Материализация памяти: конкретно и бесхайпово

«Севастополец» – понятие многогранное, ёмкое и образное. И речь здесь не о возрасте, мужском или женском поле, занятиях человека. Впрочем, житель любого города-местности имеет свои особенные черты, своё «лицо» с отличительными чёрточками и примечательными деталями, в то же время – в чём-то объединяющими, делающими его узнаваемым наряду со своими земляками.

Скажем, когда мы говорим о «собирательном» ялтинце, живущем всего-то в восьми десятках километров от главной черноморской военно-морской базы, то представляем совершенно другой человеческий типаж, совершенно с другой психологией, привычками и даже внешним видом.

В облике Севастопольца – мужественные черты черноморского матроса, лоск и шик блестящего флотского офицера, крепость рабочих рук судоремонтника, пытливость учёного-гидробиолога, мудрость опыта преподавателя военно-морского училища, просоленная шевелюра рыбака океанического флота, блеск озорных глаз винодела. И, конечно же, платина-серебро ветеранской седины. Этот облик смягчают овал лица Даши Севастопольской, аристократизм благородных княжон – сестёр милосердия, стальной взгляд снайпера Людмилы Павличенко и молодость студентки СПИ. И, конечно, задорные голоса мальчишек, с разбегу прыгающих в воду на Хрусталке.

Правда, это – мои уже «нафталиновые» представления из того, советского времени. Нынче эти севастопольские черты становятся иными. Их дополняет нечто чуждое черноморской столице – здесь и хамство водителя «топика», и лень халдея в пляжной кафешке, и бегающий, вороватый взгляд торговки снедью-зеленью с тротуара, и синие «треники» идущих с работы заезжих рабочих с той же Хрусталки. Точнее, Хрусталки уже другой…

Говорят, за прошедшие десять лет с Победы Русской весны как минимум половина (если не больше) жителей Города Русской Славы решили в нём обосноваться. В принципе, дело это естественное, хотя и требующее разного рода оценок (и они, надо сказать, делаются на разных уровнях, хотя не всегда озвучиваются, в том числе в силу, наверное, своей неприглядности). И беда в том, что эти «новожители», по большому счёту не становятся Севастопольцами. Не все, конечно, но очень многие. Как раз эти не погружаются в севастопольскую проблематику, не напитываются необходимыми знаниями, не особо беспокоятся о том, что севастопольцев по-настоящему волнует.

Постепенно Севастополь теряет свои облик и содержание. Это проявляется во многом, в том числе и в таком важнейшем для сохранения нашей севастопольской идентичности деле, как сохранение Памяти. Именно так: Памяти с большой буквы.

Нынешний 2024 год примечателен целым рядом знаковых для Города-Героя юбилеев, которые отмечаются на непростом фоне идущей Специальной военной операции. В то же время некоторые юбилейные даты в силу ряда причин остаются незамеченными. Это в том числе относится к юбилейным датам событий и конкретных людей, связанных с Черноморским флотом и ВМФ России в целом.

Почему память оказывается короткой? Причины тут и субъективные, и объективные – так раньше сказали бы на партсобрании, так говорила и говорит наука.

Думаю, что одна из причин носит глубинный характер – наш Славный Город, созданный Флотом и для Флота, по-прежнему являющийся главной базой воюющего ЧФ, стремительно теряет свои душевные качества и, как следствие, – флотские черты. Итог: его «морское лицо» скукоживается. Это, конечно, тема дискуссионная, но существования данной проблемы нельзя не заметить, а отметив – об этом говорить и писать.

Примеров этого, на мой взгляд, глубинного деструктивного процесса – масса. Один из наглядных, даже очевидных – минимум выходцев Черноморского флота в различных властных структурах (как представительных, так и исполнительных, чиновничьих). А те, что в них есть, своего голоса по флотской/морской/околофлотской тематике/проблематике практически не поднимают в силу ряда причин. Думается, что эта тема получит своё развитие, однако речь всё-таки не о ней напрямую, но с ней связанной. Речь – об исторической памяти. О её сохранении и – употреблю аграрно-сельскохозяйственный термин – культивировании.

В нашем Городе-Герое, декларируемом как «Патриотическая столица» России, внешне, казалось бы, делается немало и по направлению военно-патриотического воспитания, по увековечению памяти о событиях и заслуженных людях, обеспечению преемственности традиций. Соответственно, есть и бюджет под это дело. Находятся и спонсоры-меценаты-подвижники-энтузиасты-волонтёры. Вместе с тем многое из происходящего зачастую носит показной, сиюминутный характер. Всякого рода затратные шумные и яркие «под камеру» креативы, флешмобы, квесты, интерактивы, имверсивы и пр. по факту имитируют и профанируют хорошие замыслы и дела, являясь эрзацем, суррогатом вроде бы хороших инициатив, важных и нужных дел. Именно так дискредитируются как бы и лежащие в их основе замыслы и идеи. Как правило, эта «деятельность» сопровождается пиаром на уровне и в формате информационного шума. Как говорится, сделали на копейку, а раструбили на червонец. В общем, на грош дела – на рубль суматохи. Ну вот примеры буквально из вчера-позавчера.

В День города Севастополя, 14 июня, по социальным сетям разошёлся в общем-то неплохо сработанный технически видеоролик с исполнением артистами Ансамбля песни и пляски Черноморского флота «Легендарного Севастополя» в отделе овощей и фруктов продуктового маркета в торговом центре «Муссон». Пожалуй, напомню, в цехах этого завода (ещё памятно) делали радиоэлектронику для гидро- и радиолокации, а также ещё много чего такого. В общем, была у нас такая силиконо-кремниевая, если не долина, то прочная и широкая платформа. Наш не просто знаменитый, а легендарный ансамбль – любимец благодарной публики. Но я не могу понять, кто надоумил флотских артистов спеть Гимн Города-Героя на фоне лотков с капустой, поигрывая-жонглируя заморскими яблоками-апельсинами. Вокруг – «случайная» восторженная женская тусовка, естественно, снимающая это «экспромтное» действо на мобильники, разумеется, с рассылаемыми тут же селфи.

Конечно, «Легендарный Севастополь» можно спеть и в предбаннике русской (или финской) парилки под водочку с селёдочкой и даже в турецком хаммаме под чаёк с рахат-лукумом. Можно и в других укромных и даже интимных местах. Ведь у нас, что ежедневно доказывает Жизнь, может быть всякое. И, наверное, творческие «находки» и порывы подобное допускают. Но лично мне думается, под фрукты-овощи приемлемо исполнять что-то иное. Даже в День города.

Или, к примеру, пейзажно-зарисовочный видеоролик с утренними видами и звуками-шумами проснувшегося города. Всё хорошо, даже в чём-то оригинально, и обязательный по нынешней моде котик на причале Графской пристани пришёлся в тему, но не хватало флотской «фишки» при наличии моря – звуков корабельных склянок и перелива горнов с командами по трансляции на верхней палубе военного корабля. Без этого нет утреннего Севастополя по определению. Если, конечно, мы говорим о звуках и картинках.

Наверняка кто-то скажет: «Да это – не заслуживающие внимания мелочи!» Возможно. «Это – творческий авторский взгляд». Конечно, это так. И Автор имеет на это право. Но всё-таки не в данном случае – это для людей случайных, кто не знает Севастополя и слюняво умиляется появлению котика. Причём котика любого – лежащего на чьем-то диване или греющегося на причале.

И подобного рода моментов, проявляющихся постоянно и практически повсеместно, немало. Но в суете нынешнего постковидно-проблемного бытия, потеряв не только обоняние, но и вкус с цветовосприятием, мы многого уже и не замечаем. И многое воспринимаем как данность, даже неизбежность, несмотря на чудеса без решета. Ну вот ещё пример. Я про акцию, связанную с победным юбилеем.

Как известно, в город к 80-летию освобождения Севастополя и Крыма была привезена картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», её оригинал. Она уже второй месяц по-тихому, не привлекая особого внимания, экспонируется в так и не введённом вовремя в эксплуатацию (согласно декларациям-договорам-обещаниям) здании Художественной галереи. Конечно, это не Ливадийский дворец для императора, построенный менее чем за два года (подчеркну: построенный руками, кирками, лопатами и тачками дворец!). Это – лишь музей для картин и людей. И потому в XXI веке такую серьёзную реконструкцию на основе современных технологий можно затягивать на годы.

Увы, но кроме скучающих охранников и экскурсоводов в зале с одиноким знаменитым полотном обычно никого нет. Как говорят на «туче» 5-го километра, к гадалке не ходи: этот наверняка финансово ёмкий проект оказался паровозным гудком в чистом поле. При этом, конечно, кому-то удалось неплохо заработать. Судите сами: подготовка картины, её перевозка в дорогущем спецконтейнере, плюс – охрана и безопасность, размещение в специально подготовленном зале. А ещё – увоз, который приближается. Всё, естественно, повторится в обратной последовательности…

В принципе, об этом можно было бы и не говорить, если бы не один простой факт: специально написанная для Севастополя точная копия картины А.А. Дейнеки уже более пятидесяти лет занимает центральное место в экспозиции Музея Черноморского флота. И об этом севастопольцы прекрасно осведомлены. Не оказался ли в этом случае «король голым»?

Зачем же городится такой огород? Думаю, ответ на этот простой вопрос может дать каждый, кто это захочет. В разных вариациях. С иронией, эмоциями, домыслами. Тут, как говорится, широкое поле для предположений…

Я же уверен: в период СВО, когда даже ветераны пускают шапку по кругу, когда волонтёры собирают рубли, делают окопные свечи, а бабульки вяжут носки и сушат сухари для наших бойцов, подобного рода акции не только не имеют смысла, но и привносят раздражающий негатив в общественные настроения. Как представляется, это не способствует и укреплению авторитета власти. Кстати, особенно накануне выборов – 8 сентября с.г. мы снова будем избирать Заксобрание. Уже третьего созыва.

К сожалению, схожих с моими «умничаний» и «раздражений» подобного рода за десять лет существования Севастополя как отдельного субъекта Федерации проявлялось немало, в том числе на основе невыполнения обещаний представителей власти. Некоторые из «заигранных» проблем уже давно набили оскомину. А новые появляются буквально на пустом месте.

Так, например, «тёмными пятнами» по-прежнему являются вопросы, связанные с памятниками Отцу города и Флота Светлейшему князю Г.А. Потёмкину (место так и не определено, хотя известный политик Г.А. Зюганов под фанфары закладывал камень с табличкой) и адмиралу М.П. Лазареву (у здания Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова). Ветшал и развалился дом-дача командовавшего флотом почти двадцать лет и, естественно, «первого лица» города Михаила Петровича Лазарева на Фиоленте. Уже затаскана до состояния затрапезности идея сооружения скульптурной композиции «Севастопольский вальс». До сих пор не увековечена память черноморцев, участвовавших в Первой мировой войне (вообще ничего нет). Уже ушли не только ветераны Великой Отечественной войны, но и черноморцы, совершавшие «молчаливые подвиги» в эпоху «холодной войны». Забыта личность черноморца Главкома ВМФ СССР № 1 С.Г. Горшкова, тридцать лет стоявшего у штурвала Военно-Морского Флота страны, любившего Черноморский флот и особо заботившегося о развитии нашего Города-Героя. По непонятным причинам (так и не объяснено) не установлена памятная доска Ю.М. Лужкову на Доме Москвы. А ведь на основании Указа Президента было принято решение, проведён конкурс, даже назначалась дата торжественной церемонии. Недоумение вызывает руинированное здание штаба Черноморского флота при одновременном ведении в городе масштабнейших строек (хотя бы восстановить внешний периметр здания).

Этот перечень «непонятного» можно было бы продолжить, как и попытаться объяснить причины затягивания рассмотрения или реализации различных инициатив. Однако этого нет (хотя, в сущности, объяснить можно всё – это понять и принять всё невозможно). Между тем в городе не только реализуются масштабные строительные проекты, но и становятся публичными сомнительные идеи. Ну как показательный пример – установка памятника В.В. Жириновскому в центре города у гостиницы «Севастополь».

При всём уважении (или неуважении) к этому неординарному политику, отмечу: мягко говоря, удивительными в наше время являются такие инициативы, причём обсуждаемые на серьёзном уровне с «подогревом» темы в СМИ. И это – при отсутствии в Севастополе на третьем году СВО общего обелиска на Аллее славы на кладбище 5-го км. Горько осознавать: здесь захоронено уже почти двести павших воинов-севастопольцев. К слову, с момента смерти В.В. Жириновского прошло всего два года (кстати, если и ставить ему памятник, лучшего места, чем у с. Гончарное не найти – там Жириновского украинская милиция, завернув обратно, не пустила в город).

В 2018 году в Севастополе решался вопрос установки памятной доски к 100-летию контр-адмирала Михаила Павловича Бочкарёва, который всего полтора года не дожил до своего векового юбилея. Человек интересной судьбы, настоящий Моряк, дважды гвардеец. Патриот, в свои 95 лет принципиально получивший в находящемся под украинской юрисдикцией Крыму паспорт Гражданина Российской Федерации. Вроде бы не было принципиальных возражений по поводу установки памятной доски на здании Штаба тыла Черноморского флота. Но была закавыка: в местном законе было прописано: подобного рода инициативы могут быть реализованы только через десять лет после смерти увековечиваемого. Кто и когда этот «параметр» ввёл – история умалчивает. И почему 10, а, скажем, не 9 или 11, тоже никто пояснить не мог. Опять же особо отмечу: закон – местный, значит всё в наших руках, в руках севастопольцев и избранных ими депутатов.

Не буду описывать, как решался вопрос установки доски (она всё-таки торжественно была открыта к юбилею), но происходившее натолкнуло в очередной раз на мысль-умозаключение из практики флотской жизни и службы: многое у нас делается через буквицу «Живете». И принцип через «Живете» продолжает не только жить, но и процветать.

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения (11 июля) и 50 лет (26 июля) со дня гибели настоящего севастопольца контр-адмирала Александра Александровича Трофимова. Его биография, жизнь и служба, что называется, «классика» истории не только Севастополя, Флота, но и всей страны. А.А. Трофимов – яркий представитель Времени, поколения Победителей и Созидателей. Можно сказать, он являет собой яркий пример Человека Советской Эпохи.

Его биография и кратко, и с подробностями изложена в различных публикациях, книгах и «вражеской» Википедии. Отметим главное: контр-адмирал Александр Александрович Трофимов – советский военно-морской деятель, фактически создатель 8-й оперативной эскадры (Индийской) ВМФ СССР. Являясь советником командующего ВМФ Сирийской Арабской Республики и старшим группы советников и специалистов Военно-Морского Флота, контр-адмирал А.А. Трофимов трагически погиб в Сирии. По решению Министра обороны СССР и городских властей он был похоронен на мемориальном кладбище Коммунаров г. Севастополя.

Накануне юбилеев сын адмирала капитан 1 ранга запаса Никита Александрович Трофимов выступил с инициативой об установке памятной доски на здании, в котором проживал контр-адмирал А.А. Трофимов (установка – за свой счёт) по адресу: ул. Гоголя, 10. С этой целью были направлены официальные письма, установлены коммуникации (в т.ч. с авторитетным, хорошо известным севастопольцам депутатом Заксобрания Вячеславом Гореловым, занимающимся такими вопросами). К сожалению, предложения Н.А. Трофимова не нашли поддержки, а официальный ответ начальника Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя И.Н. Масликовой по своей сути является не просто формальным, а издевательским, даже провокационным. Смысл ответа: доска повредит облику здания – охраняемого объекта.

Эта по своим форме и содержанию отписка аккумулирует в себе чиновничий формализм, кабинетный стиль работы, должностную халатность и человеческое безразличие. Достаточно бегло осмотреть здание по указанному адресу, чтобы понять: г-жу И.Н. Масликову и её структуру на самом деле не беспокоит статус здания, подпадающего под статус и понятия, связанные с культурным наследием.

Внешний облик охраняемого объекта являет собой удручающее зрелище: с трёх его сторон на 1-м этаже пробито четыре двери в проёмах окон, построены ступеньки и балкончик, функционируют магазин и офисы, соответственно, незаконно развешены реклама и вывески, кондиционеры. На стенах – потёки, надписи-граффити. Не нужно разбираться в правовых тонкостях, чтобы понять: нововведения и перестройка в здании сделаны незаконно. И это, судя по фактическому положению дел, г-жу И.Н. Масликову не беспокоит. Зато её сильно взволновало предложение установить памятную доску на здании, в котором, кстати, проживали очень известные в городе люди.

К сожалению, официальные обращения по таким всё-таки важным для нашего социума вопросам часто не находят реакции у должностных лиц, часто соответствующие решения носят избирательный характер. Так, в кратчайший срок в городе всё-таки появляются и мемориальные доски, и обелиски, и памятники. Реакция на это разная, не всегда находится понимание у горожан.

Будучи членом Общественной палаты города, в своё время я обсуждал эти темы с одним из заместителей Губернатора Севастополя, но получил от него обескураживающий ответ: «Мы решили главную проблему – противостояния и нейтрализовали публичную неприязнь двух противоположных «тротуаров» на улице Ленина, Администрация Президента нас не «парит» – мы и не паримся. И вы не парьтесь». Этого заместителя Губернатора в городе уже нет, но исповедуемые им принципы, очевидно, остались.

Хотелось бы, чтобы культивируемая почва, на которой холятся и лелеются эти принципы, была обеззаражена. То, что это возможно, может доказать положительное решение соответствующей Комиссии, ведь удовлетворить ходатайство Н.А. Трофимова особого труда не представляет. Он готов за свои средства установить памятную доску в срок до 10 дней.

Получится?

Сергей Горбачёв, председатель Севастопольского регионального отделения  Союза журналистов России,  капитан 1 ранга

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Актуально, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *