Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
Мыслями о том, может ли и за счет чего газета конкурировать с интернет-ресурсами и должно ли государство создавать условия для благоприятного существования печатных СМИ, Александр Оськин поделился с нашим корреспондентом во время своего недавнего визита в Липецк.
— Газету стали хоронить еще в начале XX века, когда появилось радио, — говорит Александр Оськин. — А она упрямо борется за свое место на рынке, ищет новые способы привлечь читателя. Я считаю, что печатная пресса будет жить вечно, потому что эта продукция комфортна для человека и является важным достижением цивилизации. Сегодня в насквозь цифровизованной Японии, которая вся в девайсах и гаджетах, газета «Асахи» выходит тиражом семь миллионов экземпляров ежедневно. Подобные примеры можно найти и в США, и в Западной Европе. Там сохранили культуру чтения, а мы ее теряем.
— В чем тогда причины, что в обществе муссируются такие мысли?
— Начнем с того, что вовсе не Интернет губит прессу. Целенаправленно уничтожаются каналы продвижения печатного слова. Сейчас в Москве и в целом в России количество книжных магазинов меньше, чем было в царской России. Число киосков по продаже прессы сокращается со скоростью десять в день, библиотек — две за месяц. Да и как может быть иначе, если ежемесячная арендная плата за квадратный метр земли, на которой стоит газетный киоск, в столице — 12 тысяч рублей, в Воронеже — 300. А в Липецке — 12 рублей! Вообще, Липецкая область на протяжении многих лет занимает лидирующее место среди субъектов России по поддержке киосков прессы, печатной индустрии в целом. Киоски прессы у вас имеют устойчивую рентабельность и работают успешно, ставятся киоски нового образца, а их оборот даже в летний период достигает 300 тысяч рублей в месяц. Руководитель региона Игорь Артамонов по итогам прошлого года занял первое место в рейтинге глав субъектов страны, отражающем их отношение к распространению печатной прессы.
— Россия всегда была страной подписки — основного канала распространения печатной продукции. Ситуация изменилась, когда государство отказало «Почте России» в субсидиях на покрытие расходов по доставке подписных изданий населению…
— Поэтому у нас, в отличие от многих зарубежных стран, подписные цены на печатную периодику выше розничных (на 20—90 процентов в зависимости от издания). В то время как в США подписная цена ниже розничной в 3—12 раз. В России также чрезмерно высока доля стоимости доставки в подписной цене. В Европе она обычно не превышает 20—30 процентов. Основная доля подписчиков — пенсионеры, у жителей регионов просто не хватает денег на подписку, а молодежь не подписывается, потому что не понимает ценности подписки в целом.
Сегодня мы предлагаем новую модель поддержки подписки, а именно введение подписных сертификатов, прежде всего для социально незащищенных слоев населения: пенсионеров, инвалидов, ветеранов, а также студентов и школьников. Пенсионеры могли бы получать сертификаты в отделах соцобеспечения по месту жительства, а молодежь — через сайты госуслуг. Эти сертификаты давали бы право на скидку 500—1000 рублей, а государство по этим сертификатам компенсировало бы затраты на доставку «Почте России». Эта инициатива, кстати, нашла поддержку в администрации Липецкой области.
— И все-таки похоронит ли цифра бумагу?
— Наступает момент, когда любое, самое гениальное издание перестает быть нужным рынку. Оно должно или получать новые качества, или умирать. Сегодня конкурировать с Интернетом в скорости газете в том виде, в каком она существует, невозможно. Но у газет есть журналистский состав, который не могут заменить блогеры. Потому что блогеры, оказавшись где-то на месте, очень быстро что-то сфотографировали на смартфон и написали новость. Они очевидцы, но они не журналисты. Они не могут писать аналитические статьи.
Я считаю, что газеты трансформируются именно в издания, которые будут давать аналитические обзоры своим читателям, а цифра и бумага будут существовать в тандеме. Когда материалы, которые делает интернет-редакция, привлекают людей к покупке печатной версии, а печатная версия работает на привлечение потребителя к своему интернет-парт¬неру. Не стоит забывать и то, что продолжение прессы — это книга. Тот, кто научится читать детский журнал, газету, потом обязательно перейдет к взрослому печатному изданию и будет читать книги.
Александр Гришаев
Источник: ДистриПресс