В 2015 году, к первой годовщине Севастопольской-Крымской-Русской весны, мною был выпущен авторский фотоальбом «От Третьей обороны – к Русской весне», организована фотовыставка, которая экспонировалась в нескольких местах, а затем была подарена Севастопольскому президентскому кадетскому училищу (ныне – Филиал Нахимовского военно-морского училища). Думается, представленные тогда материалы не только не утратили актуальности, но и по-прежнему интересны.
Поэтому решено вновь представить их «потребителям информации» – уважаемым читателям. Тексты, написанные десять лет назад, слегка «причёсаны» – не по сути, а по форме подачи.
Сергей ГОРБАЧЁВ,
исполнительный директор Института стран СНГ в г. Севастополе,
председатель Союза журналистов Севастополя,
учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота,
капитан 1 ранга
«Былъ»
– такова надпись на медали, отчеканенной по указу Императрицы Екатерины Великой в честь славной победы Русского флота при Чесме. 24-26 июня (по ст. ст.) 1770 г. в ходе сражений в Хиосском проливе и в заливе у крепости Чесма эскадра адмирала Г.А. Спиридова полностью уничтожила турецкий флот. С этого момента на несколько лет Военно-Морской Флот России стал доминировать в Эгейском море и прилегающих водах.
Конечно, прямых аналогий между тем, что случилось с Военно-морскими силами Украины в феврале-марте 2014 года, и тем, что произошло за почти 244 года до этих событий, нет смысла проводить. Но, тем не менее, все-таки определенные параллели напрашиваются: Османская империя потеряла свои основные морские силы в глобальном противоборстве с Российской империей. Нечто схожее случилось и с ВМСУ…
Незалежная Украина, вступив в противоборство с Российской Федерацией после распада СССР, под диктовку «вашингтонского обкома» стала выдавливать Россию с территорий и водного пространства, геополитически, экономически и исторически входивших в зону влияния нашей Великой Державы. И в этом смысле Черноморский флот Киевом рассматривался как одновременно и камень преткновения, и лакмусовая бумажка российско-украинских отношений, и ахиллесова пята Москвы.
Украинское руководство на протяжении практически 20 лет (до прихода к власти В. Януковича в 2010 году) издевательски, иезуитски использовало флотскую проблематику с целью давления на руководство России. Изначально, после распада СССР, Украина, заключая соглашения с Российской Федерацией, постоянно их ревизовала, дезавуировала, а зачастую просто наплевательски к ним относилась.
Военно-морские силы Украины, начавшие создаваться «по понятиям» – подпольно, кулуарно, явочным порядком, – по сути, так и не стали полноценным флотом. Как говорится, Бог шельму метит – в период Русской весны ВМС Украины ожидала незавидная участь. В марте 2014 г. от них остались жалкие остатки. И дело не в «вероломстве и коварстве» Кремля – украинские моряки, понимая суть происходящего, не стали противодействовать воле народа. Они не угнали свои корабли из крымских баз, к причалам которых были привязаны.
В конечном счёте время расставило всё по своим местам – на кораблях еще советской постройки, которые правдами и неправдами в 90-е годы прошлого века стали принадлежать Украине, в марте 2014 г. были подняты исторические Российские Андреевские Военно-морские флаги. Подавляющее большинство офицеров и мичманов, прапорщиков и военнослужащих-контрактников других категорий пожелали служить Флоту России. А было это по данным открытых источников так (хотя наверняка к нижеизложенному есть что добавить).
24 февраля черноморский БДК «Николай Фильченков» подошел к берегам Крыма, высадив «вежливых людей» в Ялте, а затем в Казачьей бухте Севастополя, где традиционно на протяжении почти полувека дислоцируется морская пехота ЧФ.
В Ялте наши воины разместились на территории одноименного российского военного санатория – единственного сохранившегося подобного заведения в Крыму и принадлежавшего Черноморскому флоту. В сущности, в этих действиях не было ничего сверхъестественного – после завершившейся накануне Олимпиады в Сочи обеспечивавшие ее безопасность силы возвращались в места постоянной дислокации или туда, куда прикажет командование. Командование приказало прибыть в Крым, над которым нависла угроза бандеровской оккупации.
В тот же день украинский пограничный катер «Балаклава» встал у Константиновского равелина у входа в Севастопольскую бухту. Отметим: такого раньше никогда не было. К тому же корабли украинских погранчастей здесь, в главной базе ЧФ, никогда не появлялись, базируясь в Балаклаве, Ялте и Керчи. Это был своеобразный «превентив» на возможные действия черноморцев, некое средство психологического давления – останавливать корабли Черноморского флота катер не имел права, да и никогда не рискнул бы это делать. Поставили его как бы на всякий случай, возможно, и с целью провокации.
В свою очередь у входа в Балаклавскую бухту, где находилась база украинских пограничных кораблей, встал российский ракетный катер «Ивановец».
Как было отмечено в некоторых СМИ, 1 марта на БДК были переброшены с Кавказа 700 военнослужащих, а в Севастополь с «того берега» перелетели 10 вертолетов Ми-24. Утром того же дня гвардейский ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Пытливый» и еще несколько кораблей Черноморского флота вышли в море из Севастопольской бухты, а затем взяли курс к озеру Донузлав. Вскоре стала понятна их цель – блокирование тринадцати украинских кораблей в их Южной военно-морской базе, расположенной на его берегах. По словам министра обороны Украины адмирала Игоря Тенюха, у ВМСУ на тот момент «условно боеспособными» осталось только четыре корабля, в том числе и базировавшийся в Донузлаве большой десантный корабль «Константин Ольшанский».
4 марта 2014 г. два буксира вывели из Севастопольской бухты исключенный из состава Черноморского флота, долгое время стоявший в ремонте, а затем в отстое большой противолодочный корабль «Очаков». В ночь на 6 марта он был поставлен поперек канала, ведущего в озеро Донузлав, затем началась операция по его затоплению. БПК лег на грунт, перегородив фарватер, при этом его правый борт возвышался над водной поверхностью.
К этому времени украинские корабли и суда, находившиеся в бухтах Севастополя, были надежно блокированы силами Черноморского флота. Сделано это было, исходя из возможности пришедшей в Киеве к власти профашистской хунты применить ВМС Украины для решения противоправных задач.
7 марта рядом с БПК «Очаков» был затоплен морской водолазный бот ВМ-416. Таким образом, выход из Донузлава был окончательно заблокирован.
В результате практически весь корабельный состав ВМС был нейтрализован, полностью заблокирован в бухтах Крыма. Особо подчеркнем: реальных попыток противодействовать россиянам со стороны украинских моряков не было. Если же что-то и происходило, то делалось это в основном с целью имитации сопротивления и протеста – с формальной точки зрения украинские военнослужащие все же находились «под присягой». В то же время человек, способный отдавать приказания, – Верховный главнокомандующий, президент Украины Виктор Федорович Янукович был насильственно свергнут пришедшей к власти хунтой. Ее импотентные руководители были неспособны ни командовать, ни брать ответственность на себя. Моряки ВМС Украины, фактически брошенные своим начальством на произвол судьбы, оказались в сложнейшей правовой и морально-нравственной ситуации. Надо отдать им должное: они не поддались эмоциям, не только сохранив здравый смысл, но и не взяв в руки оружие.
Ситуация к началу марта выглядела следующим образом. Корабли и суда ВМС Украины были блокированы и располагались в местах базирования.
1. Севастопольская (Северная) бухта:
• корвет «Тернополь» U209;
• корабль управления «Славутич» U5104;
• морской буксир «Корец» U830;
• буксир «Красноперекопск» U947.
2. Стрелецкая бухта Севастополя:
• подводная лодка «Запорожье» U01;
• ракетный катер «Прилуки» U153;
• ракетный корвет «Приднепровье» U155;
• корвет «Луцк» U205;
• корвет «Хмельницкий» U208;
• корабль управления «Донбасс» U500;
• гидрографический катер «Сквира» U635;
• спасательное буксирное судно «Кременец» U705;
• поисково-спасательное судно «Изяслав» U706;
• транспорт «Джанкой» U754;
• транспорт «Судак» U756;
• танкер «Бахмач» U759;
• танкер «Фастов» U760;
• судно размагничивания «Балта» U811;
• судно контроля физполей «Северодонецк» U812;
• килекторное судно «Шостка» U852;
• плавсклад «Золотоноша» U855;
• буксир «Дубно» U953;
• судно-мусоросборщик U954;
• катер «Чигирин» U540;
• учебный катер «Смила» U541;
• учебный катер «Новая Каховка» U542;
• противопожарный катер «Борщив» U722;
• водолазный катер «Ромны» U732;
• водолазный катер «Токмак» U733;
• санитарный катер «Сокаль» U782;
• пассажирский катер «Ильичевск» U783;
• плавкран «Каланчак» U802;
• катер «Коростень» U853;
• катер U926 (СБУ).
3. Новоозерное и Мирный (озеро Донузлав):
Здесь базировались корабли 5-й бригады надводных кораблей ВМС Украины:
• корвет «Винница» (U206);
• морской тральщик «Чернигов» (U310);
• морской тральщик «Черкассы» (U311);
• рейдовый тральщик «Геническ» (U360);
• средний десантный корабль «Кировоград» (U401);
• большой десантный корабль «Константин Ольшанский» (U402);
• транспорт «Горловка» (U753);
• противодиверсионный катер «Феодосия» (U240);
• катер-торпедолов «Херсон» (U891);
• катер «Доброполье» (U854).
В составе 8-го отдельного дивизиона судов обеспечения находились:
• противопожарный катер «Евпатория» (U728);
• морской буксир «Ковель» (U831);
• буксирный катер «Новоозёрное» (U942).
Сергей ГОРБАЧЕВ, фото автора
Также использованы фотографии, любезно предоставленные севастопольцем Артемом ТИТАРЕНКО