Нередко в жизни нашей страны складывается так, что интересы у государства одни, а у населения – другие. В силу этого они (эти разнонаправленные интересы), время от времени, нуждаются в согласовании. Для чего, в целях осуществления диалога, населению необходимо свое представительство во власти.
Это представительство формируют в ходе выборов. Избрание же предполагает наличие демократических условий. А их создание – дело не лёгкое. Ведь демократия – это не добрая фея с волшебной палочкой, а, нередко, холодная перманентная гражданская война бедных против богатых. В одном из своих блиц-вариантов она является войной с помощью агитации и листовок, бюллетеней и их подсчета, то есть выборами. Вопрос: на чьей стороне государство?
Ему бы не вмешиваться и не искажать волю избирателей. Но если применяется административный ресурс и электронное голосование, то… против бедных. Поэтому требуется активная позиция населения. Но она, нередко, бывает недостаточной. Увы, как говорится, «по Сеньке шапка». Да, к тому же, усилия исполнительной власти нередко бывают направлены на превращение избирателя в обывателя, который на деле ничего не хочет решать.
Для чего делается так, чтобы никто из них ни в чем не смог разобраться? Поскольку даже «в условиях демократии неосведомлённость одного избирателя может повредить всем остальным» (Джон Кеннеди). То есть итоговый результат голосования зависит от каждого!
Представительная власть
Вот и в нашем Славном Городе завершился срок полномочий депутатов Законодательного Собрания Севастополя (далее – ЗСС) второго созыва. В сентябре предстоят выборы нового состава народных избранников. При этом у севастопольцев, наблюдавших за взаимодействием ЗСС и Правительства Севастополя (далее – ПС) сложилось представление, что принцип разделения властей в нем отсутствует (Подробности на: https://sevastopol.su/news/sevastopolskie-studenty-uvereny-chto-zaksobranie-podchinyaetsya-pravitelstvu).
Тем самым реализуется не политический, а административный принцип – принцип подчинения. То есть ЗСС фактически находится в зависимом положении в отношениях с ПС. Поэтому и нынешние кандидаты в депутаты позволяют себе активно поддерживать решения ПС. Даже если они расходятся с реальными интересами жителей города. И потому есть опасение, что ситуация не изменится и после формирования депутатского корпуса следующего, 3-го созыва.
А ведь депутаты избираются жителями города и должны являться его представителями! Поскольку народный избранник – это лицо профессионально подготовленное и независимое. Ещё русский государствовед Борис Чичерин полтора столетия тому назад посвятил этому вопросу целую диссертацию – спросите у студентов, изучающих общественные дисциплины.
Ещё раньше Екатериной II (она считается «Матерью города» нашего) была создана Уложенная комиссия по разработке нового российского законодательства. А спустя полтора года – распущена. Причина? «Депутаты не готовы» – таково было ее заключение. Но тогда Императрица российская определяла способность депутатов к законодательной деятельности. А сейчас задача определения готовности кандидатов в ЗСС отстаивать интересы населения стоит перед самими жителями города.
Обычно, местными «политологами» обсуждается в СМИ вопрос только о шансах кандидатов: пройдет – не пройдёт. А вот вопрос их уровня подготовки и политической ориентации не рассматривается. Тем более, игнорируется вопрос о значимости и выполнимости выдвигаемых ими предложений, планов и проектов. Хотя это – главные вопросы при определении кандидата в «народные избранники». Но такого анализа нет. А он необходим. Тогда сами избиратели осознанно смогут определить «пройдёт – не пройдёт».
У региональной власти защита есть. Как минимум, это правоохранительные органы и судебная власть. Жителям города она тоже нужна. Но региональный законодатель оказался этим мало озабочен.
Во-первых, есть основания говорить, что в силу сложившейся зависимости, депутатами ЗСС, как законодателями, не был сделан выбор в пользу непосредственной формы местного самоуправления (далее – МСУ). Депутаты ЗСС первого созыва, утверждая закон о МСУ, также не смогли определить свою позицию. А она необходима для привлечения населения к муниципальной деятельности, которая могла бы усилить их роль в жизни города и активность на выборах.
Во-вторых, на региональном уровне необходим мэр города со своей командой. Мэр – это глава муниципальной власти города. Разве ЗСС не видит и не осознает, что в Севастополе нет мэра? Помнится, что в 2014 году его избирали. И даже назвали «народным». Увы, сейчас нет никакого! МСУ в итоге сейчас крайне ослаблено. А можно было расстараться для муниципалов – «братьев своих младших»! Вера в мощь МСУ исчезла. Оно уже почти ничего самостоятельно делать не может.
В-третьих, в соответствии с действующим федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировые судьи могут избираться на должность населением соответствующего судебного участка. В Севастополе же они назначаются на должность депутатами ЗСС. Налицо очередная сдача ими своих позиций.
В своё время Севастопольский городской совет (далее – СГС) до 2014 года активно противостоял тогдашнему правительству – Севастопольской городской государственной администрации (далее – СГГА). При этом противостояние – не самоцель. Это – условие достижения баланса интересов между населением и исполнительной властью. Решение этого вопроса лежит в плоскости восстановления разделение властей в нашем славном городе. И «горизонтального», и «вертикального».
Разделение властей
Разделение властей – один из конституционных принципов формирования власти в стране. В соответствии с Основным законом Российской Федерации (гл. 1, ст. 10) «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Но в Севастополе этот принцип, похоже, не используется. Поэтому «герои» «Русской весны», заручившись 10 лет назад поддержкой населения, сейчас прыгают «с ветки на ветку». Примеры многочисленны, когда они меняют свой статус «народных избранников» на место в Правительстве нашего города (даже становятся вторыми лицами), а затем вновь обращаются за поддержкой к избирателям.
Так кому они сейчас будут служить? Тому, кто сильнее? А самой сильной «ветвью» власти является власть исполнительная. Жители (избиратели) же вновь остаются без защиты.
А восстановить разделение властей – дело не простое. В 2020-м году Председателем партии «Единая Россия» (далее – «ЕР») было заявлено о необходимости совмещения высшими должностными лицами субъектов Федерации полномочий секретарей региональных отделений партии (https://sport.rambler.ru/other/43899962/?utm_content=sport_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink). Тем самым, у глав регионов появилась возможность не только влиять, но даже определять состав кандидатов в представительные органы власти. Стали формироваться «команды» из предложенных губернаторами лиц, предлагающих себя в качестве «народных избранников». Включение тех или иных кандидатов в эти «команды» определяется отношением к ним главы города.
Для сравнения. «Прежнее правительство» – СГГА не всегда могло рассчитывать на успех своей «команды». Почему? Многое зависело от отношения к ней населения. Это показывали результаты выборов. Поэтому и митинг «народной воли» состоялся, и референдум дал высокие результаты. Причем, население могло делать свой выбор, поскольку таких «команд» было до десятка. К тому же, доминировала мажоритарная избирательная система. Станут ли в сентябре нынешнего года представителями севастопольцев лица из разрекламированной «команды губернатора» – это горожанам решать.
Никто не говорит, что будет легко. Налицо прямое влияние исполнительной власти на решения другой ветви власти – ЗСС, где большинство – члены партии «Единая Россия» (далее – «ЕР»). И сейчас задача руководителя этой партии добиться её победы на выборах в ЗСС.
Степень обоснованности совмещения главой региона двух постов (административного и партийного) – под вопросом. Прослеживаются признаки нарушения закона «Об основных избирательных правах граждан». Но его никто не опротестовал и потому «оно» есть! В итоге ЗСС постепенно превратилось из реального представительного органа населения в послушный правительству инструмент принятия решений.
Особенность ситуации в том, что жители города могут этого или не знать, или вообще не интересоваться этим – будь что будет. Но итоги голосования скажутся на результатах жизни населения нашего Славного Города. В том числе и на его перспективу остаться «Городом Русских Моряков». Похоже, что он уже перестает им быть. А вот перспектива стать туристическим городом (даже чуть ли не курортным) ему обещана. Может, даже второй Евпаторией или Судаком. Вопрос: как интересы населения Севастополя его правительство станет реализовать, если жителей города фактически некому будет представлять?
Избиратели
Севастопольцы, несмотря на внешнее спокойствие, бывают очень активны. Как минимум, раз в столетие они заявляли о себе на всю страну (1830 год – Чумной бунт, 1905 год – вооружённое выступление матросов Черноморского флота, солдат Севастопольского гарнизона, рабочих порта и Морского завода, 2014 год – «Русская весна»). Если чувствовали, что надо. Какими мы были, как жили – этого приезжие не знают, и их это, похоже, не интересует.
Что касается активности на местном уровне, то в течение первого десятилетия нового тысячелетия имели место масштабные совместные выступления общественных организаций и органов МСУ против глав СГГА Сергея Иванова, Сергея Куницына и даже Валерия Саратова в связи с недовольством их деятельностью. Кроме того, за последние 20 лет свое право на муниципальную независимость активно заявляли и жители, и органы МСУ города Инкермана, затем – посёлка Кача и, наконец, села Андреевка. Последний случай – самый недавний.
Но все в жизни меняется. За последнее время и в характере севастопольцев произошли определенные изменения. Избирательная кампания – это тот небольшой период, когда они отчетливо могут проявиться. Да и «государственная педагогика» повела население в свою сторону.
Недавно на одном из каналов Интернета был проведен опрос. Прошу прощения, но по итогам этого опроса оказывается, что для многих из нас характерны мыслительная леность, организационная инертность и недостаток самосознания. И они напрямую влияют на нашу реальную жизнь. Как мыслим – так и живём (https://dzen.ru/a/ZpPPnICc50LOaXIe). По итогам опроса только один из четырёх избирателей ещё как-то способен анализировать и делать выводы. В связи с этим, образно говоря, наша привычная «троица» должна не сама, по привычке, собираться, а этого четвертого искать! Ведь для выборов обсуждение его последствий – крайне важная вещь.
Для основного же корпуса избирателей часто значимы два желания: чтобы ничего не менялось (поскольку считается, что все меняется только к худшему – цены, тарифы, налоги) и «лишь бы не было войны»! Стало быть, ничего нельзя менять. А менять следует. Поэтому вера населения в то, что нынешнее ЗСС будет само собой представлять интересы жителей Севастополя, скорее всего, окажется верой в чудо!
Недостаток немалого количества избирателей проявляется и в том, что они руководствуются предметным мышлением. Поэтому воспринимают в качестве предвыборной программы обещания, например, произвести ремонт жилья, прокладку сетей и даже строительство котельной. Такие обязательства ещё уместно было слышать от депутатов органов МСУ, но не от депутатов ЗСС. Ведь их основная задача – это создание правовых отношений между жителями Севастополя (начальниками и подчиненными, собственниками и наемными работниками, обучающими и обучаемыми, врачами и пациентами и т.п.), закрепляемых в региональном законодательстве и обеспечивающих конструктивное и справедливое решение возникающих между ними вопросов. А кандидаты в ЗСС по-прежнему обещают то, что должны планировать департаменты правительства, а осуществлять – профильные предприятия (строительные и монтажные, промышленные и агропромышленные и т.п.). Но это, извините, обман!
Никто не говорит, что такими вопросами нельзя заниматься. Однозначно нужно. Но они являются сопутствующими. Основная задача депутата ЗСС – разработка законопроектов. При этом в течение двух созывов в уже принятые Устав города, законы об административно-территориальном делении и МСУ так и не внесены существенные изменения, необходимые для улучшения качества управления и самоуправления в нашем городе. Не говоря уже о разработке Социального кодекса Севастополя в целях решения проблемы «богатых и бедных». Крым взялся за решение этой задачи. А ЗСС молчит. Молчит и избиратель.
Слух человеческий избирателен. Да и зрение тоже. Что-то человек видит, а что-то – нет, даже глядя в упор! Большинство старается не видеть недостатков управления городом и дефектов в действующем законодательстве. Ну и пробелов в работе представительных органов власти и самоуправления старается не замечать.
При этом, наихудшее из звучащих предложение – это голосовать за любого кандидата, кроме члена партии «ЕР». Нет! При таком голосовании все голоса просто распылятся и уйдут партии-лидеру. Вот где потребовалась бы самоорганизация населения. На каждом округе избирателям между собой можно договориться за кого голосовать. И такая практика есть. Чтобы прошли в ЗСС те, кто стремится решать задачи населения, а не голосовать единогласно за проекты законов Правительства.
Владимир Чекмезов, член Союза журналистов России, депутат Севастопольского городского Совета 5 созывов (1994 — 2014 гг.), профессор Международной кадровой академии