Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

Флот: события и факты

13.02.2024 г.

1. Черноморско-Средиземноморский бассейн, СВО, ЧФ, Крым

 

Сводка проведения Специальной военной операции на Донбассе и Украине по состоянию на 14:35 мск 11 февраля

Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают проведение Специальной военной операции.

На Купянском направлении подразделения «Западной» группировки войск отразили пять атак штурмовых групп 30-й, 32-й, 43-й, 44-й механизированных бригад ВСУ и 103-й бригады теробороны в районах населенных пунктов Табаевка, Ивановка и Синьковка Харьковской области. Противник потерял до 210 военнослужащих и три автомобиля.

На Краснолиманском направлении подразделения группировки войск «Центр» нанесли поражение живой силе и технике ВСУ в районе населенного пункта Дзержинское Донецкой Народной Республики, а также Серебрянского лесничества. Кроме того, в районах населенных пунктов Ямполовка Донецкой Народной Республики и Червоная Диброва Луганской Народной Республики отражены две атаки штурмовых групп 60-й и 63-й механизированных бригад ВСУ. Потери противника составили до 120 военнослужащих и три автомобиля.

На Донецком направлении подразделения «Южной» группировки войск нанесли поражение живой силе и технике ВСУ в районах населенных пунктов Новое, Красное, Клещеевка, Курдюмовка Донецкой Народной Республики и отразили 11 атак формирований 24-й, 42-й механизированных, 79-й десантно-штурмовой бригад ВСУ и 114-й бригады теробороны в районах населенных пунктов Белогоровка, Богдановка, Майорск, Ленинское, Новгородское и Новомихайловка Донецкой Народной Республики. Противник потерял убитыми и ранеными до 325 военнослужащих, танк, две боевые бронированные машины, шесть автомобилей и гаубицу Д-30.

На Южно-Донецком направлении подразделения группировки войск «Восток» при поддержке артиллерии нанесли поражение живой силе и технике ВСУ в районах населенных пунктов Шевченко, Водяное Донецкой Народной Республики и Приютное Запорожской области. Потери противника составили до 150 военнослужащих и три автомобиля.

На Херсонском направлении подразделения российской группировки войск активными действиями при поддержке артиллерии отразили атаку 117-й механизированной бригады в районе населенного пункта Новопокровка Запорожской области, а также нанесли поражение живой силе и технике ВСУ в районах населенных пунктов Вербовое, Работино Запорожской области, Тягинка, Ивановка, Львово, Берислав и Михайловка Херсонской области. Противник потерял до 50 военнослужащих, девять автомобилей, гаубицу М777 производства США, а также орудие Д-20 и гаубицу Д-30.

Оперативно-тактической авиацией, беспилотными летательными аппаратами, ракетными войсками и артиллерией группировок войск Вооруженных Сил Российской Федерации поражен пункт управления 3-й штурмовой бригады ВСУ в районе населенного пункта Новогродовка Донецкой Народной Республики, склад авиационных средств поражения, а также живая сила и военная техника ВСУ в 119 районах.

Средствами противовоздушной обороны сбиты 30 украинских беспилотных летательных аппаратов в районах населенных пунктов Орлянское Харьковской области, Пролетарка, Песчановка, Новая Маячка, Дружбовка, Обрывка Херсонской области, Кривошеевка Луганской Народной Республики, Клещеевка, Каменка и Артемовск Донецкой Народной Республики.

Всего с начала проведения Специальной военной операции уничтожено: 570 самолетов, 265 вертолетов, 12196 беспилотных летательных аппаратов, 464 зенитных ракетных комплекса, 14959 танков и других боевых бронированных машин, 1218 боевых машин реактивных систем залпового огня, 8012 орудий полевой артиллерии и минометов, а также 18469 ед. Специальной военной автомобильной техники.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2024/0212/092578055/detail.shtml

 

Сводка проведения Специальной военной операции на Донбассе и Украине по состоянию на 14:15 мск 12 февраля

Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают проведение Специальной военной операции.

На Купянском направлении активными действиями подразделений «Западной» группировки войск отражены три атаки штурмовых групп 43-й механизированной, 25-й воздушно-десантной бригад ВСУ в районах населенных пунктов Тимковка и Синьковка Харьковской области. Потери ВСУ составили до 60 военнослужащих, два пикапа и самоходная артиллерийская установка «Гвоздика».

На Краснолиманском направлении подразделения группировки войск «Центр» улучшили положение по переднему краю и отразили две атаки штурмовых групп 60-й и 63-й механизированных бригад ВСУ в районах населенных пунктов Ямполовка Донецкой Народной Республики и Червоная Диброва Луганской Народной Республики. Потери противника составили до 290 военнослужащих, четыре боевые бронированные машины и девять автомобилей.

На Донецком направлении подразделения «Южной» группировки войск заняли более выгодные рубежи и позиции, а также отразили 13 атак штурмовых групп 42-й механизированной, 79-й десантно-штурмовой, 81-й аэромобильной бригад ВСУ и 112-й бригады теробороны в районах населенных пунктов Богдановка, Георгиевка Донецкой Народной Республики и Белогоровка Луганской Народной Республики. Противник потерял до 240 военнослужащих, танк, три автомобиля, две артиллерийские системы М777 производства США и гаубицу Д-20. Кроме того, уничтожены два полевых склада артиллерийских боеприпасов.

На Южно-Донецком направлении подразделениями группировки войск «Восток» во взаимодействии с авиацией отражены три атаки подразделений 72-й механизированной бригады ВСУ и 127-й бригады теробороны в районах населенных пунктов Водяное Донецкой Народной Республики и Приютное Запорожской области. Потери противника составили более 165 военнослужащих, три автомобиля и гаубица Д-30.

На Херсонском направлении нанесено поражение подразделениям 35-й бригады морской пехоты и 121-й бригады теробороны в районах населенных пунктов Токаревка и Михайловка Херсонской области. Потери противника составили до 70 военнослужащих и три автомобиля. В ходе контрбатарейной борьбы поражены: самоходная артиллерийская установка «Гвоздика», буксируемая пушка «Гиацинт-Б» и гаубица Д-30.

Оперативно-тактической авиацией, беспилотными летательными аппаратами, ракетными войсками и артиллерией группировок войск Вооруженных Сил Российской Федерации поражена живая сила и военная техника ВСУ в 109 районах.

Средствами противовоздушной обороны уничтожены 33 украинских беспилотных летательных аппарата в районах населенных пунктов Новая Каховка, Обрывка, Райское и Песчановка Херсонской области.

Всего с начала проведения Специальной военной операции уничтожено: 570 самолетов, 265 вертолетов, 12229 беспилотных летательных аппаратов, 464 зенитных ракетных комплекса, 14964 танка и других боевых бронированных машин, 1218 боевых машин реактивных систем залпового огня, 8020 орудий полевой артиллерии и минометов, а также 18499 ед. специальной военной автомобильной техники».

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2024/0212/150578069/detail.shtml

Позиция Киева исключает возможность переговоров по мирному урегулированию на Украине, заявляют в Совбезе РФ

Переговорный процесс по мирному политическому урегулированию на Украине в настоящее время невозможен из-за позиции киевских властей, исключивших возможность диалога с Россией, заявил первый заместитель секретаря Совбеза РФ Рашид Нургалиев. «Сегодня вновь усиливаются голоса в пользу мирного политического урегулирования на Украине, пусть даже ценой утраты ею части своих территорий. Россия никогда не выступала против возобновления переговорного процесса. Но сейчас, к сожалению, это невозможно», – сказал Нургалиев в интервью, которое публикует газета «Аргументы и факты».

По его словам, возобновление переговорного процесса невозможно из-за позиции киевских властей и лично президента Украины Владимира Зеленского, который подписал указ, запрещающий вести переговоры с Россией. При этом он отметил, что такая ситуация выгодна для Запада и, прежде всего, для Вашингтона и Лондона. «Нынешний конфликт открыл перед США и Англией перспективу многомиллиардных заказов для военно-промышленного комплекса», – подчеркнул Нургалиев.

Более того, полагает он, Вашингтон и Лондон «заинтересованы в максимальном разрушении Украины, поскольку промышленные гиганты уже выстроились в очередь для получения госзаказов на восстановление инфраструктуры этой страны».

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=611383&lang=RU

 

Руководство НАТО хочет взять на себя координацию поставок оружия Киеву

Североатлантический блок хочет взять на себя координацию поставок оружия на Украину. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщила немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на свои источники.

Как отмечается, ранее руководство НАТО всегда подчеркивало, что помощь Украине – это вопрос суверенных решений отдельных стран-членов и двусторонних соглашений с Киевом, а не программа альянса, однако теперь, чтобы обезопасить себя от возможной смены власти в Вашингтоне, НАТО хочет взять на себя координацию поставок оружия на Украину.

Уточняется, что в руководстве НАТО считают, что целесообразно интегрировать формат «Рамштайн», также известный как Контактная группа по Украине, в структуры НАТО и, тем самым, обезопасить себя от возможной смены власти в Вашингтоне. На минувшей неделе такую возможность впервые обсуждали в кругу стран-членов НАТО.

«В НАТО начинается фундаментальная смена курса: западный оборонный союз готовит планы по тому, чтобы взять на себя координацию поставок вооружения на Украину», – пишет издание со ссылкой на дипломатов и представителей западных правительств.

Как отмечает газета, в Североатлантическом альянсе растет неуверенность в том, что Вашингтон продолжит поставлять вооружение Киеву, если в ноябре президентские выборы в США выиграет бывший глава государства Дональд Трамп. По информации издания, разработкой плана по интеграции занимались советник американского президента по нацбезопасности Джейк Салливан и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Отмечается, что правительство ФРГ отнеслось к инициативе скептически, так как это может означать, что НАТО ведет войну против России. С другой стороны, эту инициативу поддержали правительства стран восточной Европы, однако издание не уточняет, каких именно.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2024/0212/084578049/detail.shtml

 

Норвегия намерена поставить ВС Украины дополнительные ЗРК NASAMS

Минобороны Норвегии объявило, что правительство страны направило в парламент предложение приобрести у компании Kongsberg еще 10 пусковых установок и четыре центра управления огнем ЗРК NASAMS. Это увеличит пакет компонентов ЗРК NASAMS, которые уже были безвозмездно переданы ВС Украины. Бюджет закупки составляет 3,45 млрд норвежских крон (326 млн долл.). Как сообщал ЦАМТО, в случае одобрения парламентом, поставка станет четвертой передачей Норвегией компонентов ЗРК NASAMS Украине.

В марте 2023 года Норвегия впервые объявила, что совместно с США предоставит Украине две полные батареи ЗРК NASAMS в дополнение к двум, поставленным США в 2022 году. Министерство обороны США подтвердило, что передало два ЗРК NASAMS Украине в ноябре 2022 года. В июле 2023 года в рамках помощи Норвегия обязалась передать ВСУ два дополнительных центра управления огнем, две пусковые установки и комплект запасных частей.

В декабре 2023 года Минобороны Норвегии сообщило, что передаст Украине дополнительные зенитные ракетные комплексы NASAMS на сумму 335 млн. норвежских крон (около 31 млн долл.). Эта часть техники будет поставлена из числа находящейся на хранении ВС Норвегии. Кроме того, у производителя предполагалось заказать дополнительные системы для передачи в перспективе. В их число должны были войти восемь новых пусковых установок и четыре центра управления огнем на сумму около 2,3 млрд норвежских крон. Судя по сообщению Минобороны Норвегии, пакет решено увеличить.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2024/0212/140078067/detail.shtml

 

Завершился 15-дневный срок рассмотрения США заявки Турции по F-16

Пятнадцатидневный процесс рассмотрения американской стороной заявки Турции на закупку истребителей F-16 истек, возражений для продажи нет. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщила газета Dunya.

Турция запросила у США 40 новых истребителей F-16 Block 70 и комплекты модернизации для 79 самолетов, находящихся на вооружении турецких ВВС. «После того как 26 января администрация США направила в Конгресс официальное уведомление о продаже Турции самолетов F-16, установленный законом 15-дневный процесс рассмотрения истек без каких-либо возражений, чтобы остановить продажу. Таким образом, 15-дневный срок рассмотрения в Конгрессе после официального уведомления администрации США завершился вечером 10 февраля по американскому времени, и нет никаких препятствий для начала процесса продажи между соответствующими учреждениями в соответствии с Законом США о контроле за экспортом оружия (AECA)», – пишет газета.

Согласно закону AECA, данный период составляет 15 дней для стран-членов НАТО и 30 дней для стран, не входящих в НАТО.

«Комитет по международным отношениям Сената и Комитет по международным отношениям Палаты представителей имеют право оценивать и, в случае необходимости, высказать свои возражения против продажи оружия иностранным государствам. Комитеты по международным отношениям Сената и Палаты представителей заявили о своем одобрении продажи F-16 Турции 26 января, в день уведомления», – сообщило издание.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2024/0212/091078053/detail.shtml

 

Большой десантный корабль ВМС США с морпехами на борту зашел в кипрский порт

Американский авианесущий универсальный десантный корабль USS Bataan с подразделениями морской пехоты на борту зашел в кипрский порт Ларнака, сообщил в понедельник 6-й оперативный флот США. Корабль является флагманом амфибийно-десантной группы ВМС США, которая находится на патрулировании в Восточном Средиземноморье на фоне палестино-израильского конфликта.

В состав группы также входят десантно-вертолётный корабль-док USS Mesa Verde и десантный транспорт-док USS Carter Hall. Все три больших десантных корабля в конце декабря были выведены из Красного моря в Восточное Средиземноморье для усиления группировки американских ВМС в регионе. На них размещен 26-й экспедиционный батальон морской пехоты численностью более двух тысяч военнослужащих.

В минувшее воскресенье министр обороны США Ллойд Остин продлил нахождение этой амфибийно-десантной группы в регионе на фоне ситуации в Газе.

Как сообщал 6-й оперативный флот США, в начале января Средиземное море покинула американская авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем USS Gerald Ford. В ее состав входили ракетный крейсер USS Normandy, эсминцы USS Ramage и USS McFaul.

Авианосная группа находилась в Восточном Средиземноморье семь месяцев. Глава Пентагона трижды продлевал ее пребывание в регионе на фоне палестино-израильского конфликта.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=611423&lang=RU

Грузооборот морских портов Юга России в январе сократился

Грузооборот морских портов России за январь 2024 года составил 71,0 млн тонн. Это на 6,2% меньше, чем было обработано за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщила пресс-служба Росморречфлота. За первый месяц год перевалено 32,8 млн тонн сухих грузов и 38,2 млн наливных, что на 5,8% и 6,5% меньше прошлогоднего показателя соответственно.

Единственный бассейн, где порты нарастили грузооборот — Каспийский. Объем перевалки вырос 1,6 раза до 0,7 млн тонн. Объем обработки сухих грузов составил 0,5 млн тонн (рост в 2 раза), наливных– 0,2 млн тонн (-0,3%).

В Азово-Черноморском бассейне сокращение составило 7,1%, однако местные порты традиционно сохраняют лидерство по объему перевалки — 24 млн тонн за январь. Из них сухих грузов обработано 10,6 млн тонн (-13,8%), наливных– 13,4 млн тонн (-0,9%).

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/107544/

 

2. Кораблестроение и судоремонт

Названы новые сроки спуска на воду четвертого фрегата проекта 22350

Судостроительный завод «Северная верфь» планирует спустить на воду фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» проекта 22350 ориентировочно в третьем квартале 2024 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на два отраслевых источника. «Спуск на воду «Адмирала Исакова» ожидается в третьем квартале этого года. Некоторый перенос с этим событием не связан с заводом», – сообщил один из источников. Второй собеседник агентства подтвердил эту информацию. ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.

«Адмирал Исаков» – третий серийный (четвертый по счету) фрегат проекта 22350. Его заложили в ноябре 2013 года. В начале сентября 2021 года «Северная верфь» отчиталась о погрузке на борт строящегося корабля турбин и редукторов дизель-газотурбинного агрегата (ДГТА). В сентябре 2023 года гендиректор «Северной верфи» Игорь Орлов заявлял, что корабль спустят на воду к лету 2024 года.

ДГТА М55Р – второй полностью отечественный агрегат, созданный на российских мощностях в рамках программы импортозамещения. Первым российскую энергетическую установку получил третий фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко«, введенный в строй в декабре 2023 года. Отечественные установки должны также получить следующие в серии фрегаты проекта 22350: «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».

Полное водоизмещение фрегатов проекта 22350 – 5400 тонн, длина – 135 метров, ширина – 16 метров. Корабль развивает скорость до 29 узлов. Автономность – 30 суток. Дальность плавания – 4500 миль. Экипаж – 170 человек и 20 морских пехотинцев. Главное ударное вооружение – комплекс крылатых ракет «Калибр-НК».

Источник:https://flotprom.ru/2024/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%84%D1%8C3/

Проект плавдока для СРЗ «Красная Кузница» (Архангельская область) дорабатывается под северные широты

Проект плавучего дока для судоремонтного завода «Красная кузница» (архангельский филиал АО «Центр судоремонта «Звездочка», входит в ОСК) дорабатывается под северные широты. Об этом сообщил директор архангельского предприятия Михаил Дерябин губернатору Александру Цыбульскому во время его визита на завод.

«Сам плавучий док построят в Нижнем Новгороде, мы уже выбрали место, где он будет стоять. Проект дока нам хорошо знаком, и сейчас он дорабатывается под наши северные широты. Завершить строительство дока должны к концу 2025 года», – приводятся слова Михаила Дерябина на сайте правительства региона. По его словам, одно из главных преимуществ нового дока заключается в том, что его можно будет использовать в течение всего года. Увеличенные габариты и мощности плавдока позволят верфи выполнять больше заказов, поскольку одновременно на ремонт смогут встать два судна.

Проект по строительству плавдока вошел в доковую программу Объединенной судостроительной корпорации, а объем привлеченных инвестиций составит 4,8 млрд рублей, говорится в сообщении.

ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» (ПАО «ССК») в декабре 2023 года выиграло конкурс на строительство плавучего ремонтного дока по заказу АО «Центр судоремонта «Звездочка». Сообщалось, что ССК в январе 2024 года приступит к строительству плавдока. Объект планируется ввести в эксплуатацию в декабре 2025 года.

Плавдок заменит самый старый ПД №47 1953 года постройки. Новое самодокуемое судоподъемное сооружение проекта 28140С грузоподъемностью 5 тыс. тонн оснащено четырьмя кранами и имеет следующие размеры: длина по стапель-палубе – 158 м; ширина – 36,8 м; высота борта – 13,3 м.

Судоремонтный завод «Красная кузница» основан Петром I в 1693 году. Предприятие производит ремонт судов морского, речного, рыбопромыслового флота и судов технического флота водоизмещением до 13,5 тыс. тонн, строительство судов водоизмещением порожним до 1 тыс. тонн, изготовление мостовых металлоконструкций, а также изготовление изделий машиностроения. Длина причальной линии – 1,1 тыс. м. Для подъема судна и ремонта подводной части имеются два плавучих дока подъемной силой 5 тыс. и 9,6 тыс. тонн.

Источник: https://marine.org.ru/events/sudostroenie/15555/

Большому кораблю – большой двигатель. Власти приступили к рассмотрению прецедентного производственного проекта

По данным “Ъ”, власти обсуждают создание площадки по производству судовых малооборотных двигателей мощностью 10-12 МВт, необходимых для крупнотоннажного судостроения. Сейчас в РФ такие двигатели производить не умеют, а после введения санкций в отношении судостроительной отрасли их покупка стала невозможна. Предполагается, что партнером государства по проекту может стать группа «Синара», а общий объем инвестиций оценивается в сумму до 190 млрд руб. По мнению экспертов, мощность двигателей в 10-12 МВт закрывает потребности судов дедвейтом до 70 тыс. тонн. Для жизнеспособности проекта нужно увеличивать также мощности российских верфей, способных строить крупнотоннажные суда.

«Синара» может стать партнером государства в мегапроекте по производству судовых малооборотных двигателей (МОД) мощностью свыше 10 МВт, рассказали “Ъ” источники, знакомые с предложением Совета безопасности РФ президенту Владимиру Путину. Речь идет о двигателях для крупнотоннажных гражданских судов – газовозов, танкеров, балкеров, контейнеровозов. По словам одного из собеседников “Ъ”, мощность двигателей не будет превышать 12 МВт. Предполагается, что «Синара» в 2024 году создаст инжиниринговый центр, проведет НИР и НИОКР. Общая стоимость проекта оценивается в сумму до 190 млрд руб.

После введения тотальных санкций в отношении российского судостроения в связи с началом военных действий на Украине гражданский сегмент отрасли оказался отрезан от возможности покупать судовые двигатели за рубежом. До этого основными поставщиками движков были немецкая MAN, швейцарская WINGD, японская Japan Engine Corporation, финская Wartsila. Российские предприятия производят двигатели с максимальной мощностью до 7,5 МВт, но для крупнотоннажных судов нужны малооборотные двигатели большей мощности, которые в РФ пока не производятся.

По словам собеседников “Ъ”, поставка двигателей из Китая также проблематична, поскольку они изготавливаются по лицензиям «недружественных» стран и с использованием ключевых комплектующих из этих стран.

До 2040 года в РФ необходимо построить не менее 270 крупнотоннажных судов, часть из них уже строится, следует из данных Минпромторга. При этом для их строительства потребуется не менее 414 судовых малооборотных двигателей мощностью свыше 10 МВт, говорится в обращении.

Как он отмечает, «Синара» уже провела подготовительную проработку проекта и первые образцы российских малооборотных двигателей могут быть созданы в течение пяти лет. В качестве возможной производственной площадки рассматриваются мощности бывшего волгоградского машиностроительного завода «Красный Октябрь», который проходит процедуру банкротства. Предприятие пока еще не принадлежит «Синаре». До банкротства площадка контролировалась предпринимателем Дмитрием Герасименко через Red October International S.A. В конце 2023 года московское ООО «Техпром» стало победителем аукциона по продаже прав требования по долгам бенефициара. В «Синаре» и Минпромторге на запрос “Ъ” не ответили.

Надежда Малышева из PortNews отмечает, что мощности двигателя в 12 МВт достаточно для судна дедвейтом около 70 тыс. тонн без ледового класса. Таким образом, по ее словам, использование таких двигателей на больших газовозах – сомнительная перспектива, хотя существует возможность ставить на судно две машины сразу. По ее оценкам, на создание нового двигателя с учетом всех изысканий, стендовых и прочих испытаний уйдет не менее пяти лет в самом лучшем случае. Также есть вопрос о том, на какие именно суда двигатели будут устанавливаться, учитывая дефицит мощностей в России по строительству крупнотоннажного флота. «Пока у нас колоссальный дефицит верфей для строительства больших судов, пусть даже дедвейтом от 70 тыс. тонн. То есть параллельно с решением вопроса создания производства судовых двигателей важно решать задачи развития отечественного судостроения, с тем, чтобы у нас появилось больше мощностей под крупногабаритные суда», – считает Надежда Малышева.

В прошлом году власти передали основного производителя судов в РФ – Объединенную судостроительную корпорацию – в управление банку ВТБ. Новое руководство поставило целью увеличение строительства средне- и крупнотоннажных судов, для чего рассматривает варианты по строительству новых верфей. В конце года глава ВТБ Андрей Костин говорил Владимиру Путину, что ОСК может построить две новые верфи – на Северо-Западе и на Дальнем Востоке.

Гендиректор ОСК Андрей Пучков говорил 23 января в Совете федерации, что спрос на гражданские суда в РФ оценивается в 2,3 тыс. до 2035 года, при этом сейчас корпорация может построить 600-750 судов при условии государственной поддержки в размере 30% от стоимости судна. По его словам, этот факт потребует «переосмысления локаций» и создания новых верфей.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6508708

ВТБ продолжает управленческую настройку ОСК

В прошедшую пятницу Игорь Орлов покинул пост генерального директора ПАО «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Он стал вторым из топ-менеджеров крупных судостроительных активов ОСК, кто лишился должности после передачи 100 % акций корпорации в доверительное управление ВТБ. Первым по причине «изменения подходов к управлению предприятиями» в декабре 2023 года в отставку был отправлен гендиректор АО «Адмиралтейские верфи» Андрей Веселов.

Игорь Орлов снят с должности генерального директора ПАО «Северная верфь». Соответствующее решение принято советом директоров корпорации 9 февраля, следует из материалов центра раскрытия информации. Новым генеральным директором оборонного предприятия сроком на пять лет назначен Михаил Ненюков. В ОСК не стали комментировать смену руководства.

До этого Михаил Ненюков руководил Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ), занимал пост первого заместителя гендиректора по операционной деятельности и производственной системе концерна «Калашников». С 2021 по 2022 год был зампредом правления, операционным директором АО «Роснано». С сентября 2022 года Ненюков возглавлял Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ, входит в УК «Алюминиевые продукты») — в ноябре прошлого года его должность на заводе занял Василий Радько.

Ранее СМИ со ссылкой на источники писали о возможной отставке господина Орлова, связывая ее с продолжающейся в ОСК настройкой новой управленческой команды.

Игорь Орлов начинал свою карьеру в Северодвинске на машиностроительном предприятии «Звездочка», где с 2003 года занимал пост заместителя гендиректора. В 2008 году возглавил судостроительный завод «Янтарь», в 2011-м перешел в «Автотор». С февраля 2012 по апрель 2020 года был губернатором Архангельской области. В 2018 году поддержал строительство экотехнопарка на станции Шиес, что вызвало масштабную волну протестов в регионе. В апреле 2020 года подал заявление о досрочной отставке. С июля 2020 года занимал пост генерального директора ПАО «Северная верфь».

В конце декабря 2023 года «Северную верфь» в сопровождении министра обороны РФ Сергея Шойгу и министра промышленности РФ Дениса Мантурова посещал президент России Владимир Путин. Приезд главы государства был связан с передачей ВМФ РФ фрегата «Адмирал Головко», малого ракетного корабля «Наро-Фоминск» и морского тральщика «Лев Чернавин». В церемонии поднятия флага на кораблях также участвовали губернатор Петербурга Александр Беглов, гендиректор ОСК Андрей Пучков и руководитель «Северной верфи» Игорь Орлов.

«Северная верфь» стала вторым крупным судостроительным предприятием в Петербурге, на котором с момента передачи акций ОСК в доверительное управление ВТБ произошла смена топ-менеджмента.

В декабре 2023 года свой пост покинул гендиректор АО «Адмиралтейские верфи» Андрей Веселов. Его место в статусе врио занял заместитель гендиректора по производству Андрей Быстров. На своей должности господин Веселов успел проработать чуть более полугода. В ОСК причину смены руководства «Ъ-СПб» назвали «необходимостью изменения подходов к управлению предприятием в условиях текущих отраслевых вызовов».

Официально ВТБ стал управлять ОСК в начале октября 2023 года. Указ о передаче 100 % акций, находящихся в собственности государства, в доверительное управление банку на пять лет подписал президент Владимир Путин. В тексте документа говорится, что решение было принято для «повышения эффективности управления и дальнейшего развития судостроительной промышленности». По информации источников «Ъ», причиной передачи акций ОСК стал срыв программы ее финансового оздоровления, начатой в 2020 году.

В конце августа 2023 года глава ВТБ Андрей Костин был избран председателем совета директоров ОСК, сменив на посту экс-губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Новым гендиректором ОСК был назначен бывший зампред правления ВТБ Андрей Пучков. Вступив в новую должность, господин Костин назвал ОСК одной из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство. В бюджете корпорации, по словам банкира, сформировалась «огромная финансовая дыра», закрыть которую должно помочь государство. По оценке Костина, в оздоровление ОСК потребуется вложить от 0,5 трлн до 1 трлн рублей за пять – семь лет.

Позже замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов уточнял, что точный объем средств на программу финансового оздоровления ОСК будет определен, когда завершится аудит, который проводит ВТБ под руководством гендиректора корпорации Андрея Пучкова. Ориентировочно финансовая проверка должна завершиться в июне 2024 года.

В начале декабря 2023 года ВТБ выдал ОСК кредит в размере 50 млрд рублей с учетом 14 % годовых сроком на полгода. По словам Костина, средства выданы под гарантию возврата из бюджета.

В феврале 2024 года портфель ОСК пополнился еще одним активом в Петербурге – стивидорной компанией АО «Коммерческий центр, транспорт и лес» (АО «КЦТЛ»), ранее принадлежавшей бизнес-омбудсмену города Александру Абросимову. Соответствующий указ о передаче 100 % акций АО «КЦТЛ» в собственность ОСК подписал президент Путин. Ценные бумаги будут переданы в форме оплаты акциями КЦТЛ допэмиссии госкорпорации.

***

Новым генеральным директором ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в ОСК) назначен Михаил Юрьевич Ненюков. Это следует из опубликованного 9 февраля решения совета директоров предприятия. Как следует из текста документа, голосованием 9 февраля члены совета директоров единогласно прекратили полномочия бывшего руководителя Северной верфи Игоря Орлова и избрали на должность генерального директора Михаила Ненюкова. Срок полномочий нового гендиректора составляет 5 лет.

Ранее, с сентября 2022 года, Михаил Ненюков занимал должность генерального директора ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (ОАО «КУМЗ», Свердловская область). Как указано на сайте «КУМЗ», Михаил Ненюков окончил МГИМО (2011 г., специальность «Коммерция, специалист по внешнеэкономическим связям со знанием иностранного языка»), учебную программу МВА General Management, Stockholm School of Economics (2014 г.). В 2014-2015 годы он работал управляющим директором в ОАО «Полема», в 2015-2016 годы – заместителем генерального директора по качеству и развитию производственной системы АО «Концерн «Калашников», в 2016-2021 годы – первым заместителем генерального директора по операционной деятельности и производственной системе АО «Концерн «Калашников», в 2021-2022 годы – заместителем председателя правления, операционным директором в ООО «УК «Роснано».

Источники: https://www.kommersant.ru/doc/6507985?ysclid=lsjlchol92492592640
https://sudostroenie.info/novosti/41569.html

Губернатор: «Нужно постараться, чтобы новая российская верфь была расположена в Архангельской области»

Если федеральные власти примут решение о строительстве новых верфей на территории России, нужно постараться, чтобы одна из них была расположена в Архангельской области. Об этом заявил губернатор региона Александр Цыбульский во время посещения судоремонтного завода «Красная кузница» (архангельский филиал АО «Центр судоремонта «Звездочка», входит в ОСК).

«Теперь у нас задача, если государство примет решение о строительстве новых верфей на территории России, конечно, обратить внимание на то, что лучшего места, чем Северодвинск, для этого сегодня найти сложно. Это связано и с тем, что у нас уже существующие мощности, есть очень профессиональные люди, которые работают на предприятиях. И самое главное – есть хорошо работающая система подготовки кадров в отрасли судостроения и судоремонта. Следующим важным этапом, если будет принято такое государственное решение, нам надо постараться, чтобы новая верфь была расположена на территории Архангельской области», – приводятся слова главы региона на сайте областного правительства.

По его словам, в 2024 году начинаются работы на основных судостроительных и судоремонтных предприятиях региона: ПО «Севмаш» в 2023 году заключило контракт на строительство нового сухого дока, СРЗ «Красная Кузница» – на строительство нового плавучего дока грузоподъемностью 5 тыс. тонн, северодвинское предприятие «Арктика» начинает строительство нового цеха, что «даст возможность обслуживать в первую очередь наш подводный атомный флот в плановом режиме и, соответственно, увеличит прибыль предприятия».

Ранее президент – председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин на встрече с Владимиром Путиным заявил, что в судостроительной отрасли РФ требуется серьезная модернизация и строительство новых верфей – в Северо-Западном регионе и на Дальнем Востоке. По его словам, сейчас судостроительные предприятия не могут в полной мере удовлетворить имеющийся заказ: не хватает мощностей и технологий.

Источник: https://marine.org.ru/events/sudostroenie/15554/

Корабелы СК «Р-Флот» приступили к обстроечным и электромонтажным работам на двух круизных судах

На Судостроительном комплексе «Р-Флот» (входит в группу «Р-Флот») в Нижегородской области продолжается строительство двух малых пассажирских круизных судов (МПКС). Подробности приводятся в сообщении группы «Р-Флот».

Как отмечают в группе, в настоящее время на обоих МПКС проводятся обстроечные и электромонтажные работы. Генеральным проектировщиком пассажирских судов является компания «Р-Флот. Проектирование». В то же время компания «Р-Флот. Машиностроение» (обе компании входят в группу «Р-Флот») изготавливает главные силовые установки, бортовые трапы, носовые аппарели, изделия машиностроительной части (МСЧ).

Напомним, ранее группа «Р-Флот» выиграла конкурс «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) на строительство двух МПКС. Закладка обоих судов состоялась на СК «Р-Флот» в поселке Окский Нижегородской области 1 июля 2022 года.

Строящиеся суды предназначены для обслуживания местных и пригородных линий внутренних водных путей и прибрежных районов.

МПКС представляет собой однокорпусное закрытое судно с двухъярусной надстройкой, носовым расположением рулевой рубки и кормовым машинным отделением. Судно смешанного река-море плавания спроектировано для внутренних водных путей и морских районов, соответствующих району плавания О-ПР 2,0.

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/41575.html

На ПСЗ «Янтарь» завершена забивка свай под крановые балки реконструируемой набережной №5

ООО «СевероЗападЭлектроУниверсалСтрой» (СЗЭУС), выступающее подрядчиком реконструкции набережной №5 Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» (ПСЗ «Янтарь», входит в ОСК), полностью завершило забивку свай под крановые балки с тыловой и лицевой части причала. Всего было забито 57 свай. Кроме того, ООО «СЗЭУС» завершило работы по забивке еще 20 свай, неоконченные предыдущим подрядчиком «Ленпромстрой», договор с которым был расторгнут по инициативе АО «ПСЗ «Янтарь». Таким образом, окончен важный этап обновления набережной, сообщается в Telegram-канале «Янтаря».

Работы выполнялись с применением специализированной техники: вибропогружателя, гидромолота, специального тяжелого кранового оборудования, что положительно отразилось на скорости и качестве реконструкции. В результате проверок по завершенному этапу работ нареканий не возникло.

Строительство набережной №5 является продолжением реализации проекта министерства промышленности и торговли РФ и Объединенной судостроительной корпорации по модернизации причального фронта АО «ПСЗ «Янтарь». Дополнительная 600-метровая протяженность новой причальной стенки позволит увеличить производительность предприятия по судостроению и судоремонту. Протяженность причала позволит осуществлять достройку одновременно двух судов. Набережная №5 будет оборудована двумя портальными кранами грузоподъемностью 10 и 20 тонн производства компании «Балткран», лебедками, иным необходимым для достройки оборудованием. Завершение реконструкции планируется в 2024 году.

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» образован 8 июля 1945 года на базе верфи фирмы F. Schichau. Расположен в Калининграде. Специализируется на строительстве мало- и среднетоннажных судов военного и гражданского назначения, а также на проведении судоремонтных работ. На заводе построено 160 боевых кораблей и более 500 гражданских судов. В настоящее время контрольный пакет акций АО «ПСЗ «Янтарь» контролирует государство в лице АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Источник: https://marine.org.ru/events/sudostroenie/15556/

На ПСЗ «Янтарь» введена в эксплуатацию новая трансформаторная подстанция

В Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (входит в ОСК) введена в эксплуатацию новая трансформаторная подстанция. Об этом говорится в сообщении верфи от 12 февраля.

Объект мощностью 1600 кВА расположен на достроечной набережной №6. Подстанция предназначена для обеспечения работы портальных кранов и систем технического обеспечения судна (ТОС).

Как сообщил заместитель генерального директора по капитальному строительству ПСЗ «Янтарь» Антон Мальцев, перезапуск подстанции был успешно осуществлен 4 февраля. Мелкие замечания, не влияющие на работу оборудования, подрядчик обязуется устранить в течение месяца.

В настоящее время трансформаторная подстанция функционирует в штатном режиме, обеспечивая работу ТОС для строящихся заказов, а также является резервным источником на случай нарушения работы двух соседних подстанций. Ввод нового оборудования является важным этапом обновления инженерной инфраструктуры производственных мощностей ПСЗ «Янтарь».

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/41574.html

В Астрахани спустили на воду шаланды для Казахстана

В Астрахани на верфии ООО «Стройлидерплюс» состоялся спуск на воду двух несамоходных шаланд проекта FPHB1. Об этом говорится в сообщении предприятия.

Строительство судов ведется в рамках контракта с Республиканским государственным казенным предприятием «Қазақстан су жолдары» комитета железнодорожного и водного транспорта министерства транспорта Республики Казахстан. Посстройка судов является частью развития экспортного потенциала как региона, так и Российской Федерации в целом, отмечают в компании.

Проект FPHB1 представляет собой несамоходную грунтоотвозную шаланду с грунтовым трюмом, грузовместимостью 110 м3, с откидными днищевыми дверцами поперечного расположения относительно диаметральной плоскости судна. Судно предназначено для транспортировки грунта от дноуглубительных снарядов.

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/41571.html

 

В Севастополе испытывают «морского скорпиона» для сбора мусора

В Севастополе прошли первые испытания морского беспилотника «Морской скорпион», который предназначен для сбора мусора в акватории Черного моря.

Дрон спроектировали и изготовили ученые и студенты Севастопольского государственного университета (СевГУ), сообщает пресс-служба университета. За один выход дрон может собирать до полкубометра мусора и нефтяных пятен на расстоянии до 500 метров от берега. Управлять «Морским скорпионом» сможет один человек.

Источник:https://crimea.mk.ru/social/2024/02/13/v-sevastopole-ispytyvayut-morskogo-skorpiona-dlya-sbora-musora.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

В порту Ростова-на-Дону таможенники выявили крупную партию незадекларированных судовых запчастей

В ходе совместного контроля теплохода, убывающего из порта Ростов-на-Дону в порт Карасу (Турция), должностные лица таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону и Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области обнаружили более 1000 незадекларированных запасных частей, предназначенных для теплохода. В отношении перевозчика и капитана теплохода возбуждены дела об административных правонарушениях по статье 16.2 ч.1 КоАП РФ (недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию).

Начальник таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону Олег Бессараб пояснил: «По ч.1 статьи 16.2 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрена ответственность в виде штрафа от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц – от одной второй до двукратного размера стоимости товара (с конфискацией или без таковой). В настоящее время товары изъяты и направлены на экспертизу для определения рыночной стоимости», сообщила пресс-служба Южного таможенного управления.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/107539/

ОСК приняла участие в десятой Коллегии музеев военно-морской направленности

В Санкт-Петербурге на базе Центрального военно-морского музея имени Петра Великого состоялось заседание X Коллегии музеев военно-морской направленности с участием представителей музейных подразделений Группы ОСК.

Перед собравшимися выступили генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский, представители городских и областных органов власти, музейного сообщества. В ходе Коллегии обсуждались итоги работы и перспективы развития музеев военно-морской направленности. Прозвучали доклады, посвященные актуальным вопросам музейной жизни, в том числе были представлены сообщения о деятельности музеев предприятий ОСК. Директор департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации А. Горный отметил благодарностью вклад ОСК в развитие культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для участников мероприятия также были проведены научно-методические занятия и мастер-классы.

Первая Коллегия музеев военно-морской направленности состоялась в декабре 2014 года. Ее целью является консолидация усилий по сохранению, популяризации морских традиций, военно-морского историко-культурного наследия, обсуждение актуальных вопросов музейной жизни, обмен опытом и профессиональная учеба. За прошедшие годы Коллегия и созданная на ее полях Ассоциация военно-морских музеев и хранителей морских традиций стала авторитетной площадкой для сотрудничества между флотскими музеями, музеями морских учебных заведений военного и гражданского профиля, промышленных предприятий, школьных, народных, частных музеев военно-морской направленности.

Ассоциация военно-морских музеев и хранителей морских традиций объединяет сегодня более 130 членов. Среди них и музеи обществ Группы ОСК (Музей АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Музей истории АО «Пролетарский завод», Музей истории Средне-Невского судостроительного завода, Музей ПАО «Невское проектно-конструкторское бюро», Музей истории завода «Северная верфь», Музей истории АО «Северное ПКБ»). В ходе X Коллегии было заявлено о вступлении Ассоциации в состав Союза музеев России, что значительно повысит эффективность музейной работы по сохранению исторической памяти и взаимодействие между музеями самых разных направлений.

Источник: ОСК https://aoosk.ru/press-center/news/osk-prinyala-uchastie-v-desyatoy-kollegii-muzeev-voenno-morskoy-napravlennosti/

 

3. Разное

Объем морских грузоперевозок по МТК «Север-Юг» вырос на 55% за 2023 год

Первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Андрей Белоусов провёл заседание штаба по транспортно-логистическим коридорам (ТЛК). Обсуждалась текущая ситуация, а также актуализация «дорожной карты» ТЛК в направлении Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) – с учётом планов по перевозке грузов. Подробности приводит пресс-служба кабмина.

По данным АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», на Азово-Черноморском направлении в 2023 году по морю перевезено 207,8 млн т грузов, что на 7% больше, чем в 2022 году (194,82 млн т). Наибольший рост показали нефть и нефтепродукты, а также зерно. Железная дорога показала рост на 1% – до 92,44 млн т. Минэкономразвития в свою очередь представило прогноз прибытия экспортных грузов в порты АЧБ до 2030 года.

По международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг» в прошлом году морским транспортом перевезено 5,54 млн т грузов, что на 55% больше, чем в 2022 году (3,57 млн т). По железной дороге в этом направлении ушло 11,59 млн т грузов в 2023 году и 10,21 млн т – в 2022 году (+14% за год).

На восточном направлении морские перевозки составили 189,69 млн т в 2023 году и 180,21 млн т в 2022 году (+5% за год). Железная дорога перевезла 235,72 млн т и 217,05 млн т соответственно (+9%).

Заместитель Министра транспорта Валентин Иванов доложил, как исполняются поручения штаба по развитию пунктов пропуска через государственную границу России. Так, автомобильный пункт пропуска Кани-Курган в 2023 году перевели на круглосуточный режим работы, а в пункте пропуска Краскино в период модернизации оборудованы две дополнительные полосы движения.

Обсуждался также вопрос развития железнодорожной инфраструктуры в Азово-Черноморском направлении. В настоящее время её провозная способность составляет 125,1 млн т. К 2025 году планируется увеличить её до 131 млн т, а к 2030-му – до 152 млн т. Финансирование соответствующих мероприятий в период 2023-2030 годов составляет 667,8 млрд рублей.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1678/107534/

Причал на Радиогорке заработает на этой неделе

В правительстве Севастополя сообщили, что сегодня водолазы обследуют причальную инфраструктуру у Михайловской батареи, а в течение недели туда восстановят движение катеров. Об этом сообщил губернатор Севастополя Михаил Развожаев в ходе аппаратного совещания.

Напомним, 11 января в правительстве сообщали, что для посадки на пассажирские катера на Радиогорке и в Инкермане вместо поврежденных причалов установят плавучие. Плавучие причалы предоставляет компания «Мостотрест».

Источник: https://sevkor.ru/prichal-na-radiogorke-zarabotaet-na-etoj-nedele/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

У берегов Новороссийска нашли якорь, которому около 200 лет

Рыбаки нашли в море у берегов Новороссийска старинный якорь. Его высота составляет около четырех метров, а возраст – порядка 200 лет, пишет «Наша Газета Новороссийск».

Якорь нашли в Мысхако неподалеку от горы Колдун. Старший научный сотрудник новороссийского исторического музея-заповедника Лев Степко отметил, что якорь-кошка был скован приблизительно в ХVIII-ХIХ веке и, вероятно, применялся на парусном судне. Эксперт заявил, что якорь хорошо сохранился, экспертиза позволит установить его точный возраст. «Ему лет 200, точнее может установить экспертиза металла. Иногда на веретене есть клеймо или имена авторов», – добавил сотрудник музея.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/107532/

 

По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *