Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

Флот: события и факты

18.11.2023 г.

1. Черноморско-Средиземноморский бассейн, СВО, ЧФ, Крым

 

Сводка проведения Специальной военной операции на Донбассе и Украине по состоянию на 14:20 мск 16 ноября

Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают проведение Специальной военной операции.

На Купянском направлении подразделениями «Западной» группировки войск в ходе активных действий при поддержке авиации и огня артиллерии отражены три атаки штурмовых групп 30-й и 67-й механизированных бригад ВСУ в районах населенных пунктов Синьковка и Загоруйковка Харьковской области. Потери противника составили до 110 военнослужащих, танк, две боевые машины пехоты, а также артиллерийская система М777 производства США.

На Краснолиманском направлении подразделениями группировки войск «Центр», ударами армейской авиации и огнем артиллерии отражена атака штурмовой группы 12-й бригады специального назначения «Азов» в районе населенного пункта Червоная Диброва Луганской Народной Республики. Кроме того, нанесено огневое поражение скоплениям живой силы и техники противника в районе населенного пункта Торское Донецкой Народной Республики и Серебрянского лесничества. Потери ВСУ составили до 175 военнослужащих убитыми и ранеными, два пикапа, а также две артиллерийские системы М777 производства США.

На Донецком направлении подразделения «Южной» группировки войск во взаимодействии с авиацией и артиллерией отразили 14 атак, а также нанесли поражение живой силе и технике ВСУ в районах населенных пунктов Клещеевка, Артемово, Георгиевка и Новомихайловка Донецкой Народной Республики. Всего на данном направлении за сутки противник потерял до 240 военнослужащих убитыми и ранеными, танк, три автомобиля. В ходе контрбатарейной борьбы поражены: самоходная артиллерийская установка М109 «Paladin» производства США, две самоходных артиллерийских установки «Krab» польского производства, три артиллерийские системы М777 производства США, а также противотанковая пушка МТ-12 «Рапира».

На Южно-Донецком направлении подразделения группировки войск «Восток» во взаимодействии с армейской авиацией и артиллерией нанесли огневое поражение живой силе и технике 79-й десантно-штурмовой бригады ВСУ и 128-й бригады территориальной обороны в районах населенных пунктов Константиновка и Угледар Донецкой Народной Республики. Потери противника составили до 70 военнослужащих, две боевые бронированные машины, два пикапа. Также, в ходе контрбатарейной борьбы поражены: самоходная артиллерийская установка «Krab» польского производства и гаубица FH70 производства Великобритании.

На Запорожском направлении подразделениями российской группировки войск, ударами авиации и огнем артиллерии нанесено поражение живой силе и технике 33-й, 116-й и 118-й механизированных бригад ВСУ в районах населенных пунктов Работино, Успеновка и Малая Токмачка Запорожской области. Потери противника на данном направлении составили до 100 военнослужащих, два танка, две боевые бронированные машины, а также орудие «Гиацинт-Б».

На Херсонском направлении в результате огневого поражения противника в течение суток уничтожено до 70 военнослужащих, два автомобиля. Кроме того, в ходе контрбатарейной борьбы поражены: самоходная артиллерийская установка М109 «Paladin» и артиллерийская система М777 производства США, а также гаубица «Мста-Б».

Оперативно-тактической и армейской авиацией, беспилотными летательными аппаратами, ракетными войсками и артиллерией группировок войск Вооруженных Сил Российской Федерации поражен пункт управления 128-й горно-штурмовой бригады ВСУ в районе населенного пункта Димитрово Запорожской области, а также живая сила и военная техника противника в 132 районах.

Истребительной авиацией ВКС России в районе города Красноармейск Донецкой Народной Республики сбит самолет МиГ-29 воздушных сил Украины.

Средствами противовоздушной обороны перехвачены два реактивных снаряда HIMARS, а также управляемая авиационная бомба JDAM производства США. Кроме того, уничтожены 26 украинских беспилотных летательных аппаратов в районах населенных пунктов Кременная Луганской Народной Республики, Новоандреевка, Липовое Донецкой Народной Республики, Мирное, Романовское и Павловка Запорожской области.

Всего с начала проведения Специальной военной операции уничтожено: 536 самолетов, 254 вертолета, 8960 беспилотных летательных аппаратов, 441 зенитный ракетный комплекс, 13426 танков и других боевых бронированных машин, 1184 боевые машины реактивных систем залпового огня, 7121 орудие полевой артиллерии и минометов, а также 15312 ед. специальной военной автомобильной техники.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1116/144576433/detail.shtml

 

Сводка проведения специальной военной операции на Донбассе и Украине за период с 11 по 17 ноября

Вооруженные Силы Российской Федерации продолжали проведение Специальной военной операции.

В период с 11 по 17 ноября т.г. Вооруженными Силами Российской Федерации нанесено 24 групповых удара высокоточным оружием и беспилотными летательными аппаратами, в результате которых поражены передовые пункты управления и места размещения командного состава оперативно-тактической группы «Лиман», оперативно-стратегической группировки войск «Хортица», а также пункты временной дислокации боевиков нацформирований «Азов» и «Правый сектор». Кроме того, успешно поражались артиллерийские арсеналы, склады вооружения, военной техники и горюче-смазочных материалов, аэродромная инфраструктура, а также центр подготовки снайперов и инженерного состава ВСУ.

На Купянском направлении подразделения «Западной» группировки войск за прошедшую неделю отразили 26 атак противника и продолжали улучшать положение по переднему краю. Ударами авиации и огнем артиллерии нанесено поражение живой силе и технике 30-й, 54-й, 57-й и 67-й механизированных бригад ВСУ в районах населенных пунктов Синьковка, Тимковка и Загоруйковка Харьковской области. Общие потери противника составили свыше 575 военнослужащих убитыми и ранеными, два танка, 10 боевых бронированных машин, 11 автомобилей, а также 13 орудий полевой артиллерии.

На Краснолиманском направлении подразделения группировки войск «Центр» при поддержке авиации, огня артиллерии и тяжелых огнеметных систем отразили 23 атаки штурмовых групп: 24-й и 47-й механизированных бригад, 12-й бригады специального назначения ВСУ и 15-го полка нацгвардии. Потери противника за неделю на данном направлении составили более 1100 военнослужащих, восемь боевых бронированных машин, 14 автомобилей и пять орудий полевой артиллерии.

На Донецком направлении «Южной» группировкой войск в течение указанного периода отражены 33 атаки противника и нанесено огневое поражение живой силе и технике ВСУ в районах населенных пунктов Марьинка, Курдюмовка, Раздоловка, Андреевка и Клещеевка Донецкой Народной Республики. Общие потери противника на данном направлении составили более 1810 военнослужащих убитыми и ранеными, два танка, 15 боевых бронированных машин, 24 автомобиля и 22 орудия полевой артиллерии.

На Южно-Донецком направлении подразделениями группировки войск «Восток» заняты более выгодные рубежи и позиции, а также отражены две атаки штурмовых групп 79-й десантно-штурмовой бригады ВСУ и 128-й бригады территориальной обороны в районах населенных пунктов Новомихайловка и Никольское Донецкой Народной Республики. Кроме того, ударами авиации и огнем артиллерии нанесено огневое поражение подразделениям 72-й механизированной, 58-й мотопехотной бригад, 102-й и 127-й бригад территориальной обороны в районах населенных пунктовУгледар, Старомайорское и Урожайное Донецкой Народной Республики. Потери ВСУ составили свыше 745 военнослужащих, 12 боевых бронированных машин, 15 автомобилей, 20 орудий полевой артиллерии, а также боевая машина РСЗО «Град».

На Запорожском направлении подразделения российских войск отразили три атаки противника в районе населенного пункта Работино Запорожской области. Также нанесено огневое поражение живой силе и технике 33-й, 117-й и 118-й механизированных бригад ВСУ в районах населенных пунктов Успеновка и Малая Токмачка Запорожской области. Общие потери противника за неделю составили более 425 военнослужащих, два танка, девять боевых бронированных машин, 14 автомобилей и семь орудий полевой артиллерии.

На Херсонском направлении противник на правом берегу Днепра и в ходе попыток высадки на острова потерял более 460 военнослужащих убитыми и ранеными, два танка, и 17 автомобилей. Кроме того, в ходе контрбатарейной борьбы поражены 16 орудий полевой артиллерии и боевая машина РСЗО «Град».

Оперативно-тактической авиацией и ракетными войсками группировок войск Вооруженных Сил Российской Федерации за прошедшую неделю уничтожены: радиолокационная станция зенитного ракетного комплекса С-300, а также три радиолокационные станции контрбатарейной борьбы, в том числе: одна поставленная Украине Германией «Cobra» и две производства США AN/TPQ-50. В ходе воздушных и противовоздушных боев сбиты три самолета МиГ-29 воздушных сил Украины. Кроме того, средствами ПВО уничтожены 22 реактивных снаряда системы залпового огня HIMARS, две управляемые авиационные бомбы JDAM и 198 украинских беспилотных летательных аппаратов.

Всего с начала проведения Специальной военной операции уничтожено: 536 самолетов, 254 вертолета, 8989 беспилотных летательных аппаратов, 441 зенитный ракетный комплекс, 13446 танков и других боевых бронированных машин, 1185 боевых машин реактивных систем залпового огня, 7123 орудия полевой артиллерии и минометов, а также 15342 ед. специальной военной автомобильной техники.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1117/162576460/detail.shtml

 

Российская дальняя авиация совершила полеты над Баренцевым, Норвежским и Черным морями – Минобороны РФ

Министерство обороны России сообщило, что стратегические ракетоносцы Ту-160 и дальние бомбардировщики Ту-22М3 провели полеты над нейтральными водами Баренцева, Норвежского и Черного морей. «Самолеты дальней авиации ВКС России выполнили плановые полеты в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Баренцева, Норвежского и Черного морей. В мероприятии были задействованы стратегические ракетоносцы Ту-160 и дальние бомбардировщики Ту-22М3», – сообщило Минобороны РФ в четверг.

«Все полеты выполнены в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства», – цитируют в Минобороны РФ командующего Дальней авиацией Сергея Кобылаша. «Наиболее продолжительный полет составил более 13 часов», – сказано в сообщении Минобороны РФ.

Самолеты дальней авиации сопровождались истребителями МиГ-31 и Су-30СМ, сказали военные. «Летчики дальней авиации регулярно совершают полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Балтийского морей, Тихого океана», – заявил Кобылаш.

Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3 входят в состав Дальней авиации ВКС РФ. Самолеты Дальней авиации – воздушный компонент российской ядерной триады, но также они могут наносить удары обычным ракетно-бомбовым вооружением, в том числе крылатыми ракетами.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=606315&lang=RU

 

Над Брянской областью и акваторией Черного моря сбиты пять украинских БЛА самолетного типа

В ночь на 16 ноября пресечены попытки совершения киевским режимом террористических атак с применением БЛА самолетного типа по объектам на территории Российской Федерации.

Дежурными средствами ПВО два украинских беспилотных летательных аппарата уничтожены над территорией Брянской области и еще три БЛА перехвачены над акваторией Черного моря около побережья Республики Крым, говорится в заявлении Минобороны.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1116/095076421/detail.shtml

 

ПВО ночью перехватила три беспилотника над Черным морем у Крыма

16 ноября силы ПВО ночью перехватили три беспилотных аппарата над Черным морем у берегов Крыма, сообщило Минобороны России.

«Ночью 16 ноября пресечены попытки совершения киевским режимом террористических атак с применением БПЛА самолетного типа по объектам на территории Российской Федерации. Дежурными средствами ПВО два украинских беспилотных летательных аппарата уничтожены над территорией Брянской области и еще три БПЛА перехвачены над акваторией Черного моря около побережья Республики Крым», – говорится в сообщении.

Источник: https://www.c-inform.info/news/id/108243

 

Пресечены БПЛА атаки с территории Украины по объектам на территории Российской Федерации

16 ноября Минобороны РФ сообщает, что минувшей ночью были пресечены БПЛА атаки с территории Украины по объектам на территории Российской Федерации. «Дежурными средствами ПВО два украинских беспилотных летательных аппарата уничтожены над территорией Брянской области и еще три БПЛА перехвачены над акваторией Черного моря около побережья Республики Крым», – говорится в сообщении ведомства.

То, что осталось за скобками ведомственного релиза, но на что обратили внимание эксперты – ВСУ впервые атаковали Россию испанскими БПЛА Columba. Как пишет издание SHOT, такой дрон со взрывчаткой нашёл перед входом на свой участок житель посёлка Пасово Заднепровского района Смоленска. Мужчина в одиннадцатом часу утра отправился на работу и прямо перед воротами своего частного дома на улице Фрунзе увидел лежащий на земле беспилотник. Он тут же вызвал полицию.

Прибывшие эксперты выяснили, что это БПЛА типа Columba, он нёс на себе кумулятивный заряд КЗ-6 и взрывчатку С-4 массой около 1,2 кг. Позже в 200 метрах от первого БПЛА в лесу полицейские обнаружили второй – аналогичный, с таким же набором вооружения. В результате его падения также никто не пострадал.

Беспилотники такого типа производит испанская компания Spaitech, предназначены они в основном для разведки. ВСУ переделывают их в ударные – главным образом на предприятии ООО «НПП Спайтек» в Одессе. Дальность полёта – 120 км, может нести до 7 кг нагрузки.

Источник: https://crimea-news.com/society/2023/11/16/1234597.html

 

ПВО сбила над Севастополем две цели – Развожаев

17 ноября утром средства противовоздушной обороны сбили над акваторией в Севастополе две цели, сообщил губернатор города Михаил Развожаев.

«В Севастополе работает система ПВО. По предварительным данным в акватории над Северным молом сбито 2 воздушных цели», – написал он в телеграм-канале.

Со ссылкой на Спасательную службу Севастополя Развожаев сообщил, что на данный момент повреждений инфраструктуры не зафиксировано.

Источник: https://www.c-inform.info/news/id/108260

 

Сбитыми у Севастополя целями оказались украинские ракеты «Нептун»

Средства ПВО вчера сбили в акватории Черного моря две украинские ракеты «Нептун», говорится в сообщении минобороны РФ. «17 ноября около 10.40 пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку с использованием двух противокорабельных ракет «Нептун» по объектам на территории Российской Федерации. Дежурными средствами ПВО украинские ракеты были обнаружены и уничтожены над акваторией Черного моря у побережья Крымского полуострова», – сказано в сообщении ведомства.

Источник: https://www.c-inform.info/news/id/108261

 

Дрон RQ-4B Global Hawk заметили над Черным морем во время атаки ВСУ на Севастополь

Высотный разведывательный беспилотник RQ-4B Global Hawk был замечен над Черным морем во время атаки ВСУ на Севастополь. Об этом пишет «Военный обозреватель» со ссылкой на данные мониторинговых ресурсов. По данным Telegram-канала, американский беспилотник «координировал атаку», а также «фиксировал работу систем обороны Крыма».

В пятницу в Севастополе была объявлена воздушная тревога, которая длилась в течение 20 минут. По данным местных властей, в городе сработала система противовоздушной обороны. Позднее в Минобороны сообщили, что над акваторией Черного моря у побережья Крыма были уничтожены две украинские противокорабельные ракеты «Нептун».

Ранее сообщалось, что маршруты полетов американских дронов-разведчиков над Черным морем были скорректированы после решения о начале патрулирования этого района силами ВКС России. Так, 8 ноября дрон RQ-4B Global Hawk с позывным FORTE10 сменил обычную траекторию – он был зафиксирован над территориальными водами Болгарии и Турции. До этого дроны курсировали над нейтральными водами и неоднократно подлетали к границам РФ, максимально приближаясь к Крыму.

Источник: https://rg.ru/2023/11/17/reg-ufo/dron-rq-4b-global-hawk-zametili-v-chernom-more-vo-vremia-ataki-vsu-na-sevastopol.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

 

Уничтожены семь морских дронов и катер с десантом ВСУ в юго-западной части Черного моря

Министерство обороны РФ вчера сообщило, что в юго-западной части Черного моря уничтожены семь украинских морских дронов и один катер с десантом ВСУ, которые следовали в сторону Крыма. «Все обнаруженные цели были уничтожены из штатного вооружения морской авиацией Черноморского флота», – говорится в сообщении Минобороны РФ.

По словам российских военных, цели были обнаружены в пятницу при воздушном патрулировании в юго-западной части Чёрного моря. Среди уничтоженных объектов – быстроходный катер типа Willard, сообщили в оборонном ведомстве.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=606383&lang=RU

 

Зеленский заявил, что на Украине был создан флот морских дронов

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что украинскими вооружёнными силами был создан флот морских дронов. По его словам, они уже действуют в акватории Чёрного моря. «Впервые в мире именно на Чёрном море начал действовать флот морских дронов, украинский флот», – указал он.

Источник: https://nsn.fm/army-and-weapons/zelenskii-zayavil-chto-na-ukraine-byl-sozdan-flot-morskih-dronov

 

WSJ: у Пентагона кончаются деньги на оружие для Киева и на восполнение запасов

У Минобороны США кончаются деньги на оружие для Киева. Об этом, как передает «РИА Новости», пишет газета Wall Street Journal со ссылкой на западных чиновников. «У Пентагона сейчас есть около 5 млрд долл. финансирования в рамках текущего бюджета, чтобы продолжить предоставлять вооружение Украине. Однако другой фонд, предназначенный для восполнения собственных запасов американской армии <…>, сократился до всего лишь 1,1 млрд долл., что означает, что средства Пентагона близки к тому, чтобы закончиться», – говорится в публикации. При этом, по данным газеты, страны Европы не смогут заменить объемы американского финансирования и поставок военной помощи Киеву.

Издание добавило, ссылаясь на свои источники, что Запад не способен конкурировать с Россией в производстве оружия. Кроме того, западные официальные лица признают, что ни одна система вооружений, поставленная на Украину, так и не обеспечила Киеву значительное превосходство на поле боя.

Как напоминает «РИА Новости», на прошлой неделе координатор Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби признал, что Вашингтон с начала российской спецоперации израсходовал 96% всех средств, выделенных на поддержку Украины.

Как сообщил сегодня Белый дом, президент США Джо Байден подписал законопроект о финансировании работы федерального правительства, план не включает дополнительную помощь Израилю и Украине на сумму 106 млрд долл.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1117/142076455/detail.shtml

США продолжат оказывать поддержку Киеву, уверен Столтенберг

Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил об уверенности в том, что США, несмотря на споры в конгрессе, не откажутся от помощи Украине. «Я уверен, что США продолжат оказывать поддержку Украине», – подчеркнул Столтенберг на пресс-конференции в Брюсселе.

Он выразил уверенность и в том, что союзники Соединенных Штатов также намерены продолжать сотрудничество с Украиной. «Союзники готовы продолжить оказывать Украине поддержку, усиливать этот процесс», – отметил генсек НАТО. Так он ответил на просьбу прокомментировать ситуацию в конгрессе США, где идут споры насчет того, следует ли продолжать выделять средства на помощь Украине, и если да, то в каких масштабах.

Накануне палата представителей США поддержала резолюцию Майка Джонсона по предотвращению приостановки работы правительства, которая предусматривает двухэтапное его финансирование. Законопроект не включает резкое сокращение расходов, но в то же время и не обеспечивает финансирование Украины, Израиля и южной границы США.

Ранее лидер республиканского меньшинства в сенате Митч Макконнелл заявил, что поддерживает двухэтапный план финансирования правительства, чтобы избежать шатдауна, без включения в него помощи Украине.

Советник американского президента по нацбезопасности Джейк Салливан сообщил, что администрация США продолжает оказывать помощь Украине, несмотря на возрастающие сложности с финансированием. «Каждую неделю мы оцениваем наши возможности финансирования Украины, чтобы предоставлять ей средства и возможности для защиты, но это становится все сложнее и сложнее», – сказал он на брифинге в Белом доме в понедельник.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=606310&lang=RU

 

Финляндия подготовила 20-й пакет военной помощи Украине

Финляндия отправляет Украине 20-й пакет военной помощи на сумму около 100 млн евро. Об этом, как передает «РИА Новости», говорится в сообщении Минобороны Финляндии. «Решение об этом было принято президентом республики 17 ноября по предложению правительства», – говорится в сообщении.

Это будет 20-я поставка оборонной техники на Украину и обойдется Финляндии примерно в 100 млн евро. Общая стоимость 20 пакетов, поставленных Финляндией, составляет 1,5 млрд евро.

По оперативным соображениям и для того, чтобы помощь без потерь достигла места назначения, дальнейшие подробности о содержании пакета, способе его доставки или графике не сообщаются, уточняет Минобороны.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1117/140576454/detail.shtml

 

Украинские пилоты уже проходят в США подготовку к полетам на F-16 – Пентагон

Министерство обороны США уже приступило к подготовке украинских пилотов к полетам на самолетах F-16, сообщил Пентагон. «Министерство обороны уже участвует в проведении тренингов, чтобы помочь украинским пилотам подготовиться к полетам на самолетах F-16», – говорится в сообщении. В нем отмечается, что параллельно решается вопрос об обеспечении Украины запасными частями для этих самолетов.

Минобороны США напомнило, что ранее в этом году госдепартамент заявил о готовности одобрить передачу третьей стороной самолетов F-16 американского производства Украине. Нидерланды, Дания и Норвегия объявили о намерении осуществить поставки, выведя самолеты из собственных парков.

Чтобы гарантировать украинским пилотам успех в эксплуатации F-16, они проходят обучение в США и Европе как по летной эксплуатации, так и по техническому обслуживанию, отметили в Пентагоне. По словам заместителя министра обороны США по закупкам и материально-техническому обеспечению Билла Лапланте, без запасных частей истребители F-16, на которых будут летать украинцы, могут быть выведены из эксплуатации всего за несколько месяцев. «Мы не позволим этому случиться», – сказал он. – И если другие страны не предоставляют запасные части, мы найдем и предоставим их».

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=606322&lang=RU

 

Нидерланды выделят более 2 млрд. евро на военную помощь Украине в 2024 году

Правительство Нидерландов выделит более 2 млрд евро на военную помощь Украине в 2024 году. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщило Министерство обороны страны. «Нидерланды продолжат поддерживать Украину. Правительство зарезервировало для этих целей более 2 млрд евро на 2024 год», – говорится в заявлении ведомства. Отмечается, что эти средства предназначены для военной поддержки Киева.

Правительство Нидерландов также выделит более 100 млн евро на гуманитарную помощь и восстановление Украины в первые четыре месяца 2024 года.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1117/165576462/detail.shtml

 

ВС Швеции подтвердили передачу Украине 155-мм гаубиц «Арчер»

Как сообщила пресс-служба ВС Швеции, власти страны в начале этого года приняли решение передать Украине в качестве военной помощи ряд систем военного назначения, включая 155-мм самоходные гаубицы «Арчер». Как заявлено, на текущий момент они уже находятся на Украине, а расчеты прошли обучение в Швеции.

Командир 8-го артиллерийского полка полковник Стефан Сьоберг недавно проинформировал личный состав части о произведенных поставках «Арчер» и поблагодарил за участие в подготовке украинских военнослужащих. Он отметил, что в ходе обучения возникали проблемы, связанные с языковым барьером, отличием систем западного производства от советских образцов, отсутствием методики преподавания, что вызывало стресс у инструкторов и обучаемых.

Как сообщал ЦАМТО, в январе 2023 года правительство Швеции объявило, что предоставит Украине большой пакет военной помощи, состоящий из трех частей. Так, пакет включает развитие сотрудничества и совместную закупку ВВТ, поставку крупного пакета техники из состава Вооруженных сил Швеции и передачу артиллерийских систем «Арчер» с их заменой.

В марте 2023 года парламент Швеции предоставил правительству страны право на принятие решений о передаче военной техники Украине и продаже артиллерийских систем Великобритании.

В итоге правительство Швеции решило передать Украине восемь гаубиц «Арчер». Согласно информации шведского правительства, гаубицы вошли в 11-й пакет военной помощи Украине общей стоимостью 6,3 млрд. крон, который также включает запчасти для ЗРК «Хок» и основные боевые танки «Леопард-2».

Переданные ВС Украины СГ «Арчер» представляют собой размещенную на шасси Volvo A30D с колесной формулой 6х6 полностью автоматизированную систему, предназначенную для огневой поддержки операций Сухопутных войск. Максимальная скорость установки – 70 км/ч на шоссе (у AS90 – 53 км/ч), запас хода – 500 км.

СГ «Арчер» с длиной ствола 52 калибра может вести стрельбу противотанковыми боеприпасами BONUS на дальность до 35 км, обычными боеприпасами – на дальность до 40 км и высокоточными боеприпасами «Экскалибур» (XM982, M982 и M982A1) – на дальность до 60 км. Максимальная скорострельность гаубицы составляет 8 выстр./мин. В автомате заряжания находится 21 боеприпас нескольких типов и необходимое количество модульных метательных зарядов, которые могут быть отстреляны менее чем за три минуты.

Штатный расчет «Арчер» составляет три-четыре человека, но благодаря высокой автоматизации установка может управляться только одним военнослужащим под защитой бронированной кабины.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1116/124576429/detail.shtml

 

Никол Пашинян: Армения ищет и находит новых партнеров в сфере ВТС

Армения ищет новых партнеров для поставок ей оружия. Об этом, как передает «РИА Новости», заявил премьер-министр Никол Пашинян. «Мы диверсифицируем наши отношения в области безопасности, так как наши партнеры в сфере безопасности не могут, в том числе по объективным причинам, продавать нам оружие и боеприпасы. Об этом мы говорим открыто и прямо», – сказал Н. Пашинян в ходе правительственного часа в парламенте.

По его словам, Ереван просит партнеров не обижаться. «Но мы должны искать иных партнеров в сфере безопасности, и мы ищем и находим этих партнеров, пытаемся заключать договора, приобретать вооружение и военную технику», – отметил Н. Пашинян.

ОПК Армении не может самостоятельно восстановить обороноспособность страны после потерь во Второй Карабахской войне. Армения для обеспечения должного уровня обороноспособности страны практически по всем основным системам вооружений зависит от импорта ВиВТ.

Армения достаточно длительное время приобретала вооружения у России в рамках ОДКБ по льготным внутрироссийским ценам (в основном из состава ВС РФ). Кроме того, Россия передавала часть вооружений ВС Армении на безвозмездной основе или на условиях льготного кредитования. Однако Вторая Карабахская война осенью 2020 года (27 сентября – 9 ноября) привела к колоссальным потерям военной техники, состоявшей на вооружении ВС Армении. По оценке Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджана, по состоянию на 26 октября 2020 года, стоимость уничтоженной и взятой в качестве трофеев военной техники ВС Армении превысила 2,7 млрд долл.

В условиях потери огромного количества военной техники в ходе конфликта с Азербайджаном осенью 2020 года, Россия могла бы достаточно быстро, с использованием, в том числе, мощностей армянского ОПК (создавая тем самым и дополнительные рабочие места в Армении) компенсировать Еревану уничтоженные и захваченные Азербайджаном ВиВТ, причем, как уже было сказано выше, по льготным ценам и по долгосрочным кредитам. Однако в последующие два года после конфликта руководство Армении сначала завуалировано, а затем отрыто стало дрейфовать в сторону Запада. Таким образом, возможность быстрого восстановления парка военной техники в сотрудничестве с Россией была упущена.

Именно ориентация на РФ представлялась наиболее целесообразной политикой в военном строительстве Армении в постконфликтный период, тем более что Ереван вплоть до настоящего времени, исходя из состояния экономики страны, не может себе позволить закупку в требуемых объемах современных дорогостоящих вооружений в других странах. Тем не менее, Ереван в военном строительстве выбрал дугой путь развития, который в перспективе представляется тупиковым для страны, входящей в ОДКБ.

В случае развития ситуации по самому неблагоприятному сценарию и выходу Армении из ОДКБ, обеспечение обороноспособности страны за счет закупок вооружений на Западе представляется чисто популистским шагом Еревана в рамках постепенного дрейфа руководства страны в сторону от ОДКБ и России. При этом Н. Пашнян забыл главный постулат: западные страны могут быть только временными попутчиками, преследуя свои сиюминутные корыстные интересы в закавказском регионе, а Россия является надежным союзником, соседом и партнером на протяжении столетий.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1116/095576422/detail.shtml

 

Источник: фрегат «Адмирал Григорович» вернулся в Средиземное море

Фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» проекта 11356 после планового ремонта на одном из предприятий на Балтике вернулся в состав постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море. Об этом в четверг, 16 ноября, сообщил ТАСС источник, близкий к ВМФ России. «Фрегат выполнил переход с Балтики в Средиземное море и в составе Средиземноморской эскадры ВМФ России приступил к решению задач по предназначению», – уточнил собеседник агентства. ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.

На прошлой неделе пресс-служба Королевского военно-морского флота Великобритании сообщила, что фрегат «Ричмонд» сопроводил российский фрегат «Адмирал Григорович» на переходе через Северное море.
Позднее источник ТАСС заявил, что «Адмирал Григорович» прошел плановый ремонт и направляется в Средиземное море, чтобы присоединиться к группировке ВМФ России в этом регионе.

«Адмирал Григорович» – первый из трех фрегатов проекта 11356, построенных на «Янтаре» для Черноморского флота. Его ввели в строй в 2016 году. Водоизмещение кораблей этого типа – 4000 тонн, скорость – 30 узлов, автономность плавания – 30 суток. В состав вооружения входят артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, торпедные и противолодочные средства поражения, а также высокоточные крылатые ракеты «Калибр».

В начале мая 2023 года сообщалось, что фрегат «Адмирал Григорович» после вахты в Средиземном море прибыл в Балтийск, чтобы пройти плановый ремонт на заводе «Янтарь». Предполагалось, что после ремонта, который продлится около двух месяцев, корабль вернется в состав постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Источник:https://flot.com/2023/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B510/

 

Авианосец ВМС США «Эйзенхауэр» подошел к Персидскому заливу

Американская авианосная ударная группа во главе с атомным авианосцем USS Eisenhower подошла к Ормузскому проливу, соединяющему Оманский и Персидский заливы, следует из данных информационной службы Военно-морского института Соединенных Штатов. Представитель Пентагона подтвердил информационной службе местонахождение авианосца, однако отказался сообщить, войдет ли он в Персидский залив. Если USS Eisenhower пройдет через Ормузский пролив, то это будет первый заход американского авианосца в Персидский залив с 2020 года, отметила служба.

В середине октября Пентагон направил USS Eisenhower в Восточное Средиземноморье в дополнение к авианосцу USS Gerald Ford на фоне палестино-израильского конфликта. Однако 4 ноября он прошел через Суэцкий канал в Красное море, а затем прибыл в Оманский залив.

В Индийский океан через Суэцкий канал 5 ноября также прошла атомная подводная лодка USS Florida класса Ohio, способная нести 154 крылатые ракеты Tomahawk с дальностью действия 1,6 тыс. км.

В целом на данный момент на Ближнем Востоке находятся две авианосные ударные группы – одна с авианосцем USS Gerald Ford вблизи Израиля, вторая с авианосцем USS Eisenhower вблизи Ирана.

Кроме того, в Восточном Средиземноморье и в северной части Красного моря находятся три больших десантных корабля амфибийно-десантной группы ВМС США во главе с универсальным десантным кораблем USS Bataan. На кораблях размещен 26-й экспедиционный батальон морской пехоты численностью около 2,5 тыс. человек.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=606357&lang=RU

 

2. Кораблестроение и судоремонт

Названы новые сроки запуска реакторов крейсера «Адмирал Нахимов»

Запуск двух реакторов тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» проекта 11442М в ходе ремонта и модернизации на «Севмаше» планируется на третью декаду ноября. Об этом ТАСС сообщил источник в российской кораблестроительной отрасли. ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.

В сентябре этого года другой источник заявил агентству, что физический запуск ректоров корабля знаменует начало практических полномасштабных их испытаний в разных режимах. «Фактически это означает выход на определенный уровень мощности реакторов, чтобы потом можно было сделать вывод о работоспособности всей ядерной энергетической установки», – сказал собеседник ТАСС.

Ранее в августе, в ходе международного военно-технического форума «Армия-2023», генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко сообщил ТАСС, что крейсер выйдет после модернизации на ходовые испытания в мае 2024 года.

«Адмирал Нахимов» (ранее – «Калинин») – третий корабль в серии тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан» (проекты 1144 и 11442). Его вывели из боевого состава флота в 1997 году. Контракт на ремонт и модернизацию силами производственного объединения «Севмаш» стороны подписали в 2013 году. В 2014-м крейсер переместили в наливной бассейн предприятия, в 2016 году с корабля демонтировали оборудование.

Сроки завершения работ неоднократно переносили: сначала на 2020-й, потом – на 2021 год. В августе 2020 года крейсер «Адмирал Нахимов» перевели из наливного бассейна к достроечной набережной. Возвращение корабля в строй планировали на 2022 год, но осенью 2021 года стало известно, что крейсер не выйдет на испытания раньше 2023 года.

Источник: https://flotprom.ru/2023/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%8814/

СМИ узнали о сроках строительства БДК модернизированного проекта 11711

Большой десантный корабль модернизированного проекта 11711 «Владимир Андреев», строящийся на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по скорректированному техническому проекту, спустят на воду и передадут в состав Военно-Морского Флота РФ в 2024 году. Об этом ТАСС сообщил источник в кораблестроительной отрасли.

«Корабль «Владимир Андреев» на данный момент находится на стапелях, до конца года на объекте предстоит выполнить ряд производственных задач. Корабль будет спущен на воду, приступит к ходовым испытаниям и войдет в состав ВМФ до конца 2024 года», – сказал собеседник агентства. ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.

Ранее гендиректор «Янтаря» Илья Самарин сообщил ТАСС, что заложенные на судозаводе в апреле 2019 года БДК «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», значительно отличаются от БДК базового проекта 11711, поэтому графики строительства пересмотрены с учетом работы по их модернизации.

В составе ВМФ России несут службу два БДК базового проекта 11711 – «Иван Грен» и «Петр Моргунов«. Их водоизмещение – 5000 тонн, длина корпуса – 120 метров, ширина – 16,5 метра. Скорость – до 18 узлов. Численность экипажа – 100 человек.

«Владимир Андреев» и «Василий Трушин» получат бо́льшие размерения, водоизмещение возрастет до 7-8 тысяч тонн. Каждый из них способен транспортировать до 13 основных боевых танков или до 36 бронетранспортеров и боевых машин пехоты, а также батальон морской пехоты. БДК вооружат двумя 30-мм шестиствольными артустановками АК-630 и одной сдвоенной АК-630М-2. На палубе базируется поисково-спасательный вертолет Ка-27 или транспортно-боевой вертолет Ка-29.

Источник: https://flotprom.ru/2023/%D0%AF%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C9/

 

Источник рассказал о решении утилизировать АПЛ «Нерпа»

Главный штаб ВМФ России предложил утилизировать аварийную многоцелевую атомную подлодку «Нерпа» проекта 971У (шифр «Щука-Б»), которая, будучи в лизинге в составе ВМС Индии, носила имя «Чакра-2». Об этом сообщили ТАСС в оборонно-промышленном комплексе.

«Главкомат ВМФ по финансовым соображениям считает нецелесообразным ремонт и модернизацию «Нерпы», находящейся на одном из судостроительных заводов под Владивостоком, и предлагает ее утилизировать», – сказал собеседник агентства.

В начале лета 2021 года «Чакра-2» в сопровождении кораблей Тихоокеанского флота совершила переход в надводном положении из Индии во Владивосток.

По имеющимся данным, до этого в апреле 2020 года на борту субмарины произошел взрыв баллона воздуха высокого давления, в результате чего повреждения получили оба ее корпуса. Пострадали также радиоэлектронное вооружение и гидроакустическое оборудование. После чего субмарина досрочно была возвращена из аренды. Собеседник агентства отметил, что после ЧП индийские специалисты выполнили ремонт обоих корпусов АПЛ, по завершении которого она вернулась в Россию.

АПЛ «Нерпа» передали в лизинг ВМС Индии в апреле 2012 года сроком на 10 лет. Стоимость контракта составила около 2 млрд долларов.

Подлодки проекта 971 «Щука-Б» – серия многоцелевых атомоходов третьего поколения, построенных в 1983–2004 годах. Подводное водоизмещение – 12 770 тонн. Субмарины погружаются на максимальную глубину 600 метров. Под водой развивают скорость до 30 узлов. Автономность – 100 суток. Экипаж – 73 человека. Вооружение АПЛ составляют торпеды, мины, противокорабельные и противолодочные ракеты. Они могут запускаться из четырех 533-мм и четырех 650-мм торпедных аппаратов.

Источник:https://flot.com/2023/%D0%A3%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F2/

 

Подконтрольный ОСК проектировщик атомных ледоколов временно лишился лицензии

Ростехнадзор приостановил действие лицензии ЦКБ «ОСК-Айсберг», позволяющей осуществлять конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов проекта 22220.

Действие лицензии приостановлено с 1 ноября в связи с выявленными грубыми нарушениями. Контролируемое государственной Объединённой судостроительной корпорацией АО «ЦКБ “ОСК-Айсберг”» пытается оспорить решение Ростехнадзора в суде, но пока лицензия, позволяющая сопровождать строительство судов с ядерными установками на борту, осталась лишь у АО «ЦКБ “Айсберг”», принадлежащего «Роснефти». Стоимость возможных контрактов на конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов оценивается в 2 млрд рублей. Глава «ОСК-Айсберг» говорит о недобросовестной конкуренции.

Решение о приостановке действия лицензии «ОСК-Айсберг» на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии Северо-Европейское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора вынесло 17 октября по результатам плановой проверки. Причиной стали выявленные грубые нарушения условий действия лицензии.

На сайте Ростехнадзора указано, что лицензия эта позволяет «ОСК-Айсбергу» проектировать и конструировать ядерные установки на судах и иных плавсредствах с ядерными реакторами. Она выдана в ноябре 2017 года сроком на 10 лет и приостановлена с 1 ноября.

В самом решении о приостановке действия лицензии перечислены выявленные при проверке грубые нарушения: «не выполнено требование о поддержании численности и квалификации персонала, осуществляющего проектирование и конструирование ядерных установок на уровне, достаточном для обеспечения выполнения требований ядерной и радиационной безопасности».

Врио начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Игорь Новаков сообщил «ДП», что решение вынесено на основании статьи 34 положения «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии», утверждённого постановлением правительства РФ № 280 от 29 марта 2013 года. 34–я статья перечисляет девять возможных грубых нарушений.

Нарушения, на основании которого Ростехнадзор приостановил действие лицензии «ОСК-Айсберг», в 34-й статье нет. Но до тех пор, пока надзорное ведомство не решит, что нарушения устранены, и не возобновит действие лицензии, осуществлять конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов компания не сможет. Заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» (заказчик атомоходов проекта 22220) Вячеслав Рукша так и написал руководителю «ОСК-Айсберг» спустя 2 дня после приостановления действия лицензии.

По оценке врио генерального директора «ОСК-Айсберг» Игоря Чорного, контракты на конструкторское сопровождение строительства «Якутии», «Чукотки», «Камчатки» и «Сахалина» (последних запланированных ледоколов проекта 22220) будут стоить не менее 2 млрд рублей.

Последние несколько лет конструкторским сопровождением строительства на Балтийском заводе (входит в государственную Объединённую судостроительную корпорацию) атомоходов проекта 22220 занималась другая компания с похожим названием – АО «ЦКБ “Айсберг”», которое контролирует ПАО «Роснефть«. Это видно из материалов арбитражных споров, опубликованных на портале «Электронное правосудие». Таких споров с начала 2021 года 11 штук, ЦКБ «Айсберг» взыскивает в них с Балтийского завода около 400 млн рублей, недоплаченных за конструкторское сопровождение первых ледоколов данного проекта.

Как и «ОСК-Айсберг», одноимённое ЦКБ имеет лицензию, позволяющую проектировать и конструировать ядерные установки на судах и иных плавсредствах с ядерными реакторами. С конкуренцией за контракты на дальнейшее конструкторское сопровождение атомоходов Игорь Чорный связывает интерес к возглавляемому им «ОСК-Айсберг» со стороны Ростехнадзора.

«Во-первых, деятельность нашей компании относится к 6-му классу опасности – по закону Ростехнадзор вообще не должен был проверять нас. Во–вторых, в установленных постановлением правительства перечне грубых нарушений нет тех, что указал в решении о приостановлении действия лицензии Ростехнадзор. А в-третьих, где написано, сколько в компании должно быть сотрудников? У нас сейчас всего семь штатных сотрудников, потому что мы завершили контракт по обслуживанию плавучей атомной станции “Академик Ломоносов” и не заключили пока контракты с Балтийским заводом на конструкторское сопровождение ледоколов проекта 22220, – зачем мне люди, которым будет нечем заняться?» – говорит глава «ОСК-Айсберг».

В начале ноября Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству заявление «ОСК-Айсберг» об оспаривали результатов проверки Ростехнадзора и решения о её проведении.

Генеральный директор управляющего ЦКБ «Айсберг» АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» Константин Лаптев комментировать предположения о недобросовестной конкуренции против «ОСК-Айсберг» отказался.

ЦКБ «Айсберг» получил лицензию на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии 1 сентября взамен старой, срок которой истёк. Срок её действия – до 1 сентября 2033 года.

Первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Лев Засыпко считает, что в данном случае последнее слово должно оставаться не за конструкторскими бюро, а за заказчиком атомоходов – «Росатомом».

«Конечно, чтобы заниматься конструкторским сопровождением проекта 22220, необходимы лицензия, авторские права на конструкторскую документацию, опыт разработки и сопровождения таких проектов. Очень важна реальная готовность компании нести ответственность за свою работу – любое внесение изменений в конструкторскую документацию может привести в том числе к негативным последствиям. А это уже вопрос компетенции, навыков. Но в конечном итоге ледоколы эксплуатирует “Росатом” и он же за них платит – включая конструкторское сопровождение. Поэтому я считаю, что последнее слово при выборе компании, которая будет сопровождать их строительство, должен сказать “Росатом”», – полагает эксперт.

Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что у «ОСК-Айсберг» есть шансы сохранить лицензию, если помимо действий по оспариванию невыгодного для себя решения компания предпримет действия для устранения выявленных нарушений.

«Административные дела юридически не являются особенно сложными. Суды при проверке законности действий лицензирующих органов проверяют, верно ли по форме проведена проверка и действовал ли орган в пределах своих полномочий. Помимо выявления любого из девяти грубых нарушений, перечисленных в положении, основанием к приостановлению лицензии могут стать и иные факты. Впрочем, приостановление лицензии не влечёт её последующий автоматический отзыв. Основанием для аннулирования лицензии является только установленная в результате дальнейшей проверки лицензиата его неспособность устранить нарушения, повлекшие приостановление действия лицензии…» – говорит юрист.

Источник: https://www.dp.ru/a/2023/11/17/podkontrolnij-osk-proektirovshhik?ysclid=lp2xo1wmbt923920051

ОСК прокомментировала ситуацию на Выборгском судостроительном заводе

15 ноября на предприятии рабочие выступали против снижения зарплат. Пресс-служба ОСК дала для ИА «Беломорканал» свои официальные разъяснения по ситуации.

«Выборгский судостроительный завод продолжает реализацию комплексной программы повышения эффективности производственной деятельности. Цель программы – это, прежде всего, сокращение сроков и увеличение количества выпускаемой продукции. Рост заработной платы производственного персонала за последние три года подтверждает стабильность функционирования предприятия и отсутствие каких-либо предпосылок к снижению дохода. Так, в 2021 году средняя заработная плата основных производственных рабочих составила 61,8 тыс. руб., в 2022 году – 73,1 тыс. руб., в 2023 – 78,5 тыс. руб.«, – сообщили в своем комментарии для БК в пресс-службе корпорации.

В ОСК также отметили, что в «Обществе для основных производственных рабочих действует аккордная система оплаты труда: заработная плата зависит от степени выполнения производственного плана. Система оплаты труда и достижение целевых производственных показателей всегда являются предметом обсуждения в коллективе предприятия. Для этого проводятся регулярные встречи с работниками, которые служат основой для планирования дальнейшей работы, направленной на повышение рентабельности».

«Все вопросы, поднятые в ходе таких встреч, вносятся в протокол, передаются на рассмотрение руководству Общества и служат основой для планирования и реализации мероприятий по улучшениям и повышению эффективности работы ПАО «ВСЗ». Любая информация о замещении рабочих мест мигрантами является не более чем вымыслом», – резюмировала в своем ответе пресс-служба ОСК.

Источник: https://tv29.ru/new/index.php/flot/39123-osk-prokommentirovala-situatsiyu-so-stachkoj-na-vyborgskom-sudostroitelnom-zavode?ysclid=lp2xqy5s17530212287

 

В требования к оценке технического состояния плавдоков внесут изменения

Российский морской регистр судоходства (РС) планирует внести изменения в документы, касающиеся освидетельствования стоечных судов и плавучих доков в эксплуатации и оценки их технического состояния, с учетом современных достижений в области нормирования износов. Подробности привел в ходе конференции «Доковое хозяйство России: текущее состояние и перспективы» главный специалист отдела судов в эксплуатации РС Дмитрий Малофеев.

По его словам, в настоящее время для оценки технического состояния стальных доков в эксплуатации необходимо выполнить расчеты допускаемых остаточных толщин доковых конструкций и сравнить их с фактически полученными замерами. Такой подход отличается от классического. Так, для оценки судов на класс РС используется более упрощенный подход, где не требуется производить расчет, а допуски определяются в процентах от построечных величин.

При разработке нового подхода к оценке состояния плавдоков была выполнена научно-исследовательская работа (НИР), в которой учитывался опыт ведущих мировых классификационных обществ. Также была сделана оценка износов и ремонтах на доках разных проектов и годов постройки.

Как следует из презентации Дмитрия Малофеева, по результатам НИР предлагается внести изменения в Правила РС, предусматривающие нормирование износов от построечных толщин для доков, построенных на класс РС. Для владельцев таких доков это позволит сократить время на оценку технического состояния.

Кроме того, предлагается детализация требований к оценке технического состояния специфических конструкций, присущих плавучим докам (палуба безопасности, раскосы и др.). Это позволит унифицировать требования к объему и местам выполнения замеров, а также повысить уровень качества оценки технического состояния плавучих доков.

Помимо этого, РС планирует использовать специальное программное обеспечение и создать базу данных для регистрации замеров остаточных толщин плавдоков, добавил представитель классификационного общества.

В ходе конференции также были озвучены данные по количеству российских плавучих доков в эксплуатации. Как сообщил заместитель генерального директор-директор ПФ «Союзпроектверфь» АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС) Валерий Киреев, на учете в морском и речном регистрах (РС и «Российское классификационное общество», РКО) находится около 180 плавучих доков, из которых большинство имеет возраст до 40 лет, некоторые – до 60 лет. Еще около 40 доков (транспортных, ремонтных, передаточных, транспортно-передаточных) принадлежат различным предприятиям.

Как отмечают собеседники Sudostroenie.info в отрасли, готовящиеся изменения нормативной документации и значительный возраст подавляющего большинства плавучих доков говорят в пользу того, что владельцам доков придется уделять больше внимания техническому состоянию объектов, в том числе чаще проводить такие операции, как докование плавучих доков.

Источник: https://marine.org.ru/events/sudostroenie/15247/

 

На ССК «Звезда» состоялась церемония имянаречения второго «Афрамакса» для «Совкомфлота»

На Судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» состоялась торжественная церемония имянаречения нефтеналивного танкера нового поколения на СПГ-топливе. Подробности порталу «Морские вести России» сообщили в пресс-службе «Совкомфлота».

Участие в церемонии приняли: генеральный директор – председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко, генеральный директор АО «Роснефтефлот» Алексей Нефедов, ректор МГУ им. Невельского Денис Буров, генеральный директор Дальневосточного филиала ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Павел Шихов.

Крестной матерью нового судна стала Марина Каменева, директор Музея МГУ им. адм. Г.И. Невельского – многолетнего партнера СКФ в области подготовки офицерских кадров для морского флота.

«В 2018 году «Совкомфлот» первым в мире начал эксплуатацию танкеров типа «Афрамакс» на газомоторном топливе. Суда нашей зеленой серии вошли в историю, доказали высокую эффективность новых конструкторских и инженерных решений. Вызывает особое удовлетворение, что передовой опыт нашей компании способствовал созданию в России серийного производства таких крупнотоннажных танкеров и локализации необходимых для этого технологий», – подчеркнул Игорь Тонковидов.

«Восточный проспект» – второе судно в серии крупнотоннажных танкеров типоразмера «Афрамакс» нового поколения, построенных по заказу «Совкомфлота» на ССК «Звезда» при финансовой поддержке группы ВЭБ.РФ. Первое судно серии – «Океанский проспект» пополнило флот СКФ в декабре 2022 года.

Танкер длиной 250 м, шириной 44 м и дедвейтом 112 595 тыс. тонн спроектирован в соответствии с самыми высокими стандартами экологической безопасности и действующими нормами в области защиты окружающей среды. Его ключевая особенность заключается виспользовании газомоторного топлива (СПГ) в качестве основного. По сравнению с традиционным тяжелым топливом, использование СПГ позволяет сократить объемы выбросов в атмосферу углекислого газа (на 26%) и оксидов азота (на 94%), а также свести к нулю выбросы мелкодисперсных частиц (сажи) и оксидов серы.

Судно ледового класса 1А/1B будет эксплуатироваться в рамках 20-летнего тайм-чартерного договора с ПАО «НК «Роснефть».

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106061/

 

«Росатом» освоил производство компонентов топливной системы для ледоколов проекта «Лидер»

«Росатом» освоил производство компенсирующих стержней для сверхмощного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер». Как отмечается в сообщении пресс-службы АО «ТВЭЛ» (топливный дивизион госкорпорации), новое оборудование обеспечит работу системы управления и защиты реакторов «РИТМ-400», которые будут установлены на новые ледоколы.

«На Машиностроительном заводе (АО «МСЗ», предприятие топливного дивизиона «Росатома») успешно завершены приемочные испытания стержней компенсирующих групп ядерного реактора для головного сверхмощного атомного ледокола «Россия» по проекту 10510. Продукция успешно поставлена на производство», – говорится в сообщении. В ближайшее время изготовленные партии продукции будут направлены в «ОКБМ Африкантов» (предприятие машиностроительного дивизиона «Росатома») для их монтажа в компенсирующие группы внутреннего блока, после чего всю конструкцию установят в реактор строящегося ледокола «Россия».

Стержень компенсирующей группы – это рабочий орган системы управления и защиты реактора, обеспечивающий управление реактором, маневрирование мощностью и компенсацию изменений реактивности ядерного реактора. Для большей эффективности стержни объединяются в семь независимых групп, каждая из которых управляется индивидуальным автономным приводом, что обеспечивает надежное глушение реактора при отказе любой из групп, а также возможность продолжения работы на мощности при таких отказах, отмечается в сообщении госкорпрации.

Проект 10510 предусматривает строительство ледоколов, способных преодолевать льды толщиной 4 м и прокладывать канал шириной около 50 м. Ледоколы проекта 10510 обеспечат круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути. Во льдах толщиной до 2 м атомоход обеспечит проводку транспортных судов со скоростью 12 узлов.

Головному атомному ледоколу присвоено имя «Россия». Этот ледокол будет работать на двух реакторных установках РИТМ-400. Они в 1,8 раза мощнее, чем реакторы РИТМ-200, созданные для новейших универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220 (головное судно серии – «Арктика», серийные ледоколы – «Сибирь» и «Урал», строящиеся – «Якутия» и «Чукотка»). В отличие от УАЛ, достаточно маневренных для работы не только на глубокой воде, но и на мелководье, в устьях полярных рек, ледокол «Россия» будет отличаться прежде всего мощностью (на валах) – 120 МВт и ледопроходимостью свыше 4 м. Строительство головного атомного ледокола «Россия» началось в 2020 году. Планируемый срок ввода в эксплуатацию – 2027 год.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106077/

 

Седьмой и восьмой серийные атомные ледоколы проекта 22220 получат имена «Ленинград» и «Сталинград»

Президент РФ Владимир Путин поддержал решение присвоить новому атомному ледоколу проекта 22220 имя «Сталинград». Об этом заявил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров на пленуме Волгоградского областного Совета ветеранов, передает пресс-служба правительства региона. Глава области отметил символичность того, что рядом на Балтийском заводе будет строиться атомный ледокол «Ленинград».

Исторический документ о присвоении ледоколу имени «Сталинград» передан на хранение Волгоградскому областному Совету ветеранов.

Напомним, сейчас построены и эксплуатируются три атомных ледокола проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Ледоколы строятся на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. В рамках проекта 22220 готовят к вводу в эксплуатацию атомные ледоколы «Якутия» (2024 год) и «Чукотка» (2026). В планах также строительство ледоколов «Камчатка» (2028) и «Сахалин» (2030).

Ледоколы проекта 22220, которые строятся по заказу Росатома и являются самыми большими и мощными в мире. Предполагается, что суда будут способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории Северного морского пути.

Источник: Морвести https://morvesti.ru/news/1679/106076/

 

Единственный в России работающий пароход-колесник «Н.В. Гоголь» встал на плановый ремонт

Единственный в России работающий пароход-колесник «Н.В. Гоголь», входящий в заводскую флотилию Центра судоремонта (ЦС) «Звездочка» (Северодвинск, входит в Объединенную судостроительную корпорацию), встал на плановый межнавигационный ремонт. На 112-летнем судне запланировано проведение косметического ремонта носового и кормового салонов, ремонт донно-бортовой арматуры, профилактические работы на главной паровой машине и ряд других мероприятий, сообщается в Telegram-канале Объединенной судостроительной корпорации.

В ходе 112-й навигации, с мая по сентябрь 2023 года, пароход, построенный в 1911 году на Сормовской верфи в Нижнем Новгороде (в настоящее время – завод «Красное Сормово»), выполнил 112 рейсов и перевез более 11 тыс. пассажиров.

«Ежегодное техническое обслуживание парохода позволяет адаптировать раритетный колесник к современным требованиям безопасности эксплуатации речных пассажирских судов… Весь комплекс работ на «Н.В. Гоголь» обеспечат трудовые коллективы ключевых цехов Центра судоремонта «Звездочка», – говорится в сообщении.

Напомним, пароход-колесник «Н.В. Гоголь» является единственным в отечественном речном флоте представителем этого класса судов, находящимся в регулярной эксплуатации. С 1972 года «Н.В. Гоголь» принадлежит ЦС «Звездочка» и во многом благодаря этому продолжает эксплуатироваться как экскурсионно-туристское судно. За эти годы пароход прошел более 1 млн речных миль (более 1,85 млн км), перевез свыше 1 млн пассажиров.

АО «Центр судоремонта «Звездочка» – крупнейшая судоремонтная верфь Российской Федерации. Производственную деятельность предприятие начало в 1954 году. Основные направления деятельности – ремонт, модернизация, переоборудование, утилизация кораблей и судов, строительство специальной морской техники. В состав ЦС «Звездочка» помимо головной организации в г. Северодвинск входят производственные филиалы на Баренцевом, Белом, Азовском, Черном и Каспийском морях.

Источник: https://marine.org.ru/events/sudostroenie/15250/

 

Соединению строящихся и ремонтирующихся подводных лодок исполнилось 70 лет

В Беломорской военно-морской базе состоялись торжественные мероприятия, посвящённые 70-летию бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Северного флота. На её основе проводятся испытания всех новых атомных подводных лодок, построенных на предприятии «Севмаш» в городе Северодвинске Архангельской области.

От имени командования базы подводников поздравил начальник штаба – первый заместитель командира Беломорской ВМБ капитан 1 ранга Владимир Нагорнов. Отличившимся военнослужащим и ветеранам соединения были вручены грамоты, награды и памятные подарки. Также командование и личный состав бригады от имени своего руководства поздравили представители судостроительных и судоремонтных предприятий.

Утром верующие военнослужащие приняли участие в благодарственном молебне, который прошёл в домовом храме имени святого благоверного князя Владимира на территории соединения. Службу провёл иерей Антоний Власов – секретарь отдела Архангельской и Холмогорской епархии по связям с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12486114@egNews

 

Авианосец «Викрамадитья»: 10 лет в составе ВМС Индии

Исполнилось 10 лет со дня передачи ВМС Индии авианосца «Викрамадитья», переоборудованного на Севмаше (входит в ОСК). Корабль является флагманом ВМС Индии.

Авианосец проекта 11430 был переоборудован из тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» проекта 11434. Начало военно-технического сотрудничества России и Индии в рамках контракта было положено в 2004 году. Специалисты оценивают это как крупнейшую сделку между двумя странами в сфере ВТС.

По словам генерального директора Севмаша Михаила Будниченко, в биографии крупнейшей верфи России работы над авианосцем «Викрамадитья» стали исторической вехой, значимым проектом современного отечественного судостроения. «С момента заключения контракта нами пройден огромный путь, полный инженерных и организационных открытий, внедрения инноваций, обновления производства, исключительного и бесценного опыта по строительству надводных кораблей. В мировом судостроении нет аналогов той работы, которую провел Севмаш, переоборудуя корабль из одного проекта в другой. По сути, здесь, на севере страны, был рожден новый авианосец», – подчеркнул М. Будниченко.

В ходе переоборудования была сформирована и увеличена на 8 метров полетная палуба, смонтирован трамплин, модернизированы самолетоподъемники, увеличены спонсоны левого и правого бортов, реконструированы внутренние помещения, значительно улучшены условия обитаемости экипажа, произведена замена главных котлов, модернизировано радиоэлектронное вооружение и многое другое.

Сегодня Севмаш выполняет договорные обязательства по линии военно-технического сотрудничества. В первую очередь, они связаны с техническим содействием индийской стороне в обслуживании и ремонте части оборудования авианосца. Корабелы участвовали в модернизации сложной радиоэлектронной техники, в дооборудовании береговых объектов базирования корабля, обеспечивали поставку ЗИП. В 2022 году предприятие посетила индийская делегация во главе с помощником заместителя начальника штаба Военно-морских сил Индии по материально-техническому обеспечению контр-адмиралом Бабураджем. Было проведено рабочее совещание, обсуждались перспективы дальнейшего сотрудничества.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1116/104576425/detail.shtml

В Стамбуле заложили второй фрегат нового поколения

На верфи Anadolu Shipyard (ADIK) в Стамбуле заложили второй фрегат нового поколения I-класса (по названию головного корабля Istanbul, «Стамбул»), предназначенный для ВМС Турции. Как сообщает Naval News со ссылкой на пресс-службу ADIK, новый фрегат назвали «Измир».

Издание отмечает, что церемония закладки состоялась в то время, когда отсчитываются последние дни до ввода в строй головного фрегата I-класса «Стамбул». Ожидается, что это произойдет до конца 2023 года.

«Стамбул» заложили на принадлежащей государству верфи Istanbul Naval Shipyard в июле 2017 года и спустили на воду в январе 2021 года. В апреле 2023 года турецкое Управление оборонной промышленности (SSB) подписало контракт на поставку еще трех фрегатов с консорциумом, образованным местными компаниями STM и TAIS. Условия сделки предполагают, что корабли будут строить одновременно на трех верфях – Anadolu, Sefine и Sedef. Запланированные сроки поставки трех фрегатов – три года.

Фрегаты типа «Стамбул» представляют собой увеличенную версию корветов класса «Ада»: водоизмещение – около 3000 тонн, длина корпуса – 113,2 метра, ширина – 14,4 метра, осадка – 4,05 метра. Оснащенные комбинированной дизель-газотурбинной установкой типа CODAG, они смогут развивать скорость свыше 29 узлов. Дальность плавания – 5700 морских миль при скорости 14 узлов. Состав вооружения включает ЗРК на 16 ракет семейства HISAR разработки турецких Roketsan и Aselsan, установку 4×4 для противокорабельных ракет ATMACA, 76-мм орудие, 25-мм арткомплексы и 324-мм торпедные аппараты.

Источник: https://flotprom.ru/2023/%D0%A2%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F26/

 

3. Разное

 

Завершение строительства яхтенной марины в Геленджике ожидается до конца 2023 года

Строительство яхтенной марины в Геленджике должно завершиться до конца 2023 года. Об этом сообщает пресс-служба ГК «Стройтрансгаз» – единственного исполнителя проекта.

За время строительства выполнено обустройство причалов, берегоукрепление, дноуглубление акватории и создание искусственного земельного участка. Работы по гидротехнической части полностью завершены.

В текущий момент строится комплексная система безопасности марины: видеонаблюдение, сети связи, система контроля и управления доступом, монтируется навигационное оборудование. Проводится благоустройство территории. На Северном моле ведутся работы по монтажу опор освещения, перильного ограждения, швартового оборудования, пусконаладочные работы.

Строительная готовность Южного мола – 100%, Северного мола – 99%. Свайное основание Южного мола состоит из 2 197 тонн свай, которые забурены в слабосвязанные грунты на дне моря, а далее – в следующие за ними скальные грунты до 4 метров. На Северном моле погружено 260 тонн свай. Выполнено погружение трубошпунта на Южном моле 3664 т, на Северном моле – 655 т. На обоих молах проведена подводная электросварка, забетонировано верхнее строение.

Значительная часть строительно-монтажных работ выполнялась в открытой акватории, что обусловило ряд особенностей данного проекта. При строительстве учитывалось, что морские и грунтовые воды в силу высокой минерализации агрессивны к металлическим конструкциям из углеродистой стали, потому на объекте предъявлялись повышенные требования к свойствам используемых материалов. Бухта в Геленджике характеризуется интенсивной геодинамикой, потому при строительстве реализованы технические решения по укреплению конструкций. Были выполнены природоохранные мероприятия, направленные на предотвращение и снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Строительство объекта осуществляется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы России». Заказчик строительства проекта – ФГУП «РОСМОРПОРТ».

После ввода в эксплуатацию в морском порту Геленджик смогут находиться не менее 200 яхт.

Источник: https://marine.org.ru/events/sudostroenie/15246/

 

Первые два судна с российской пшеницей отправились в Сомали и Буркина-Фасо

Первые два судна с пшеницей для Сомали и Буркина-Фасо вышли из России, сообщил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев во время посещения стенда ведомства на выставке-форуме «Россия». «Первые два корабля, по 25 тысяч тонн каждый, в направлении Сомали и Буркина-Фасо уже вышли из российских портов, ожидаем их прибытия в пункты назначения в конце ноября – начале декабря этого года», – сказал он.

Корабли с пшеницей для ЦАР, Зимбабве, Мали и Эритреи отправят до конца года. Патрушев напомнил, что в общей сложности в Африку до конца года безвозмездно поставят до 200 тысяч тонн российской пшеницы.

О намерениях государства бесплатно направить зерно в качестве гуманитарной помощи шести африканским странам, которые находятся в списке Всемирной продовольственной программы, президент России Владимир Путин сообщил на саммите Россия – Африка в июле этого года.

Источник: РИА Новости https://ria.ru/20231117/sudno-1910072759.html

 

Представители филиала ЦСКА в Севастополе сдали кровь для раненых бойцов СВО

Сотрудники Севастопольского филиала ЦСКА и военнослужащие спортивной роты ЦСКА сдали кровь для бойцов, получивших ранения в ходе специальной военной операции.

Рано утром представители филиала прибыли на станцию переливания крови военно-морского клинического госпиталя имени Н.И. Пирогова. Свой вклад в сохранение жизни и здоровья участников СВО внесли начальник группы организации мероприятий и спортивной работы Кристина Воржева, ведущий бухгалтер Татьяна Жукова, юрисконсульт Оксана Алексеева, командир спортивной роты ЦСКА майор Пётр Недомерков, командир взвода старший лейтенант Денис Сапрыкин, старшина роты Виктор Кравченко.

Каждый донор отдаёт по 450 мл крови – такая небольшая жертва может спасти чью-то жизнь. Сейчас, в ходе специальной военной операции, донорская кровь особо востребована.

Источник: «Крымская газета» https://gazetacrimea.ru/news/sotrudniki-filiala-tsska-v-sevastopole-i-voennosluzhashchie-sportroty-tsska-sdali-krov-dlya-boytsov-/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Курсанты ЧВВМУ снялись в фильме «Гардемарины 1787. Война»

Курсанты Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова в Севастополе приняли участие в съемках нового фильма «Гардемарины 1787. Война». Об этом рассказал глава города Михаил Развожаев. Картина уже вышла в прокат.

Режиссером картины выступает Светлана Дружинина, она дала высокую оценку актерскому мастерству севастопольских курсантов. «Ребята выполняют творческую задачу на высоком техническом уровне: постановочный бой, трюки, актерская реакция, причем в разных сценах одни и те же курсанты отыгрывают роли как турков, так и русских солдат-гардемаринов», – сказала Светлана Дружинина.

Михаил Развожаев отметил, что в фильме будут захватывающие приключения, международные интриги, морские сражения и, конечно, любовь, дружба и верность Родине, сообщает телеканал «Крым 24».

Источник: https://spbdnevnik.ru/news/2023-11-16/kursanty-ih-sevastopolya-snyalis-v-filme-gardemariny-1787-voyna

 

4. Память

 

В Феодосии откроют памятный знак и музей в честь героев СВО

В феодосийском поселке Щебетовка установят мемориальный знак в честь погибшего Героя спецоперации Евгения Варавки, а также откроют музей Героям СВО в местной школе. Об этом РИА Новости Крым сообщил депутат Феодосийского горсовета, руководитель благотворительного фонда «Новый Крым» Артем Мельниченко.

«Евгений Варавка – выпускник Щебетовской школы им. М.А. Македонского, геройски погиб 25 мая 2023 года при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции. В конце ноября планируем открыть мемориальный знак на фасаде школы в его честь с участием школьников, которые под руководством своих педагогов готовят торжественную программу», – рассказал Мельниченко. Кроме того, по его словам, в щебетовской школе появится мемориальная экспозиция, посвященная героям спецоперации, погибшим в ходе выполнения боевых задач. «Школьники вместе с наставниками собирают информацию обо всех героях Щебетовки, начиная с Великой Отечественной войны и до героев спецоперации. И на базе существующего школьного музея откроется новая экспозиция, посвященная современным защитникам Отечества, в том числе Евгению Варавке», – рассказал Мельниченко.

Как уточнили РИА Новости Крым в администрации Феодосии, всего на территории образовательных учреждений городского округа к этому времени открыты четыре мемориальных знака в честь Героев Специальной военной операции. В ближайшее время планируется торжественное открытие памятных досок еще в трех школах города.

Источник: https://crimea.ria.ru/20231116/v-feodosii-otkroyut-pamyatnyy-znak-i-muzey-v-chest-geroev-svo-1132835493.html

 

В Центральном военно-морском музее прошла конференция «Союз царя и султана»

В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого прошла XIII научно-практическая конференция программы «Море и флот» под названием «Союз царя и султана». Она была посвящена 190-летию экспедиции Российского флота в Босфор.

Приветственное слово Главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала Николая Евменова к участникам конференции зачитал начальник военно-политического отдела Главного командования ВМФ капитан 1 ранга Дмитрий Дзюма: «Босфорская операция 1833 года не имела аналогов по своему замыслу, масштабности и способам проведения и явилась грамотным, продуманным и политически верным решением тогдашнего руководства России, по сути своей спасшим от развала Османскую империю. Это был выдающийся успех русской внешней политики». В приветствии Главкома ВМФ также была выражена признательность коллективу Центрального военно-морского музея за большую и многоплановую работу по сохранению истории, героических традиций Российского флота и популяризации военно-морских знаний, ориентации молодежи на выбор морских профессий.

На пленарном заседании конференции в числе других были представлены доклады ведущего научного сотрудника Института военной истории Академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, доктора исторических наук Владимира Овчинникова «Россия при императрице Екатерине II и императоре Павле I: от побед Ушакова на Черном море до Средиземноморской экспедиции»; историка судостроения и флота Владимира Андриенко «После Наварина. Российский флот в Средиземноморье в конце 20-х – начале 30-х годов XIX века»; заведующей лабораторией истории флота и мореплавания Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, профессора межвузовского центра СПбГМТУ, доктора исторических наук, академика Российской академии естественных наук Галины Гребенщиковой «Парадокс истории: Босфорская экспедиция Российского флота».

Доклады на различные темы прозвучали и на заседании Молодежной секции конференции, в работе которой приняли участие курсанты военных вузов и студенты гражданских высших учебных заведений. Молодые исследователи обсудили Российское кораблестроение во второй четверти XIX века и Черноморский флот в первой трети XIX века при Николае I – технический уровень линейных кораблей, фрегатов и малых судов, их артиллерийского вооружения, материально-технического обеспечения и снабжения. Также было рассмотрена роль первых паровых военных судов в обеспечении боевых действий на Черном море.

Участники ознакомились с выставкой, посвященной Босфорской экспедиции из собрания ЦВММ, а также выставками раритетов Научной библиотеки Центрального военно-морского музея и Центральной военно-морской библиотеки, специально подготовленными к конференции.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12486112@egNews

 

По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *