Дискуссии о скорой смерти печатных СМИ продолжаются. Сторонники этой точки зрения расходятся только в сроках исчезновения прессы – кто обещает смерть газет и журналов в ближайший вторник, а кто и оттягивает их кончину до 2037 года. А тут незадача. В США и Великобритании остановился спрос на цифровые книги и издания и стало расти потребление бумажных книг, газет и журналов.
Интернет-портал «Полит.ру» со ссылкой на отчет Ассоциации издателей Великобритании сообщил, что в этой стране «спрос на электронные книги в 2016 году упал на 3%, а на бумажные издания вырос на 8%, достигнув уровня в 3 миллиарда фунтов стерлингов», что является максимальным показателем за последние пять лет. Что же касается цифровых изданий, то «объем их продаж вырос на 6% за счет научных публикаций и образовательной литературы, а в области популярной литературы упал по итогам года на 17%». Здесь же приводится опубликованное в газете «Коммерсантъ» высказывание главы Ассоциации издателей Стивена Лотинга: «Есть ощущение, что люди стали уставать от такого большого количество электронных устройств, которыми они окружены в течение недели. Бумажные книги дают возможность уйти от этого».
«Полит.ру» написал и о выводах ряда ученых, сделанных в результате исследований среди читателей литературы на разных носителях: «цифра» проигрывает «бумаге» по степени усвоения, запоминаемости и скорости считывания информации. Своей оценкой наметившейся тенденции к росту популярности бумажной литературы поделилась психолог Мария Полякова: «Возросший интерес к бумажным изданиям может быть связан с общей усталостью от мониторов – большинство людей работают за компьютером, а во время отдыха используют либо смартфоны, либо планшеты, либо другие гаджеты. Мозг не воспринимает это как отдых, бумажные же издания как раз дают возможность переключиться на что-то другое». Среди других факторов психолог отметила перегруженность интернета ненужной информацией, в то время как человек, читающий бумажную книгу «точно знает, что не увидит ни рекламы, ни всплывающих окон, ни каких-либо других сообщений, то есть получает ощущение вовлеченности и уединения, которого сейчас многим так не хватает».
Если говорить о России, то у нас ситуация сложнее. Продажи книг и прессы продолжают падать, хотя темпы падения и сокращаются. Но эксперты объясняют этот процесс разрушением системы распространения книг, газет и журналов. Так, в европейских странах один книжный магазин приходится на каждые 5–6 тысяч жителей, а в России – только на 50–55 тысяч. Аналогично и с киосками прессы. В Европе один киоск приходится на одну тысячу жителей, а у нас на пять тысяч. Вот и возникает резонный вопрос: где населению приобретать печатную продукцию, поскольку приобретать ее все труднее и труднее. На конец этого года мы ожидаем сокращение киосков прессы до 20 тысяч, а всего пять лет назад их было 42 тысячи.
Отвлекаясь от системы распространения печатного слова, надо сказать несколько фраз об издательском деле. «Могильщики» печатных СМИ часто в пользу скорой смерти прессы приводят примеры о закрытии газет и журналов. Но это далеко от тренда развития СМИ. Плохие, устаревшие издания должны закрываться в силу того, что перестают быть востребованы потребителями. А те печатные СМИ, которые правильно реагируют на вызовы времени и успешно продвигаются по дороге мультимедийности, процветают и здравствуют. Яркий пример тому демонстрирует New York Times.
Как писал интернет-журнал Inc.Russia, в первом квартале 2017 года это издание зафиксировало рекордный рост числа подписок на свою веб-версию — показатель увеличился на 308 тысяч, до 2,2 млн. Такой рост объясняют отражением в издании движения Дональда Трампа к победе на выборах, однако увеличение подписчиков, по мнению автора публикации на веб-сайте Recode, связано с изменением бизнес-модели издания, которая предусматривает оптимальное сочетание бумажной и цифровой версии и ставку на подписчиков. В 1997 году выручка издания от рекламы достигала 63% от общего объема доходов газеты, тогда как на доходы от платной подписки на издание приходилось 27%. За 20 лет эти показатели поменялись местами: в первом квартале 2017 года на подписки пришлось 61% выручки, а на доходы от рекламы — 33%.
Все вышесказанное подтверждает необходимость меняться всей печатной продукции с использованием современных технологий и маркетинговых инструментов.
«Могильщики» печатных СМИ часто сравнивают бумажную прессу со свечными заводиками и производством керосиновых ламп. Мол, они ушли, и вы уйдете. В данном случае сравнение неправомочно, потому что пресса – это продукт развития цивилизации в сфере духовности и культуры. Человек всегда будет нуждаться в профессиональном и достоверном источнике информации. А чтение текстов на бумажных носителях, как подтверждают западные исследователи, является не просто комфортным и полезным, но и продлевает жизнь человеку. Поэтому я и убежден, что печатное слово будет жить вечно.
Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции