Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 7

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

7. На новый исторический галс

В ВОДОВОРОТЕ первых революционных лет судьбы Российского флота и Москвы переплелись вновь, и пе­реплелись во многом трагически. Моряки сыграли роль ударной силы в Октябрьском 1917 г. вооруженном вос­стании в Петрограде, в утверждении в России Советской власти. Однако самому Флоту вскоре пришлось пережить трудные времена.

В конце февраля 1918 г. над красным Пите­ром нависла угроза захвата его германскими войсками. 26 февраля Совнарком при­нимает решение о переезде правительства в Москву. 3 марта после острейшей дис­куссии, едва не расколов­шей большевистскую пар­тию, подписывается по сути унизительный, но необходимый в тех смертельных условиях Брестский ми­рный договор с Германией. Вечером 11 марта в Москву прибывает поезд, в котором находились члены ЦК РКП(б) и Советского правительства во главе c B.И. Лениным. 12 марта над Кремлем водружается Крас­ное знамя – Москва стано­вится столицей Советской России, а через день, 14 ма­рта, IV Чрезвычайный Все­российский съезд Советов ратифицирует Брестский до­говор.

К весне 1918 г. уже бывшая Россий­ская Империя, казавшаяся совсем недавно несокруши­мым монолитом, полностью рассыпа­лась, как карточный домик. Новая власть во что бы то ни стало должна была восстановить элементарную уп­равляемость страной: вос­создать распавшийся госу­дарственный аппарат и ре­гулярную армию, преодолеть экономический хаос, пода­вить региональный сепара­тизм и т.д. А для этого ну­жен был мир – любой ценой.

Положение же, сложив­шееся к тому времени на флотах, объективно «рабо­тало» против мира. С одной стороны, стихийная демоби­лизация, массовое увольне­ние офицеров, отсутствие какой-либо дисциплины све­ли до минимума боеспосо­бность Военно-Морских Сил, а следовательно, возможность их использования для реального противодей­ствия германской военной агрессии. С другой стороны, настроенные по преимуще­ству анархически «братиш­ки», мало считавшиеся с це­нтральной властью, по соб­ственной инициативе напа­дали на немецкие отряды. Тем самым они давали германскому командованию по­вод для дальнейшего про­движения войск вглубь Рос­сии под предлогом несоб­людения Советами Брест­ских соглашений. Таким об­разом, охваченный стихией матросской вольницы флот объективно превратился из опоры Советской власти в серьезную угрозу для нее.

Кроме того, окраинный сепаратизм, иностранная ин­тервенция в прибрежных районах все более превращали Россию из морской держа­вы в континентальную стра­ну. Последствия этих гео­политических изменений оце­нивались на флоте совер­шенно однозначно как поте­ря морей. Потеряв значе­ние важнейшего компонента государственной обороны, атрибута державного прес­тижа, военно-политической опоры центральной власти, Русский флот превратился в разменную карту в борьбе множества политических иг­роков за контроль над осколками того, что еще не­давно называлось Великой Россией.

БРЕСТСКИЙ МИР пос­тавил Флот России в тяже­лое положение: согласно пятому пункту договора все русские корабли должны бы­ли сосредоточиться в отечественных портах, в против­ном случае они подлежали разоружению. Особенно тяжелая ситуация сложилась на Балтийском флоте, бази­ровавшемся в Гельсингфор­се (Хельсинки), т.е. на тер­ритории отделившейся к то­му времени Финляндии, что создавало реальную возможность его захвата немца­ми. Тяжелая ледовая обста­новка крайне осложняла пе­реход кораблей в Кронштадт.

Учитывая все вышеиз­ложенное, в Москве на засе­дании Высшего военного совета в начале апреля был даже поставлен вопрос об уничтожении флота. В эти напряженные дни начальни­ком Морских Сил Балтий­ского флота был назначен Алексей Михайлович Щастный. Боевой офицер, про­шедший две войны, он пользовался большим авторите­том на флоте и смог в крат­чайший срок, преодолев анархию и хаос, организовать перебазирование кораблей (12-14 апреля 1918 г.) в Кронштадт. Балтфлот был спасен.

Не лучше обстояли дела на Черноморском флоте. В марте 1918 г. после заключения договора с правитель­ством Украины германские войска начали оккупацию ее территории. 13 марта была занята Одесса, 17 мар­та – Николаев. Нерешен­ность вопроса о российско-украинской границе позволила интервентам занимать области, входившие в состав России. В апреле отряды немецкой армии вошли в Крым, под угрозой оказал­ся Севастополь – главная база Черноморского флота.

29-30 марта, согласно директиве Москвы, часть флота вышла в Новорос­сийск. Однако уйти смогли лишь новейшие и наиболее боеспособные корабли: как и на Балтике, сказались не­хватка экипажей и падение дисциплины. На оставшихся в Севастополе кораблях и судах были подняты украинские фла­ги, но это не спасло их от разоружения. Германское командование заявило, что флот будет оставаться под контролем оккупационных властей – украинские флаги были заменены на германские.

Перебазирование кораб­лей Балтийского и Черно­морского флотов в Кронш­тадт и Новороссийск не сня­ло напряжения. Германские части двигались к Питеру и высадились на Тамани. Пол­номочный представитель Со­ветской республики в Бер­лине А.А. Иоффе предуп­реждал Совнарком: «Всякое оплошное, даже и мелкое провоцирование с нашей сто­роны будет немедленно ис­пользовано с военной точ­ки зрения, необходимо ни в коем случае не допускать этого».

Боеспособность флота к этому времени упала до ну­ля. Процесс же его распа­да постоянно создавал опа­сность непредсказуемых дей­ствий со стороны моряков. Флот и в Кронштадте, и в Новороссийске по-прежнему «дамокловым мечом» нави­сал над Брестским миром. В майские дни 1918 г. московская власть оказалась пе­ред жестким выбором: или надежно подчинить флот или… уничтожить его.

3 мая из Москвы на Балт­флот поступил секретный приказ наркомвоенмора Л.Д. Троцкого о подготовке ко­раблей к взрыву. 11 мая 1918 г. германское коман­дование предъявило ульти­матум Советскому правите­льству с требованием вер­нуть ушедшие корабли из Новороссийска в Севасто­поль, угрожая в противном случае продолжить наступ­ление.

Москва, не имевшая в сво­ем распоряжении надежных Вооруженных Сил, лавировала, но все было тщетно – мир уважает только силу: германские войска продолжали движение. Ситуация приближалась к критической черте.

Содержание секретной директивы Троцкого с планом уничтожения спасенных с таким трудом кораблей ста­ло известно морякам. Бал­тика забурлила.

24 мая В.И. Ленин на­ложил лаконичную резолю­цию на докладе начальника Морского генерального шта­ба о положении на Черном море: «Ввиду безвыходнос­ти положения, доказанной высшими военными автори­тетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». Однако посланцу Москвы И.И. Вахрамееву не удалось убедить команды черноморцев в необходимости затопить свои корабли. Значительная часть экипажей предпочитала ги­бель в открытом бою. Черноморский флот, как и Балтийский, отказался подчи­ниться приказу Москвы.

Реакция последовала не­замедлительно. 25 мая на­чальник Морских Сил Балтийского моря А.М. Щастный был вызван в Москву и по прибытии в морской комиссариат арестован, а в ночь на 22 июня по приговору Ревтрибунала при ВЦИК был расстрелян. А на юг отправляется теле­грамма Председателя Сов­наркома: «Приказы, послан­ные флоту в Новороссийск, должны быть безусловно вы­полнены. Надо объявить, что за неисполнение их мо­ряки будут объявлены вне закона. Надо во что бы то ни стало помешать безум­ной авантюре…».

По личному распоряже­нию Ленина в Новороссийск был послан Ф.Ф. Раскольников, получивший особые полномочия и единственный приказ – потопить флот. К моменту его прибытия в Новороссийск линкор, вспо­могательный крейсер и шесть эсминцев ушли в Се­вастополь. Оставшиеся в по­рту корабли были уничтоже­ны на следующий день.

Такими жесткими дейст­виями Москва достигла гла­вного – был восстановлен контроль над Балтийским флотом, уничтожение ЧФ устранило «яблоко раздо­ра» с Германией. «Мирная передышка», столь необхо­димая новой власти, была обеспечена.

В ИТОГЕ Российские Военно-Морские Силы были практически уничтожены. Только балтийцы сохрани­ли свои корабли, но и от них остались лишь мертвые ста­льные коробки, застывшие в Кронштадте и в устье Не­вы.

Однако в 1920 г. взоры Москвы вновь обратились к Флоту. Окончание Граж­данской войны поставило вопрос о дальнейших перспективах социалистической революции. Во многом на­дежды возлагались на ми­ровую революцию. При этом флот, самый мобильный и мощный вид Вооруженных Сил, оказывался совершен­но незаменимым орудием решения задач внешней по­литики и поддержки зару­бежных «братьев по клас­су». В январе 1920 г. об этом недвусмысленно заяви­ли собравшиеся в Москве моряки – коммунисты, делегаты XV съезда Советов: «…В связи с перспективами дальнейшего развития ми­ровой революции признать необходимым теперь же оп­ределить политику по мор­скому вопросу и реально приступить к воссозданию Красного флота на морях Республики». Согласно под­готовленному морским ве­домством проекту декрета «О воссоздании морской си­лы РСФСР» предусматривалось создать на пяти мор­ских театрах мощные Военно-Морские Силы, вклю­чавшие 6 линкоров, 4 крей­сера, 65 эсминцев, 54 под­водные лодки, 90 торпедных катеров. Эх, планы, пла­ны…

ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ МА­ТРОСОВ, откликнувшись на великие лозунги Октября, ушли с палуб своих кораб­лей на дороги Гражданской войны, превратившись в «красу и гордость Русской революции», символ ее идей. Однако действительность оказалась бесконечно дале­ка от революционного иде­ала. К концу Гражданской войны усталость матросской массы, измучившейся в ожидании демобилизации, глухое недовольство коман­дованием достигли преде­ла.

В марте 1921 г. восстал Кронштадт – база Бал­тийского флота, традицион­ный оплот революции и большевистской власти.

Кронштадт превратился в своего рода барометр мас­совых настроений. Всеобщая усталость от войны, крайнее раздражение чрезвычайными мерами военно­го коммунизма, многократ­но усиленное памятью ма­тросов о своих революцион­ных заслугах, традиционная оппозиционность Крон­штадта центральной влас­ти и бюрократии дали эффект резонанса. 28 февраля на общем собрании команд линейных кораблей принимается резолюция с требованиями свободы деятельности ле­вых партий, перевыборов в Советы.

Известие о восстании в Кронштадте произвело в Москве, где в это время проходил X съезд партии, эффект разорвавшейся бом­бы. Прямо со съезда деле­гаты уходили на борьбу с мятежом, который вскоре был подавлен.

Кронштадт стал для Москвы сигналом: надо радикально менять политику. На том же партийном съезде принимается решение стратегической важности – о переходе к НЭПу. Вос­стание кронштадтцев по­служило водоразделом и в морской политике Москвы – наступило отрезвление: пришло реальное понима­ние скудости возможностей отечественной эконо­мики и опустошенности го­сударственной казны. Мятеж заставил посмотреть реальным взглядом и на су­ществующий флот. Необхо­димо было прежде всего на­вести здесь порядок. Лич­ный состав кораблей и бе­реговых частей был под­вергнут фильтрации. Глав­ной ее целью было – пре­вратить Флот в «реального защитника РСФСР». Вто­рым шагом в этом направ­лении стала деятельность созданной летом 1921 г. комиссии по реорганизации флота, разработавшей про­грамму строительства Со­ветских Военно-Морских Сил, соответствовавшую ре­альным возможностям стра­ны.

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *