Памяти погибшего при штурме Мариуполя заместителя командующего Черноморским флотом Андрея Палия посвящается
Смерть – это часть жизни. Когда я впервые услышал это выражение, откровенно говоря, не совсем уловил, не понял его глубинного смысла. Со временем осмысление приходит…
В минувшую субботу пришла горестная весть: при штурме Мариуполя погиб заместитель командующего Черноморским флотом по военно-политической работе капитан 1 ранга Андрей Палий. Разумеется, это горестное известие ошарашило. И потому, что гибель военнослужащего такого уровня сама по себе резонансна. И потому, что моряк погиб на сухопутье. И, безусловно, потому, что этого Офицера и знал лично, и служил некоторое время под его началом, и в Средиземном море вместе побывали. Есть ещё немало разных «потому»…
…Андрей Палий выбрал путь моряка. И не просто моряка, а политработника, к которым часть военных всегда испытывала, мягко говоря, сложные чувства. И потому после запрета КПСС и роспуска политорганов с публичным шельмованием-«избиением» политработников были те, кто этому откровенно радовался. Однако время доказало, что в наших Армии и Флоте без комиссаров не обойтись. Не обойтись без людей, профессионально работающих с людьми.
Тогда, на сломе эпох, смене ценностей и ориентиров, лейтенант «разлива-1992» Андрей Палий не изменил своему выбору. Служил на Севере, выполнял задачи в Чечне, бороздил просторы морей в Дальней зоне, на Черноморском и Балтийском флотах занимался, как говорят юмористы, «борьбой» с личным составом и дураками, которых в России, видать, лет на сто припасено. Имея возможность некоторое время быть рядом с ним на кораблях и в возрождённом ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, отмечу: младший меня по возрасту ровно на десять лет, он производил впечатление основательного, уверенного, ответственного руководителя. Потому Главком ВМФ осенью 2012 года и назначил его старшим похода БДК «Новочеркасск» в Грецию и Черногорию с возможным заходом в уже воюющую Сирию. Случай и роль, согласитесь, неординарные для политработника. Потому он затем и был назначен руководить воспитательной работой на Балтфлот, а потом – на ЧФ. Занимался этим и в Сирийской группировке. За все эти дела – очень уважаемая медаль Ушакова и орден «За военные заслуги». Звания контр-адмирал получить не успел…
Подробности гибели Палия пока неизвестны. Они важны. Тем не менее и без подробностей понятно: Офицер Палий проявил себя мужественным Воином и Настоящим Человеком. Содержанием его жизни были Долг, Мужество и Честь. И Ценой его смерти стали Долг, Мужество и Честь. Именно ими его жизнь и смерть оцениваются.
К сожалению, сегодня эти принципиальные критерии проявляются чуть ли не ежедневно. Сейчас пришла новая скорбная весть: погиб командир 810-й бригады морской пехоты ЧФ гвардии полковник Алексей Николаевич Шаров…
Платят военные. За многолетние промахи руководства страны, приведшие к распаду Союза и содроганиям России в 90-е – «нулевые». За околополитические реверансы и дипломатическую политкорректность. За толерантность к грабителям народного достояния. За заигрывания с украинскими квазиэлитами… К военным конфликтам и войнам приводят отнюдь не военные. Но именно они в них играют главные роли. Они в них погибают и побеждают. Всегда – дорогой ценой.
Сергей ГОРБАЧЕВ,
кандидат политических наук, профессор Академии военных наук России, председатель Севастопольского регионального отделения СЖР
Источник: Губернские вести