Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».
Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.
8. Восстанавливая морскую мощь
МИРОВАЯ И ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ нанесли по Российскому флоту колоссальный удар, от которого он не мог оправиться многие годы. Трагедия расколотого российского общества стала одновременно и трагедией отечественного флота. Сотни российских военных и торговых судов в ходе Гражданской войны и военной интервенции оказались затопленными или угнанными и разбросанными по всему земному шару. Оценивая состояние флота, наркомвоенмор М.В. Фрунзе писал: «В общем ходе Революции и… Гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжкие удары. В результате их мы лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного большинства опытных и знающих командиров, игравших в жизни и работе флота еще большую роль, чем во всех других родах оружия, потеряли целый ряд морских баз и, наконец, потеряли основное ядро и рядового краснофлотского состава. В сумме все это означало, что флота у нас нет».
Крупные потери понес и торговый флот. Еще в годы Первой мировой войны суда российских торговых компаний фрахтовались странами Антанты для перевозки военных грузов. Потом их реквизировали, и они попали в руки различных дельцов. Невосполнимой была утрата быстроходных пароходов крупнейших российских компаний – РОПИТ и Добровольного флота.
ВОЗВРАТ угнанных за рубеж судов казался самым быстрым путем возрождения отечественного флота. Для возвращения торговых судов из-за рубежа применялись различные меры, в т.ч. судебные. Благодаря им удалось вернуть в Россию часть пароходов Добровольного флота, составивших впоследствии основу формировавшегося Совторгфлота. Труднее обстояло дело с военными кораблями флотилии Старка, Бизертской эскадры и пароходами РОПИТа. Использовались дипломатические, судебные механизмы, в т.ч. спецслужбы. Эта проблема была на контроле у Политбюро и ОГПУ.
Проблему пытались решить также путем амнистии участников белогвардейского движения (декабрь 1922 г.). Однако флотилия Старка, экипажи кораблей которой были настроены антисоветски, из Китая ушла в Манилу и попала под опеку США. Вопрос о возврате кораблей из Бизерты сдвинулся с мертвой точки после признания Францией Советской России (1924 г.). Однако специально посланные комиссии не добились никаких результатов в условиях, когда французы предпринимали меры для срыва их работы. В этот процесс вмешались Англия и Прибалтийские государства, враждебно относившиеся к усилению флота России. Кроме того, встал вопрос о царских долгах. После переговоров, шедших с «переменным успехом» и затянувшихся на длительный срок, корабли из Бизерты так и не пришли в Черное море. Они были порезаны во Франции, последним в 1936 г. пошел под нож линкор «Генерал Алексеев».
Москва предприняла энергичные меры и по возвращению пароходов РОПИТа. Были предприняты меры как на правительственном уровне, так и на уровне судовых команд, поднимавших красные флаги и просивших защиты своих прав у СССР. Однако в итоге и пароходы РОПИТа остались за пределами Родины.
Более удачно, хотя тоже с большими трудностями, осуществлялась работа по подъему сотен судов, затопленных в годы Мировой и Гражданской войн на морях, озерах и реках. Многие из них имели минимальные повреждения и могли значительно усилить состав боевого и торгового флота Советской республики. Однако этот источник пополнения флота был технически сложным мероприятием. После военно-политических катаклизмов последних лет имеющиеся в основном гражданские судоподъемные организации заведомо не могли справиться со столь сложной задачей. Заботу о подъеме судов взяло на себя ОГПУ.
В 1923 г. в структуре этого ведомства была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), управление которой находилось в Москве. Уже в первые годы своей деятельности на Черном и Азовском морях эпроновцы подняли несколько подводных лодок и миноносцев.
Специальные отряды ЭПРОНа появились на Балтике, Севере, крупных озерах и речных системах. Большой доход экспедиций, позволявший финансировать ее основную деятельность, приносили подъем со дна моря и продажа морскому ведомству хорошо сохранившихся снарядов крупнокалиберной морской артиллерии. Со дна Севастопольской бухты были извлечены трехорудийные башни линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 г.
Однако задачи ЭПРОНа были шире, чем просто судоподъем. Это и спасение, и выполнение специальных задач, и подготовка водолазов. До 1931 г. ЭПРОН находился в составе ОГПУ, а затем продолжил свою работу в составе гражданских министерств и, в конечном счете, стал базой для создания аварийно-спасательных служб флотов.
ВЫДАЮЩУЮСЯ роль в возрождении отечественного флота сыграл энтузиазм молодежи, главным образом комсомола. С 1922 г. по инициативе ЦК РКСМ стали проводиться регулярные призывы на флот. Застрельщиком в этом деле выступила крупнейшая в стране Московская комсомольская организация. Москвичи шли служить на флот, поступали в военно-морские училища, оказывали материальную помощь отдельным кораблям и целым флотским подразделениям. В октябре 1922 г. в столице собрался V Всероссийский съезд РКСМ, на котором было принято решение взять шефство над военным флотом. Материальная помощь морякам должна была выражаться в отчислении комсомольцами продуктов от натурпайка и денег от жалованья, в устройстве субботников, организации сверхурочных работ, продажи продукции. Начиная с 1923 г. комсомол стал проводить недели и трехдневки Красного Флота, пропагандируя идею укрепления морской мощи СССР.
На VI Всероссийском съезде комсомола (1924 г.) было решено перейти к шефству ячеек и организаций над конкретными кораблями флота. За москвичами закрепили линкор Балтфлота «Марат». Шефство приобрело широчайший размах.
Масштабы помощи юных москвичей Флоту росли с каждым годом. В 1929 г. московский комсомол взял шефство уже над дивизией линкоров КБФ в целом, а после войны (с 1947 г.) – над Северным флотом. Продолжая дореволюционные традиции всенародных пожертвований на нужды флота, комсомол в начале 30-х годов организовал сбор средств на строительство подводной лодки и отряда гидросамолетов. Из года в год росло число комсомольцев среди курсантов военно-морских училищ. Именно эта молодежь стала основной кузницей грамотных, дисциплинированных идейно убежденных кадров для Советского флота.
СТАБИЛИЗАЦИЯ внутриполитической обстановки в стране вместе с успехами в народнохозяйственном строительстве позволила взглянуть на перспективы текущей внешней политики. В то же время в новой политической ситуации, главным содержанием которой стали возрождение и укрепление российской государственности в советской форме, Москва опять обратила свой взор на Военно-Морской Флот, являвшийся непременным атрибутом мощной державы.
В марте 1925 г. оперативным управлением Штаба РККФ был разработан проект пятилетнего плана строительства Советского флота. Проект предусматривал создание флота, способного на Балтике и Черном море противостоять военно-морским силам вероятного противника. Его основу должны были составить 10 линкоров (из них 6 – новейшего типа), 12 крейсеров, 40 эсминцев, 34 подлодки (из них 4 – минных заградителя), 3 авиаматки, 60 торпедных катеров.
Но этому плану не суждено было сбыться. Главной причиной тому стал недостаточный уровень индустриального потенциала страны. Отражением неадекватности широкомасштабных планов военно-морского ведомства и имеющегося индустриального потенциала стала дискуссия в среде военных специалистов, разделившихся на две группы. Первая выступала за создание полноценного флота, включавшего все классы кораблей. Вторая ограничивалась созданием «москитного» флота, ее поддерживало руководство Красной Армии. Позиция Армии сыграла свою роль, и принятая в ноябре 1926 г. «Программа строительства Морских сил РККА на 1926-1932 гг.» предполагала строительство только «москитного» флота.
В 20-е годы в связи с началом возрождения Военно-Морского Флота страны Москва начинает играть всевозрастающую роль в его развитии. В мае 1922 г. в столицу были полностью передислоцированы из Петрограда центральные органы военно-морского управления. Морской штаб Республики, преобразованный с декабря 1923 г. в Штаб РККФ, решал все задачи организации морской обороны, боевой подготовки, комплектования и учета личного состава флота. 28 марта 1924 г. создается Управление ВМС СССР (с 22.7.1926 г. – Управление ВМС РККА) как орган по руководству боевой организационно-мобилизационной и технической подготовкой ВМС. В течение 20-30-х годов флот организационно входил в единый Наркомат по военным и морским делам СССР (с 1934 г. – Наркомат обороны СССР).
В 20-е годы на совещаниях в Москве и на страницах выходивших здесь изданий вырабатывались научно обоснованные взгляды на роль и место флота в системе национальной безопасности, проходили творческие дискуссии.
В 30-е годы Советский ВМФ вступил в этап своего технического совершенствования и укрепления. Весной 1932 г. началось воссоздание Тихоокеанского флота, год спустя создана Северная военная флотилия (с 1937 г. – Северный флот). Высшим государственным руководством была принята новая программа военного кораблестроения. Только за 1933-1937 гг. были заложены 5 легких крейсеров, 4 лидера, 46 эсминцев, 137 подводных лодок, 6 сторожевых кораблей, 27 тральщиков, 9 речных мониторов, большое количество боевых катеров. Больше чем в 6,5 раза увеличился самолетный парк морской авиации. Высокой оценкой заслуг Москвы в деле строительства флота стало присвоение имени столицы одному из строившихся в Николаеве черноморских лидеров эсминцев.
Подъем экономики страны позволил приступить во второй половине 30-х годов к строительству флота, способного обеспечить национальные интересы в океанской зоне, превратить флот из элемента обороны прибрежных районов в наступательную «морскую силу государства». В целях дальнейшего укрепления роли и значения флота ЦИК и СНК СССР 30 декабря 1937 г. приняли постановление о создании самостоятельного Народного комиссариата ВМФ СССР. Ведущим органом оперативного руководства стал Главный морской штаб (ГМШ). С образованием Наркомата роль Москвы как центра управления флотом еще более возросла. Столица фактически превратилась в главную военно-морскую базу СССР, откуда осуществлялось непосредственное руководство сложнейшим организмом «морского элемента национальной безопасности государства». Наибольшего совершенства механизм управления достиг при адмирале Н.Г. Кузнецове, ставшем наркомом в апреле 1939 г.
За два межвоенных десятилетия в стране был создан флот, способный вести боевые действия как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в целях обороны своей территории с моря и разрушения коммуникаций противника. Только за 11 месяцев 1940 г. ВМФ получил от промышленности 100 боевых кораблей. В постройке находилось еще 269 кораблей и подводных лодок, в боевом составе флота имелись 3 линкора, 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 212 подводных лодок, 21 СКР, 20 мониторов, 23 канонерские лодки, 15 минных заградителей, 79 тральщиков, 20 катеров-тральщиков, 270 торпедных катеров, 68 катеров-охотников за подводными лодками, 84 бронекатера, 17 сторожевых катеров, 4 десантных судна, 2429 самолетов разного назначения, 260 батарей береговой артиллерии, 971 зенитная пушка.
Кстати
Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur
Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».