Российским военным удалось успешно отразить уже вторую за последнее время массированную ракетную атаку на Крым. Цели у киевского режима не меняются – Севастополь, Крымский мост и пункт пропуска Чонгар.
Движение на Крымском мосту и через КПП Чонгар останавливается при каждом сигнале ракетной опасности. В Севастополе сигнал «воздушная тревога» сегодня звучал дважды – рано утром и около полудня. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил о работе ПВО над всем Крымом, а губернатор Херсонской области Владимир Сальдо – о 7 ракетах, выпущенных Украиной в сторону Крыма. Причем 2 из них упали в районе Арабатской стрелки, не причинив повреждений. Движение по Крымскому мосту и через новые территории уже возобновлено.
При этом один запуск Storm Shadow стоит более 1,5 миллионов долларов, ATACMS – более 2 миллионов. За последние три дня по Крыму выпущено 15 ракет, и поднимать самолеты в воздух только ради стрельб ВСУ не станут. Зеленскому явно нужен яркий эпизод для заголовков в мировых СМИ, особенно после статьи в «Time», где его выставили блаженным.
Однако какие бы мотивы ни двигали Киевом, факт остается фактом – результативности ракетные удары не приносят. Возможно, причиной тому стал выход МиГ-31 с комплексами «Кинжал» на борту на патрулирование нейтральной зоны над Чёрным морем. Западные воздушные шпионы, обычно дежурящие близ Крыма для наведения атак ВСУ, больше не чувствуют себя так уверенно и сбегают каждый раз, как только попадают на радары МиГ-31. Но в целом, по словам директора Института стран СНГ в Севастополе, капитана I ранга запаса Сергея Горбачёва, дело не столько в МиГах.
«Я думаю, что всё-таки, во-первых, мы научились воевать. Мы разобрались в технических характеристиках боевого применения средств поражения противника, мы разобрались в приёмах, в методиках, мы приобрели уже значительный боевой опыт и совершенствуем приёмы отражения подобного рода угроз. Это касается как организации, так и человеческого фактора. Плюс ко всему, вполне возможно, мы стали использовать новые или ранее не применявшиеся боевые средства, и уплотнили систему противовоздушной обороны», – отметил Горбачёв.
«Что касается интенсивного использования сил противника, я думаю это обусловлено двумя моментами. Первое – у них есть, чем стрелять. И те количественные показатели, которые у нас иной раз звучат, связанные с числом поставленных ракет, которые будут поставляться, это все в формате «близко к тексту». На самом деле нам сложно предположить реальное число боевых средств, которое у Украины есть. Те же украинские «Нептуны», скорее всего, производятся где-нибудь в Чехии или Польше», – рассуждает офицер.
По его мнению, «второй момент связан с конъюнктурой власти».
«Это обусловлено грядущими выборами как в США, так и на Украине, в других странах. Чтобы продлить политическую и физическую жизнь Зенескому, потому как, если он слетит с политической арены, то может просто исчезнуть, пролонгация политической жизни Байдена – всё это зависит от успешности противостояния России, особенно на фоне Ближневосточного кризиса, и в целом развала монополярной системы власти.
Вашингтону и Киеву нужно продемонстрировать хоть что-то, они будут стараться любое действие раздувать, как воздушный шарик – до размеров дирижабля», – считает эксперт.
По его словам, МиГи с «Кинжалами» на работу ПВО влияния не оказывают, но держат противника в боевом напряжении из-за возможности нанесения ударов по центрам принятия решений, по складам, по местам подготовки ракет. И по большей части это жест в адрес противника, активно действующего в Восточном Средиземноморье.
Что касается защиты Крыма в целом, и Севастополя в частности, то, по словам кандидата исторических наук, доцента СевГУ Алексея Тихонова, сейчас она на порядок выше, чем в годы Великой Отечественной войны.
«Мы на самом деле, и я не побоюсь этого сказать, защищаем небо более эффективно, чем наши предки. У нас противовоздушная оборона сейчас более профессиональна, чем она была в 1941-42 годах, когда проблемы защиты города были именно в этом. Стоило только немцам здесь захватить Крым, как самолёты сразу же установили полный контроль над небом в Севастополе – это факт, его надо признать», – подчеркнул учёный.
«Сейчас мы фактически демонстрируем, вопреки представлению о том, что раньше было о-го-го, а сейчас так себе, что на самом деле ничего не так себе. У нас очень сильная система защиты, и это же относится к системе гражданской обороны. Несмотря на то, что мы подшучиваем и посмеиваемся, кто идет в убежище, кто не идет, но в нашем вузе и студенты, и преподаватели, включая ректора и всех проректоров, всех профессоров – все очень быстро и организовано спускаются вниз и ждут окончания тревоги», – указал Тихонов.
По его словам, машина работает настолько эффективно, что это противоречит всем традиционным штампам, которые действительно распространили, в том числе и нацисты – русские ничего организовать не умеют, стоит только там ногой хлопнуть, и всё это развалится.
«Ничего подобного, как вы видите, всё очень крепко, и всё очень серьёзно. Да есть какие-то проблемы первых ударов, но смотрите, как быстро мы научились защищать своё небо. Этому вообще можно только порадоваться, это повод для гордости, что мы действительно умеем защитить наш город», – заключил Тихонов.