Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».
Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.
7. На новый исторический галс
В ВОДОВОРОТЕ первых революционных лет судьбы Российского флота и Москвы переплелись вновь, и переплелись во многом трагически. Моряки сыграли роль ударной силы в Октябрьском 1917 г. вооруженном восстании в Петрограде, в утверждении в России Советской власти. Однако самому Флоту вскоре пришлось пережить трудные времена.
В конце февраля 1918 г. над красным Питером нависла угроза захвата его германскими войсками. 26 февраля Совнарком принимает решение о переезде правительства в Москву. 3 марта после острейшей дискуссии, едва не расколовшей большевистскую партию, подписывается по сути унизительный, но необходимый в тех смертельных условиях Брестский мирный договор с Германией. Вечером 11 марта в Москву прибывает поезд, в котором находились члены ЦК РКП(б) и Советского правительства во главе c B.И. Лениным. 12 марта над Кремлем водружается Красное знамя – Москва становится столицей Советской России, а через день, 14 марта, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов ратифицирует Брестский договор.
К весне 1918 г. уже бывшая Российская Империя, казавшаяся совсем недавно несокрушимым монолитом, полностью рассыпалась, как карточный домик. Новая власть во что бы то ни стало должна была восстановить элементарную управляемость страной: воссоздать распавшийся государственный аппарат и регулярную армию, преодолеть экономический хаос, подавить региональный сепаратизм и т.д. А для этого нужен был мир – любой ценой.
Положение же, сложившееся к тому времени на флотах, объективно «работало» против мира. С одной стороны, стихийная демобилизация, массовое увольнение офицеров, отсутствие какой-либо дисциплины свели до минимума боеспособность Военно-Морских Сил, а следовательно, возможность их использования для реального противодействия германской военной агрессии. С другой стороны, настроенные по преимуществу анархически «братишки», мало считавшиеся с центральной властью, по собственной инициативе нападали на немецкие отряды. Тем самым они давали германскому командованию повод для дальнейшего продвижения войск вглубь России под предлогом несоблюдения Советами Брестских соглашений. Таким образом, охваченный стихией матросской вольницы флот объективно превратился из опоры Советской власти в серьезную угрозу для нее.
Кроме того, окраинный сепаратизм, иностранная интервенция в прибрежных районах все более превращали Россию из морской державы в континентальную страну. Последствия этих геополитических изменений оценивались на флоте совершенно однозначно как потеря морей. Потеряв значение важнейшего компонента государственной обороны, атрибута державного престижа, военно-политической опоры центральной власти, Русский флот превратился в разменную карту в борьбе множества политических игроков за контроль над осколками того, что еще недавно называлось Великой Россией.
БРЕСТСКИЙ МИР поставил Флот России в тяжелое положение: согласно пятому пункту договора все русские корабли должны были сосредоточиться в отечественных портах, в противном случае они подлежали разоружению. Особенно тяжелая ситуация сложилась на Балтийском флоте, базировавшемся в Гельсингфорсе (Хельсинки), т.е. на территории отделившейся к тому времени Финляндии, что создавало реальную возможность его захвата немцами. Тяжелая ледовая обстановка крайне осложняла переход кораблей в Кронштадт.
Учитывая все вышеизложенное, в Москве на заседании Высшего военного совета в начале апреля был даже поставлен вопрос об уничтожении флота. В эти напряженные дни начальником Морских Сил Балтийского флота был назначен Алексей Михайлович Щастный. Боевой офицер, прошедший две войны, он пользовался большим авторитетом на флоте и смог в кратчайший срок, преодолев анархию и хаос, организовать перебазирование кораблей (12-14 апреля 1918 г.) в Кронштадт. Балтфлот был спасен.
Не лучше обстояли дела на Черноморском флоте. В марте 1918 г. после заключения договора с правительством Украины германские войска начали оккупацию ее территории. 13 марта была занята Одесса, 17 марта – Николаев. Нерешенность вопроса о российско-украинской границе позволила интервентам занимать области, входившие в состав России. В апреле отряды немецкой армии вошли в Крым, под угрозой оказался Севастополь – главная база Черноморского флота.
29-30 марта, согласно директиве Москвы, часть флота вышла в Новороссийск. Однако уйти смогли лишь новейшие и наиболее боеспособные корабли: как и на Балтике, сказались нехватка экипажей и падение дисциплины. На оставшихся в Севастополе кораблях и судах были подняты украинские флаги, но это не спасло их от разоружения. Германское командование заявило, что флот будет оставаться под контролем оккупационных властей – украинские флаги были заменены на германские.
Перебазирование кораблей Балтийского и Черноморского флотов в Кронштадт и Новороссийск не сняло напряжения. Германские части двигались к Питеру и высадились на Тамани. Полномочный представитель Советской республики в Берлине А.А. Иоффе предупреждал Совнарком: «Всякое оплошное, даже и мелкое провоцирование с нашей стороны будет немедленно использовано с военной точки зрения, необходимо ни в коем случае не допускать этого».
Боеспособность флота к этому времени упала до нуля. Процесс же его распада постоянно создавал опасность непредсказуемых действий со стороны моряков. Флот и в Кронштадте, и в Новороссийске по-прежнему «дамокловым мечом» нависал над Брестским миром. В майские дни 1918 г. московская власть оказалась перед жестким выбором: или надежно подчинить флот или… уничтожить его.
3 мая из Москвы на Балтфлот поступил секретный приказ наркомвоенмора Л.Д. Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. 11 мая 1918 г. германское командование предъявило ультиматум Советскому правительству с требованием вернуть ушедшие корабли из Новороссийска в Севастополь, угрожая в противном случае продолжить наступление.
Москва, не имевшая в своем распоряжении надежных Вооруженных Сил, лавировала, но все было тщетно – мир уважает только силу: германские войска продолжали движение. Ситуация приближалась к критической черте.
Содержание секретной директивы Троцкого с планом уничтожения спасенных с таким трудом кораблей стало известно морякам. Балтика забурлила.
24 мая В.И. Ленин наложил лаконичную резолюцию на докладе начальника Морского генерального штаба о положении на Черном море: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». Однако посланцу Москвы И.И. Вахрамееву не удалось убедить команды черноморцев в необходимости затопить свои корабли. Значительная часть экипажей предпочитала гибель в открытом бою. Черноморский флот, как и Балтийский, отказался подчиниться приказу Москвы.
Реакция последовала незамедлительно. 25 мая начальник Морских Сил Балтийского моря А.М. Щастный был вызван в Москву и по прибытии в морской комиссариат арестован, а в ночь на 22 июня по приговору Ревтрибунала при ВЦИК был расстрелян. А на юг отправляется телеграмма Председателя Совнаркома: «Приказы, посланные флоту в Новороссийск, должны быть безусловно выполнены. Надо объявить, что за неисполнение их моряки будут объявлены вне закона. Надо во что бы то ни стало помешать безумной авантюре…».
По личному распоряжению Ленина в Новороссийск был послан Ф.Ф. Раскольников, получивший особые полномочия и единственный приказ – потопить флот. К моменту его прибытия в Новороссийск линкор, вспомогательный крейсер и шесть эсминцев ушли в Севастополь. Оставшиеся в порту корабли были уничтожены на следующий день.
Такими жесткими действиями Москва достигла главного – был восстановлен контроль над Балтийским флотом, уничтожение ЧФ устранило «яблоко раздора» с Германией. «Мирная передышка», столь необходимая новой власти, была обеспечена.
В ИТОГЕ Российские Военно-Морские Силы были практически уничтожены. Только балтийцы сохранили свои корабли, но и от них остались лишь мертвые стальные коробки, застывшие в Кронштадте и в устье Невы.
Однако в 1920 г. взоры Москвы вновь обратились к Флоту. Окончание Гражданской войны поставило вопрос о дальнейших перспективах социалистической революции. Во многом надежды возлагались на мировую революцию. При этом флот, самый мобильный и мощный вид Вооруженных Сил, оказывался совершенно незаменимым орудием решения задач внешней политики и поддержки зарубежных «братьев по классу». В январе 1920 г. об этом недвусмысленно заявили собравшиеся в Москве моряки – коммунисты, делегаты XV съезда Советов: «…В связи с перспективами дальнейшего развития мировой революции признать необходимым теперь же определить политику по морскому вопросу и реально приступить к воссозданию Красного флота на морях Республики». Согласно подготовленному морским ведомством проекту декрета «О воссоздании морской силы РСФСР» предусматривалось создать на пяти морских театрах мощные Военно-Морские Силы, включавшие 6 линкоров, 4 крейсера, 65 эсминцев, 54 подводные лодки, 90 торпедных катеров. Эх, планы, планы…
ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ МАТРОСОВ, откликнувшись на великие лозунги Октября, ушли с палуб своих кораблей на дороги Гражданской войны, превратившись в «красу и гордость Русской революции», символ ее идей. Однако действительность оказалась бесконечно далека от революционного идеала. К концу Гражданской войны усталость матросской массы, измучившейся в ожидании демобилизации, глухое недовольство командованием достигли предела.
В марте 1921 г. восстал Кронштадт – база Балтийского флота, традиционный оплот революции и большевистской власти.
Кронштадт превратился в своего рода барометр массовых настроений. Всеобщая усталость от войны, крайнее раздражение чрезвычайными мерами военного коммунизма, многократно усиленное памятью матросов о своих революционных заслугах, традиционная оппозиционность Кронштадта центральной власти и бюрократии дали эффект резонанса. 28 февраля на общем собрании команд линейных кораблей принимается резолюция с требованиями свободы деятельности левых партий, перевыборов в Советы.
Известие о восстании в Кронштадте произвело в Москве, где в это время проходил X съезд партии, эффект разорвавшейся бомбы. Прямо со съезда делегаты уходили на борьбу с мятежом, который вскоре был подавлен.
Кронштадт стал для Москвы сигналом: надо радикально менять политику. На том же партийном съезде принимается решение стратегической важности – о переходе к НЭПу. Восстание кронштадтцев послужило водоразделом и в морской политике Москвы – наступило отрезвление: пришло реальное понимание скудости возможностей отечественной экономики и опустошенности государственной казны. Мятеж заставил посмотреть реальным взглядом и на существующий флот. Необходимо было прежде всего навести здесь порядок. Личный состав кораблей и береговых частей был подвергнут фильтрации. Главной ее целью было – превратить Флот в «реального защитника РСФСР». Вторым шагом в этом направлении стала деятельность созданной летом 1921 г. комиссии по реорганизации флота, разработавшей программу строительства Советских Военно-Морских Сил, соответствовавшую реальным возможностям страны.
Кстати
Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur
Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».