Против России в последнее время были проведены две весьма эффективные информационные операции. Первая – запущенная в киберпространство история о сотнях погибших российских сотрудников ЧВК «Вагнер». Вторая – о сотнях жертв пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». Обе вызвали не только активное обсуждение в обществе, но и весьма негативную реакцию. Более того, в случае с погибшими вагнеровцами история вышла на международный уровень.
Пока ответственность за столь масштабное вмешательство в российское информационное пространство никто на себя не взял. В случае с Кемеровом появились сообщения, что к атаке причастны несколько центров информационно-психологических операций ВС Украины. Но официально эта информация не подтверждена.
Важной особенностью обеих атак стало то, что они проходили по шаблону, при этом активно использовался новый и весьма неожиданный инструмент – интернет-мессенджеры WhatsApp и Telegram. Попробуем разобраться, как проходили атаки, и понять, как им противостоять.
Сила простой мысли
Информационная атака выполняется для дестабилизации ситуации в обществе. В основе – внедрение простой и достаточно понятной для широкой общественности мысли. После того как она закрепится в информпространстве, следует усложнение сценария. Вводится новая информация, усугубляющая картину и вызывающая максимально негативную реакцию в обществе. При этом вторая волна вбросов строится так, чтобы опровергнуть сообщения официальных СМИ и должностных лиц, показать их лжецами.
“Есть простой способ: повышать информационную грамотность населения. Обыватели должны уметь отличить новость от фейка”
В случае с Кемерово и ЧВК «Вагнер» основной мыслью стало то, что власти якобы утаивают массовую гибель граждан. А уже в развитии вводилась другая – власти пойдут на все, чтобы скрыть реальную картину.
Но технологии второй волны в обеих операция уже серьезно различались. В случае с ЧВК «Вагнер» утверждалось, что Россия сепаратно договорилась с США, тем самым российское военно-политическое руководство предало простых российских парней, умерших под бомбами пендосов.
Во время событий в Кемерове во второй волне вбрасывалось, будто власти будут скрывать реальные жертвы до последнего. И даже пойдут на то, чтобы ввести в город войска и тяжелую бронетехнику.
«Удар Вагнера»
Первые сообщения о гибели нескольких сотен российских сотрудников частной военной организации «Вагнер» были размещены на сайте Guns.ru (на сленге – «Ганза»). Это особый интернет-ресурс для общения любителей огнестрельного и холодного оружия. Нет секрета в том, что там же присутствуют различные «вооруженные профессионалы»: бойцы спецподразделений, представители спецслужб и правоохранительных органов.
Выбор ресурса не случаен. Для дальнейшего распространения информации важны именно статус и позиционирование площадки как места общения людей, близких к происходящему. Также на «Ганзе» бывает достаточно много гражданских любителей, далеких от спецподразделений, вооруженных сил и спецслужб, готовых с восхищением читать информацию и нести ее дальше.
Вброс произошел вечером в пятницу. Уже в воскресенье информация ушла далеко за пределы «Ганзы». Главным инструментом стали три аудиосообщения, записанных в мессенджер WhatsApp. Некие люди говорили, что их несколько часов «месила» американская авиация и среди бойцов сотни погибших. При этом заявлялось, что жертвами удара стали не только вагнеровцы, но и военнослужащие Российской армии. Во всех сообщениях четко прослеживалась главная мысль: власти скрывают трагедию.
Основой для распространения первого вброса стали именно мессенджеры. Пользователи пересылали друг другу голосовые сообщения через WhatsAPP. Уже в субботу этой информацией были «заражены» различные группы, сформированные в мессенджерах. Фактически обсуждения в соцсетях начались только в понедельник.
Автор лично столкнулся с ситуацией, когда вброс передавался весьма компетентными людьми – сотрудниками российских спецподразделений, которые вроде бы должны были разбираться в ситуации. Но они не слушали доводов о том, что это фейк, продолжая настаивать на его правдивости. Довод был один: информация не из СМИ, это сообщают реальные люди.
Фото: static.ngs.ru
Чуть позже появились текстовые расшифровки. Они распространялись в различных Telegram-каналах. Там анонимные эксперты давали свои развернутые комментарии. В основном ставка делалась на эмоциональную подачу, а не на фактуру. Главные мысли таких публикаций: «Власть нам врет», «Доколе наши парни будут гибнуть за авантюру Путина», «Неужели мы не накажем этих пендосов».
В понедельник «вирус Вагнера» перекинулся в социальные сети, при этом сразу же став топовой новостью. Уже к обеду понедельника информация дошла до СМИ. Распространению вброса способствовало то, что официальные лица, а также представители ЧВК «Вагнер» не сделали официальных заявлений.
Такое молчание позволило уже во вторник развернуть вторую волну слухов. Ее главной мыслью было: «Если молчат, значит, все так и есть», «Боятся ответить пендосам, а значит, власть слабая», «Во власти одни предатели, которым нет дела до погибших простых парней».
По какой причине российское военно-политическое руководство промедлило в этой ситуации? Ответ достаточно прост. Не секрет, что у специальных служб есть ресурс для отслеживания основных информационных «трендов» в социальных сетях и средствах массовой информации. Но пока не существует таких инструментов, позволяющих отслеживать новостной трафик в интернет-мессенджерах. А они в качестве информационных площадок оказались с весьма широким охватом аудитории, большой скоростью распространения «новостей» и легко заражаемые вбросами.
Поэтому, когда «вирус Вагнера» дошел до традиционных сайтов, основная мысль успела закрепиться и внедриться в российском информационном поле и обществе. Фактически сама гибель уже не обсуждалась, обыватели спорили о том, как отомстить и почему молчит государство.
Ответной мерой стали несколько официальных заявлений Минобороны РФ. В них военные утверждали, что никаких погибших военнослужащих не было. Чуть позже выступили несколько анонимных представителей ЧВК, которые опровергли слухи о сотнях погибших.
Купировать ситуацию с гибелью бойцов ЧВК «Вагнер» не удалось до сих пор. «Информация» о гибели сотен бойцов то и дело появляется в соцсетях и даже в СМИ.
Трагедия «Зимней вишни»
Первоначально для распространения вброса о сотнях погибших при пожаре в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» использовались те же инструменты. Правда, вместо «Ганзы» информация появилась вечером в воскресенье на нескольких малоизвестных городских интернет-форумах.
Но в дальнейшем ситуация начала меняться: неожиданно в WhatsApp и Telegram стали появляться новые аккаунты, создаваться группы. Через них и пошло распространение информации о том, что власть скрывает истинный масштаб катастрофы.
Но уже утром понедельника акцент сменился: теперь тиражировался слух, будто в Кемерово стягивают войска. Автор статьи получил несколько сообщений в мессенджерах, где утверждалось, что из Юргинского гарнизона (80 километров от Кемерова) перебрасывают тяжелую бронетехнику. Во всех случаях ссылка шла на неких людей, знакомых с ситуацией. Факт имел место быть, так как из Юрги действительно было направлено определенное количество грузовых автомобилей и автоцистерн в помощь спасателям.
Послания были максимально эмоциональны. При этом стоит отметить особый стиль их написания. Они маскировались под обычные сообщения, которые люди пишут друг другу в спешке. В них присутствовали ошибки, не было знаков пунктуации, некоторые написаны сплошным текстом. Также появились хорошо известные по «вирусу Вагнера» аудиосообщения, записанные в WhatsApp.
Если на распространение «вируса Вагнера» ушло трое суток, то кемеровский вброс ворвался в социальные сети и СМИ спустя несколько часов. Уже в ночь с воскресенья на понедельник началось активное обсуждение «сотен погибших на пожаре».
Но именно такая скорость вброса и сорвала операцию. Главная мысль еще не успела надежно закрепиться в российском информпространстве и обществе. Поэтому в понедельник утром организаторам атаки пришлось срочно менять сценарий и в максимальной степени упирать на ввод войск. На тот момент это было оправданно, так как на площади перед администрацией Кемеровской области бушевал митинг.
Но смещение темы окончательно разрушило операцию. Люди не увидели обещанной бронетехники. И уже к обеду информацию стали воспринимать как фейк. И даже попытки организаторов диверсии спасти ситуацию, рассказав, что люди своей решительностью на митинге смогли удержать власти от ввода войск, не увенчались успехом.
На этот раз и российское военно-политическое руководство сработало гораздо эффективнее. Основной удар нанесли по главной мысли: «Власти скрывают число жертв». Было организовано посещение моргов, максимально эффективно отрабатывалась информация о пропавших без вести.
Это позволило уже в понедельник перейти в контрнаступление: были названы люди, причастные к информационным вбросам. А СК РФ возбудил уголовное дело и ходатайствовал об аресте украинского пранкера Вольнова. В результате информацию о сотнях погибших на пожаре размещали только сильно ангажированные информационные ресурсы и видеоблоггеры.
Как бороться с киберложью
Можно ли считать, что Россия больше не подвергнется подобным информационным нападениям? Однозначно – нет. Такие операции будут распространяться. Их инструменты станут еще эффективнее. Современные медиатехнологии развиваются очень быстро. Установить тотальный контроль в киберпространстве невозможно, да и кто готов жить в обществе, где тщательно фильтруется вся информация?
Но как бороться с такими операциями? Есть достаточно простой способ: повышать информационную грамотность населения. Обыватели должны уметь отличить новость от фейка.
В фильме «Начало» режиссера Кристофера Нолана один из главных героев рассказал, как отличить сон от реальности: если не помнишь, как ты оказался в помещении или месте, где находишься, и не можешь точно вспомнить, как это произошло, – значит сон. Первоначальная мысль, которая становится основой операции, – доработанная новость. Для удобства пользователя и максимального охвата ее делают весьма привлекательной. То есть накачивают «стероидами лжи».
Да, в Сирии могли погибнуть бойцы ЧВК «Вагнер», а в Кемерове действительно умерли люди. Но за счет доработки речь уже идет о сотнях жертв. Понятно, что чем громче ложь, тем сильнее она взорвет информационное пространство и общество. Хотя это и звучит цинично, но рассказ о том, что на пожаре погибли не 64, а 65 человек и даже 70, никого не зацепит.
Но в «стероидах лжи» и главная слабость основной мысли. Прежде чем переслать своим друзьям новость или разместить ее в группе, следует задать вопросы: как она здесь оказался и насколько достоверна? «Стероиды лжи» всегда легализуют тем, что информацию рассказали некие знакомые с ней люди. Ведь официально такие сведения никто не подтвердит. Поэтому точно отследить, от кого она пришла, невозможно. Хвост теряется в неких «друзьях, работающих с женами сотрудников Минобороны» или «знакомых знакомых, у которых есть друзья в МЧС».
Основная мысль, как сон, очень яркая и эмоциональная, внедрить через логическое обоснование ее нельзя, а можно, только задействовав эмоциональную составляющую.
Главное в таких операциях – высокая скорость распространения информации. Но если задержаться с передачей, начнутся сбои. И пауза, чтобы подождать достоверных подтверждений от более надежных источников, приведет к срыву замысла руководителей информационной диверсии.
Опубликовано в выпуске № 13 (726) за 3 апреля 2018 года
Источник: Военно-промышленный курьер