Штрихи к портрету Героя, водрузившего Знамя Победы над рейхстагом, в контексте и на фоне событий восьмидесяти послевоенных лет.
Третий – лишний?
Его имя, начиная с начала 60-х годов уже прошлого века, упоминалось в множестве публикаций, в том числе в целом ряде книг, включая академические издания, – 5-томную Историю Великой Отечественной войны и 12-томную Историю Второй мировой. Но впервые публично, буквально вся страна именно об этом человеке узнала из киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение». Точнее, узнала правду, но не всю. Хотя в фильме и была названа его фамилия – Алексей Берест. Но тогда массовый зритель, как мне представляется, не придал этому значения, да и не мог этого сделать – ведь вполне возможно, что это – собирательный образ Героя битвы за Берлин. В художественном фильме это вполне допустимо. А в жизни? Как было в ней?
ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ истинности виденного нужны веские доказательства. И они есть. Таким неопровержимым документом является приказ № 1 военного коменданта рейхстага полковника Ф. Зинченко, о котором рассказал в своих мемуарах «Мы штурмовали рейхстаг» Герой Советского Союза генерал-майор И. Клочков:
«В одной из очищенных от врага комнат первого этажа обосновался штаб 756-го полка, и его командир полковник Зинченко, назначенный комендантом рейхстага, под грохот сражения диктовал офицеру штаба свой первый приказ. Один из пунктов гласил: «Заместителю командира 1-го батальона по политической части лейтенанту Бересту возглавить выполнение боевой задачи по водружению знамени над рейхстагом…».
Группа Береста отлично выполнила поставленную задачу. К десяти часам вечера 30 апреля Михаил Егоров и Мелитон Кантария в сопровождении разведчиков выбрались на крышу рейхстага. Преодолев под свист пуль несколько метров, они укрепили знамя на фронтоне здания». По воспоминаниям, до крыши добралось всего восемнадцать человек.
А Берест? О личном участии Береста в выполнении этого почетного и ответственного задания свидетельствуют строки из книги комбата Степана Андреевича Неустроева «Путь к рейхстагу»:
«…Я вызвал лейтенанта Береста и поручил ему возглавить знаменосцев и прихватить еще с собой Петра Щербину с группой автоматчиков. На втором этаже их обстреляли гитлеровцы, пытавшиеся пробиться на первый этаж. Автоматчики во главе с Берестом завязали с ними бой. Лишь поздно вечером при поддержке автоматчиков знаменосцы взобрались на крышу здания. Под ними лежал поверженный Берлин… Берест, Кантария и Егоров с вершины купола трижды выстрелили, салютуя развевающемуся знамени».
Да, Берест был не только в числе первых, пробившихся на крышу рейхстага, а старшим группы знаменосцев, получившим боевой приказ возглавить её, отвечать за его выполнение, за сохранность штурмового флага – Знамени Военного совета армии и жизни подчинённых ему людей. В выполнение этого задания он вложил свой боевой опыт и, как свидетельствуют очевидцы, справился с ним блестяще.
С душевной теплотой и явной симпатией к этому молодому, смелому офицеру рассказывает в своих мемуарах «Знамя над рейхстагом» бывший командир прославленной 150-й стрелковой ордена Кутузова Идрицкой дивизии Герой Советского Союза, ставший генерал-полковником В. Шатилов. Более десяти раз упоминал он в книге имя лучшего в полку замполита батальона.
Можно было бы здесь привести выдержки и из других публикаций. Уверен: если задаться целью создать синопсис, сформировать свод разных материалов о Бересте, то появилась бы книга в несколько сот страниц. И хотя мемуары не являются надежным историческим источником, а публикации в газетах и книгах – правовым документом, всё-таки следует отметить: в данном случае – случае с Берестом – нет сомнений, что это одновременно и надежные источники, и заслуживающие внимания документы.
Однако…
Однако о роли Береста говорили не всегда. И не просто замалчивали.
…В зале ростовской киностудии темно, в тишине шелестит старая поцарапанная пленка. На экране – кадры военной хроники, воспоминания участников взятия рейхстага. Это фильм «Знамя Победы», но… он так никогда и не вышел в прокат. Слишком отличалось то, что рассказали его герои от общепринятой легенды. Единственная копия фильма хранилась в личном архиве режиссера Романа Розенблита.
– Я собрал пять человек, участников той бойни, на даче Сталина в Сухуми, – рассказывал режиссер, – они приехали из разных концов страны. Командир дивизии Василий Шатилов, первый комендант рейхстага Федор Зинченко, командир батальона Степан Неустроев, командир роты Илья Сьянов и полковой разведчик Мелитон Кантария. В этой группе почему-то было такое внутреннее напряжение, что с ними рядом тяжело было находиться. Я усадил их в гостиной за большим столом. «Вы прошли всю войну, брали Берлин. Невозможно предположить, что кто-то из вас чего-то боится. Время уходит, вас остается все меньше… То, что вы сейчас скажете, навсегда зафиксирует пленка». Вот так мы поговорили перед съемкой.
Стрекочет проектор. Благодушно, но очень осторожно, заученными фразами, говорит Шатилов:
– В 13 часов 30 апреля наша артиллерия открыла огонь по рейхстагу. Канцелярию били так, что 30 минут земля дрожала. А потом поднялась пехота и пошла на штурм. Знамя Победы было вручено Зинченко.
Говорит полковник Федор Зинченко:
- Я подозвал Егорова и Кантария к окну. Видите купол? Вот там должно быть Знамя.
Как будто исповедуется Неустроев:
– Чтобы было надежно, решили послать Береста. Он дойдет обязательно – мощный, сильный, волевой. Если что случится с Егоровым и Кантария, он доберётся.
Нервничает и сбивается Кантария. Ни он, ни Егоров (к тому времени уже ушедший из жизни) никогда не упоминали имя Береста. Только сейчас Кантария, когда напротив сидит Неустроев, пославший их к рейхстагу, вытягивает из себя:
– Нам сказали – Знамя прикрепите к колонне. Через некоторое время была поставлена другая задача – Бересту, мне и Егорову пробираться на купол рейхстага. Задача Береста – охранять Егорова и Кантария. Мы пробрались на крышу. Показали Знамя, чтобы все видели. Он до конца прошел с нами…
Вот так впервые публично Кантария и Неустроев – перед камерой – назвали имя Алексея Береста как реального участника событий. Как Героя.
– Эта история до сих пор как натянутая струна, – вспоминал режиссер фильма, – борьба за славу, самолюбие сильных мужчин, исторические ошибки, намеренные и случайные, – много здесь всякого сплелось…
Сам Алексей Прокофьевич Берест не любил смотреть фильмы про войну. Говорил коротко: «Брехня». Даже кадры хроники взятия рейхстага – постановка. Фронтовому оператору выделили людей, и они по команде воспроизвели примерную картину взятия «логова».
Конечно, примерную картину, ибо если бы во время боя оператор попытался что-то отснять, то ни от него, ни от кинокамеры ничего бы не осталось…
Сергей ГОРБАЧЁВ,
председатель Союза журналистов Севастополя,
член Союза писателей России, капитан 1 ранга