Людмила Степановна Пирогова – человек, известный в Севастополе – отмечает славный юбилей. В Городе-Герое прошли её детство и юность, здесь же сложилась ее трудовая и творческая биография. Отсюда она уезжала только на учебу – в Москву, в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет журналистики, и в Киев, на учебу в Высшую партийную школу.
Людмила редактировала многотиражную газету, была корреспондентом, завотделом в газете «Слава Севастополя», затем – на партийной работе. Несколько лет возглавляла пресс-службу городской администрации. Несколько лет ее биография связана с 13-м СРЗ ЧФ – она работала в редакции заводской газеты.
Севастопольцы знакомы с Людмилой Степановной Пироговой по ее очеркам, зарисовкам. Давнее влечение у нее и к поэзии. В общем, она по-прежнему в журналистском, творческом строю.
С юбилеем Вас, Людмила Степановна! Не хворать, не терять, радоваться жизни! Мы дорожим Вашим мнением, опираемся на профессиональный опыт. Оставайтесь с нами многие и многие годы!
Из блокнота журналиста
ИСПОВЕДЬ ЗАТВОРНИЦЫ
Сто лет Союзу журналистов!
И я вижу себя маленькой крупинкой в этом бурном многоликом процессе отечественной журналистики. По крайней мере, на моей памяти происходили грандиозные события в сфере городской журналистики (буду касаться только печати) – 50-летие, 100-летие «Славы Севастополя», ее развитие, взлеты, процветание, а затем – угасание этой некогда любимой всеми газеты. Трудно было найти севастопольскую семью, в которой бы не читали ее. Да и неудивительно – было время, когда ее тираж доходил до 100 тысяч. Параллельно с ней рождались другие издания. Правда, ненадолго…
А какие яркие, удивительные, самобытные звезды сверкали на этом небосклоне!
Но обо всем по порядку и, простите, только с моей личной точки зрения и через мое индивидуальное восприятие.
Мой путь в журналистику начался с тоненькой тропинки. Сначала потянулась к литературе. В 11-12 лет уже вовсю читала русскую и зарубежную классику – благо в доме была хорошая библиотека. В старших классах школы № 15 повезло с прекрасной учительницей литературы – Елену Иосифовну Ильину наверняка многие еще помнят в городе. Она научила анализу литературных произведений и их героев, причем делала она это вдохновенно и увлекательно. А директором школы был преподаватель русского языка и литературы Георгий Иванович Комаров. Он предложил мне создать и редактировать школьную стенгазету, чем я и занималась с 8-го по 10-й класс. Составляла план каждого выпуска стенгазеты, намечала авторов заметок и оформителей. Недавно, перебирая свои архивы, нашла блокнот, в котором обнаружила тематические наброски этих выпусков.
Был конец 50-х годов, кажется, 1959-й, и руководство школы решило восстановить полуразрушенное со времен войны небольшое здание, оно примыкало к торцу школы. Девиз был таков: бросить все силы школы для расчистки этого помещения, чтобы впоследствии сделать там спортзал. Начались воскресники, на которых трудились учителя и старшеклассники. В результате цель достигли, и директор школы дал мне задание подготовить заметку в «Славу Севастополя». А когда я написала, он вместе со мной пошел к тогдашнему редактору Ивану Андреевичу Завалейкову. Тот заметку одобрил. И ее опубликовали. Это был 1959 год. Позже Завалейков представил меня коллективу и сказал: «Эта девочка будет нашим внештатным корреспондентом».
Потом были мои репортажи с трикотажной фабрики, расположенной на улице Генерала Петрова, где мы, школьники, проходили трудовую практику. Отдельно были зарисовки о труженицах предприятия. И пошло-поехало. Кстати, в то время моя семья уже выписывала «Славу»…
В 1960 году, окончив десятилетку, я поехала поступать в МГУ. По конкурсу не прошла, тогда требовался двухлетний трудовой стаж. Вернулась, стала его зарабатывать. С газетой связи не прерывала. Каждый раз шла в редакцию, как в храм, и сердце мое сладко замирало, когда я переступала заветный порог здания на улице Маяковского, 5. В то время уже занималась в школе рабкоров при редакции, а также в Университете общественных профессий при горкоме комсомола. А отделением журналистики там руководил замечательный человек, удивительная личность – Андрей Александрович Дивавин – бывший редактор газеты «Флаг Родины». Потом мне даже документ вручили об окончании этого заведения. А в Московский университет я все-таки поступила!
Штатно работать в прессе стала с 1965 года корреспондентом многотиражки «Севастопольский строитель» при тресте «Севастопольстрой». Считаю, что мне повезло, потому что я узнала сотни замечательных людей, которые трудились во всех концах города, а также известных архитекторов, проектировщиков. В те годы строительство шло бурными темпами.
Многотиражку возглавляла Раиса Никифоровна Нефедова. Она все время куда-то торопилась и мне не давала засиживаться. Ее любимым изречением была фраза: «Волка ноги кормят». Я и крутилась, успевала отдавать материалы о строителях и в «Славу». Когда в конце 1969 года старейший журналист «Славы» Анна Георгиевна Осинцева, которая многие годы вела тему строительства, ушла на пенсию, меня пригласили на ее место. А с Анной Георгиевной мы потом дружили еще много лет до ее ухода из жизни.
Господи! Как же интересно работалось! Сдавались значимые для города объекты – героями моих репортажей и очерков были замечательные труженики. Им город обязан, очень обязан. Но это тема уже другого разговора. Единственно, позволю себе оговориться: городская газета уже давно перестала о них вспоминать даже на День строителя. Как, впрочем, и о представителях других профессий.
В то время в «Славе» сложился замечательный коллектив. Позже меня перевели в отдел партийной жизни. И я работала с Л.М. Щербой, Г.Г. Ищенко, легендарным М.З. Бабушкиным. В соседних отделах трудились Л. Сомов, А. Арджанов, В. Хоменко, В. Шаламаев, Г. Воройская, А. Фридман. А какие удивительные, легкие на подъем, с чувством юмора блистательные фотокоры – Б. Шейнин, А. Баженов! Мне посчастливилось со всеми этими людьми сотрудничать, общаться, учиться у них.
В 1971 году меня приняли в Союз журналистов. Храню этот драгоценный документ за подписью В. Богданова. Но судьба сложилась так, что в 1973 году городской комитет партии направил меня на учебу в Киев в ВПШ на отделение журналистики. В 1975 году со вторым дипломом я вернулась в город, но решением обкома партии была откомандирована в Ленинский РК КПУ.
Так на семь лет я оторвалась от журналистики и, наконец, была приглашена редактором «Славы Севастополя» Г.Д. Староверовым на должность зав. отделом культуры, где мне пришлось бок о бок сотрудничать вместе с замечательными, преданными профессии Т. Кудряковой, С. Кошкиным. Сергей и сейчас продолжает трудиться в «Славе». Я слежу за его серьезными, основательными материалами. Восхищают его постоянство, высокая порядочность и пунктуальность.
Говоря о редакционном отделе культуры, не могу не упомянуть его легендарных сотрудников в 60-е годы: Дмитрия Ткаченко, Вячеслава Шерешева, Вениамина Теплухина. Их газетные материалы севастопольцы любили, читали с интересом, а коллеги у них учились. Кстати, они сумели привлечь в редакцию на многие годы большой авторский актив.
Позже меня опять вытянули на партийную работу, а потом и госслужбу. Но я находила возможность публиковаться и что-то творческое внедрять. Так, будучи секретарем Балаклавского райкома партии, создала «Вестник Балаклавского района», в пресс-службе горадминистрации стала выпускать брошюру «Вестник городской администрации». Тогда, в 90-е годы, интернета еще не было.
В промежутке между Балаклавой и пресс-службой городской администрации я умудрилась редактировать газету «Ленинец» на судоремонтном заводе № 13.
В конце 90-х, когда была в должности пресс-секретаря горадминистрации, Севастополь потрясло зверское убийство смелого, волевого человека, любимца коллектива – редактора «Славы» Владимира Иванова. Через несколько дней после этого трагического события меня пригласил к себе в кабинет тогдашний глава администрации – тоже любимец города – Борис Александрович Кучер. Он предложил мне возглавить «Славу Севастополя». Такое предложение застало меня врасплох. Я попросила дать мне время подумать. Посоветовалась с домашними. Они не одобрили. И я, наверное, смалодушничала – отказалась.
Газету возглавил известный в городе и на флоте журналист Лев Блескин. Но он где-то допустил промах, был, видимо, недостаточно тверд характером. И на этом посту проработал недолго… Да и коллектив после ухода с постов редактора Г.Д. Староверова, ответственного секретаря проницательной В.Г. Кузьминой стал как-то затухать. Ушли открытость, душевность, сердечность и, я бы даже сказала, патриотичность. Нет, может, целеустремленность осталась. Но уже несколько другого свойства.
И все же, вспоминая всю свою эпопею или одиссею, я благодарна судьбе, что тоненькая тропинка из средней школы № 15 привела меня в журналистику, в «Славу». Это была большая жизненная школа и только благодаря атмосфере, которая там создавалась всем коллективом. Сначала под руководством ветерана Великой Отечественной войны И.А. Завалейкова, потом Г.Д. Староверова. Огромную мобилизующую и, прямо скажу, отрезвляющую роль в хорошем смысле слова играл штаб редакции – секретариат под руководством сначала А. Вайсбейна, потом В.Г. Кузьминой и с ней – Е. Юрздицкой, Г. Рожновой, З. Сдобняковой. Душой коллектива многие годы была цензор газеты Л.З. Щербицкая, которой я тоже благодарна за десятилетия сердечной дружбы.
Более прекрасного творческого коллектива, который сложился там в 60-е, 70-е, 80-е годы, я не знаю. Там любили всех, кто приходил в газету – сначала робко, потом как в свой дом. Там чтили и любили старых работников, ушедших на пенсию. У газеты был огромный отряд внештатных корреспондентов, авторов из числа рабочих, моряков, медиков, военных, ученых, поэтов и т.д. Они несли свои материалы, выполняли редакционные задания. Я могла бы назвать десятки имен этих замечательных людей, в том числе Е. Шварц, М. Лезинского, Милюковского, Гарбазея, И. Рабина, Л. Подшивалину, И. Тучкова…
В вестибюлях театров принято помещать портреты артистов, в том числе и тех, кто когда-то создавал имя этого творческого коллектива. Почему бы и в «Славе» этого не сделать – портреты редакторов, старейших работников, авторов? Пусть они навсегда останутся в этих стенах, согревая помещение, ставшее, к сожалению, весьма прохладным…
В этой связи вспоминается сравнительно недавний номер, посвященный 100-летию газеты. Ожидалось, что как раз-то он и будет наполнен портретами тех, кто делал и делает сейчас эту газету. Ан нет… Кстати, такой холодный юбилей, как мне представляется, охладил и многих подписчиков.
Недавно нашла в своем архиве «Славе – 50». Тогда ее редактировал И. Завалейков. Время было небогатое, а газета вышла на хорошей бумаге, цветная, теплая, с рассказами о людях. А какой красивый номер был к 200-летию города!
Вспоминаются летучки под руководством Староверова, его любимая фраза «Порядок освобождает память», его требование делать интересные, читабельные материалы, его озабоченность ростом тиража. Тогда, помню, он достигал 80 тысяч, и это не удовлетворяло Григория Дмитриевича.
А что сейчас? Население увеличилось чуть ли не в 2 раза, а тираж скатился до 5 тысяч… В то время как у молодой, с более чем 25-летним стажем, но вполне серьезной и самостоятельной, правда, еженедельной «Севастопольской газеты» он 15 тысяч. По крайней мере, так обозначено в выходных данных…
Да и откуда в «Славе» ему быть высоким, если временами она превращается то в литературно-исторический альманах, то в список инструкций по административно-правовым вопросам, то в протокольные отчеты библиотекарей о проведенных мероприятиях. Где репортажи и корреспонденции о коллективах города? И где же живой севастополец – труженик, ученый, врач, учитель – со своими делами, заботами, мечтами? Где? Ау! Или это уже стало старомодным? Таково моё мнение опытного газетчика «советской классической журналистской школы».
Видимо, прошли те времена, а я ведь помню, да и некоторые мои коллеги и друзья помнят, когда ни одно праздничное мероприятие – то ли в масштабах города, то ли в рамках коллектива – не обходилось без приглашения туда бывших работников, ветеранов, невзирая на прошлый статус этих людей. Тонкая ниточка преемственности не прерывалась.
Сейчас практически этого нет. Взять хотя бы масштабы города. На все участки руководства им пришла новая команда, состоящая в подавляющем большинстве из иногородних специалистов. Вы думаете, кто-нибудь из них озаботился тем, чтобы пригласить своих предшественников, посоветоваться, позаимствовать какие-то крупицы их опыта? Да просто проявить человеческое участие?
Ан нет, мы тут сами с усами! Разрушаются традиции, и эта атмосфера, как смог, окутывает как трудовые, так и творческие коллективы города.
Ой, простите. Меня, кажется, под горячую руку занесло не в ту, как говорится, степь. Просто меня давно никто никуда не звал. Хотя мне, может, самонадеянно кажется, что я могла бы что-то этому городу еще дать в рамках своего скромного опыта. Исключение составляет тринадцатый завод, хотя по сравнению с другими проработала там редактором многотиражки всего ничего. Книгу пишут о предприятии или выпускают газету – просят поучаствовать.
Ну и, конечно, Союз журналистов города, который заработал теперь по-настоящему. Всегда приглашают участвовать в своих мероприятиях. Недаром же наш союз самый творческий и самый демократичный по своей сути. И еще: курс корабля во многом зависит от капитана…
Хочется пожелать ему укрепления материальной базы (прежде всего – достойного помещения), внимания со стороны городских властей и, может быть, самое главное – объединить, наконец, журналистскую братию, как флотскую, так и гражданскую, в монолитный отряд во славу сбережения, укрепления легендарного духа и традиций города-героя Севастополя.
Людмила Пирогова
18.08.2018 г.