На днях я застала свою подругу-журналистку в слезах. Причина: солидное столичное издание без зазрения совести разместило у себя на страницах ее достаточно объемный материал «Путевые заметки» с фотографиями. Причем разместило не только без какого-либо упоминания об авторе, но даже без ссылки на электронный адрес ее блога, с которого этот материал скопировало, не удосужившись хотя бы поменять заголовок.
А как сегодня обстоят дела с защитой авторских прав в России? С этим вопросам я обратилась к консультанту Издательского дома «Севастопольская весна», члену Севастопольского РО Союза журналистов России Леониду Кручинину.
– Леонид Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как в Российской Федерации защищаются авторские права у категории «людей пишущих»: журналистов, писателей, поэтов, которых у нас в Севастополе немало?
– Защита авторских прав – это область более близкая к юриспруденции, нежели к издательской деятельности, но попробуем разобраться. К сожалению, отношение к авторским правам у нас чаще всего действуют на уровне эмоций и «понятий»: «Я это написал, а он у меня стырил! Это нечестно!». Это как деньги давать в долг – можно занять товарищу вечером на кухне под бутылку, а потом клянчить годами: «Вася, верни, мои деньги, скотина!», а можно официально оформить беспроцентный договор займа…
Так, что давайте оперировать четкими определениями. И прежде чем говорить о защите авторских прав, уточним, что такое вообще, эти права… Авторские права на что?
– Конечно, на произведение!
– Вот, проявился ключевой момент – «защита авторских прав на произведение». Ведь именно произведение (а не сам автор), согласно законодательству РФ, является объектом охраны авторского права. Причем, существуют условия, необходимые для признания определенного творческого труда – произведением, охраняемым авторским правом.
Первое. Произведение непременно должно быть предметом искусства, науки либо литературы (мы с вами говорим о литературе).
Второе. Произведение должно быть результатом именно творческой деятельности (причем, юристы до сих пор не могут четко сформулировать понятие «творческой деятельности»).
Третье, и самое важное в нашем разговоре: необходимо наличие факта обнародования произведения.
Интересно, что согласно законодательству, назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.
Теперь определимся с понятиями «автор» и «правообладатель». Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (лично или в соавторстве). А правообладателем уже может быть как сам автор, у которого возникло авторское право, так и организация, которая получила исключительные авторские права по договору отчуждения или произведение было создано по служебному заданию. Вот это, кстати, серьезнейший момент в работе журналистов – сотрудников СМИ!
Но наш разговор об «авторах-одиночках». Авторские права возникают с момента создания произведения. Гражданский Кодекс РФ (ст. 1255) трактует, что авторскими правами являются:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.
При этом исключительное право является имущественным и его отчуждение возможно только с согласия автора. Право авторства, право на имя являются личными неимущественными правами автора, они неотчуждаемы и непередаваемы.
Говоря «неюридическим языком», любые лица (газеты, сетевые издания и т.п.), могут использовать ваше произведение, «автора-одиночки», только с вашего согласия, как автора или правообладателя.
– А если эти «любые лица» нарушают законодательство – используют произведение без согласия автора, как, например, в случае с моей подругой?
– Бывают случаи использования произведения в пределах законодательно установленных исключений: цитирование, распространение или продажа экземпляров произведения, правомерно выпущенных в оборот с согласия правообладателя и т.д. Но мы в данном случае говорим о «нарушении исключительного права на произведение».
Что может сделать ваша подруга? Обратиться в суд на «пиратское» издательство. Защита авторских прав в соответствии со ст. 1252 ГК РФ, может осуществляться путем направления претензии о нарушении и предъявлением требования к нарушителю прав. За нарушения авторских прав законодательством РФ установлена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность.
Поскольку издательство, по ее словам, похитило материал с ее блога, можно установить, что дата размещения материала в блоге ранее, чем дата появления этого материала на страницах «пиратского» издательства. Второе, экспертиза должна установить, что похищенный материал является произведением (продуктом творческого труда) вашей подруги. Третье, издательство запрашивается на предмет наличия договора об отчуждении авторских прав или лицензионного договора с вашей подругой. Если таковые отсутствуют – запускается судебный механизм по защите авторских прав…
– А если бы ее материал не был предварительно размещен на блоге, тогда как?
Тогда вашей подруге было бы очень сложно что-либо доказать. Дело в том, что авторы (правообладатели), которые, конечно, дорожат своими авторскими правами, должны понимать необходимость заранее позаботиться об охране и защите прав интеллектуальной собственности и зарегистрировать права.
Обычным набором доказательств подтверждения права авторства и, соответственно, авторских прав на произведение являются: наличие самого произведения, обозначение автора и указание даты существования произведения в данном виде. Если автор – сотрудник предприятия, связанного со СМИ или издательской деятельностью, института и т.п., в случае публикаций его произведения указанные доказательства реализуются при заключении договоров на публикацию и представления самого произведения. Если же автор – «одиночка» и произведение никогда не публиковалось, автор для защиты своих прав должен использовать другие способы.
– Можете сказать, какие это способы?
Начнем с элементарных. Самое простое – это знак охраны авторского права «Копирайт», который состоит из – латинской буквы «С» в окружности, имени (или наименования правообладателя) и года первого опубликования произведения, например:
© Никольский Б.В., 2016 или/и
© ИД «Севастопольская весна», 2016.
И это не просто красивый символ, который ставится потому, что «так принято». Знак «Копирайт» имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Статья 1271 ГК РФ предусматривает, что для целей оповещения о своих правах правообладатель может использовать специальный знак охраны авторского права «Копирайт».
Замечу, что сам по себе знак охраны не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами на произведение, однако помогает установить правообладателя. Знак «Копирайт», причем правильно установленный(!), и другая информация о произведении показывает другим на осведомленность автора о своих правах и способах их защиты.
– То есть, поможет отпугнуть потенциального «пирата»?
Именно так. Второй способ – использование номера ISBN. Не буду останавливаться на нем – этот момент я подробно изложил в материале «ISBN: нужен ли он авторам в Севастополе?». Отмечу только то, что ISBN могут гордо нести не только книги, но и электронные издания, а именно:
– текстовые локальные и сетевые электронные издания, в том числе публикации в Интернете;
– электронные аналоги печатных изданий;
– учебные, производственно-практические программные продукты;
– мультимедийные электронные издания.
Но вернемся к «более действенным» способам защиты авторских прав. Во времена юрисдикции Украины регистрация авторского права на произведение обычно осуществлялась патентными поверенными. Были (и сейчас существуют) другие методы подтверждения авторских прав: заверение у нотариуса, отправка заказной бандероли или письма «самому себе» и другие. Однако все эти методы имеют существенные недостатки в осуществлении и надежности. Кроме того, регистрация авторских прав – процедура достаточно длительная, хлопотливая и достаточно затратная.
К примеру, регистрация авторских прав на небольшой рассказ в Российском авторском обществе (РАО) обойдется автору в 6-7 тысяч рублей, не считая расходов на пересылку двух экземпляров распечатки рассказа (14 кеглем на одной стороне листа) и саму распечатку. Короткая повесть уже обойдется автору в 22-24 тысячи рублей, а роман «потянет» не менее, чем 70 тысяч.
На сегодняшний день наиболее быстрым и недорогим путем регистрации авторского права является депонирование произведения.
– Что такое «депонирование произведений», первый раз слышу? Правда, еще есть сейфы-депозитарии…
– Да, это однокоренные слова. Фактически под депонированием произведений следует понимать хранение произведений, организованное определённым образом. Первоначально произведения депонировались на бумажном носителе, но с развитием компьютеризации появилась возможность хранения документов в электронном виде – на сайте или специальном хранилище – репозитарии. Этот вид депонирования (электронное депонирование) позволяет не только хранить различные материалы, но и оперативно предоставлять их пользователю для ознакомления. Причем, только с согласия автора, доступ к его материалам может быть открытым, ограниченным и закрытым.
Метод электронного депонирования удобен тем, что одновременно позволяет осуществить обнародование произведение (подтверждает авторские права) и является значительным вкладом в доказательную базу при возникновении конфликтных ситуаций. Надежность подтверждения авторских прав в этом случае подтверждается датой представления произведений на депонирование. Также такое депонирование даёт дополнительные возможности для развития и продвижения произведения.
– А можно подробно остановиться на том, что дает автору депонирование произведения и можно ли это сделать в Севастополе?
– Депонирование произведения является доказательством того, что на момент регистрации произведение существовало именно в том виде, в котором оно прошло регистрацию! Это главное.
Депонирование облегчает задачу по доказыванию авторства в отношении своего произведения, если это авторство оспаривается в суде. Да и не только в суде, а в отношениях с другими организациями, издательствами, СМИ, например, при заключении договора об отчуждении авторских прав и лицензионных договоров;
В случае возникновения спора о подлинности произведения (или, наоборот, различии произведений) депонированная копия произведения будет являться доказательством подлинности (или различия) сравниваемых произведений.
И вообще, увидев на авторском материале отметку «По факту публикации и регистрации данного произведения на сайте «Журналист Севастополя» выдано свидетельство Л01/000-2016 от 22.08.2016 г.», плюс знаки ISBN и «Копирай», по-моему, только самый отмороженный издатель-«пират» захочет поживиться вашими авторскими правами.
В Российской Федерации услуги по депонированию предлагают многие организации: Российское авторское общество, Агентство защиты авторских прав ИНКО, портал Copyright©. Правда, их услуги рассчитаны на достаточно обеспеченную категорию авторов. В Севастополе Издательский Дом «Севастопольская весна» предлагает авторам депонирование своих произведений на сайте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России (http://joursev.ru).
По результатам публикации и депонирования выдаётся заверенное печатью свидетельство (см. Свидетельство, выданное Б.В. Никольскому).
Депонирование, публикация на сайте и выдача свидетельства являются хотя и платными услугами, но вполне доступными для ЛЮБОГО автора. За произведение любого объема после составления договора с автором платится фиксированная сумма (см. Контакты – ИД «Севастопольская весна»). Дата начала использования (приоритет) произведения определяется по дате подачи материалов. По желанию клиента может быть проведена экспертиза на соответствие критериям новизны, существенности отличий. Ну, и в качестве бонуса, на сайте размещаются биографии наших авторов.
Все присылаемые материалы проходят формальную экспертизу на соответствие правилам публикации и размещаются в разделе «Севастопольский архив» (см. информацию ниже).
– А если автор хочет задепонировать свое произведение, но не хочет, чтобы его могли прочитать, а тем более, скопировать другие?
– Бывает и так, все зависит от человека: кто-то рад, если его произведение вообще кто-то прочитает, кто-то хочет видеть хотя бы свое имя под материалом, а кто-то хочет получить деньги за свой труд, и не желает, чтобы другие использовали его материалы, тем более, без его ведома.
Поэтому в ИД «Севастопольская весна» при заключении договора на депонирование предусмотрены варианты доступа к депонируемому материалу: от простой аннотации (остальное «засекречено»), до полной доступности материала (естественно, с указанием автора и источника при его публикации). Вот, например, на сайте «Севастопольский архив» (http://joursev.ru/sevvesna/sevarxiv) Б.В. Никольский дал 100-процентный доступ к своим работам, а М.К. Мантулов разрешил читать только одну главу из своей книги. Но на защиту авторских прав такие варианты депонирования не влияют.
– Спасибо за помощь, пойду с новыми знаниями помогать пострадавшей от пиратов подруге!
Беседовала Анна Пчелкина