Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».
Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.
6. По закону Морского ведомства
НА РУБЕЖЕ XIX-XX СТОЛЕТИЙ человечество вступает в новую эпоху. Заканчивается раздел «свободных» территорий между великими державами, начинается передел уже поделенного мира. Вначале силовые конфликты вспыхивают на колониальной периферии, затем вооруженное противостояние становится глобальным, что в конечном счете приводит к Первой мировой войне.
Практически параллельно развертывается другой процесс. Во второй половине XIX – начале XX в. экономика передовых стран переходит к индустриальным технологиям. Это вызывает подлинную революцию в области вооружений, изменяет масштабы и методы ведения боевых действий, в т.ч. и в первую очередь на морском флоте как наиболее технически сложном виде Вооруженных Сил.
После Крымской войны Россия ускоренными темпами наверстывала свое отставание от западных стран, осуществлялось масштабное железнодорожное строительство, создавались или модернизировались ключевые промышленные отрасли (металлургия, угле- и нефтедобыча, машиностроение и др.). Однако к началу XX в. «гонка за лидерами» была далека от завершения, что отражалось и на состоянии Военно-Морских Сил империи. Россия располагала современными кораблями, но вся флотская инфраструктура (строительство, обслуживание, ремонт боевых и вспомогательных судов, подготовка личного состава и т.д.) не соответствовала велениям времени.
«МОМЕНТОМ ИСТИНЫ» стала Русско-японская война, выявившая массу недостатков в государственной военно-морской политике. Цусима заставила задуматься о новых приоритетах в строительстве отечественного флота. Поддержание на должном уровне имеющихся эскадр, подготовка к ведению современной войны на море, включая строительство новых, не отличающихся по своим стандартам от лучших зарубежных образцов кораблей, предполагали широкую кооперацию отечественных предприятий в рамках государственных военно-морских программ. Создание современного броненосного флота становилось делом всей российской промышленности.
В первом ряду предприятий, подключившихся к решению масштабных задач модернизации отечественного флота, находились заводы и фабрики московского региона. Они имели давние традиции сотрудничества с морским ведомством, обладали квалифицированными кадрами и производственными ресурсами, а потому были способны в кратчайшие сроки освоить принципиально новую номенклатуру комплектующих деталей для кораблей и портовых сооружений.
Первая мировая война предъявила повышенные требования к московским фабрикам, заводам, мастерским. От них ждали полотно для обтяжки гидросамолетов, тросы и канаты, шурупы и стальное литье, мины и взрывчатку, нательные рубашки для матросов, льняную пряжу для носков и воинскую бязь для непромокаемых морских плащей и многое, многое другое. С началом войны на предприятия московского промышленного узла обрушилась буквально лавина заявок на изготовление военной продукции.
К исполнению флотских заказов подключился целый ряд предприятий Москвы и Подмосковья, еще до войны работавших над технически сложными заданиями морского ведомства. Так, Московский городской чугунолитейный и механический завод взял на себя производство вентиляционного оборудования и насосов-форсунок, столь необходимых для судостроительной отрасли и для Коломенского машиностроительного завода, исполнявшего, в свою очередь, заказы флота. На Московском металлическом заводе для главного управления кораблестроения плелись проволочные канаты; на винтоделательном заводе «Бр. Тильманс» для морского ведомства в большом количестве производились болты, глухари, шплинты, гвозди, шурупы для дерева и металла. Софийский машиностроительный завод акционерного общества «Густав Лист» производил для флота разнообразную медную арматуру, бронзовые и медные отливки, насосы и валы. Русское акционерное общество «Бабкок и Вилкокс», правление которого открылось в Москве буквально перед самой войной, поставляло флоту экономичные и высокопроизводительные паровые котлы.
Электромашиностроительные и чугунолитейные заводы Русского электрического АО «Динамо» поставляли в большом количестве «электрооборудование для военных портов. Грузинский чугунолитейный и механический завод (бывший «Мориц и Пальм») производил станки для обточки снарядов, необходимых морскому полигону. Номенклатура поставок для морского ведомства была самой разнообразной – от ниток и пряжи до боевых кораблей.
Но поступали и заказы, требовавшие принципиально новых конструкторских разработок, перепрофилирования производства. Следовало также ввести в строй предприятия, эвакуированные в Москву из прифронтовой зоны, например, машиностроительный и чугунолитейный завод «Г. Пирвиц и К°» из Риги, расположившийся в корпусах завода «Мейер» и производивший для флота турбинные и центробежные насосы, водяные турбины. Продукция этого завода была крайне необходима флоту.
Для регулирования военного производства был образован Московский военно-промышленный комитет, в задачу которого входило координировать работу по исполнению военных заказов, подключать к производству важной для Армии и Флота продукции не только казенные, но частные заводы. Порой только вмешательство комитета, а то и самого московского военного генерал-губернатора сдвигало дело с мертвой точки, помогало добиться первоочередного выполнения военных заказов.
Трудности заключались еще и в том, что военные мобилизации лишали многие предприятия квалифицированных рабочих кадров. На том же Грузинском чугунолитейном и механическом заводе до войны работали 240 чел., а к лету 1916 г. всего 145.
Порой случались трагикомические вещи. Например, Особый комитет но борьбе с немецким засильем, не разобравшись в ситуации, попытался закрыть предприятия акционерного общества московского химического завода «Фарбверке», производившие для Армии и Флота взрывчатые вещества: тротил и фенол, из которых затем готовили начинку для мин – мелинит. Любая приостановка этих заводов могла нанести колоссальный вред боевой деятельности. К счастью, в конечном счете работа завода «Фарбверке» была возобновлена, и Армия и Флот беспрепятственно и бесперебойно получали необходимое количество взрывчатки.
ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПОДРЯДЧИКОВ, работавших для нужд речного и морского флота, была московская фирма «Инженер А.В. Бари». Своим успехом это предприятие было во многом обязано выдающемуся инженеру Владимиру Григорьевичу Шухову, будущему академику, разработчику многих оригинальных технических проектов, в т.ч. и для флота. Работая в конторе А.В. Бари, он создал не один десяток проектов землечерпалок, речных и морских пристаней, шаланд, нефтеналивных шхун, грузовых пароходов. С 1902 г. Шухов возглавлял работы по сборке крупнотоннажных барж. Его конструкторская находка – гиперболоидные сетчатые башни, на основе которых были построены мачты на линкорах «Император Павел I» и «Андрей Первозванный».
В годы Первой мировой войны инженерный талант В.Г. Шухова раскрылся с особенной силой, причем львиная доля его разработок была предназначена для морского ведомства: батопорты для военных доков в Свеаборге, Кронштадте, Севастополе; боны; мастерские дока в Севастополе; форсунки и паровые котлы. Им был предложен и математически рассчитан способ подъема затонувших судов.
В январе 1915 г. отдел мин заграждения и тралов морского ведомства обратился в московскую контору А.В. Бари и персонально к В.Г. Шухову со срочным заказом на разработку новых типов эффективных мин заграждения. Ввиду объявленной Германией тотальной подводной войны требовалось максимально быстро организовать надежную противолодочную оборону. В кратчайшие сроки в конторе был создан ряд принципиально новых проектов морских мин: мин с сетями заграждения; легких мин для небольшой глубины; мин с ударным механизмом, действующим под влиянием силы натяжения якорного троса; цепных мин; мин для больших глубин с пружинным и гидравлическим ударником и др. Всего за годы войны морскому ведомству было представлено более 40 типов мин, их деталей и приспособлений, что вывело Россию по качеству морского минного заграждения на передовые позиции в мире.
СРЕДИ ПРЕДПРИЯТИЙ Московского промышленного региона, работавших на флот, особая роль в начале XX в. принадлежала обществу Коломенского машиностроительного завода. Основанный в 1863 г., завод в 1872 г. был преобразован в акционерное общество и на рубеже веков прочно занял лидирующее место в отечественном машиностроении.
В 1902 г., приобретя у известного бакинского нефтепромышленника Э.Л. Нобеля патент на производство дизеля, Коломенский завод освоил выпуск нового вида двигателя. Это привело к настоящей революции в российском судостроении. Инженеры завода значительно усовершенствовали конструкцию дизеля: он стал реверсионным. Благодаря применению нового двигателя появился новый тип судна – теплоход. В 1908 г. в Коломне был спущен на воду первый отечественный теплоход – двухвинтовый танкер «Дело», ставший первым в мире морским теплоходом. Через 4 года здесь же строится крупнейшее и самое быстроходное в мире судно из класса винтовых пассажирских речных теплоходов – «Бородино». Всего до 1917 г. в Коломне было построено 64 теплохода, которые практически полностью удовлетворяли потребность российского речного судоходства,
В 1907-1908 гг. здесь начинается серийный выпуск дизелей для военного флота. После того, как в 1909 г. Россия приступила к восстановлению флота, роль Коломенского завода еще более возросла. Масштабные программы строительства нового флота требовали огромного количества металла. И здесь значительные мощности Коломенского завода оказались весьма кстати. Трудно даже перечислить всю номенклатуру выполненных заказов.
Особое значение имело строительство в Коломне малотоннажных судов для Балтийского флота – сторожевых кораблей, минных и сетевых заградителей. По признанию самих моряков, они оказались нужнее, чем снаряды и мины. В итоге правление завода было буквально завалено соответствующими телеграммами Морского министерства. По заданиям, выданным Морским техническим комитетом, на заводе в кратчайшие сроки были разработаны интереснейшие проекты боевых кораблей, составивших целое новое семейство. Их основу составил проект построенного в Коломне речного буксира «Демосфен», который был активно использован на Балтике в кампанию 1915 г.
Происшедшие в феврале и октябре 1917 года революции, а затем начавшаяся Гражданская война, к сожалению, расстроили все структуры и ткани российского общества, которые стремительно распались. Многие производства были закрыты, а планы так и не были реализованы…
Кстати
Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur
Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».