Последние два десятилетия Китайская Народная Республика особое внимание придает обеспечению информационной безопасности государства и общества.
Еще со времен событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда демонстрация студентов в Пекине была активно поддержана мировой прессой, руководство Китая осознало силу информационного вмешательства извне. В настоящее время Пекин сам уже использует инструментарий «мягкой силы» для достижения целей внешней и внутренней политики. В частности, массовые протесты населения в Гонконге в 2015 году (так называемая революция зонтиков) китайские власти успешно нейтрализовали уже без применения тяжелых вооружений, исключительно с помощью полицейских средств и «мягкой силы».
На фоне интенсивного развития цифровых технологий в современном мире заметно обострились многие социально-политические проблемы. Одной из них является степень свободы граждан от контроля со стороны государственных органов и защита персональных данных. Хотя большинство упреков в этой области достаются КНДР, но и Китай как более технологически и финансово развитая держава, по мнению экспертов, вполне может стать площадкой для апробации модели тоталитаризма XXI века.
Наряду с традиционными сферами влияния все большее внимание в КНР отводится контролю над киберпространством. Такое положение дел обусловлено растущей зависимостью внешнеполитической безопасности Китая от цифровых технологий. Кроме того, КНР активно продвигает проекты в сфере высоких технологий.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
В настоящее время многие государства мира, включая КНР, разрабатывают собственную теоретическую базу в области обеспечения кибербезопасности. Одна из основных проблем мирового киберпространства на современном этапе – отсутствие международной правовой системы, юридически устанавливающей нормы и правила поведения в этой сфере.
В Китае принят и используется Закон о кибербезопасности (2017). Главной целью принятия закона провозглашается защита национального «киберсуверенитета» Китайской Народной Республики. К основным его положениям можно отнести следующие аспекты:
– поставщики серверов и услуг должны своевременно информировать пользователей и соответствующие компетентные органы о любых известных уязвимостях в области безопасности и принимать необходимые меры по их устранению;
– в случае если серверы собирают личные данные, поставщики обязаны уведомлять об этом пользователей;
– сбор и хранение личных данных пользователей должны осуществляться исключительно в целях, официально обозначенных поставщиком интернет-услуг;
– запрещены раскрытие, изменение, удаление и передача данных третьим лицам за исключением проведения перечисленных операций по требованию самого пользователя;
– исключается анонимность пользователей за счет введения требования об обязательной верификации для доступа к сети;
– особое внимание уделяется безопасности критически важных областей (государственные коммуникационные и информационные услуги, незаконное использование и утечка данных в которых могут нести серьезную угрозу национальной безопасности);
– ужесточаются требования к профессиональной подготовке сотрудников объектов информационной инфраструктуры, вводится запрет на хранение данных за пределами Китая.
Таким образом, принятие закона ведет к усилению государственного контроля над деятельностью китайских и иностранных компаний в интернете.
СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ
Руководство КНР уделяет значительное внимание вопросам обеспечения внутренней безопасности государства и осуществляет деятельность, направленную на совершенствование единого разведывательно-информационного пространства (ЕРИП) в интересах контроля иностранных граждан и местных жителей на территории страны. Представляется возможным утверждать, что наиболее прорывные технологии в данной области получили распространение в КНР. Основными функциями ЕРИП в системе национальной безопасности КНР являются противодействие деятельности иностранных спецслужб на территории Китая, защита стратегически важных объектов, предупреждение преступлений, а также контроль общественной безопасности.
В настоящее время внутрикитайское ЕРИП представляет собой совокупность автоматизированных подсистем безопасности:
система автоматизированного видеомониторинга;
система слежения через смарт-устройства Sharp Eyes;
система социального кредитования Social Credit System.
Вышеуказанные подсистемы в автоматическом режиме осуществляют обработку различных видов информации о физических лицах и направляют ее для систематизации в единую базу данных – облачное хранилище информации Public Security Police Cloud.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Система социального кредитования (ССК) подразумевает формирование для каждого отдельного гражданина индивидуального рейтинга общественной благонадежности. В частности, для накопления сведений о жителях КНР используется специальная база данных, отражающая финансовое положение, поведение на работе и во время учебы, в общественных местах, по месту жительства и в семье, получаемые медицинские услуги, круг общения и привычки.
При составлении социального портрета гражданина КНР также учитываются запросы в поисковых системах, активность, публикации и комментарии в социальных сетях, подписки на электронные и печатные СМИ, список контактов в записной книжке телефона, история посещения ресурсов. А также попытки преодоления межсетевого экрана, ограничивающего китайский сегмент интернета.
По результатам анализа действий, выходящих за принятые в обществе нормы поведения, физическое лицо может получить статус «подозрительного». Система в автоматическом режиме передает предупреждение в Public Security Police Cloud, и человек становится объектом особого внимания специальных служб и правоохранительных органов.
Кроме того, по указанию государства в зависимости от рейтинга ССК организации будут осуществлять дифференцированный подход в вопросах оказания услуг населению путем предоставления скидок, бонусов и иных льгот. При этом планируется, что неблагонадежные граждане будут подвергаться воспитательным мерам в виде штрафов, полной или частичной блокировки различных сервисов и услуг, ограничения доступа к продукции, представленной на рынке.
Рейтинг также учитывается правоохранительными органами и государственными учреждениями при приеме на работу, повышении в должности, принятии решения об увольнении. Ожидается, что система социального кредитования будет применяться как к физическим лицам, так и в отношении юридических лиц.
ОКО ГОСУДАРСТВА
Необходимо отметить, что с целью обеспечения функционирования ССК в ЕРИП КНР до конца 2022 года на территории страны планировалось установить около 800 млн камер видеонаблюдения. В настоящее время в нескольких десятках городов с населением менее миллиона проводится тестирование вышеуказанной системы.
В частности, в городе Жунчэн (провинция Шаньдун) с населением 670 тыс. человек функционирует единый информационный центр, посредством которого осуществляется сбор сведений о гражданах по 160 параметрам, получаемым из 142 местных государственных и коммерческих организаций. Кроме того, с апреля 2018 года во всех местах массового скопления людей размещено оборудование, позволяющее выявлять граждан, разыскиваемых правоохранительными органами.
Вместе с тем в интересах функционирования ССК планируются поправки в законодательство, в соответствии с которыми авто- и электромобили, производимые в Китае, должны оснащаться устройствами, передающими компетентным органам сведения о нахождении, маршруте следования и скорости передвижения автомобиля. При этом установленная мультимедийная система также позволяет осуществлять скрытное прослушивание разговоров в салоне транспортного средства.
Наряду с этим в одной из школ города Ханьчжоу проведено тестирование интеллектуальной системы контроля за поведением на уроках. Система отслеживает психологическое состояние учащихся, активность и заинтересованность на занятиях, а также настроение школьников. Ожидается, что данная система станет частью ССК и позволит с детских лет выявлять наиболее способных учеников, а также социально неблагополучных детей.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ПОМОЩЬ
Необходимо отметить, что реализации проекта способствует широкая интеграция цифровых технологий в жизнь рядовых граждан Китая.
Так, по состоянию на 2022 год число интернет-пользователей в КНР составляет 855 млн человек (около 60% от общей численности населения). При этом по отношению к взрослым гражданам данный показатель оценивается более чем в 93%. Покупки в режиме онлайн регулярно совершают до 600 млн человек, а годовой оборот розничных продаж в интернете в Китае в 2021 году составил 2,2 трлн долл. США.
Вышеуказанные факторы позволяют компетентным органам, ответственным за обеспечение национальной безопасности КНР, беспрепятственно внедрять новые технологии для контроля за гражданами путем навязывания различных сервисов и услуг, для получения доступа к которым требуются подключение к интернету, использование смартфона и банковской карты.
При этом, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий в КНР, начало полноценного функционирования ССК в 2023 году считается маловероятным, поскольку в настоящее время система находится в стадии тестирования в отдельных городах страны. До конца 2023 года ожидается выход на уровень провинций. А наиболее вероятным сроком запуска ЕРИП в масштабах страны называют 2025–2027 годы.
ИЕРАРХИЯ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ
Таким образом, использование системы социального кредитования в интересах обеспечения национальной безопасности КНР позволит специальным службам и правоохранительным органам беспрепятственно осуществлять скрытый контроль различных аспектов жизнедеятельности населения. А также сформировать строгую иерархию в различных слоях населения в зависимости от рейтинга благонадежности, что будет способствовать повышению уровня общественной безопасности.
Представляется возможным утверждать, что вышеуказанные технологии потенциально также могут быть использованы и в контрразведывательной деятельности.