Подчеркну: Севастополь воссоединился с Россией, благодаря настрою на решение затянувшейся более чем на 20 лет проблемы. В первую очередь настрою севастопольцев, крымчан и, естествен-но, россиян. Главное – это было правильное, соответствующее настроениям людей, смелое и бла-городное решение Президента России, поддержавшего волю народа.
Да, появились в этот период благородные люди из среды севастопольцев, возглавившие воссоединение в единое целое с Родиной – нашей Россией. Это, несомненно, патриоты города Алексей Чалый, Геннадий Басов, Татьяна Ермакова, Владимир Тюнин, Дмитрий Белик, Евгений Дубовик, Олег Росляков и сотни, тысячи простых севастопольцев. Нельзя также замолчать и не отметить роль тех 46 депутатов горсовета, принимавших не за страх, а за совесть судьбоносные для города решения. Это они, избранные ещё по украинским законам депутаты, приняли легитим-ное решение о выдвижении на руководство городской исполнительной властью А.М. Чалого. Они же приняли решение о проведении референдума и положение о нём, а также предоставили Алексею Чалому право и возможность единолично подписывать в Кремле от имени севастопольцев главный исторический документ о воссоединении с Россией. И в дальнейшем, став законодателями, они принимали первые судьбоносные для города и его жителей законы уже на основе российского права. Но ещё раз подчеркну: воссоединение Севастополя и Крыма с Россией свершилось только благодаря решениям Владимира Путина.
Мне так и хочется назвать события этого периода историческими для севастопольцев и крымчан, а решение Президента Владимира Путина поддержать желание людей воссоединиться с Родиной Россией – «Севастопольским ударом Путина». Ударом по:
– неверию скептиков в возможность воссоединиться Севастополя с Россией;
– исторической и культурной несправедливости;
– цинично навязываемой украинизации;
– и много ещё по чему…
Что же получили в результате февральско-мартовских 2014 года событий севастопольцы?
В первую очередь, люди получили желаемое многие годы – они вновь стали россиянами, как и 230 лет назад ими были первые севастопольцы, так и другие поколения горожан до периода хрущёвского «подарка». Всегда в душе и мыслях подавляющее большинство севастопольцев счи-тало себя россиянами – русскими по духу и по сути.
Немаловажно и то, что события по воссоединению прошли вдохновенно и с большим творческим подъёмом севастопольцев, при прямой поддержке всего российского народа и закончились абсо-лютно бескровно. Здесь надо отметить и нежелание подавляющего большинства украинских силовиков, дислоцированных в Севастополе и Крыму, идти на прямой вооружённый конфликт. А ведь только военнослужащих Украины здесь было более 20 тысяч человек. Думаю, что всё это явилось результатом более чем двадцатилетней подготовки людей к свершению этого исторического события. В том числе особа роль событий начала 90-х годов. Хочу также подчеркнуть: желание простых людей – русских, украинцев, белорусов строить свою жизнь вместе, в конечном итоге, приведёт к созданию единого союза государств. Ведь это просто исторически неизбежно. Свершение этого – только вопрос времени. Я, как и многие люди, верю в это.
Надо отметить также: в результате событий воссоединения с Россией севастопольцы, крымчане приобрели чувство уверенности – они стали жить в мощном государстве, которое сможет защи-тить их, создать условия достойной жизни, процветания экономики, обеспечить свободу их прав и осуществления возможностей.
Как только Севастополь вошёл в состав России люди сразу же почувствовали изменения:
– пенсионеры стали получать пенсии, увеличенные в два раза, а гривневый эквивалент её был проиндексирован в рублёвый с коэффициентом 4,2;
– в больницах пациентов на стационарном лечении стали обеспечивать постельными принадлеж-ностями, питанием, бесплатными лекарствами, лечение стало по-настоящему бесплатным. Врачи, медсёстры, санитарки и обслуживающий персонал начали получать приличную зарплату. Стали прекращаться поборы с больных и т.п.;
– начались преобразования в сфере образования. Силовое насаждение каких-либо языков исчезло. В школах учителям создаются нормальные условия работы, а детям – достойные пути получения образования. В сфере высшего образования началась реформа и организация на базе многих круп-ных и мелких ВУЗов единого Государственного университета с ожидаемыми большими перспек-тивами.
Вместе с тем надо отметить: в последнее время многое из позитивного стало хромать на обе ноги.
Осуществлена организация органов государственного и местного управления. Впервые в Севастополе создано Правительство города, возглавляет которое Губернатор Сергей Меняйло. Избраны 24 депутата Законодательного Собрания и его Председатель Алексей Чалый. Сформированы по законам Российской Федерации органы правопорядка и управленческие структуры.
Впервые нашему городу представилась возможность разрабатывать и принимать законы. Но про-цесс законотворчества – самый ответственный и сложный, и заниматься им должны профессиона-лы в этой области. К такому творчеству город и его элита готовы не были. В Законодательном Собрании специалистов-законотворцев практически нет, особенно среди избранных впервые депутатов. Развиваться городу без строгих, продуманных и правильных Законов (правил жизнедеятельности) невозможно. Город не может так долго существовать и находиться в состоя-нии унылого ожидания. Если в ближайшее время (3 – 6 месяцев) не будет решён этот важнейший вопрос, город войдёт в состояние коллапса. Допустить этого нельзя.
Российские политические партии создали в городе свои отделения, что позволило провести свое-временно выборы депутатов различного уровня. Однако, к сожалению, на сегодняшний день ве-сомых политических сил, да и лидеров серьёзных, практически нет.
Кроме всего прочего, к большому сожалению, проявились такие моменты, которые необходимо срочно изжить из нашей повседневной жизни.
В первую очередь – это неразрешённость кадровой политики в регионе. Попытка расстановки руководящих кадров в органах власти и управления за счёт привлечения специалистов из регионов России себя, мягко говоря, не оправдала. «Приезжие» назначались на руководящие должности, но зачастую они – не самые подготовленные и порой не проявившие себя там, откуда они прибыли. Главным поставщиком кадров оказался Новороссийск, который не является даже субъектом Федерации. При этом местные кадры, знающие обстановку и условия, сложившиеся в Севастополе, просто игнорировались. Как бы причина – их работа в условиях Украины и незна-ние специфики работы в России. Думаю, что слияние двух начал – опыта и знаний севастопольской специфики специалистов – руководителей, ранее трудившихся в органах управления города, в том числе и первыми руководителями, с грамотными, подготовленными специалистами должного уровня и имеющих опыт руководства соответствующего уровня из других регионов Российской Федерации, принесло бы много больше пользы городу, стране и севастопольцам.
Исходя из жизненного опыта, считаю: приезжий всегда останется долгое время временщиком. Редки случаи, когда они становятся родными для «аборигенов». Особенно это существенно и ре-ально для руководителей городского звена: Губернатор, Правительство, департаменты и управле-ния. Неверный шаг с назначением этих руководителей, в конечном итоге, может обернуться если не бедой, то большими потерями в экономике, да и в политическом плане тоже. Севастопольский нынешний пример – тому подтверждение. Губернатор – со стороны, его замы, в основном, тоже. Руководители департаментов и управлений зачастую – приезжие. Севастопольцев, реально, на ведущих постах практически нет. Напрашивается вопрос: неужели оскудела Земля Севастопольская на достойных руководителей?
Вопрос кадровый – очень щепетильный и одновременно важный. От того, кто руководит городом, его жизнеобеспечивающими службами, зависит его развитие, экономика и, несомненно, политика. В переходный период кадровая проблема, как мне кажется, проводилась в Севастополе как-то сумбурно, без тщательной проработки и без возможного учёта двух составляющих: опыта и знания обстановки, а также людей руководителями и специалистами, привлечёнными для усиле-ния и проведения политики Российского Государства. С другой стороны, местные кадры не всегда понимали специфику и возможности нового для севастопольцев законодательного поля. Ведь более 20 лет жизни при власти, хоть и похожей по своему укладу, но достаточно разной по подходам и возможностям, безусловно, свою роль сыграли.
Особо обращу внимание на следующее. Взлёт на революционной волне «народного мэра» Алексея Чалого и его неподготовленной команды в системе руководства городом, кроме огромной веры людей в его звезду и решения первоначальной политической задачи – возвращения в Россию, позитивных результатов не дал. Думаю, что не нужно переоценивать сделанное, ведь воля народа была проявлена в Севастополе, а решения все-таки принимались в Кремле.
К сожалению, отсутствие опыта хозяйственной и руководящей работы, знания людей, экономиче-ской и социальной составляющих Севастополя не позволили Алексею Михайловичу стать поис-тине народным руководителем Севастополя. Хотя в его идейности, любви к России и Севастопо-лю у меня лично сомнений нет. Однако, кроме всего прочего, не было, и сейчас нет у него достойной, работоспособной и подготовленной команды законотворцев. Те, кого он смог собрать вокруг себя, – это, наверное, неплохие люди, достаточно чётко настроенные на служение России, но абсолютно не подготовленные осуществлять руководство городом. Главную же свою задачу – создание и принятие законов – они, мне представляется, не выполняют.
Введение в жизнь городскую вице-адмирала Сергея Меняйло казалось необходимым для такого города, как Севастополь. Но при всём при том отмечу: как человек он – умный, по природе своей – честный, абсолютно большой работоспособности, а вот как хозяйственник, экономист, человек, умеющий разобраться в людях и сколотить настоящую работоспособную команду, он оказался, прямо надо заявить, не на высоте. Метание его при формировании штатов, привлечение в команду неподготовленных, «привозных» специалистов, нежелание опереться на местные кадры, не запятнавшие себя, ошибки в организации работы городского хозяйства вызвали постепенное падение его рейтинга.
Процесс формирования Правительства, его структура до сих пор не понятны ни севастопольцам, ни, похоже, тем, кто его формирует. Количество чиновников зашкаливает. По слухам, их уже бо-лее двух тысяч человек. К слову, во время моего руководства городом в исполнительной власти работало около 350 человек и в аппарате Горсовета – полтора десятка. Я же, к слову, был руково-дителем в едином лице – и исполнительной, и законодательной власти.
Примеры бестолковой организации хозяйственного механизма – они видны невооружённым гла-зом. Состояние дорог. В самые тяжёлые времена начала 90-х годов состоянию дорог уделялось больше внимания. Сейчас назвать дорогами и даже направлением движения по центральным ули-цам, увы, невозможно.
Организация движения в Севастополе – тоже не на высоте. При этом местная власть ссылается на подрядчиков, дорожников и пр. и не говорит людям: кто же конкретно виновен в хаотичной и бестолковой организации работ и распределении огромных финансов, выделенных Правительством России на эти цели. Недавно в Севастополе был министр транспорта РФ Максим Соколов. Интересно, по каким дорогам его возили? Или, как показывали на местных каналах ТВ, у него были встречи только с моряками, и он «ходил» только морским путём? У людей такое положение в организации ремонта дорог, движения транспортных потоков вызывает раздражение и неверие в возможности властей решать серьёзные проблемы в принципе. Одно успокаивает: люди не поднимают эту проблему только лишь потому, что мы ведь добровольно воссоединились с Россией и нет смысла жаловаться на трудности и неудобства жизни в переходный период.
Главный вопрос, как мне представляется, по которому нет чёткой ясности как у севастопольцев, так и у руководства города, – это состояние экономики, направления её развития.
За год не возродилось практически ни одно промышленное предприятие из ранее считавшихся градообразующими. По Морскому заводу – одни только обещания и остающиеся несбыточными пожелания людей, что будут на этом заводе, вновь возрождённом, рабочие места в большом коли-честве, с высокой зарплатой и приносящие прибыли в казну города. Правда, недавно принятое Губернатором С. Меняйло решение о национализации Морзавода вселяет надежду на достойное будущее этого предприятия, но время идет…
Вертолётный завод, работавший на полную мощность при СССР (пять вертолётов в месяц уходи-ли с завода, приобретя новую жизнь) и работавший даже при Украине, за прошедший год не вы-пустил практически ни одного вертолёта. За половину 2015 года не видно на выходе пока ни од-ной машины. Проедается то, что коллектив получил ещё за ранее отремонтированные вертолёты. Сообщения о том, что заводу выделено 100 миллионов рублей – это ведь для тех, кто не понимает, что этой суммы хватит, чтобы произвести ремонт 1-2 вертолётов. Рабочие получают, по имеющимся сведениям, по 4 тысячи рублей зарплаты, и это в то время, когда руководство получает за 40 тысяч рублей в месяц. Не видно перспективы развития завода и чёткой, понятной линии в его дальнейшей судьбе, т.е. нужен он – не нужен, кто за его жизнь и деятельность отвеча-ет?
Не видно будущего и в гордости Севастополя – рыбодобывающем флоте. Его, практически, в жи-вых уже и не осталось. То, что осталось от всего Главка «Азчеррыба» и его составляющих – «Ат-лантика», «Югреффлот», заводов по переработке, ремонту – практически Севастополю «счастья особого не приносят». Будут ли они возрождаться – никто не знает и не говорит. А вопрос ведь «очень интересный». Севастополь в своё время считался южной рыбной столицей Родины. Пред-приятия этой отрасли давали возможность иметь рабочие места и достойную жизнь тысячам сева-стопольцев…
Экономика – это большой и, думаю, требующий отдельного рассмотрения и необходимых пред-ложений и решений вопрос.
О нескольких моментах жизни севастопольцев за этот год в социально-гуманитарной сфере. Полагаю, что в результате воссоединения с материковой Россией больше всех жителей Севасто-поля были приятно порадованы военные пенсионеры, да и в целом, пенсионеры. Пенсии были увеличены и выплачиваются вовремя. Решаются социальные проблемы бюджетников, хоть и не в ожидаемых людьми размерах. Медицинская отрасль имеет большие перспективы, но пока на уровне обещаний и заверений чиновников. Оборудование, поставленное на миллионы рублей, в основном хранится на складах и, по сведениям от врачей, не всегда необходимое, порой, разукомплектованное, и мало кто знает, что с ним дальше делать. Ремонт помещений больниц ведётся на показном уровне: внешние фасады побелили, покрасили, а что по сути и внутри – просто безобразие. Большая текучесть кадров. Страховая медицина восторга у севастопольцев пока не вызывает. Положение со «скорой помощью» достаточно серьёзное. Очереди на запись к врачам вызывают законное недовольство людей. Хотелось бы, чтобы вопросу социально-гуманитарных отраслей городского хозяйства было уделено больше внимания. Ведь это самый болезненный вопрос буквально жизни каждого жителя.
Надо отметить и достаточно серьёзный вопрос по решению проблем с узакониванием и получением земельных участков для различных целей. Несмотря на ранее принятые законы в Севастополе, практически за полтора года не получен ни один участок земли, выделенный на основе предыдущих решений. То чиновники меняются, то схемы получения и оформления участков меняются, а воз, как говорится, и поныне на месте. Это вызывает раздражение людей, тратящих деньги, время на оформление документов. Думаю, это искусственное торможение процесса чиновниками. Власть должна определить правила получения земельных участков и начать практическое осуществление выделения и узаконивания уже имеющихся. В Крыму решение по данной проблеме уже принято! Жизнь ведь остановить нельзя никому, а власть для того и существует, чтобы решать жизненно важные для людей проблемы, в противном случае это вызовет неверие и злобу к ней со стороны людей. Исчезает тогда принцип: «Всё – для человека, всё – во имя человека», в том числе в практических делах и планах.
Хотелось бы отметить наблюдаемый значительный рост населения Севастополя. Прошедшая в октябре прошлого года перепись населения зафиксировала 395 тысяч человек. По сообщениям статистики, на данный момент в Севастополе официально зарегистрировано около 410 тысяч человек.
Только в последнее время людей, прибывших в Севастополь из Донецкой и Луганской областей, по оценке, более 19 тысяч человек. Думаю, что население Севастополя в данный временной мо-мент вместе с военнослужащими составляет где-то около 500 тысяч. Это с учётом тех людей, кто находится здесь практически постоянно, но не фиксирует этот факт пропиской или регистрацией. Для обеспечения проживания такого количества людей необходимо срочно структурировать ин-фраструктуру, создавать рабочие места, расширять дороги (ликвидировать пробки, которых в Се-вастополе никогда не было), перераспределять потоки транспорта, решать водную проблему.
По моему разумению, как никогда остро стоит вопрос принятия Постановления Правительства РФ «О статусе Города-Героя Севастополя». Имеется в виду, что это – город-крепость, город – главная база ЧФ, город – форпост военного южного рубежа обороны России. Или же это бизнес-центр на Юге России? Если это не город-крепость или не главная военно-морская база на Юге России, то тогда зачем ему статус города федерального значения? Возможно, достаточно на полуострове иметь одну республику, в которой город Севастополь играет свою определяющую роль? Скажем, здесь можно было бы разместить часть правительственных органов, Госсобрание Республики и ряд других объектов Государства и Крыма. Кое-кто уже делает соответствующее предложение для размышлений…
Анализируя становление в Крыму российской государственности, нельзя не отметить грамотное, деловое решение вопросов укрепления обороноспособности Министерством обороны РФ в целом на полуострове и в том числе в Севастополе. Как мне представляется – это единственное мини-стерство, которое знает, что и как надо делать, куда направлять выделяемые страной ресурсы. Да-же строительство Президентского кадетского корпуса, и то было предусмотрено и продумано до мелочей. А ведь это – мощный сигнал, что Россия в Севастополе и в Крыму всерьёз и навсегда. Я уж не говорю, что укрепляется материальная база ВВС, ракетно-космических частей, флота. Прав-да, мне не совсем понятны заявления, что подводный флот не должен базироваться в главной базе ЧФ, а должен находиться в Новороссийске. Мне же кажется, что подводные лодки должны вер-нуться в свою родную базу – в Балаклаву. Завод ремонта и обслуживания подлодок, как и храни-лище с подготовкой серьёзного оружия, должны быть восстановлены и использоваться по предна-значению. Соответствующей должна быть и роль флота в решении проблем города, составлении планов его развития.
Немаловажный вопрос, обсуждаемый среди севастопольцев «на кухнях», – это быть городу закрытым или открытым? Закрытым, т.е. с ограничением возможности въезда в город людей, не проживающих на территории г. Севастополя, как это было во времена СССР. Вопрос очень тонкий. Ответить на него однозначно нельзя. Но изучать его надо, и людям разъяснять, как поступить по данной проблеме. Одно очевидно: город – не резиновый и не курортный в полном смысле этого понятия.
Можно много рассуждать и приводить разных, как позитивных, так и негативных моментов, про-изошедших за год воссоединения с Россией, но, думаю, что это не самое важное в жизни сейчас. Главное – это все-таки вера людей, ощущение сопричастности к осуществлению желаемого, и что осуществлённое совместными усилиями севастопольцев, крымчан, россиян и Президентом страны воссоединение произошло навечно, на все времена. И никто – ни США, ни Запад, ни националисты Украины – не смогут повернуть теперь Историю вспять. Вместе с тем, очень важно в настоящем и будущем обеспечить жизнь людей достойной и не допустить никакого разочарова-ния.
Думаю и верю в то, что Президент Владимир Путин нанесёт ещё один мощный удар по:
– виновным в подрыве авторитета Государства в обеспечении нормальной жизни её граждан в городе Севастополе – субъекте Российской Федерации;
– раздраю между ветвями власти, или вернее, между руководством Заксобрания и Правительства города;
– беспредельному росту численности чиновников Правительства и Заксобрания;
– сверхвысокой зарплате депутатов и чиновников – руководителей департаментов и управлений;
– неэффективному использованию выделяемых Президентом и Правительством страны финансо-вых ресурсов;
– бесконечным, огромным, практически неуменьшающимся очередям;
– безобразному состоянию дорог;
– бестолковой местной реформе здравоохранения;
– плачевному состоянию отрасли ЖКХ и плате за услуги, не соответствующие качеству и объёму.
И речь в данном случае не о том, что «барин к нам приедет – барин рассудит». Негоже, да и нет смысла лично Президенту вникать в суть проблемы с ремонтом наших дорог. Речь об ином – в России есть механизмы влияния на региональные проблемы. Их нужно включать. И сделать это может, конечно, Президент, вновь проявив державную волю.
Иван Ермаков, член Союза журналистов России
Об авторе
Ермаков Иван Федосович в феврале 1991 г. с должности руководителя Севастопольского авиационно-ремонтного завода Министерства обороны СССР был избран Председателем Севастопольского городского Совета и, одновременно, Председателем исполкома.
В том же году, в связи с образованием Крымской Республики был избран народным депутатом. Как депутата И.Ф. Ермакова избирают заместителем председателя Верховного Совета Крыма.
В 1992 г. Севастополь в связи с распадом Советского Союза оказался в составе Украины, соответственно, И.Ф. Ермаков стал представителем Президента в Севастополе – главой Городской государственной администрации.
Многократно избирался депутатом Севастопольского городского Совета.
Воинское звание, присвоенное Министром обороны СССР – полковник. Присягу принимал один раз – при СССР.
В настоящее время И.Ф. Ермаков является председателем Севастопольского регионального отделения политической партии «Патриоты России».
Член Союза журналистов России.