На 85-м году жизни перестало биться сердце ветерана черноморского «Флага Родины» Заслуженного журналиста УССР и Севастополя капитана 1 ранга в отставке Алексея Филипповича Кравченко.
Леша Кравченко! На любом «флажковском» посту он оставался человеком участливым, душевным и доброжелательным. Что совсем не мешало ему исключительно добросовестно и честно служить на самых строгих постах, в самых ответственных отделах военной газеты. С середины 80-х и по начало 90-х годов он нес вахту ответственного секретаря «Флага Родины». А до этого почти десятилетку писал актуальнейшие материалы корреспондентом отдела партийной жизни, начальником отдела пропаганды и агитации, не раз выполняя задания спецкора «Флажка» на походах черноморцев в ближнюю и дальнюю морские зоны.
Ответственный секретарь – гроза редакции! Его долг отсекать все лишнее от сданных в печать материалов, исправление ошибочного, выделение главного… Алексей Филиппович в этом качестве – трудяга-прораб. И каким бы неподкупным, суровым ни был за секретарским столом, в творческой жизни всегда оставался своим, открытым, искренним.
Талант журналиста прорезался в нём очень рано. Школьником начинал в «Пионерской правде», работал в многотиражке, на срочной службе стал военкором «Стража Балтики». После высшего военно-политического училища десять лет «оттрубил» на Дальнем Востоке в газете Совгаванской ВМБ «На страже Родины». Его главной специализацией стала боевая подготовка, и он хорошо знал, о чем писал.
Во «Флажке» переведенного с ТОФа коллегу приняли с радостью, уже знали – к нам пришел настоящий профессионал флотской службы. Недаром именно ему, офицеру Алексею Кравченко в 1984 году наравне с репортерами «Красной звезды» и «Комсомольской правды» поручили освещение похода советского корабельного отряда через несколько морей и океан на Кубу, в котором лидировал тогда самый крупный корабль ВМФ СССР – противолодочный крейсер «Ленинград».
Талант и профессионализм военного газетчика были признаны и земляками, в 1991 году Алексею Филипповичу присвоили звание заслуженного журналиста Украины (УССР), а позже в числе первых – звание Заслуженного журналиста Севастополя.
Ветеран флотской печати не откладывал пера и после увольнения в запас, вся его деятельность была направлена на укрепление в столице черноморцев русской культуры, на процветание нашей великой Родины – России.
Редколлегия и ветераны «Флага Родины», сослуживцы и друзья Алексея Филипповича Кравченко выражают глубокое соболезнование его родным и близким в связи с потерей дорогого, любимого человека. Те, кто работал вместе с ним, служил, писал, всегда с теплотой будут вспоминать Лёшу Кравченко таким, каким он был.
Глубоко скорбит и журналистское сообщество Города-Героя. Алексей Филиппович Кравченко был Сопредседателем регионального Большого жюри Союза журналистов Севастополя – органа, занимавшегося «разборками» среди журналистской братии. Опыт и авторитет Филиппыча здесь были незаменимы.
Вечная память. Вечный покой…
***
Публиковалось к юбилею: Ответсек Кравченко. В 2020-м…
1 сентября исполняется 80 лет лауреату общегородского форума Севастополя «Общественное признание», Заслуженному журналисту Украины и Севастополя капитану 1 ранга в отставке Алексею Филипповичу Кравченко. С середины 80-х и по начало 90-х годов он стоял на посту ответственного секретаря «Флага Родины». А до этого целую десятилетку выполнял редакционные задания корреспондентом отдела партийной жизни, начальником отдела пропаганды и агитации, то и дело становясь спецкором «Флажка» на походах черноморцев в ближнюю и дальнюю морские зоны.
…Имена ответственных секретарей редко попадают в летописи. Их судьба иронична: корреспондентом звучал, ответсеком исчез из поля зрения читателей. Если не выйдешь в редакторы, так и останешься безымянным. А если еще учесть, что хорошие секретари – на вес золота, какой начальник захочет менять надежную ломовую лошадь на кого-то слабее!
Но редакционная братия «Флажка» отлично знает высокую цену этим многожильным работягам. И помнит имена военных газетчиков Георгия Тарпана, Степана Зенушкина, Николая Дементьева, Евгения Кормакова, Виталия Кривоноса, Владимира Ткачева, Николая Гормалева, Петра Шишкина… Каждый из них заступал на секретарский пост авторитетным, сложившимся журналистом и, можно сказать, отдал свой творческий полет рутинной, но такой необходимой для редакции работе. Знает и помнит, что секретарская практика была и у лучших редакторов «Флага Родины».
Сегодня речь об Алексее Кравченко.
Любимая присказка ответсеков: «Газета не резиновая!». При офсетной печати полосу набора ограничивали размеры шрифтов и жесткие металлические рамы, да и нынешняя компьютерная безграничность упирается в свои параметры. Нет, конечно, можно набрать статью непомерно размахнувшегося публициста микроскопическими буковками, но кому надо читать газету с лупой?!
Отсюда второе золотое правило секретариата: «Краткость – сестра таланта!». Именно ответственный секретарь стоит на страже того, чтобы заметки, репортажи и очерки коллег имели максимум содержания при минимуме размера. Недаром в редакционных шаржах ответсеков всегда изображали либо при топоре, либо при давилке. В первом случае он «отсекал» лишнее, во втором – «выжимал» из корреспондентских творений «воду».
Так или иначе, глава редакционного штаба первым берет в руки корреспондентские «нетленки», вычитывает их, если надо, правит и сокращает. Труд это египетский и неблагодарный, ибо каждый автор полагает свои творения гениальными. Однако доводка оригиналов до кондиции – только самая начальная ступень секретарского труда.
Материалы должны наполнить газету так, чтобы она ложилась точно на курс, проложенный редактором, издателем (читай – командующим флотом или даже министром обороны!), отвечала требованиями времени, была оперативной, актуальной, содержательной и интересной. Словом – востребованной и читабельной!
Однако до познания всех этих тонкостей труда главы редакционного секретариата Алексею Крваченко пришлось пройти достаточно долгий жизненный и профессиональный путь. Он шёл по нему вместе с целым советским поколением, объединенным сегодня ветеранским сообществом «дети войны». Судьба каждого отражала их время, идейную позицию, те взгляды, которые сказывались на отношении к порученному делу.
Как и у многих ровесников, его жизнь началась с сельского трудового детства. Маленький алтайский поселок Светланка. Отец – из крестьян, забритых еще на первую мировую. Царская армия, потом Красная… Человек с ружьем, вставший в Гражданскую войну за интересы народа, вышел в председатели колхоза. Но даровал он родной стране не только хлеб насущный. В семье росло одиннадцать детей! И дорогая родительница носила высокое звание матери-героини.
На детство выпало нелегкое послевоенное время. Голодали и холодали. Но родители и учителя делали всё, чтобы выжившие в войну ребята получили образование, развили свои таланты, вышли в мастера любимого дела. Не случайно основой для первой газетной публикации пятиклассника Леши Кравченко стало его школьное сочинение. Директор школы посоветовал отправить его в главную ребячью газету страны «Пионерскую правду». И представьте, творение не только опубликовали, а приняли юнкора во внештатные корреспонденты издания!
Так всё и началось. «Пионерская правда», районка «Дело Октября», с удовольствием публиковавшая заметки о достижениях селян. После школы был еще и местный радиоузел, и всё та же районная газета, уже ставшая своей для студента-заочника Московского энергетического института.
Срочная служба только закрепила выбранный курс. Балтика, крейсер «Свердлов», потом новостройка – современнейший по тем временам противолодочный корабль. Активного военкора старшинского звания приметил тогда редактор «Стража Балтики» Георгий Афанасьевич Бутиков, будущий легендарный командир «Флажка». Георгий Афанасьевич дал рекомендацию для поступления на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища, оконченного будущим зубром военной журналистики в 1967 году.
С географией освоения флотской прессы Алексею повезло как никому. Практику и стажировку проходил в «Страже Балтики» и у североморцев в газете «На страже Заполярья». Десять лет офицерской службы отдал Тихоокеанскому флоту, газете ВМБ «На страже Родины». В 1977 году прибыл в редакцию «Флага Родины», сначала корреспондентом в отдел партийной жизни, потом начальником в отдел агитации и пропаганды.
При любом профиле этих редакционных подразделений мы вместе с редакционными «боевиками» освещали главное – практику корабельной и береговой службы черноморцев, душевную стойкость военных моряков, ходили вместе с ними в дальние походы, на учения и маневры, на высадки десантов…
Об одном из походов надо вспомнить особо. Весной 1984 года советский корабельный отряд через несколько морей и океанов совершил мощный проход в Западное полушарие. В визите на Кубу лидировал самый крупный корабль ВМФ СССР противолодочный крейсер «Ленинград».
Отрядом командовал вице-адмирал Ф. Старожилов, заместителем командира отряда по политчасти был контр-адмирал С. Рыбак. В состав корабельной группировки вместе с ПКР «Ленинград» ЧФ вошли БПК «Удалой» и дизельная подлодка СФ плюс черноморский большой морской танкер «Иван Бубнов». С 26 по 30 марта корабли находились в Гаване, танкер стал на якорь на внутреннем рейде порта, остальные корабли ошвартовались у стенки прямо напротив штаба РВМФ Кубы.
Осуществив программу официальной части визита, корабли отряда и присоединившийся к ним СС «Алдан» участвовали в совместных учениях «Монкада» у восточных берегов Кубы. С кубинской стороны в них участвовали два сторожевика и две большие подводные лодки. В ходе совместной работы кубинский СКР впервые выполнил заправку корабля от танкера на ходу. На борту СКР находился советник командующего РВМФ Кубы контр-адмирал Юрий Стадниченко. По окончании маневров «Ленинград» и «Удалой» прошлись по кромке территориальных вод США у берегов Флориды, выполнили деловой заход в кубинский Сьенфуэгос. В конце апреля отряд кораблей, обогнув против часовой стрелки Кубу, второй раз 30 апреля подошел к Гаване и находился там до отхода 10 мая.
В течение всего похода спецкору «Флажка» приходилось регулярно передавать вести о происходящем во «Флаг Родины», соревнуясь с коллегами из «Красной звезды» и «Комсомольской правды». Благо на корабле уже тогда была хорошо отработана система передачи информации отечественным адресатам. О событиях похода, о делах его участников оперативно рассказывалось в текущих номерах «Флажка», в итоговых публикациях после возвращения домой.
Этот же 1984 год стал началом его секретарской «карьеры». Пишем в кавычках, потому что какая уж тут карьера при ежедневных черновых трудах, которые ложатся на плечи «ломовой лошади» редакции – ответсека, поставленного на караул высокого качества любой публикации, от маленькой заметочки до солидного очерка. Найти и выделить изюминки авторского оригинала, заметить и исправить ошибки, опечатки – это лишь малая толика доверенных тебе трудов. Эффективный секретарь – это прораб каждого номера, ответственный за то, чтобы возводимое общими трудами газетное здание выросло добротным и содержательным, крепким и красивым. И Алексею Кравченко на этом поприще действительно немало удавалось.
Выросший в Алтайском крае деревенский паренек давно живет в Севастополе, среди нас, в бушующем мире событий. В сложное время, когда журналисту пришлось два десятилетия творить в другой державе, переживающей сложные политические коллизии разобщенного общества, нужно было найти место для спайки людей чести. И он нашел это место среди дружной семьи ветеранов. Живет по принципу: «Ни дня без строчки». В этом вся его неуемная натура – натура радетеля за счастье человека, на благо Великой России.
Наталия Микиртумова, Заслуженный журналист Крыма