«Мне уже знакома такая система. Это похоже на то, как действуют авторитарные и репрессивные правительства». Такими словами описал давление, которое оказывают киевские власти на журналистов, испанский репортер Мануэль Анхель Састре. Он вместе со своей коллегой с Первого канала российского телевидения испытал на себе свободу слова по-украински.
Журналистка российского Первого канала Анна Курбатова в среду вечером была выдворена с Украины, сообщила пресс-секретарь Службы безопасности Украины (СБУ) Елена Гитлянская.
«Российская пропагандистка Анна Курбатова, в отношении которой принято решение о принудительном выдворении с Украины, пересекла украинско-российскую границу. Ей запрещен въезд на территорию нашего государства на три года», – заявила Гитлянская, оправдываясь тем, что Курбатова «вредила национальным интересам Украины».
Курбатовой неоднократно угрожали
Сообщения о том, что Курбатова похищена, появились в среду днем: она перестала выходить на связь с коллегами. Российское посольство направило запросы в правоохранительные органы, а также ноту в МИД Украины, требуя «срочных мер» для выяснения судьбы журналистки. Особую тревогу у коллег вызывал тот факт, что Курбатовой неоднократно ранее поступали угрозы физической расправы.
Но вскоре в СБУ признали, что журналистка у них. После задержания журналистка находилась в здании СБУ на Владимирской улице, сообщили изданию «Обозреватель» источники в спецслужбе. «В данный момент с ней вежливо и нежно проводят беседу», – рассказал источник.
«Украина является правовым государством, ее правоохранительные органы действуют исключительно в рамках действующего законодательства», – заявила Гитлянская на странице СБУ в «Фейсбуке», объясняя происходящее и пригрозив, что так будет с каждым, кто «позволяет себе позорить Украину».
Один из последних сюжетов журналистки был посвящен высылке испанских журналистов – она вряд ли предполагала, что сутки спустя повторит их судьбу. В воскресенье Курбатова попала в базу скандального сайта «Миротворец» – из-за «тенденциозного сюжета» о параде ко Дню независимости Украины. В репортаже Курбатова поясняла, почему для многих украинцев это грустный праздник.
Напомним, с 2014 года на Украине действует закон о санкциях «за антиукраинскую деятельность». Закон явно противоречит принципам свободы слова, зато очень удобен для украинских силовиков: с его помощью украинские силовики могут наказывать любого журналиста за «тенденциозность». Иностранцам закон угрожает высылкой, а своих журналистов украинские власти просто сажают в тюрьму. Так, в понедельник суд арестовал на два месяца житомирского журналиста Василия Муравицкого по подозрению «в госизмене».
Испанских журналистов выгнали, как и российских
Напомним, накануне два испанских журналиста: Мануэль Анхель Састре и Антонио Памплиега, пытавшиеся попасть на Украину, – тоже были выдворены за материалы еще трехлетней давности. Как пояснили власти, в материалах испанцы сообщали, что «украинская армия якобы обстреливает мирные украинские города и села». Украинский президент Петр Порошенко включил их в черный список еще в 2015 году, но затем лично пообещал, что испанцы будут исключены из этого списка. В самой Испании оба журналиста пользуются большой известностью после того, как провели 10 месяцев в плену у террористического движения «ан-Нусра» в Сирии.
«Нам сказали, что мы находимся в черном списке и что нас депортируют с Украины, потому что мы являемся угрозой национальной безопасности», – рассказал в среду газете ВЗГЛЯД Мануэль Анхель Састре.
Састре подчеркнул: «Сотрудники украинских спецслужб вели себя с нами грубо. Нас не били, однако нас оставили на целый день без паспортов, мы спали на полу. На следующий день пришли представители вооруженных сил и отвели нас в самолет», – сказал журналист. «Нам не дали особых объяснений, – отметил Састре. – А вчера мы увидели сообщение украинского правительства о том, что нас выдворили из-за того, что в прошлый наш приезд три года назад мы якобы вместе с «пророссийскими сепаратистами» делали «фейковые новости» про украинскую армию».
«Сначала мы думали, что это бюрократическая ошибка. Или что это может быть как-то связано с нашим задержанием в Сирии, – рассказал испанец. – Случай с российской журналисткой Анной похож на наш случай. На самом деле ситуация для журналистов на Украине становится опасной. Идет атака на прессу».
Как считает Састре, «проводится кампания по созданию атмосферы страха, чтобы журналисты не могли свободно работать. Кампания депортаций, давления и задержаний. Мне уже знакома такая система. Это похоже на то, как действуют авторитарные и репрессивные правительства».
Западные журналисты требуют от Киева извинений
МИД Испании уже пообещал направить ноту Киеву, отметил Састре. «Мы хотим, чтобы была формальная жалоба, обращенная к правительству, которое претендует на поддержку Евросоюза, а само применяет репрессивные меры, – подчеркнул журналист. – Мы хотим извинений от украинского правительства и хотим, чтобы нас исключили из черного списка.
Добавим, что ранее украинские власти относительно редко выгоняли журналистов. Весной 2014 года, в самом начале конфликта в Донбассе, было выдворено лишь несколько человек, в том числе, например, корреспонденты канала «Звезда» Евгений Давыдов и Никита Конашенков. В 2015-м – журналистки Первого канала Александра Черепнина и Елена Макарова. Но теперь темп явно изменился. В конце июля СБУ выгнала из страны корреспондентку канала «Россия 24» Марию Саушкину (Князеву). А две недели назад – спецкорреспондента ВГТРК Тамару Нерсесьян.
Директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский предрекает, что депортация российских журналистов продолжится, пока у них не исчезнут возможности работать на Украине.
«Когда не останется журналистов, они начнут запугивать фрилансеров, а после этого будут искать даже тех, кто по скайпу будет позволять себе давать интервью. Им надо исключить любую возможность другой точки зрения. У нас это называется нечуванна (неслыханная) свобода слова. Так объявил наш президент»,
– подытожил Погребинский в интервью газете ВЗГЛЯД.
Ситуацию с Курбатовой прокомментировали в Госдуме. Как заявил депутат, замсекретаря генсовета «Единой России», в прошлом тоже журналист ВГТРК Евгений Ревенко, киевские власти «продолжают мерзкую тактику запугивания и травли журналистов, прежде всего из России, всячески препятствуют их профессиональной деятельности».
«Депортация журналистки российского Первого канала Анны Курбатовой с Украины, то, какими методами она была произведена (без какого-либо уведомления, больше напоминала похищение), вызывает возмущение и недоумение», – сказал ТАСС вице-спикер Госдумы Петр Толстой, который долгие годы также работал на телевидении. Депутат напомнил, что Курбатова «делала репортажи с киевского парада с участием солдат НАТО о давлении на прессу в считающей себя цивилизованной Украине». По мнению Толстого, власти «продолжают отталкивать Украину от Европы и еще больше склонять ее в бездну тоталитаризма и открытого варварства».
В защиту Курбатовой выступил председатель СПЧ Михаил Федотов, а МИД России назвал ее высылку «провокацией».
А главный редактор МИА «Россия сегодня» и телеканала Russia Today Маргарита Симоньян заявила, что с Киевом в данной ситуации разговаривать бессмысленно, однако отношение Запада к происходящему вызывает вопросы. «Хочется сказать Европе: «Европа, ты слепая?» – сказала Симоньян.
Впрочем, за Курбатову заступились и на Западе, но вполголоса. Аппарат представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуни Миятович призвал Киев «не арестовывать и не депортировать журналистов из других государств – членов ОБСЕ». Но тщетно. Кстати, заодно офис Миятович призвал и власти Эстонии пересмотреть свое решение об отказе в аккредитации корреспондентам МИА «Россия сегодня» для освещения саммита Евросоюза.
Источник: деловая газета «Взгляд»