Минкомсвязи и Роскомнадзор скорректировали правила регистрации новых СМИ. В их названиях нельзя будет использовать имена и фамилии, слово «Россия» или его производные, а также наименования компаний и международных организаций.
Кроме того, их учредителями не смогут стать некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа.
В Минкомсвязи совместно с Роскомнадзором разработали законопроект «О внесении изменений в закон «О средствах массовой информации», чтобы минимизировать злоупотребление свободой массовой информации при обращении за регистрацией СМИ, заявили «Российской газете» в ведомстве.
Корректировка закона нужна, чтобы привести законодательство о СМИ в соответствие с правовым полем, отметил в беседе с «РГ» замглавы минкомсвязи Алексей Волин. Нововведения могут начать действовать уже с 2016 года. «Но точно, когда эта буква закона вступит в силу, будет зависеть от того, когда законопроект примут», — сказал Волин.
Он направлен на привлечение общественных институтов к деятельности Роскомнадзора по регистрации СМИ. В частности, планируется создать экспертную комиссию, которая будет при рассмотрении заявлений о регистрации СМИ проводить оценку соответствия СМИ требованиям статьи 71 и 191 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». Регламент работы, полномочия и состав Экспертной комиссии по средствам массовой информации определит Роскомнадзор.
В законопроекте предусмотрели положения, направленные на уточнение основания для отказа в регистрации средств массовой информации. Такое решение могут принять, например, на основании представления Генерального прокурора, заместителя Генерального прокурора или прокуроров субъектов Российской Федерации.
В законопроекте статью об учредителях дополнили пунктом о том, что создавать средства массовой информации не смогут, те кто попал в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. А в названии нового СМИ без согласия минюста не может быть полного или сокращенного официального наименования России, а также слов, производных от таких наименований. Назвать СМИ своим именем тоже не получится.
«Нововведения не должны привести к сокращению числа СМИ в России. У нас свыше 100 миллионов совершеннолетних и дееспособных граждан, которые имеют право учреждать СМИ, а количество букв русского алфавита позволяет изобрести неограниченное количество названий, на которые запрет не распространяется», — отметил Алексей Волин.
Поправки касаются не только печатных изданий, но также радио и телевидения. При переуступке лицензии, изменении названия, концепции вещания крупным радиостанциям и телеканалам, аудитория которых составляет 100 тысяч человек и более, нужно получить одобрение Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.
Текст: Татьяна Шадрина
Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции