С развитием интернета падают тиражи газет и рекламных проспектов, изготовленных на газетной бумаге.
По данным «Анализа рынка газетной бумаги в России» , подготовленного BusinesStat в 2018 г, в 2013-2017 гг продажи газетной бумаги в стране демонстрировали ежегодное сокращение. В 2017 г зафиксировано минимальное значение показателя за пятилетний период – 350 тыс т, что на 29% меньше, чем в 2013 г. С развитием интернета и распространением электронных медиа газеты теряют былую востребованность. Падают не только тиражи газет, но и выпуск рекламных проспектов, изготовленных на газетной бумаге.
В 2013-2017 гг объем производства газетной бумаги в России снизился на 9,4%: с 1,6 до 1,4 млн т. При этом в рассматриваемый период в среднем 74,2% выпущенной продукции экспортировалось.
Основываясь на данных Росстата о производстве газетной бумаги с января по июль 2018 г, в 2018 г можно ожидать небольшое увеличение выпуска продукции – на 0,5% по сравнению с 2017 г. В 2019-2022 гг прогнозируется снижение объема производства темпами 1,3-0,5% в год. На замедление темпов снижения производства газетной бумаги повлияет несколько факторов. Падение спроса на газетную бумагу – процесс, характерный для развитых стран. Мировые производители уже сейчас производят диверсификацию бумагоделательных машин на другие виды бумаги (упаковочные, картон и т.д.). Каждый год мировые производственные мощности существенно сокращаются. После вытеснения лишних объемов оставшиеся производители газетной бумаги могут задержаться на рынке, по оценкам экспертов, ещё 10 лет. Ожидаемая стабильность будет обеспечена повышением потребления газет в Индии, странах Азии и Африки.
Российская газетная бумага производится в основном из первичного волокна, в связи с чем обладает более высокими конкурентными преимуществами по сравнению с продукцией других стран, где бумагу выпускают из макулатуры. Более того, отечественные производители из-за разницы курсов валют способны предложить конкурентную цену на газетную бумагу на мировом рынке. Таким образом, продолжая ориентироваться на внешний рынок, отечественные производители смогут избежать резкого падения производства продукции, несмотря на сокращение спроса на газетную бумагу внутри страны. По оценкам BusinesStat, доля экспорта в производстве к 2022 г вырастет до 86%.
Источник: РБК