе – первому искусственному водному пути, связывавшему Верхнюю Волгу, а следовательно, и весь Московский регион с новой столицей. В 1765 г. над содержателями этой системы была установлена государ­ственная опека, а в 1773 году, учитывая особую важ­ность этого водного пути, правительство Екатерины изъяло Вышневолоцкую сис­тему из местного подчине­ния и передало в казну. Тогда же встал вопрос о создании специального госу­дарственного органа, ведав­шего делами водного тран­спорта. С этой целью бы­ла учреждена должность главного директора водяных коммуникаций. К концу XVIII в. общая протяжен­ность реконструированной системы, связывавшей Московский регион, Верхнюю Волгу и Петербург, достигла 1404 км.

Наиболее важными госу­дарственными документами Екатерининской эпохи, свя­занными с судоходством по рекам, были «Устав купе­ческого водоходства» (25.06.1781 г.) и указ от 11 сен­тября 1784 г. об обмере фарватера и обстановке ме­лей предостерегательными знаками. «Устав» поставил российское речное судоход­ство на правовую основу, а указ сыграл определяю­щую роль в улучшении ус­ловий плавания по российс­ким рекам.

Развитие внутренних вод­ных путей продолжалось в начале XIX в. 1 января 1802 г. был утвержден проект сооружения Тихвин­ской системы по трассе, намеченной еще при Петре I, а судоходство по ней было открыто в 1811 г. Почти одновременно с ней нача­лись работы по сооружению третьего водного пути, сое­динившего Москву, Волгу и Петербург. Название этой системы дал Павел I по име­ни императрицы – она ста­ла называться Мариинской. В XX в. на основе Мариин­ской системы был создан Волго-Балтийский водный путь, который после корен­ной реконструкции стал дос­тупен и для крупнотоннаж­ных судов (до 5 тыс. т).

Таким образом, торговые связи центра России и Мос­квы с Петербургом, а значит, и с западными странами зна­чительно улучшились и рас­ширились.

НАДЕЖНЫЙ «МОСКО­ВСКИЙ ТЫЛ» сыграл значительную роль в успехах Российского флота в воен­ных кампаниях XVIII-XIX вв. Российские моряки прославились при Чесме и Нава­рине, Синопе и о. Корфу, когда российский флаг гор­до реял на всех морях и океанах, а на карте мира в результате кругосветных походов отечественных мо­реходов появилось множество русских названий.

Связь «второй столицы» с военно-морскими силами не исчерпывалась одной материально-снабженческой сто­роной. Судьбы Москвы и Российского флота переплета­лись в те времена неоднок­ратно. Так было в царство­вание Екатерины Великой, когда выпускник Московской духовной академии, бу­дущий митрополит москов­ский Платон произнес пот­рясшее русское сердце слово о Чесменском бое. Так произошло в 1812 г., когда в славном Бородинском сра­жении на подступах к серд­цу России – Москве принял на себя удар Гвар­дейский флотский экипаж под командованием капитана 2 ранга И.П. Карцева. Та­ковы были и годы Крымской войны, когда героизм за­щитников Севастополя был по достоинству оценен жи­телями первопрестольной, организовавшими весной 1856 г. необыкновенно щед­рый прием черноморских моряков.

В феврале 1856 г. в Мос­кву должны были прибыть черноморские флотские экипажи, которые переводились из павшего после ожесточен­ных оборонительных боев Севастополя к новому мес­ту службы – в Кронштадт и Архангельск. Московский откупщик В.А. Кокорев предложил городским влас­тям достойно встретить героических защитников Се­вастополя. Инициатива бы­ла поддержана военным губернатором «второй сто­лицы» А.А. Закревским. Организаторы торжеств, с согласия морского министра, пригласили из Санкт-Петер­бурга морских офицеров – участников обороны. Коко­рев взял на себя все рас­ходы по переезду, расквартированию и обслуживанию гостей. 17 февраля офицеры были торжественно встречены на Николаевском вокзале толпами народа. Под крики «Ура!» 80 моряков проехали по мос­ковским улицам и были размещены в лучших гос­тиницах.

На следующий день Москва торжественно принима­ла флотские экипажи Севастополя. У Серпуховской заставы матросские колонны были встречены приехавшими накануне морскими офицерами, купцами, народом. Морякам было препод­несено серебряное блюдо с хлебом-солью, после че­го слово взял Кокорев: «Друзья и братья, благода­рим вас за ваши труды и подвиги, за пролитую вами кровь для нас в защиту род­ной земли. Примите наше сердечное спасибо и наш земной поклон».

Началась череда приемов, публичных обедов, балов. Моряков встречали и угоща­ли члены Дворянского клу­ба и Купеческого собрания, монахи Троице-Сергиевой лавры, студенты и препода­ватели Московского универ­ситета, московские дамы… Преклонение перед доблес­тью Севастополя, вера в возрождение военно-морской мощи России, стремление к преобразованию страны бы­ли основными мотивами выступлений на торжествен­ных обедах.

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Актуально, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *