Москва и флот: наши судьбы в единую слиты. Часть 6

Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».

Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.

6. По закону Морского ведомства

НА РУБЕЖЕ XIX-XX СТОЛЕТИЙ человечество вступает в новую эпоху. Заканчивается раздел «свобо­дных» территорий между великими державами, начинается передел уже поде­ленного мира. Вначале си­ловые конфликты вспыхи­вают на колониальной пе­риферии, затем вооружен­ное противостояние стано­вится глобальным, что в ко­нечном счете приводит к Пе­рвой мировой войне.

Практически параллельно развертывается другой про­цесс. Во второй половине XIX – начале XX в. эконо­мика передовых стран пере­ходит к индустриальным технологиям. Это вызывает подлинную революцию в области вооружений, изменяет ма­сштабы и методы ведения боевых действий, в т.ч. и в первую очередь на морском флоте как наиболее технически сложном виде Воору­женных Сил.

После Крымской войны Россия ускоренными темпа­ми наверстывала свое отставание от западных стран, осуществлялось масштабное железнодорожное строительство, создавались или мо­дернизировались ключевые промышленные отрасли (ме­таллургия, угле- и нефтедо­быча, машиностроение и др.). Однако к началу XX в. «гонка за лидерами» была далека от завершения, что отражалось и на состоянии Военно-Морских Сил импе­рии. Россия располагала со­временными кораблями, но вся флотская инфраструкту­ра (строительство, обслужи­вание, ремонт боевых и вспомогательных судов, подго­товка личного состава и т.д.) не соответствовала велениям времени.

«МОМЕНТОМ ИСТИНЫ» стала Русско-японская вой­на, выявившая массу недостатков в государственной военно-морской политике. Цусима заставила задуматься о новых приоритетах в строительстве отечественного флота. Поддержание на должном уровне имеющих­ся эскадр, подготовка к ве­дению современной войны на море, включая строительст­во новых, не отличающихся по своим стандартам от лу­чших зарубежных образцов кораблей, предполагали ши­рокую кооперацию отечест­венных предприятий в рам­ках государственных воен­но-морских программ. Создание современного броненосного флота становилось делом всей российской промышленности.

В первом ряду предпри­ятий, подключившихся к ре­шению масштабных задач модернизации отечественно­го флота, находились заводы и фабрики московского региона. Они имели давние традиции сотрудничества с морским ведомством, обла­дали квалифицированными кадрами и производственными ресурсами, а потому были способны в кратчайшие сроки освоить принципиально новую номенклатуру комплектующих деталей для кораблей и портовых сооружений.

Первая мировая война предъявила повышенные требования к московским фабрикам, заводам, мастерским. От них ждали полотно для обтяжки гидросамолетов, тросы и канаты, шурупы и ста­льное литье, мины и взрыв­чатку, нательные рубашки для матросов, льняную пря­жу для носков и воинскую бязь для непромокаемых морских плащей и многое, многое другое. С началом войны на предприятия мос­ковского промышленного уз­ла обрушилась буквально лавина заявок на изготовление военной продукции.

К исполнению флотских заказов подключился целый ряд предприятий Москвы и Подмосковья, еще до войны работавших над технически сложными заданиями морского ведомства. Так, Мос­ковский городской чугуно­литейный и механический завод взял на себя производство вентиляционного обо­рудования и насосов-форсу­нок, столь необходимых для судостроительной отрасли и для Коломенского машиностроительного завода, ис­полнявшего, в свою очередь, заказы флота. На Москов­ском металлическом заводе для главного управления ко­раблестроения плелись про­волочные канаты; на винтоделательном заводе «Бр. Тильманс» для морского ведомства в большом количе­стве производились болты, глухари, шплинты, гвозди, шурупы для дерева и метал­ла. Софийский машиностро­ительный завод акционер­ного общества «Густав Лист» производил для флота разно­образную медную армату­ру, бронзовые и медные от­ливки, насосы и валы. Рус­ское акционерное общество «Бабкок и Вилкокс», прав­ление которого открылось в Москве буквально перед самой войной, поставляло флоту экономичные и высокопроизводительные паро­вые котлы.

Электромашиностроитель­ные и чугунолитейные за­воды Русского электрического АО «Динамо» постав­ляли в большом количестве «электрооборудование для во­енных портов. Грузинский чугунолитейный и механический завод (бывший «Мо­риц и Пальм») производил станки для обточки снаря­дов, необходимых морскому полигону. Номенклатура по­ставок для морского ведом­ства была самой разнообра­зной – от ниток и пряжи до боевых кораблей.

Но поступали и заказы, требовавшие принципиально новых конструкторских разработок, перепрофилирова­ния производства. Следовало также ввести в строй предприятия, эвакуированные в Москву из прифронтовой зоны, например, машиностроительный и чугунолитейный завод «Г. Пирвиц и К°» из Риги, расположившийся в корпусах завода «Мейер» и производивший для флота турбинные и центробежные насосы, водяные турбины. Продукция этого завода была крайне необходима флоту.

Для регулирования военного производства был образован Московский военно-промышленный комитет, в задачу которого входило ко­ординировать работу по исполнению военных заказов, подключать к производству важной для Армии и Флота продукции не только казен­ные, но частные заводы. По­рой только вмешательство комитета, а то и самого мо­сковского военного генерал-губернатора сдвигало дело с мертвой точки, помогало добиться первоочередного выполнения военных зака­зов.

Трудности заключались еще и в том, что военные мобилизации лишали мно­гие предприятия квалифици­рованных рабочих кадров. На том же Грузинском чугунолитейном и механичес­ком заводе до войны работали 240 чел., а к лету 1916 г. всего 145.

Порой случались траги­комические вещи. Напри­мер, Особый комитет но бо­рьбе с немецким засильем, не разобравшись в ситуа­ции, попытался закрыть пред­приятия акционерного об­щества московского химиче­ского завода «Фарбверке», производившие для Армии и Флота взрывчатые вещест­ва: тротил и фенол, из ко­торых затем готовили начинку для мин – мелинит. Любая приостановка этих заводов могла нанести колоссальный вред боевой де­ятельности. К счастью, в конечном счете работа завода «Фарбверке» была возобновлена, и Армия и Флот беспрепятственно и бесперебойно получали не­обходимое количество взрыв­чатки.

ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙ­ШИХ ПОДРЯДЧИКОВ, ра­ботавших для нужд речно­го и морского флота, была московская фирма «Инже­нер А.В. Бари». Своим ус­пехом это предприятие было во многом обязано выдающемуся инженеру Владими­ру Григорьевичу Шухову, будущему академику, раз­работчику многих оригина­льных технических проектов, в т.ч. и для флота. Ра­ботая в конторе А.В. Бари, он создал не один десяток проектов землечерпалок, ре­чных и морских пристаней, шаланд, нефтеналивных шхун, грузовых пароходов. С 1902 г. Шухов возглавлял работы по сборке крупнотоннажных барж. Его конструкторская находка – гиперболоидные сетчатые башни, на основе которых были построены мачты на линкорах «Император Павел I» и «Андрей Перво­званный».

В годы Первой мировой войны инженерный талант В.Г. Шухова раскрылся с особенной силой, причем львиная доля его разработок была предназначена для морского ведомства: батопор­ты для военных доков в Свеаборге, Кронштадте, Севастополе; боны; мастер­ские дока в Севастополе; форсунки и паровые котлы. Им был предложен и математически рассчитан способ подъема затонувших судов.

В январе 1915 г. отдел мин заграждения и тралов морского ведомства обратил­ся в московскую контору А.В. Бари и персонально к В.Г. Шухову со срочным за­казом на разработку новых типов эффективных мин за­граждения. Ввиду объявлен­ной Германией тотальной подводной войны требова­лось максимально быстро организовать надежную противолодочную оборону. В кратчайшие сроки в конторе был создан ряд принципи­ально новых проектов мор­ских мин: мин с сетями за­граждения; легких мин для небольшой глубины; мин с ударным механизмом, действующим под влиянием силы натяжения якорного тро­са; цепных мин; мин для бо­льших глубин с пружинным и гидравлическим ударни­ком и др. Всего за годы вой­ны морскому ведомству бы­ло представлено более 40 типов мин, их деталей и приспособлений, что выве­ло Россию по качеству мор­ского минного заграждения на передовые позиции в ми­ре.

СРЕДИ ПРЕДПРИЯТИЙ Московского промышленно­го региона, работавших на флот, особая роль в начале XX в. принадлежала обще­ству Коломенского машиностроительного завода. Ос­нованный в 1863 г., завод в 1872 г. был преобразован в акционерное общество и на рубеже веков прочно занял лидирующее место в отечественном машиностроении.

В 1902 г., приобретя у известного бакинского неф­тепромышленника Э.Л. Нобеля патент на производст­во дизеля, Коломенский завод освоил выпуск нового вида двигателя. Это привело к настоящей революции в российском судостроении. Инженеры завода значительно усовершенствовали конструкцию дизеля: он стал реверсионным. Благодаря применению нового двигателя появился новый тип су­дна – теплоход. В 1908 г. в Коломне был спущен на воду первый отечественный теплоход – двухвинтовый танкер «Дело», ставший пер­вым в мире морским теп­лоходом. Через 4 года здесь же строится крупнейшее и самое быстроходное в мире судно из класса винтовых пассажирских речных теплоходов – «Бородино». Все­го до 1917 г. в Коломне бы­ло построено 64 теплохода, которые практически полно­стью удовлетворяли потребность российского речного судоходства,

В 1907-1908 гг. здесь начинается серийный вы­пуск дизелей для военного флота. После того, как в 1909 г. Россия приступила к восстановлению флота, роль Коломенского завода еще более возросла. Мас­штабные программы строи­тельства нового флота требовали огромного количест­ва металла. И здесь зна­чительные мощности Коло­менского завода оказались весьма кстати. Трудно даже перечислить всю номенклатуру выполненных заказов.

Особое значение имело строительство в Коломне ма­лотоннажных судов для Балтийского флота – стороже­вых кораблей, минных и се­тевых заградителей. По признанию самих моряков, они оказались нужнее, чем снаряды и мины. В итоге правление завода было бук­вально завалено соответст­вующими телеграммами Морского министерства. По за­даниям, выданным Морским техническим комитетом, на заводе в кратчайшие сроки были разработаны интерес­нейшие проекты боевых кораблей, составивших целое новое семейство. Их основу составил проект построенного в Коломне речного бук­сира «Демосфен», который был активно использован на Балтике в кампанию 1915 г.

Происшедшие в феврале и октябре 1917 года рево­люции, а затем начавшаяся Гражданская война, к сожа­лению, расстроили все структуры и ткани российского общества, которые стреми­тельно распались. Многие производства были закры­ты, а планы так и не были реализованы…

 

Кстати

Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur

Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».

Запись опубликована в рубрике Авторитетно, Анонсы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *