«Нужно называть вещи своими именами. Если ты существуешь на деньги иностранного государства – будь добр, указывай это. Это могут быть Би-би-си, CNN или какая-то другая компания», – пояснил газете ВЗГЛЯД вице-спикер Госдумы Петр Толстой, комментируя поправки о возможности признания зарубежных редакций иноагентами. Этот закон призван стать ответом на давление, которому подвергся в США телеканал RT.
Под действие разрабатываемого в Госдуме закона о СМИ – иностранных агентах может попасть ряд зарубежных русских редакций, в том числе «Радио Свобода», немецкая Deutsche Welle, CNN, «Голос Америки», сообщил в понедельник первый зампред фракции ЕР в Госдуме Андрей Исаев. Они активно «действуют на территории РФ, в том числе вмешиваясь в наш избирательный процесс», цитировала его газета ВЗГЛЯД. Как известно, депутаты намерены утвердить поправки уже на этой неделе.
Глава думской фракции единороссов Сергей Неверов не исключал в пятницу, что под зеркальные меры могут попасть не только СМИ, но и социальные сети. В итоге возможна «широкая мера воздействия, которая в том числе может включать в себя и социальные сети, и другие структуры, которые сегодня действуют на территории РФ», сказал он.
Однако глава рабочей группы по подготовке поправок, вице-спикер Госдумы Петр Толстой пояснил, что ограничения по закону об НКО-иноагентах коснутся соцсетей только в качестве распространителей контента американских СМИ и не более того. Толстой подчеркнул, что «это не означает, что кто-то покушается на Facebook, Twitter и другие». Кроме того, пояснил Толстой «Интерфаксу», «этот закон никоим образом не касается корреспондентов от того же CNN или BBC, которые работают в России».
Президент Владимир Путин, комментируя в субботу обсуждение этой темы в Госдуме, отметил, что некоторые предложения звучат «слишком резковато». «Но ответ мы обязательно должны будем сформулировать, и он будет зеркальным», – пообещал президент.
О том, почему телеканал CNN не упоминается в поправках, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал глава рабочей группы по подготовке закона, вице-спикер Госдумы Петр Толстой (ЕР).
ВЗГЛЯД: Петр Олегович, ваш коллега Андрей Исаев предложил подвести под этот закон каналы BBC и CNN. Но ведь CNN даже не вещает на русском языке.
Петр Толстой: Под этот закон попадают компании, которые работают на территории Российской Федерации либо с образованием юридического лица, либо без образования юридического лица. И это компании, которые получают субвенции в иностранных государствах.
Нужно называть вещи своими именами. Если ты существуешь на деньги иностранного государства – будь добр, указывай это. Это могут быть Би-би-си, CNN или какая-то другая компания. При этом наша задача не называть какую-то компанию – мы этим не занимаемся, а дать законодательное определение, которым потом сможет воспользоваться исполнительная власть, принимая соответствующие решения.
В документе, который сейчас в работе, и слова нет про CNN. Каждый понимает под тем, что описывает, что-то свое. В итоге решение будет принимать Роскомнадзор либо Минюст – органы исполнительной власти. В законопроекте, который мы сейчас готовим, перечислены критерии, по которым может быть отнесено СМИ к категории «иностранный агент». А само по себе определение «иностранный агент» есть в законе об НКО.
ВЗГЛЯД: Вы уже говорили, что редакторы сайта, который попадет под действие закона, должны будут его маркировать соответствующим образом. А как быть с теми русскоязычными сайтами, чьи редакции находятся вообще за границей? Как вы их заставите маркировать?
П. Т.: Если они не ведут свою деятельность на территории Российской Федерации, значит, они не могут быть иностранным агентом. Это в чистом виде иностранное СМИ, которое вещает на Россию. Наши поправки не касаются таких СМИ.
ВЗГЛЯД: Сенатор Алексей Пушков предложил в числе мишени для нового закона и телеканал «Настоящее время» (это «дочка» «Голоса Америки» и «Радио Свобода»). Но, насколько известно, он в России не зарегистрирован и просто вещает себе в интернете. Может ли в таком случае в будущем зайти речь уже о полной блокировке?
П. Т.: Думаю, это уже вопрос не к законодателям, а больше к Роскомнадзору или к Минюсту. Я не могу сейчас назвать вам способы, я только знаю о критериях, по которым мы пытаемся рассуждать вместе с коллегами о том, чтобы этот закон был прозрачным и справедливым. О блокировке речи пока не идет.
У нас есть другое законодательство, которое говорит: если звучат призывы к массовым беспорядкам – тогда есть соответствующие основания для блокировки. Просто по принципу принадлежности к той или иной компании, той или иной стране никто ничего блокировать не будет.
ВЗГЛЯД: Может ли ваш с американцами обмен ударами закончиться тем, что в итоге под карательные меры в Америке попадут и собкоры Первого канала, ВГТРК и других федеральных каналов?
П. Т.: Надеюсь, до этого не дойдет. Корпункт – это когда просто приехал корреспондент, аккредитовался при МИДе. Существует определенный порядок, и тут мы ничего не должны менять. Режим работы собкоров вообще не обусловлен всеми этими санкциями, речь идет только о юридических лицах и средствах массовой информации. Собкоры, например, у нас аккредитованы при МИДе, и на них распространяются те правила, которые устанавливает Департамент информации и печати МИДа.
Источник: деловая газета «Взгляд»