Былъ… Точнее, были. И вряд ли будут. Речь – о Военно-морских силах Украины. Виде-роде сил-объединении изначально экзотическом и опереточном, так и не ставшем Флотом. Часть 1

В течение последних двух-трёх недель из довольно внушительного информационного массива, связанного с ходом Специальной военной операции, можно чётко выделить опубликованные сообщения о действиях на морском, водном направлении СВО. Киев бравурно и без устали вещает о том, что ему удалось парализовать деятельность Черноморского флота. Причём при фактическом отсутствии у незалежной Военно-морских сил как таковых. Так ли это? Что в этой связи можно и нужно сказать?

 

Что и требовалось доказать

 

Тем временем информационные ресурсы постоянно сообщают о нанесении нами ударов по портовой инфраструктуре противника, в том числе ракетных – с морского направления. Успешно отражаются попытки овладеть ССО Украины платформами «Черноморнефтегаза», срывается десантирование ДРГ ВСУ и ГУР на Крымское побережье и на другие участки береговой черты, где действует наша группировка «Днепр». В целом северо-западная часть Чёрного моря, в которой мореплавание действительно минимизировано, находится под нашим радиотехническим и огневым контролем. Вместе с тем сложившуюся ситуацию невозможно назвать статичной, что подтверждают события, произошедшие в сентябре-октябре. Кроме того, стали появляться сообщения из ряда, не имевшего места ранее.

Так, например, огневому воздействию стали подвергаться не только береговые объекты в портовой части Большой Одессы или Дунайского портового куста, но и непосредственно те цели, которые раньше не атаковались – плавсредства, доставляющие на Украину оружие и технику из-за рубежа. Для этого противник использует маршруты «нового» «Зернового коридора», пролегающего у побережья Румынии, Болгарии и Турции. Активно также задействуются мощности молдавского порта Джурджулешты и дунайской портовой системы. Через Хорватию идут грузы из/в Средиземноморья(ье), а водами Дуная следуют грузы из стран Западной Европы.

Можно сказать, что это – важнейшие составляющие одного из двух морских коридоров военных поставок Украине. При этом трудно сказать, какой из них важнее – Балтийский или Черноморский. Причём через Черноморский идёт внушительный украинский экспорт – по оценке год назад Украина только на «Зерновом коридоре» заработала порядка 16 млрд долларов. Возможно, в этом году этот показатель будет выше.

Однако особо отметим: наши удары непосредственно по плавсредствам могут поставить всю эффективность этой коммуникационно-логистической схемы под большой вопрос. Если, конечно, огневое воздействие будет системным и постоянным.

Кстати, есть смысл перечислить уже известные факты.

На основе довольно противоречивых сообщений в СМИ и соцсетях можно констатировать: в третьей декаде сентября у причалов Большой Одессы были повреждены одно или два судна, доставлявшие для ВСУ военные грузы. Однозначно это утверждать сложно, так как обе противоборствующие стороны купируют информацию или всячески её искажают в силу различных информационных целеполаганий. Но факт остаётся фактом: поражение плавсредства с военным грузом так или иначе действительно было.

Так, сообщалось: около 23 часов 24 сентября российские военные ударили по порту Южный (под Одессой), куда направлялось судно с ракетами для истребителей F-16. МО РФ спустя двое суток заявило о том, что «нанесено поражение сухогрузу с ракетами и боеприпасами, поставленными киевскому режиму странами Запада». Правда, в различных источниках вскоре проявили себя разночтения: то ли порт Южный, то ли Одесса.

Практически одномоментно сформировался информационный массив: Россия ранее предупреждала о рисках мореплавания в водах, где ведется СВО, поэтому суда заходили в порт Одесса и его окрестности на свой страх и риск. Потому и результат: судно Golden Lion (старое название «Владимир Бондарь») под флагом Антигуа и Барбуда было повреждено в Одессе. Оно, якобы уже повреждённое, 21 сентября стояло у зернового причала порта, что, как отмечали специалисты, странно для сухогруза, перевозящего генеральный груз. То есть штучный, габаритный груз и продукцию, которая перевозится в упаковке, контейнерах. Отметим: на тот момент, по данным канала Condottiero, в акватории Одесского порта находилось «как минимум четыре «грузовика», маскирующихся под сухогрузы». Как отмечалось каналом, фактически они «являются РЛС, носителями пусковых установок и морским складом для ракет HIMARS и прочего вооружения».

Небезынтересно: ранее, за неделю до этого, 12 сентября, Украина обвинила РФ в поражении крылатой ракетой судна с зерном. Инцидент случился недалеко от румынских вод. По версии Украины, поздно вечером 11 сентября в нейтральных водах Черного моря российская крылатая ракета Х-22 якобы поразила сухогруз «Aya» под флагом островов Сент-Китс и Невис, следовавший из порта Ильичевска (Черноморска) в Египет с грузом украинского зерна. Как заявлялось, судно было поражено одной ракетой сразу после выхода из украинских вод, оно получило некоторые повреждения, но никто из экипажа не пострадал.

А 2 октября были поражены терминал и паром с военным грузом в Одесской области около границы с Румынией. Населенный пункт Орловка в 2:40 и в 3:00 получил удары БПЛА «Герань» в припортовую зону, где находится паромный терминал «Орловка». По инсайдерской информации, на паромах со стороны Румынии на Украину уже некоторое время завозится военная техника, боеприпасы и горюче-смазочные материалы. Все это складируется в порту. По неподтвержденным данным, паромы перевозили не только военное имущество, но и иностранных наемников, которые должны были сопровождать технику в украинские подразделения. Отмечается: удары пришлись как раз во время швартовки одного из паромов. В этот момент румынская сторона вместе с украинской ПВО тоже открыла огонь по БПЛА, но безуспешно. В результате взрыва поврежден сам терминал и один из паромов. Была уничтожена техника, слышалась мощная детонация боекомплекта. А раненых и погибших якобы эвакуировали на румынскую территорию пограничными катерами.

В минувшее воскресенье появилась новая информация из этого ряда.

Минобороны России сообщило: оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М» уничтожил в момент разгрузки контейнеровоз со снарядами из Европы в порту Южный в Одесской области. «Нанесён ракетный удар по месту разгрузки контейнеровоза с боеприпасами в порту Южный населённого пункта Новые Беляры Одесской области», – говорится в пресс-релизе. По данным Минобороны, судно доставило партию боеприпасов и вооружения из Европы. Одновременно были обнародованы кадры уничтожения судна с боеприпасами. На видео хорошо видна детонация боекомплекта.

В ночь на 7 октября российские военные нанесли очередной удар по Одессе и порту Южный. В результате атаки повреждено судно PARESA под флагом Сент-Китс и Невис. Об этом сообщается со ссылкой на пресс-службу Министерства развития общин и территорий Украины. По другим сообщениям, повреждено ещё несколько судов у причалов Большой Одессы.

Судно PARESA, которое якобы перевозило 6 тысяч тонн украинской кукурузы для экспорта, было повреждено возле одного из причалов порта. Как сообщают украинские источники, это уже 20-е гражданское судно, получившее повреждения с начала СВО.

Вице-премьер-министр Украины Алексей Кулеба заявил, что эти атаки являются «попытками сорвать работу Украинского морского продовольственного коридора и подорвать мировую продовольственную безопасность». Однако, несмотря на постоянные обстрелы, «новый» «Зерновой коридор» продолжает работу. За более чем год якобы удалось экспортировать более 70 млн тонн грузов, а это – более 2500 судов, которые вышли из украинских портов в страны Африки, Азии и Европы.

Как говорится, что и требовалось доказать: «Зерновой коридор» используется для перевозки оружия и военной техники.

К этому следует добавить ещё кое-какую информацию.

4 сентября стало известно об уничтожении катера ВМСУ U540 «Чигирин», в результате ракетного удара отправленного на дно в районе Бурлачьей Балки в Одесской области. Плавсредство было атаковано ещё 29 августа. А 26 сентября Минобороны показало кадры удара «Ланцета» по катеру ВСУ в Очакове Николаевской области. Российский барражирующий боеприпас «Ланцет» нанес удар по многоцелевому катеру ВСУ типа «Ярославец». Понятно, что после этого катер стал неремонтопригоден.

4 октября было сообщено об ударе по «связке» буксир-толкач и две баржи. Одним-единственным дроном российские военные сорвали попытку ВСУ высадить крупный десант на Кинбурнской косе. Средствами разведки была выявлена загрузка на баржи большого количества личного состава, боекомплекта и бронетехники. В результате прилёта FPV-дрона произошла мощная детонация. Очередная самоубийственная инициатива противника была пресечена.

Таких попыток было немало. Так, ночью 11 сентября ГУРовцы в очередной раз попытались высадиться на буровые платформы в Чёрном море. В операции они задействовали 14 американских катеров Willard Sea Force, больше половины из них были отправлены на дно, как и 80 человек десанта, включавшего иностранных «инструкторов».

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что, во-первых, активность на море и в прибрежных районах полностью не нивелирована. Во-вторых, Черноморский флот во взаимодействии с другими силами успешно решает задачу контроля и поддержания оперативного режима, а также минимизации, скажем так, водной активности противника. И это несмотря на то, что у Украины нет Военно-морских сил. По факту их и не было в классическом содержании этого понятия.

Тем не менее ВСУ действуют на море, откровенно говоря, держа нас в состоянии боевого напряжения, нервируя разного рода провокациями, к которым, будем честны, они готовы. Для этого они обладают остатками плавсостава ВМСУ, судами гражданского флота, а также «москитным флотом», к тактике «волчьих стай» которого добавились действия морских и воздушных дронов разных типов и предназначения, диверсионно-разведывательных групп, взаимодействующих с силами западных кураторов. Это взаимодействие довольно широко – от космоса и разведывательной авиации до возможностей боевого управления, наведения, контроля и добывания агентурных данных.

Плюс к этому перманентно ВСУ поставляются соответствующие средства и вооружение. Так, за период СВО на Украину доставлено несколько сот быстроходных лёгких катеров разных проектов из США, Великобритании, Франции, других стран. К примеру, на днях сообщено об испытаниях на водной акватории у Одессы шведских быстроходных катеров Combatboat 90 (СВ90). Они переданы на вооружение ГУР.

Надо сказать, что на самом деле эта новость была давно ожидаема – в июне украинские ресурсы сообщали, что компания «Метинвест» приобрела три катера СВ90 для ГУР Украины. А ещё в марте этого года Швеция и Нидерланды анонсировали свою поставку катеров СВ90 для ВСУ. По оценке, их должно быть предоставлено не менее десяти. Это значит, что противник, не имея «классических» ВМС, будет стремиться не снижать своей нынешней активности на море. Разумеется, мы должны быть к этому готовы. Как и к тому, что Запад не поскупится на новые военные поставки.

В этой связи мы подготовили серию публикаций о ВМС Украины и перспективах действий незалежного Посейдона-Нептуна. Чтобы врага бить – его надо знать.

Сергей ГОРБАЧЕВ,
директор Института стран СНГ в Севастополе,
председатель Союза журналистов Севастополя

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

На основе открытых источников
Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Актуально, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *