В условиях глобальной мятежевойны массовая информация должна обеспечивать сохранение психологического здоровья населения
Об авторе: Вадим Балытников, Вадим Владимирович Балытников – кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. Ярослав Викторович Болдинов – выпускник юридического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге.
Почти полтора десятка лет назад (см. «НГ» от 11.04.02) один из соавторов данной статьи писал о том, что 11 сентября 2011 года стало началом «третьей мировой мятежевойны». Ныне эта глобальная современная война в самом что ни на есть буквальном смысле «докатилась и до нас». Ведь статья 51 Устава ООН, в соответствии с которой Россия с 17 ноября сего года осуществляет свое неотъемлемое право на самооборону от террористической угрозы, означает необходимость ведения активных военных действий, необходимых для уничтожения источника террористических посягательств. А то, что этот источник носит не столько территориальный, сколько идейно-фундаменталистский характер… Что ж, такова особенность ведения войны в нашем турбулентном, глобальном мире…
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЕВАНИЕ
Однако, как верно отмечал еще Александр Дюма, «с идеями нельзя бороться так же, как с людьми». О том, что война будущего будет носить принципиально иной характер, а главным ее фронтом станет фронт информационный, еще в 50–70-е годы прошлого века предупреждал бывший полковник Генерального штаба Российской императорской армии, профессор Евгений Эдуардович Месснер (1891–1974), известный как автор самой концепции мятежевойны. Представляется уместным процитировать некоторые принципиальные постулаты соответствующей доктрины, касающиеся именно противоборства сторон в сфере того, что сам Месснер называл психологическим воеванием (см. «НГ» от 05.11.99).
«В прежних войнах важным почиталось завоевание территории. Впредь важнейшим будет почитаться завоевание душ во враждующем государстве…
В будущей войне воевать будут не на линии, а на всей поверхности территорий обоих противников… Позади оружного фронта возникнут фронты – политический, социальный, экономический; воевать будут не на двумерной поверхности, как встарь, не в трехмерном пространстве, как было с момента нарождения военной авиации, а в четырехмерном, где психика воюющих народов является четвертым измерением…
Важнейшей задачей в мятежевойне являются объединение своего народа и привлечение на свою сторону части народа враждующего государства. В прежние времена для образования идейной, политической базы войны достаточно было приобрести поддержку ведущего слоя в народе. Теперь каждый воин и каждый гражданин соприкасается с враждебно-мыслящими, с перебежчиками, провокаторами, с неприятельскими пропагандистами, с попутными, но инакомыслящими людьми, а поэтому психологическая обработка должна распространяться на все сословия народа… Мятежевойна – это война всех против всех, причем врагом бывает и соплеменник, а союзником – и иноплеменный. У каждого человека должен быть колчан с психологическими стрелами и психологический щит.
Задача психологического воевания заключается во внесении паники в душу врага и в сохранении духа своего войска и народа.
В мятежевойне выбор весьма труден вследствие обилия целей и различия удельного веса их (чисто психологические, материальные с психологическим оттенком, чисто материальные). Можно установить такую иерархию целей: 1) развал морали вражеского народа; 2) разгром его активной части (воинства, партизанства, борющихся народных движений); 3) захват или уничтожение объектов психологической ценности; 4) захват или уничтожение объектов материальной ценности…
Волновать, будоражить, взвинчивать нервы народа равносильно даче ему возбуждающих средств: от случая к случаю – пожалуй, полезно, но непрестанно – вреднее кокаина и марихуаны. И тем не менее агитацию надо считать одним из главных средств ведения мятежевойны: нападательная агитация способствует ослаблению врага, оборонительная агитация усиливает наш дух (оборонительная не смеет обороняться, оправдываться, извиняться, но должна активно активизировать эмоции и мысли наших… борцов и неборцов)…
Агитация во время войны должна быть двуличной: одна полуправда для своих, другая – для противника. Но и двуличия мало – требуется, так сказать, многоличие: для каждого уровня сознания, для каждой категории нравов, склонностей, интересов – особая логика, искренность или лукавство, умственность или сентиментальность…
Все это делает ведение психологической войны весьма трудным искусством».
Искусством, в котором само понятие пропаганды, получившее в качестве нового «лица» более благозвучное именование – PR, вышло на качественно новый уровень, став ключевым инструментом военно-политической борьбы. Бесспорно, не будет преувеличением утверждение о том, что XXI век стал веком информационных войн, то есть эпохой противостояния, направленного на достижение политических, экономических, военных и иных целей не путем внешнего подчинения, но путем завоевания господства над умами, сердцами и душами людей.
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Одной из первых войн такого рода стала кампания вооруженных сил США и других стран НАТО в Ираке с 20 марта 2003 года по 15 декабря 2011 года. Собственно, боевые действия в ней, по мнению многих экспертов, преимущественно играли вспомогательную функцию. Более того, сам их ход был в значительной мере выстроен в соответствии с информационно-пропагандистскими планами наступавшей стороны. Сама реальность на этой войне зачастую становилась лишь порождением новостных сценаристов и существовала по законам и правилам новостной телекартинки (вспомним пресловутое «спасение рядовой Джессики»).
По сути, действительность даже не подгонялась под шаблоны – она просто формировалась таким образом, чтобы подаваемые глобальной системой массовой информации и пропаганды новости были максимально выразительны и оказывали необходимый эффект на целевую аудиторию. А основной целевой аудиторией пропаганды в современной мятежевойне для «сил добра» (в силу самих показателей удельно-массового соотношения) стали именно «свои», а не «враги». Всемирное освещение происходящего на территории того же Ирака было нацелено прежде всего не на жителей этой страны, а именно на граждан стран Запада. У которых необходимо было вызвать чувство внутренней сплоченности, сочувствия и сопричастности к благородной освободительной миссии «паладинов свободы»…
Миссии, которая, строго говоря, с точки зрения заявленных целей окончилась полной неудачей. Вслед за выводом войск западной коалиции (которая так и не смогла одержать победу в начавшейся сразу после свержения Саддама террористической войне, число погибших в ходе которой, кстати, давно превысило числе жертв почти 30-летнего правления Хусейна) на территории Северо-Западного Ирака образовалось «Исламское государство» (ИГ — запрещенная в России экстремистская организация), очень быстро подчинившее себе почти всю западную часть соседней Сирии, ставшей к тому времени полем очередного эксперимента по продвижению «демократических ценностей» средствами все той же мятежевойны. В России опасность ИГ осознали довольно быстро – и своевременно запретили деятельность этой организации, а затем начали планомерную (и полностью находящуюся в рамках международного права) борьбу с этой организацией и подобными ей террористическими сообществами. Запад же длительное время делил террористов на «плохих» и «хороших»… Результаты такого рода деления весь мир наблюдал уже множество раз – Нью-Йорк, Париж и т.д.
Казалось бы, при чем тут пропаганда или пиар? При том, что вся эта ситуация показала очевидную опасность социально-психологических последствий воздействия современной пропаганды на ее собственную целевую аудиторию. Наиболее опасным из них стала массовая потеря способности адекватно воспринимать и осознавать происходящее, ставшая, в свою очередь, следствием мощнейшего автогипноза как широких масс, так и элитных слоев общества. Помянутый автогипноз, позволяющий интерпретировать любые происходящие события исключительно «в одном ключе», в конечном итоге приводит к лавинообразной потере способности самостоятельно мыслить и действовать и, по существу, превращает людей в самых настоящих информационных зомби.
При всем этом общественность в условиях такого рода даже не «промывания», а скорее «вымывания мозгов» готова (при наличии соответствующего «информационного напора») принять и оправдать едва ли не любые решения. По сути, срабатывает тот же психологический механизм, который формируется у адептов тоталитарных сект, не способных усомниться в правильности очередного «единственно истинного и верного учения» своих «гуру», каким бы абсурдным или людоедским это учение ни было.
НЕКРОМАНТЫ, ЗОМБИ И БЕРСЕРКИ
Конечно, наивно думать, будто подобного рода деградация не возвращается бумерангом. Разумеется, возвращается, и, к примеру, развитие событий в соседней Украине убедительно свидетельствует об этом. Но для нас куда важнее другое – необходимость учиться даже на чужом негативном опыте. Ведь в данном случае речь идет не просто о кризисе, а о психологическом здоровье людей. И в конечном итоге – о будущем самого общества и государства. Ведь неспособные к сознательной созидательной деятельности информационные зомби вследствие определенных событий могут очень легко выйти из под контроля. И стать легкой добычей перехватывающих управление «некромантов» противника, оборачивающего против своего врага его же собственный народ, в том числе вооруженную его часть…
Поверженная в 1940 году Франция, по мнению сторонников генерала де Голля, с военной точки зрения проиграла потому, что была похожа на закованного в броню рыцаря («линия Мажино»), не имевшего меча (подвижных механизированных наступательных частей и соединений). Иные адепты современной «тотальной пропаганды» или «тотального военного пиара» напоминают нам сторонников противоположного подхода – информационных берсерков готовых броситься в бой без доспехов, с одном мечом в руках. Проблема, однако, в том, что нередко берсерки, опьяненные «божественным напитком» из мухоморов, не возвращались с поля битвы живыми… А иной раз вошедших в «боевой раж» берсерков были вынуждены убивать свои же – ибо когда заканчивались враги, опьяненные возбуждением и кровью берсерки бросались именно на своих… В условиях, когда, согласно медицинским исследованиям, те или иные проблемы с психикой испытывают более четверти американцев и около 40% граждан ЕС, вопрос первоочередного обеспечения информационной защиты психологического здоровья населения становится критически важным. Ибо когда в 1990–1991 годах уровень с «недостаточностью» в области психологического здоровья достиг 50-процентной отметки среди наших сограждан, страну постигла печальная судьба…
А ведь в современных условиях в борьбу на фронтах глобальной мятежевойны, по сути, вступает все население России. И в силу одного этого пренебрегать вопросами информационной защиты (в том числе и от негативных последствий безусловного необходимой «пропагандисткой стимуляции») совершенно недопустимо! Тем паче что эти последствия уже проявились в судьбах других наций и государств! Не настает ли время вспомнить слова Е.Э. Месснера о том, что возбуждать народ необходимо лишь от случая к случаю, а пропаганда должна активизировать не только чувства, но и мысли?
Каким же образом можно добиться такого рода баланса?
ДАЕШЬ ВСЕОБУЧ
Думается, в современных условиях абсолютно необходимо оперативно разработать и взять на вооружение концепцию своего рода «информационного всевобуча» – массового обучения населения навыкам гражданской обороны (гражданской защиты) в области информационной безопасности. В зонах, зараженных радиацией или отравляющими веществами, необходимы особые защитные меры – но то же самое относится и к «информационно-токсичным» зонам, а ими является значительная часть «четырехмерного пространства глобальной мятежевойны». В этих условиях одной из задач собственной пропаганды должно стать формирование своего рода «защитного идейно-логического поля», способного играть для всего нашего народа роль «бронекупола солидарности» на всем психологическом пространстве информационного противоборства.
В какой-то мере такая «оборонительная пропаганда» даже важнее пропаганды наступательной. И, разумеется, ее всеохватывающий характер может быть обеспечен только с использованием отечественной системы средств массовой информации. Которые должны вспомнить о том, что кроме функции информирования и функции формирования общественного мнения у них есть еще и функция массового социального обучения. Но помимо СМИ об этом, бесспорно, всегда должно помнить и наше государство, стремящееся защитить свой народ от современных глобальных угроз…
Источник: Независимая газета