Крым и Севастополь долго шли к этому: Сергей Горбачев рассказал об истории воссоединения полуострова с Россией

Капитан 1 ранга запаса, служивший на Черноморском флоте, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе Сергей Горбачев рассказал ФАН, почему воссоединение Крымского полуострова с Россией является легитимным событием, несмотря на то, что Украина и Запад пытаются доказать обратное.

globallookpress.com / Sadat/ZUMAPRESS.comgloballookpress.com / Sadat/ZUMAPRESS.com

 — Какая существует историческая обоснованность проведения общекрымского референдума 16 марта 2014 года, по итогам которого Крым и Севастополь стали частью России? Какие были на это причины?

— Обоснование было очень простое. Во-первых, Крым к этому долго шел, и если посмотреть историческую ретроспективу, то можно увидеть, что в 1954 году Крымский полуостров был передан в состав Украины абсолютно нелегитимно, незаконно, и это все понимали — и в Киеве, и в Москве на властных уровня. Кроме того, и научное экспертное сообщество, и политики, и общественники с течением времени этот вопрос поднимали, и он постоянно был на слуху и актуализировался. Эта тема так или иначе звучала и в девяностые, и в нулевые года, и уже в период правления экс-президента Украины Виктора Януковича.

Во-вторых, особый статус Крыма, а об этом мало сейчас кто говорит, но он был признан еще при Советском Союзе в период правления Михаила Горбачева, ведь мы же помним, что 20 января 1991 года, то есть еще при существовании СССР, состоялся всекрымский референдум. Кстати говоря, в нем участвовали и севастопольцы, там шла речь о том, чтобы Крым имел особый статус и стал субъектом Союзного договора, то есть подчеркивался особый статус, и, вполне возможно, в перспективе этот статус был бы сохранен и реализован, и наполнен конкретным содержанием.

globallookpress.com / Sadat/ZUMAPRESS.comgloballookpress.com / Sadat/ZUMAPRESS.com

Тогда активно этим вопросом занимался Николай Багров, который возглавлял Крым, и, в принципе, насколько известно, у него были определенные отношения с Михаилом Горбачевым по этому поводу, и какие-то были даны гарантии. Но развал Советского Союза вне, так сказать, повестки дня, эту тему остановил. Однако в дальнейшем все эти вопросы, так или иначе, поднимались.

Примером этого является то, что в Крыму был избран президентом Юрий Мешков. Правда, он недолго руководил полуостровом, но тем не менее и он четко обозначил вектор направления в сторону России. Тогда на полуострове даже было не киевское, а московское время, но в связи с целой массой метаморфоз, интриг, противоречий на крымском уровне, а также при поддержке Киева, к сожалению, Мешков стал первым и последним президентом Крыма, и Крымская весна, которая в принципе могла состояться в 1994–1995 годах, увы, не состоялась.

То есть об особом статусе Крыма говорилось уже тогда, причем даже принимались соответствующие решения на уровнях Верховного совета Крыма, на уровне Верховного совета России, а потом Госдумы РФ. Кстати, в этом контексте происходили определенные события и в Севастополе, и вокруг него. 10 июля 1993 года Верховный совет РФ принял решение и о российском федеральном статусе Севастополя. То есть все это существовало и присутствовало гораздо раньше, чем произошел первый и второй майданы на Украине.

Плюс настрой самих севастопольцев, самих крымчан, поддерживающих патриотов россиян и политиков, и экспертное сообщество, прежде всего, — это Константин Федорович Затулин, Юрий Михайлович Лужков, Сергей Николаевич Бабурин и другие люди активно этому делу способствовали. И когда в Киеве произошел государственный переворот, вот этот весь накопленный потенциал и политический, и юридический, и общественный, и национальный был реализован с учетом того, что перед Крымом возникла угроза майданизации нашей жизни. Этого крымчане принять не могли и, таким образом, состоялись события 23–26 февраля 2014 года — они начались в Севастополе, потом в Крыму, и все это, в конечном счете, вылилось в решение о проведении общекрымского референдума.

pixabay.compixabay.com

Подчеркну, что это решение абсолютно легитимное: во-первых, оно принималось уже существующими при Украине органами власти, все на основе украинского законодательства, в условиях, когда на территории Автономной Республики Крым и Севастополя, который замыкался напрямую на Киев, действовало украинское законодательство, украинские силовые структуры ― прокуратура, и МВД, и Служба безопасности Украины. Все это существовало вплоть до 16–18 марта.

Поэтому в данном случае все было обоснованно со всех точек зрения и, кстати говоря, показатель того, что с волей народа и вот этой аргументацией, что Киев якобы ничего не мог сделать, является то, что практически в феврале и марте Киев никак не реагировал на происходящее, то есть реакция была запоздалой. Уже после того, как состоялся референдум, после того, как 18 марта в Кремле были подписаны соответствующие документы, только после этого начались, скажем так, какие-то телодвижения в Киеве. Но это все уже было запоздало и, как говорится, в пользу бедных.

Ранее ФАН рассказывал, что Крым, Севастополь и Россия восемь лет вместе, и для всех россиян это историческая дата, которую сегодня отмечают в разных городах страны и мира.

Владимир Сергеев

Источник: Федеральное Агентство Новостей

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *