Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

Флот: события и факты

16.12.2023 г.

1. Черноморско-Средиземноморский бассейн, СВО, ЧФ, Крым

 

Сводка проведения Специальной военной операции на Донбассе и Украине за период с 9 по 15 декабря

В период с 9 по 15 декабря Вооруженными Силами Российской Федерации нанесено 40 групповых ударов высокоточным оружием и беспилотными летательными аппаратами по военной аэродромной инфраструктуре, арсеналам, местам хранения артиллерийских боеприпасов, вооружения и военной техники противника. Кроме того, поражались пункты размещения подразделений ВСУ, нацформирования «Азов», а также «Иностранного легиона». Все назначенные объекты поражены.

На Купянском направлении подразделения «Западной» группировки войск улучшили положение по переднему краю и отразили 27 атак противника. Ударами авиации и огнем артиллерии нанесено поражение живой силе и технике 113-й бригады теробороны, 57-й мотопехотной, 14-й, 21-й, 41-й, 43-й, 60-й и 115-й механизированных бригад ВСУ в районах населенных пунктов Синьковка, Ивановка, Ягодное, Петропавловка и Купянск Харьковской области. Потери противника за неделю составили свыше 425 военнослужащих, пять танков, в том числе один Leopard, 11 боевых бронированных машин, 12 автомобилей и три орудия полевой артиллерии.

На Краснолиманском направлении подразделения группировки войск «Центр» при поддержке авиации и огня артиллерии отразили 11 атак штурмовых групп ВСУ. Кроме того, нанесено поражение скоплениям живой силы 24-й, 63-й, 67-й механизированных бригад ВСУ, а также 1-й, 5-й и 31-й бригад нацгвардии Украины в районах населенных пунктов Кировск, Торское, Ямполь и Григоровка Донецкой Народной Республики. Общие потери противника за неделю составили до 1100 военнослужащих, четыре танка, три боевые бронированные машины, 17 автомобилей и два орудия полевой артиллерии.

На Донецком направлении подразделения «Южной» группировки войск за прошедшую неделю при поддержке авиации и огня артиллерии улучшили на отдельных участках положение по переднему краю, а также отразили 49 атак противника. Кроме того, в районах населенных пунктов Артемовское, Клещеевка, Курдюмовка и Георгиевка Донецкой Народной Республики нанесено огневое поражение живой силе и технике ВСУ. Потери противника за неделю на данном направлении составили более 1580 военнослужащих убитыми и ранеными, два танка, 16 боевых бронированных машин, 13 автомобилей и 31 орудие полевой артиллерии.

На Южно-Донецком направлении подразделения группировки войск «Восток» отразили две атаки противника. Ударами авиации и огнем артиллерии нанесено огневое поражение подразделениям 58-й мотопехотной, 72-й механизированной бригад ВСУ и 128-й бригады теробороны в районах населенных пунктов Новомихайловка, Угледар, Макаровка Донецкой Народной Республики и Левадное Запорожской области. Потери ВСУ составили свыше 600 военнослужащих, три боевые бронированные машины, 14 автомобилей и 11 орудий полевой артиллерии.

На Запорожском направлении подразделения российских войск вели активную оборону, в ходе которой отразили восемь атак противника в районах населенных пунктов Работино и западнее Вербовое Запорожской области. Кроме того, нанесено огневое поражение живой силе и технике 128-й горно-штурмовой, 33-й, 65-й, 117-й и 118-й механизированных бригад ВСУ в районах населенных пунктов Малая Токмачка, Новоданиловка и Новоандреевка Запорожской области. Потери противника на данном направлении составили до 335 военнослужащих убитыми и ранеными, 19 автомобилей и три орудия полевой артиллерии.

На Херсонском направлении пресечены все попытки высадки диверсионных групп противника на островах и левом берегу Днепра.

Ударами авиации и огнем артиллерии нанесено поражение подразделениям 35-й, 36-й и 37-й бригад морской пехоты, а также 124-й бригады теробороны в районах города Херсон и населенных пунктов Берислав и Тягинка Херсонской области.

В результате упреждающих действий российских войск ВСУ потеряли до 290 военнослужащих, 18 автомобилей, 17 лодок, девять орудий полевой артиллерии.

Средствами противовоздушной обороны сбит вертолет Ми-8 воздушных сил Украины в районе населенного пункта Тягинка Херсонской области. За неделю перехвачены: тактическая ракета «Точка-У», две зенитных управляемых ракеты С-200, 17 реактивных снарядов системы залпового огня HIMARS, а также 119 беспилотных летательных аппаратов.

В течение недели были захвачены и добровольно сдались в плен 82 украинских военнослужащих, из них только за прошедшие сутки 25 человек.

Всего с начала проведения Специальной военной операции уничтожено: 550 самолетов, 258 вертолетов, 9696 беспилотных летательных аппаратов, 442 зенитных ракетных комплекса, 14078 танков и других боевых бронированных машин, 1188 боевых машин реактивных систем залпового огня, 7338 орудий полевой артиллерии и минометов, а также 16336 ед. специальной военной автомобильной техники».

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1215/151577009/detail.shtml

ПВО вчера за 2 часа сбила 26 украинских БПЛА над Крымом

Средства ПВО за два часа уничтожили 26 украинских беспилотников над территорией Крыма, говорится в сообщении Министерства обороны России. «Сегодня в период с 20:30 до 22:30 мск пресечена попытка киевского режима осуществить террористическую атаку <…> по объектам на территории Республики Крым. Средствами ПВО уничтожены 26 украинских беспилотных летательных аппаратов», – указали в ведомстве.

В пятницу вечером губернатор Севастополя Михаил Развожаев также заявил, что над морем сработала система противовоздушной обороны. Информации о повреждении инфраструктуры не поступало.

ВСУ регулярно обстреливают приграничные российские территории, наносят удары с беспилотников и устраивают диверсии. Так, на минувшей неделе силы ПВО нейтрализовали более четырех десятков украинских дронов самолетного типа над Азовским морем и Крымом.

В регионе действует желтый уровень террористической опасности.

Источник: РИА Новости https://ria.ru/20231215/bespilotnik-1916128610.html

ПВО сбила еще шесть украинских дронов над Крымом

Министерство обороны России сообщило, что над Крымом с 23:00 до 23:50 мск пятницы противовоздушная оборона сбила еще шесть украинских беспилотников.
Ранее Минобороны РФ сообщало, что с 20:30 до 22:30 мск пятницы над Крымом российские военные сбили 26 украинских дронов самолетного типа.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=608088&lang=RU

В небе над Севастополем вчера сбили вражеский дрон

В Севастополе система ПВО уничтожила вражеский беспилотный летательный аппарат. Как сообщил губернатор Севастополя Михаил Развожаев, дрон был сбит над море. «По информации от Спасательной службы Севастополя, на данный момент никаких повреждений инфраструктуры не зафиксировано. Продолжается контроль обстановки», – написал он на своей странице в Telegram.

Как ForPost сообщили сразу несколько читателей, звук взрыва раздался над морем в районе Северной стороны города примерно в 20:50.

Крайний раз Украина пыталась атаковать Крым в ночь на 5 декабря. «Двадцать два украинских беспилотных летательных аппарата уничтожено и ещё тринадцать перехвачено над акваторией Азовского моря и территорией Республики Крым», – подчеркнули тогда в Министерстве обороны РФ.

Источник: https://sevastopol.su/news/v-nebe-nad-sevastopolem-sbili-vrazheskiy-dron

Минобороны РФ: в течение недели пресечены все попытки высадки диверсионных групп ВСУ на островах и левом берегу Днепра

Российские военные заявили, что в течение недели пресекли все попытки высадки диверсионных групп вооруженных сил Украины на островах и левом берегу Днепра. «На херсонском направлении пресечены все попытки высадки диверсионных групп противника на островах и левом берегу Днепра», – говорится в сообщении Минобороны РФ в пятницу.

«Ударами авиации и огнем артиллерии нанесено поражение подразделениям 35-й, 36-й и 37-й бригад морской пехоты, а также 124-й бригады теробороны в районах города Херсон и населенных пунктов Берислав и Тягинка Херсонской области», – заявили в ведомстве.

По данным Минобороны РФ, в результате ударов российских войск ВСУ потеряли до 290 военнослужащих, 18 автомобилей, 17 лодок, девять орудий полевой артиллерии.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=608043&lang=RU

 

Норвегия передаст ВС Украины дополнительные ЗРК NASAMS

Минобороны Норвегии сообщило, что передаст Украине дополнительные зенитные ракетные комплексы NASAMS на сумму 335 млн норвежских крон. Часть техники будет передана из числа находящейся на хранении ВС Норвегии, что позволит обеспечить быструю поставку ВС Украины. Дополнительные системы будут приобретены у компании-производителя и переданы позднее.

По оценке министра обороны Бьерна Арильда Грама, средства ПВО имеют жизненно важное значение для Украины, и украинское правительство просит своих союзников об усилении противовоздушной обороны для защиты от БЛА и ракет. Ранее Норвегия уже неоднократно передавала Украине ЗРК NASMAS.

Из-за срочности поставки большее количество систем NASAMS власти Норвегии решили передать из числа находящихся на хранении. По оценке ВС Норвегии, поставка не приведет к снижению обороноспособности страны.

Как заявил министр обороны Норвегии, находящееся на хранении оборудование может быть отправлено в относительно короткие сроки и позволит усилить систему ПВО Украины для защиты от воздушных ударов уже этой зимой. Правительство Норвегии также решило дополнительно безвозмездно передать ВСУ восемь новых пусковых установок и четыре центра управления огнем ЗРК NASAMS. Это соответствует количеству систем, которые Норвегия уже передала Украине. Новые системы будут заказаны и поставлены в сжатые сроки.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1215/121577005/detail.shtml

 

Дания предоставит в течение трех лет военную помощь Украине на миллиард долларов

Новый, самый крупный пакет военной помощи Украине от Дании на сумму 7 млрд крон (более 1 млрд долл.) рассчитан на трехлетний период. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщило правительство королевства.

Премьер Дании Метте Фредериксен заявила, что правительство королевства представит на рассмотрение парламенту пакет военной помощи Украине почти на 1 млрд долл., который может включать танки, БЛА и боеприпасы. Она также подчеркнула, что Дания вместе с партнерами передаст Украине самолеты F-16.

«Четырнадцатый пакет помощи предусмотрен в размере 7 млрд крон (более 1 млрд долл.), сверх этого выделяется 1,75 млрд крон (более 253 млн долл.) на закупку продукции напрямую от промышленности Дании для Украины… Средства на промышленность выделяются из «Фонда Украины» в размере 1 млрд крон (более 144 млн долл.) в 2024 году, 500 млн крон (более 72 млн долл.) в 2025 году и 250 млн. крон (более 36 млн долл.) в 2026 году с возможностью дальнейшего финансирования», – сообщается в релизе на сайте правительства Дании.

Как отмечает «РИА Новости», помимо танков, БЛА и боеприпасов в пакет войдут средства ПВО, антидроновое оборудование, военно-морская техника. Что касается средств, выделяемых на закупку ПВН напрямую у промышленности, то они «будут направлены на производство тех систем вооружения, в которых нуждается Украина».

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1215/100577002/detail.shtml

 

Литва сообщает о поставке Киеву «миллионов патронов» и тысячах снарядов для противотанковых гранатометов

В пятницу Литва передала Украине новую партию военной помощи, сообщило Минобороны. Вооруженные силы Литвы отправили на Украину несколько миллионов патронов и несколько тысяч боеприпасов для переносных противотанковых гранатометов малой дальности. В партии помощи также около тысячи складных кроватей, отмечается в сообщении.

«Мы слышим срочные просьбы Украины и продолжаем предоставлять помощь в соответствии с заявленными потребностями. Мы активно призываем наших союзников делать то же самое», – сказал министр обороны Арвидас Анушаускас.

По данным Минобороны, помимо регулярной передачи военной техники, Литва также активно обучает украинских военнослужащих, обеспечивает медицинское лечение и реабилитацию, консультации экспертов и выделяет средства в международные фонды для Украины.

На период 2024-2026 годов Литва выделит Украине пакет военной помощи в размере 200 млн евро, отмечается в сообщении.

Источник: ИНТЕРФАКС/BNS https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=608070&lang=RU

 

FT: лидеры ЕС «промахнулись», не согласовав помощь Украине на саммите в декабре

Лидеры стран Евросоюза «промахнулись», не достигнув соглашения о пакете помощи Украине в размере €50 млрд на саммите в Брюсселе, заявил Financial Times западный дипломат. «Это был момент, когда лидеры ЕС вышли на сцену, – сказал он. – И они промахнулись мимо своей цели».

Страны ЕС не смогли принять решение по этому пакету, который предусматривает финансирование Украины в течение четырех лет, после того, как конгресс США 13 декабря в очередной раз не смог одобрить выделение дополнительной помощи Киеву в размере $60 млрд. «У Украины есть ликвидность до января, но после этого становится немного туго. Нам нужно действовать быстро, – сказал представитель ЕС. – Украина имеет право нервничать. Это совсем не комфортная ситуация».

В то же время Евросоюз принял решение о начале переговоров по вступлению Украины и Молдавии в блок. Как сообщили FT чиновники, знакомые с ходом переговоров, в частном порядке украинский президент Владимир Зеленский сказал лидерам ЕС, что для него важнее получить соглашение о переговорах о членстве в союзе, чем о финансировании.

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что решение о начале переговоров о вступлении Украины в ЕС было «плюсом», но отметил, что «минусом в этом Европейском совете было то, что мы не договорились о деньгах сейчас».

Москва осуждает военную помощь Киеву. В Кремле говорили, что это не изменит исхода конфликта, а лишь затягивает его.

Источник: РБК
https://www.rbc.ru/politics/16/12/2023/657cd3459a7947d10ea13149?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&from=copy

 

Власти ФРГ решили, что отданное Украине оружие оплатят из спецфонда

Закупки для восстановления запасов вооружений, снизившихся из-за помощи Украине, будут финансироваться из спецфонда бундесвера, решило правительство ФРГ, сообщает 14 декабря Spiegel.

Со ссылкой на источники, издание сообщает, что соглашение о бюджете на 2024 год принятое канцлером Олафом Шольцем (СДПГ), министром финансов Кристианом Линднером (СвДП) и министром экономики Робертом Хабеком (Зеленые), предусматривает, что вооружения, переданные Киеву, в будущем будут закупаться из специального фонда Бундесвера.

По данным издания, во внутреннем документе Минфина ФРГ говорится, что в будущем расходы по замену вооружений в связи с модернизацией будут нести специальные фонды Бундесвера. На эти цели планируется выделить 520 миллионов евро.

Spiegel приводит мнение депутата ХДС Инго Гедехенса, который обвиняет правящую «светофорную коалицию» в нарушении обещания, данного Бундесверу, что переданные Украине вооружения будут закуплены не из оборонного бюджета. По словам Гедехенса, специальные фонды Бундесвера и так безнадежно раздуты, а «светофорная коалиция» простое не считает вооруженные силы приоритетным направлением.

Также приводятся данные, что по обнародованным ранее планам, к концу 2027 года спецфонд бундесвера будет израсходован. Издание утверждает, что спецфонд опустеет раньше 2027 года, если за его счет будет финансироваться замена военной техники, передаваемой Украине.

Напомним, 30 мая 2022 года правящая коалиция ФРГ пришла к соглашению с оппозицией, что на перевооружение бундесвера будут направлены 100 млрд евро, и что эта задача имеет особое значение.

Источник: ИА Красная Весна https://rossaprimavera.ru/news/40fc5c81

 

Украина и Молдавия не соответствуют критериям ЕС для вступления в союз, их вступление в Евросоюз дестабилизирует ЕС

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал политизированным решение Евросоюза начать переговоры с Украиной и Молдавией об их вступлении в ЕС. «ЕС и так сейчас переживает не самые лучшие времена в своей истории и с точки зрения функционирования этого союза, и с точки зрения экономики. Поэтому, конечно, понятно, что это абсолютно политизированное решение и желание ЕС демонстрировать таким образом поддержку этих стран», – сказал Песков журналистам в пятницу.

«Безусловно, подобные новые члены фактически могут дестабилизировать ЕС», – подчеркнул он. «У ЕС всегда были достаточно жесткие критерии для вступления. В настоящий момент очевидно, что ни Украина, ни Молдова этим критериям не соответствуют», – сказал представитель Кремля. Песков добавил, что «переговоры о вступлении в ЕС могут длиться годами и десятилетиями». «Конечно, поскольку мы с ЕС живем на одном европейском континенте, нам это небезынтересно. Мы внимательно за этим наблюдаем», – заключил он.

Представителя Кремля также попросили прокомментировать и предоставление Грузии статуса кандидата в члены ЕС. В ответ он заявил, что ранее сказанные им слова распространяются и на этот случай. «Это, конечно, абсолютно суверенные дела и Грузии, и Украины, и Молдовы, но здесь сразу видна политизированность этого решения, потому что если идти строго из соображений практичности и прагматичных соображений, и необходимости соответствия критериям, то об этом говорить не приходится», – добавил Песков.

По его словам, «здесь торчат уши желания продемонстрировать политическую волю даже, может, в ущерб очень сложной структуре ЕС». «К нашему сожалению, каждый раз это желание продемонстрировать такую политическую волю во многом делается исходя из желания еще больше досадить России и антагонизировать эти страны по отношению к России», – сказал представитель Кремля.

В минувший четверг страны Евросоюза приняли решение начать с Украиной и Молдавией переговоры об их вступлении в ЕС, сообщил глава Евросовета Шарль Мишель. Он добавил, что ЕС также предоставил Грузии статус страны-кандидата на вступление в союз.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=608029&lang=RU

 

Венгрия хочет получить больше средств от ЕС в обмен на согласование финпомощи для Украины

Венгрия настаивает, чтобы ЕС разблокировал больше средств для Будапешта перед тем, как согласовать обновленный бюджет союза, содержащий пакет финансовой помощи для Киева, сообщает в пятницу Politico со ссылкой на политического директора премьер-министра Венгрии Балажа Орбана. «Мы считаем, что выполнили юридические требования, так что мы не понимаем, почему у нас нет доступа к 100% полагающихся нам средств», – заявил Орбан журналистам в Брюсселе. Он отметил, что Венгрия «готова к переговорам» по бюджетным вопросам.

В среду лидеры стран ЕС не смогли добиться консенсуса по теме дальнейшей финансовой помощи Украине. Председатель Евросовета Шарль Мишель заявил, что лидеры вернутся к пересмотру бюджета ЕС, который предусматривает выделение Украине пакета помощи на 50 млрд евро в течение ближайших лет, в начале следующего года. Мишель отметил, что основным препятствием для одобрения новой версии бюджета стала позиция премьера Венгрии Виктора Орбана.

В декабре прошлого года Евросоюз решил заморозить выделение Венгрии около 30 млрд евро в связи с опасениями по поводу несоблюдения принципов верховенства права и недостаточных мер борьбы против коррупции. Еврокомиссия объявила о разблокировании для Венгрии части средств из фондов сплочения накануне Европейского совета.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=608052&lang=RU

 

2. Кораблестроение и судоремонт

 

Фрегат «Адмирал Головко» планируют передать ВМФ 25 декабря

Построенный на «Северной верфи» носитель ракет «Калибр-НК» фрегат «Адмирал Головко» проекта 22350 планируется к передаче Военно-Морскому Флоту РФ 25 декабря. Об этом ТАСС сообщил источник, близкий к ВМФ России. «Передача ВМФ «Адмирала Головко» – третьего корпуса проекта 22350 строительства «Северной верфи» – планируется на 25 декабря», – сказал он. ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.

Ранее ТАСС со ссылкой на другой источник сообщил, что «передача «Адмирала Головко» ВМФ России планируется на третью декаду декабря, точные сроки могут немного смещаться в зависимости от планов ВМФ».

23 ноября ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что «Адмирал Головко» вернулся на Балтику для ревизии после завершения государственных испытаний. В августе глава «Северной верфи» Игорь Орлов в ходе Международного военно-технического форума «Армия — 2023» сообщал ТАСС, что госиспытания фрегата должны завершиться в «ближайшие недели».

31 марта в Минобороны РФ сообщили, что «Адмирал Головко» прибыл в главную базу Северного флота для проведения заводских ходовых и государственных испытаний, а также выполнения испытательных стрельб в полигонах боевой подготовки флота в Баренцевом море. Ранее источник, близкий к оборонно-промышленному комплексу, сообщил ТАСС, что новейший ракетный фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко» планируется к передаче Военно-Морскому Флоту РФ в текущем году. «Адмирал Головко» – третий корпус проекта 22350. Головной и первый серийный фрегаты «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов» постройки «Северной верфи» несут службу в составе соединения ракетных кораблей Северного флота. Корабли являются носителями крылатых ракет «Калибр-НК» и «Оникс». Фрегат «Адмирал Горшков» принимал участие в испытаниях гиперзвуковых ракет «Циркон».

Источник: ТАСС https://tass.ru/armiya-i-opk/19549063?ysclid=lq6p2anbth964461556

 

На астраханской верфи ОСК состоялась закладка плавучего дока «Владимир Емельянов»

На производственной площадке АСПО Южного центра судостроения и судоремонта состоялась торжественная церемония закладки днищевой секции плавучего дока проекта 24012. Строительство ведется по заказу Северной верфи в рамках кооперации заводов внутри ОСК. Технический проект разработан конструкторским бюро «Алмаз» (все предприятия входят в Объединенную судостроительную корпорацию).

Строительство заказа будет вестись на двух производственных площадках Южного центра: АСПО и «Красные Баррикады». Формирование корпуса в объём из изготовленных понтонов и окончательное насыщение системами и механизмами будет производиться на Северной верфи сотрудниками ЮЦСС. Док такой грузоподъемности заложен впервые в истории отечественного судостроения.

Плавучий док проекта 24012 предназначен для спуска на воду различных кораблей, судов, объемных морских сооружений (размерами до 250х48 м, массой до 25000т), подъема из воды кораблей и судов для выполнения доковых осмотров, ремонтных и окрасочных работ подводной части. Изделие можно использовать для выполнения внутризаводских транспортно-логистических операций, связанных с перемещениями по акватории вдоль достроечной набережной крупных блоков и корпусов между стапелями. После сдачи дока в эксплуатацию Северная верфь расширит возможности строительства кораблей и судов.

Открывая торжественную церемонию, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин отметил: «Сегодня очень значимое событие для отечественного судостроения. Этот проект крайне важен и необходим для строительства гражданского и морского флота. Хочу выразить благодарность Министерству промышленности и торговли, Объединенной судостроительной корпорации, предприятию «Северная верфь» за доверие, оказанное астраханском корабелам».

«Этот год у нас в Южном центре был прорывным. Мы сдали четыре судна: два танкера, пассажирский теплоход и земснаряд. На сегодняшний день мы реализуем 11 контрактов, в разной стадии строительства находятся 22 объекта. И вот сегодня к нам прибавился объект, который загрузит наше предприятие АСПО по сути на два года почти на 100%», – рассказал глава ЮЦСС Анатолий Мишанов.

Док назван в честь Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной Премии Союза ССР, ветерана Великой Отечественной войны, почетного судостроителя Владимира Александровича Емельянова.

Технические характеристики плавучего дока проекта 24012:

— длина наибольшая ~ 189,6 м;

— длина по стапель-палубе – 177,6 м;

— ширина дока – 62,0 м;

— высота борта –24,3 м;

— грузоподъемность – 25 000 т;

— предельная глубина погружения – 20,64 м;

— экипаж 21 человек.

***

В торжественном мероприятии приняли участие: генеральный директор ЮЦСС Анатолий Мишанов, генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов, генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Константин Голубев, губернатор Астраханской области, Игорь Бабушкин.

Строительство дока позволит загрузить производственные мощности предприятия. Мы находимся в постоянном контакте с Минпромторгом, ОСК, ГТЛК и Росморречфлотом, а также всеми теми организациями, от которых зависит принятие решений по размещению заказов. Мы сегодня ведем активные переговоры с нашими каспийскими соседями, которых призываем размещать заказы на строительство судов: контейнеровозов, земснарядов на наших производственных площадках, поскольку ЮЦСС, на мой взгляд, является флагманом судостроения на юге нашей страны.

С торжественной речью выступил генеральный директор ЮЦСС Анатолий Мишанов:

– Сегодня для нас очень важный день, который мы ждали очень долго, уникален он и тем, что сегодня нашему заводу 93 года. И в этот день мы закладываем уникальный, современный объект, который будет в дальнейшем служить Северной верфи почти 50 лет (срок службы). Этот год для ЮЦСС был прорывным, мы сдали четыре судна: два танкера, пассажирское судно, земснаряд. На сегодняшний день мы реализуем 11 контрактов. В разной стадии строительства у нас находятся 22 объекта. Строительство дока загрузит наше предприятие на два года на 100%. Я уверен, что мы справимся с этой задачей, я благодарен ОСК, губернатору Астраханской области и, конечно, заказчику за то доверие, которое нам оказали.

В этот важный для отрасли день в Астрахань приехал и генеральный директор судостроительного завода «Северная верфь» Игорь Орлов:

– Когда этот док покажет свои возможности на Северной верфи, завод станет совершенно другим. Мы сможем строить любые корабли и суда, которые существуют сегодня области судостроения. Мы искренне верим, что сегодня исторический день и он откроет много возможностей для нас и для ЮЦСС. Я очень хотел бы, чтобы мы добились тех результатов, к которым стремимся вместе. И я сегодня узнал, что этому предприятию исполнилось 93 года и мне кажется, что для любого производственного коллектива именно такой подарок ждешь на день рождения. Для нас сегодня начинается точка отсчета и возможность многократно нарастить производственные возможности завода. Новый док будет обеспечивать спуск судов со всех стапелей завода.

Также с речью выступил генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Константин Голубев:

– Проектирование доков – это историческая специализация нашего конструкторского бюро. Проект 24012 – это первый в истории России проект дока, который будет построен полностью из отечественных комплектующих. Док будет оснащен очень мощной балластной системой, системой автоматики, которая будет отслеживать посадку судна при его спуске. В этом доке возможно будет производить докование судов даже типа «Афрамакс». Последний раз мы проектировали док для ВМФ. Один док мы сдали, второй сейчас находится в стадии строительства.

Источники: https://aoosk.ru/press-center/news/na-astrakhanskoy-verfi-osk-sostoyalas-zakladka-plavuchego-doka-vladimir-emelyanov/ https://www.korabel.ru/news/comments/u_osk_poyavitsya_vozmozhnost_stroit_suda_tipa_aframaks.html?ysclid=lq6p9znfne514592690

 

«ССК» построит плавучий док грузоподъемностью 5000 т для СРЗ «Красная Кузница»

В начале декабря 2023 г. ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» (ССК) выиграло конкурс на строительство плавучего ремонтного дока грузоподъемностью 5 000 т.

Подписание контракта прошло в г. Архангельске в рамках XI международного форума «Арктические проекты. Сегодня и завтра». Заказчиком выступает Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК).

Док будет строиться для нужд Архангельского филиала «Звездочки» судоремонтного завода «Красная Кузница». Сдача заказа запланирована на конец 2025 г, сообщила пресс-служба «ССК».

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106566/

 

С астраханских верфей планируют спустить восемь судов в 2024 году

Загрузка астраханский верфей Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) составляет почти 90%. В 2024 году планируется передать заказчикам восемь судов, сообщил ТАСС гендиректор ЮЦСС Анатолий Мишанов в рамках церемонии закладки плавдока по заказу «Северной верфи».

«На сегодняшний день у нас загрузка всех трех предприятий почти под 90%. В 2023 году мы сдали два танкера, один земснаряд и пассажирское судно. В 2024 году все начатые ранее объекты мы отдадим заказчикам. Предполагаем передать им четырехпалубный лайнер, второе пассажирское судно, два танкера и сухогруз, а также три земснаряда, всего восемь объектов. В 2024 году предполагается, что мы выйдем на прибыльные показатели, все проекты на данный момент обеспечены финансированием», – сказал Мишанов.

Он уточнил, что в 2024 году ЮЦСС готов к выполнению заказов для компании «Лукойл» в части строительства шельфовых объектов. На производственной площадке «Красные баррикады», где такие объекты являются основными для постройки, продолжится возведение шельфового объекта для месторождения «Каменномысское-море» по заказу компании «Газпром». «Максимальная загрузка мощностей потребовала модернизации производства всех наших верфей, уже закуплена часть оборудования. Будем обновлять парк техники, что позволит еще больше увеличить мощности», – добавил Мишанов.

В Астраханской области представлены три площадки ЮЦСС: судостроительный завод «Лотос» и две производственные площадки – «Красные баррикады» и «Астраханское судостроительное производственное объединение».

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106578/

 

В Архангельске ищут инвесторов для нового судоремонтного завода

До 2022 года на верфях РФ ремонтировались не более 30% всех транспортных и не более 15% отечественных судов. Но позже западные страны ввели запрет на обслуживание российских теплоходов. А Турция, Китай и Индонезия значительно повысили цены.

Это привело к резкому росту спроса на услуги СРЗ в России, а также выявило проблему острой нехватки мощностей. В пример можно привести ситуацию в Архангельской области. К порту Архангельск приписано порядка 700 судов. Для их обслуживания необходимо около 15 000 докосуток в год, в то время как местные предприятия способны обеспечить объем работ лишь в 5000 докосуток.

Верфи Мурманска, Калининграда и Санкт-Петербурга способны «закрыть» 18 000 докосуток. При этом для ремонта работающего в Арктике Российского флота необходимо 37 000 докосуток. Это следует из исследования, проведенного Ассоциацией «Судостроительный кластер Архангельской области». (СКАО) Информацию в ходе форума «Арктические проекты сегодня и завтра» привел директор организации Сергей Смирнов, передает корреспондент «Морских вестей России».

«Мы понимаем, что создание дополнительных судоподъемных мощностей – важнейший вопрос для конкурентного судоремонта», – подчеркнул Сергей Смирнов. По его словам, Ассоциацией был разработан проект предприятия, который окажет значительное влияние на удовлетворение спроса на судоремонт в Арктической зоне РФ. «Было проведено маркетинговое исследование, мы представили его целого ряду потенциальных партнеров, получаем отклики. Также подписано соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики», – сообщил руководитель. Он отметил, что новое предприятие должно будет обеспечить комплексный заводской ремонт судна полного цикла с докованием; проводить модернизацию судов и строить вспомогательный флот; изготавливать комплектующее оборудование.

Основой СРЗ станут комплекс производственных и вспомогательных цехов для обеспечения полного цикла ремонта, техобслуживания и модернизации судов, а также два ремонтных дока грузоподъемностью до 6 и 15 тыс. тонн. Помимо этого, необходима причальная линия с общей протяженностью не менее 1 км с глубиной у линии кордона не менее 10 м. А также воднотранспортный цех, включающий в том числе буксиры толкачи мощностью 500 л/с и 1000 л/с, плавучий кран грузоподъемностью до 100 тонн.

«Мы понимаем, что подобная инфраструктура ставит отдельные задачи, связанные с гидротехническими работами, углублением канала и подходной акватории. Мы выбрали три потенциальных площадки для размещения этого производства», – сообщил Сергей Смирнов. По его словам, создание нового предприятия позволит привлечь в регион новых заказчиков – «Норникель» и «Газпром», чьи суда в настоящее время в Архангельске не ремонтируют из-за отсутствия технических возможностей. «Мы понимаем, что реализацию данного проекта частная компания не способна реализовать самостоятельно, инвестор должен работать в плотной спайке с государством», – уточнил директор Ассоциации.

Помимо финансирования проекта, есть проблема насыщения его профессиональными кадрами. СКАО работает над ее решением совместно с Северным арктическим федеральным университетом и организациями среднего профессионального оборудования.

«В Архангельске в советское время потребность арктического флота в ремонте обеспечивали семь верфей. В Европе, Турции в настоящее время работает огромное количество доковых хабов. Наш Север тоже не должен отставать», – подчеркнул Сергей Семенов.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106582/

 

Спущен на воду краболов «Бухта Натальи»

На Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) прошла церемония спуска на воду судна для добычи краба «Бухта Натальи». Об этом говорится в сообщении предприятия.

Напомним, краболов «Бухта Натальи» (заводской номер 033) строится на Находкинском судоремонтном заводе по заказу группы «Антей» в рамках первого этапа крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. Это уже шестой краболов проекта CCa5712LS в серии из восьми единиц, достройка которого будет вестись на воде. Официальная закладка восьми краболовных судов состоялась 15 мая 2020 года.

Проект CCa5712LS разработан в компании «Дамен Инжиниринг Санкт-Петербург». Судно предназначено для эксплуатации в неограниченных районах, в особенности для промысла в условиях бассейнов Охотского и Берингова морей.

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/41149.html

 

Выборгский ССЗ будет оснащать суда отечественными винторулевыми колонками

Заместитель генерального директора, директор центра пропульсивных систем АО «Центр судоремонта «Звездочка» Александр Сивков и генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод» Сергей Черногубовский подписали соглашение о сотрудничестве в ходе форума «Арктические проекты сегодня и завтра». Об этом сообщил корреспондент «Морских вестей России»

Согласно документу, ЦС «Звездочка» обязуется поставлять судозаводу винторулевые колонки (ВРК) собственного производства. Информация про их количество, модель и цену не сообщалась. При этом в ходе форума главный инженер Центра пропульсивных систем АО «ЦС «Звездочка» Сергей Майзеров сообщил об освоении производства ВРК следующих моделей:

— ДРК4500Н – ледовый класс Arc4, мощность 4,5 МВт – были установлены на два океанских судна-кабелеукладчика проекта 15310, строящихся по заказу Минобороны;

— АТ32В1 — Ice3, 3МВт – разработано для океанографического исследовательского судна «Вице-адмирал Буриличев» проекта 22011, заложенного на Выборгском ССЗ в феврале 2021 года;

— АТ40В1 — Arc5, 4,5 МВт – создана для научно-исследовательского судна проекта 23520 «Академик Лаверов», заложенного на Выборгском ССЗ в июле 2021 года.

По словам Сергея Майзерова, ранее «Звездочка» использовала в ВРК промежуточный валопровод и предохранительные муфты иностранного производства. В настоящее время Центр производит их самостоятельно. Главный инженер добавил, что в настоящее время завершено создание проектной документации для ВРК АТ65Е, ЦС «Звездочка» готов начать ее производство.

Новая колонка будет значительно от предыдущих размерами и весом (243 тонны против 118 у ДРК4500Н), а также мощностью, которая составит 9МВт.

ВРК предназначена для линейного дизель-электрического ледокола 21900М2 ледового класса Icebreaker7.

Такой был заложен на Выборгском ССЗ в ноябре 2022 года. При этом заявлялось, что его проектная мощность составит 18 МВТ. На тот момент генеральный директор предприятия Александр Соловьев заявлял, что судно почти на 100% будет комплектоваться отечественным оборудованием.

Проект 21900М2 – модифицированная версия проекта 21900М, три таких ледокола были построены на Выборгском заводе ранее, из них два судна «Владивосток» и «Мурманск» были переданы заказчику в 2015 году, третий ледокол «Новороссийск» был передан в 2016 году. Все они комплектовались иностранными ВРК.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106573/

 

«Звёздочка» изготовит комплект ВРК для ледокола проекта 21900М2

Центр судоремонта «Звёздочка» изготовит комплект винто-рулевых колонок (ВРК) AT65E мощностью 9 МВт для ледокола проекта 21900М2, строящегося на Выборгском судостроительном заводе (оба предприятия входят в Объединённую судостроительную корпорацию). Отечественные колонки установят на судно в рамках программы импортозамещения.

Контракт подписали генеральный директор Выборгского судостроительного завода Сергей Черногубовский и заместитель генерального директора – директор Центра пропульсивных систем ЦС «Звездочка» Александр Сивков в рамках форума «Арктические проекты – сегодня и завтра», проходящего в Архангельске 14-15 декабря.

В комплект поставки, кроме самих винто-рулевых колонок, входят винты диаметром 4,5 метра, промежуточный валопровод и ЗИП. Сотрудники «Звездочки» выполнят на судне шеф-монтажные и пуско-наладочные работы, примут участие в швартовных и заводских ходовых испытаниях ледокола.

ВРК AT65E ледового класса Icebreaker 7РС – первая отечественная винто-рулевая колонка мощностью 9 МВт – продукт собственной разработки Центра пропульсивных систем. ВРК такого типоразмера могут применяться на ледоколах и судах неограниченного района плавания. Колонка устойчива к воздействию низких температур и механических нагрузок, обеспечивает все ходовые режимы и маневрирование.

«Звёздочка» – первый в России и третий в мире поставщик высокомощных винто-рулевых колонок механического типа. Разработка перспективного комплекса высокого ледового класса Icebreaker 7 выполнялась в рамках программы замещения импортных поставок судового оборудования, реализуемой Министерством промышленности и торговли РФ.

Источник: ОСК https://aoosk.ru/press-center/news/zvyezdochka-izgotovit-komplekt-vrk-dlya-ledokola-proekta-21900m2/

 

Ледокол «Тор» проходит ремонт на заводе «Красная Кузница»

Специалисты архангельского судоремонтного завода «Красная Кузница» (филиал Центр судоремонта «Звездочка», входит в ОСК) проводят ремонтные работы на ледоколе «Тор». Подробности приводятся в сообщении корпорации.

В настоящее время судоремонтники очистили корпус ледокола, провели дефектацию, выполняют корпусные работы и ремонт донно-забортной арматуры. На следующем этапе будет выполнен ремонт гребных винтов и уплотнений гребных валов, а также покраска корпуса.

Дизель-электрический ледокол «Тор» проекта 374 построен в 1964 году на верфи компании Wartsila в Финляндии по заказу Швеции. Судно получило свое название в честь скандинавского бога Тора. В настоящее время ледокол эксплуатируется Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт».

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/41147.html

 

Машиностроительный завод «Армалит» отмечает 145-летие

АО «Машиностроительный завод «Армалит» отмечает 145 лет со дня основания. Петербургское предприятие ведет свою историю с 1878 года, когда на Петроградской стороне Санкт-Петербурга Рудольф Грош основал чугунолитейный и механический завод. Затем завод приобрел в собственность Рихард Лангензипен. В 1922 году завод получает имя «Знамя труда» №2. После этого предприятие становится «Заводом им. Молотова». В 1973 году на базе завода образовано научно-производственное объединение «Знамя Октября». В 1990-е годы «Знамя октября» было акционировано и переименовано в АООТ «Армалит», затем ОАО «Армалит-1». С 2015 года предприятие носит название АО «Армалит».

Сегодня предприятие входит в пятерку крупнейших арматуростроительных заводов России. Завод специализируется на разработке, производстве и испытаниях трубопроводной арматуры для различных отраслей промышленности, включая судостроительную.

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/41144.html

 

В Арктике установят символический флаг первой отечественной атомной подлодки

Моряки ВМФ России водрузят в Арктике симоволический флаг первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», построенной на Севмаше (входит в ОСК). По указанию Главкома ВМФ России Флаг будет доставлен в Арктическую зону одним из боевых кораблей и установлен в назначенной точке. Накануне 65-летия со дня вступления в состав Военно-Морского Флота первой АПЛ генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко передал полотнище с символом корабля главнокомандующему ВМФ адмиралу Николаю Евменову.

Символический флаг первой АПЛ был изготовлен Севмашем специально к юбилею корабля, который будет отмечаться 17 декабря. В этот день 65 лет назад на предприятии был подписан приемный акт АПЛ «Ленинский комсомол».

«Военные моряки с воодушевлением выполнят эту военно-историческую и патриотическую миссию, отдавая дань уважения истории создания и развития нашего атомного подводного флота, который сегодня является основой потенциала ВМФ России. Флаг символизирует неоспоримый приоритет страны в освоении Арктики», – отметил Главком ВМФ России Адмирал Николай Евменов.

Ввод первой АПЛ в состав флота 65 лет назад обозначил новый этап в развитии подводных сил страны и кораблестроительной промышленности. Корабли этого класса получили увеличенную дальность и почти неограниченную автономность плавания, возможность не всплывать на поверхность, тем самым сохраняя скрытность. Корабль был построен на Севмаше всего за три года – с 1955 по 1958 гг. Проектант – СПМБМ «Малахит» (входит в ОСК). Научное руководство проектом было возложено на Анатолия Александрова, президента Академии наук СССР.

«Создание первой отечественной АПЛ по проекту 627 было национальной задачей – на её решение работало более ста предприятий со всей страны, – отметил генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. – Нашему предприятию выпала честь стать родиной первого атомохода. Для молодого завода это была революция. Мы гордимся своей историей, нашими дедами, которые, работая днем и ночью, за немыслимо короткий срок построили первый атомный подводный крейсер. С того дня строительство АПЛ стало главным направлением Севмаша. На стапелях завода за 65 лет созданы 140 атомных подводных лодок четырех поколений. Среди них корабли, которым равных в мире нет. От 1-го до 4-го поколения пройден большой кораблестроительный путь. Сегодня верфь не сбавляет темпов: на службе у могучей державы – надежные атомоходы, созданные на Севмаше!»

В июле 1962 года впервые в истории советского ВМФ атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды прошла точку Северного полюса, а 17 июля всплыла во льдах. В знак выдающегося события – 65-летия корабля – символический флаг первой АПЛ будет водружен на Северном полюсе в 2024 году.

В советский период кроме Севмаша атомные подводные лодки строили судостроительные предприятия в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Комсомольске-на-Амуре. За 65 лет – с 1958 по 2023 год – на верфях суммарно было построено и передано в состав ВМФ 258 АПЛ. Больше половины из них – 140 АПЛ – построено на стапелях Севмаша. В конце 90-х северодвинская верфь стала единственным предприятием в России, где создаются корабли этого класса.

Источник: ОСК https://aoosk.ru/press-center/news/v-arktike-ustanovyat-simvolicheskiy-flag-pervoy-otechestvennoy-atomnoy-podlodki/

 

В Севастополе разделывают корвет ВМСУ «Луцк»

В Инкермане (входит в Севастополь) разделывают корвет ВМС Украины «Луцк». Как передаёт корреспондент ForPost, боевой корабль уже лишился фактически всех надстроек, а в настоящее время работники Вторчермета разбирают носовую часть МПК.

Малый противолодочный корабль проекта 1124МУ «Луцк» был заложен 11 января 1991 года на Киевском судостроительном заводе «Ленинская кузня». Спущен на воду 22 мая 1993 года. В ноябре того же года совершил самостоятельный переход в главную базу флота – Севастополь.

30 декабря состоялось подписание акта о принятии корабля в состав Военно-морских сил Украины. Флаг ВМС был поднят 12 февраля 1994.

Во время событий Русской весны 20 марта 2014 года на корвете «Луцк», который находился в Севастополе, был поднят российский флаг. С тех пор корабль не покидал главную базу Черноморского флота.

Источник: https://sevastopol.su/news/v-sevastopole-razdelyvayut-korvet-vmsu-luck

 

3. Разное

 

Грузооборот трех портов РФ на Каспии в 2023 году вырос на 33%

Грузооборот трех портов Каспийского бассейна достиг 7,2 млн тонн, что превышает показатели прошлого года на 33,4%. Об этом сообщил ТАСС министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский.

В Каспийском бассейне расположены три морских порта – Оля и Астрахань (Астраханская область), а также Махачкала (Республика Дагестан). По данным Росморречфлота, их грузооборот за 2022 год составил 6 млн тонн, из них астраханских портов суммарно – почти 3 млн тонн грузов.

«В 2023 году портовой комплекс Астраханской области показал достаточно хорошие результаты работы. По оперативным данным, с начала года перевалено уже 3,9 млн тонн грузов, темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 150%. В целом же грузооборот морских портов России увеличился на 5,7%, грузооборот морских портов Каспийского бассейна вырос на 33,4% – до 7,2 млн тонн», – сказал Волынский.

Он уточнил, что динамика показателей подтверждают возрастающую роль Астраханской области на маршруте международного транспортного коридора (МТК) Север-Юг. «Основную номенклатуру грузов портового комплекса Астраханской области составляет зерно – рост перевалки практически в 2,5 раза. Значительно возросла перевалка пищевых продуктов, большую часть которых составляет растительное масло. Перевалка импортных грузов увеличилась на 50%, перевалка экспортных грузов увеличилась на 55%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – пояснил Волынский.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106574/

Аналитики назвали основных покупателей российского дизтоплива

После смягчения экспортного эмбарго, введенного в сентябре 2023 года, поставки российского дизельного топлива по морю выросли до миллиона баррелей в сутки. Основными покупателями топлива аналитики компании Kpler назвали Турцию и Бразилию, их цитирует «Коммерсантъ».

В декабре Турция, которая сильнее всего пострадала от ограничения поставок, увеличила импорт дизтоплива до 319 тысяч баррелей в сутки. В октябре закупки снижались до 212 тысяч баррелей в сутки. Бразилия, наращивавшая поставки три месяца подряд, стала приобретать почти 274 тысячи баррелей в сутки.

За две недели морские поставки восстановились до максимального с августа 2023 года уровня. В среднем в ноябре он составлял более 800 тысяч баррелей в сутки. Однако к середине декабря цены на топливо стали снижаться по мере роста выпуска, до 69,8 тысячи рублей за тонну (минус три процента). Экономика экспорта нефтепродуктов ухудшилась из-за укрепившегося рубля на фоне снизившихся мировых цен на нефть и увеличения нефтяного демпфера за поставки на внутренний рынок.

Динамика экспорта сохранится на уровне около миллиона баррелей в сутки, но не превысит рекордные показатели марта 2023-го в 1,26 миллиона баррелей в сутки, отметил аналитик Kpler Виктор Катона. Причиной станет снижение темпов нефтепереработки в первой половине декабря и договоренности в рамках ОПЕК+, которые касаются сокращения поставок за рубеж нефти и нефтепродуктов.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106564/

 

Участникам СВО в Крыму выделено уже 730 земельных участков

В Крыму участникам спецоперации на Украине выделили уже 730 земельных участков. Оперативной информацией поделился глава Крыма Сергей Аксенов, анализируя итоги сказанного президентом России в ходе прямой линии.

«По оперативной информации, приняты решения о предоставлении участникам СВО в собственность бесплатно около 730 земельных участков. Эта работа продолжается. Наши бойцы отдыхают и проходят реабилитацию в санаторно-курортных учреждениях республики. Много делается для увековечивания памяти героев, для участия наших воинов в патриотическом воспитании молодежи», – написал Сергей Аксенов в Telegram-канале.

По его словам, в Крыму помощь воинам стала всенародным делом. Крымчане отправляют в зону СВО тонны гуманитарной помощи. «Принят комплекс мер социальной поддержки участников спецоперации и членов их семей. Действует региональное отделение фонда «Защитники Отечества».

Источник: https://crimea.ria.ru/20231214/uchastnikam-svo-v-krymu-vydeleno-uzhe-730-zemelnykh-uchastkov—aksenov-1133556408.html

 

По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *