Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».
Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.
5. На переломе эпох
РОССИЙСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ встретил свой двухсотлетний юбилей в зените славы и могущества: к 1898 г. он прочно занимал третье место среди крупнейших флотов мира, в его историю были вписаны громкие победы над грозным противником. Но затем на его долю выпали тяжелые испытания.
27 ЯНВАРЯ 1904 г. японский флот без объявления войны нанес внезапный удар по русским морским силам на Дальнем Востоке. Вероломство этого нападения, понесенные тяжелые потери еще ярче оттенили высокий героизм, проявленный в первые же дни войны русскими моряками. Особенно сильный отклик в обществе получил геройский поединок крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой у корейского порта Чемульпо. Вступив в бой с многократно превосходящими их силами, наши корабли под общим командованием капитана 1 ранга Всеволода Федоровича Руднева нанесли значительный урон японской эскадре, а затем русские матросы затопили свои корабли. Уцелевшим после тяжелейшего боя посчастливилось вернуться на Родину.
В апреле 1904 г. Москва приветствовала моряков «Варяга» и «Корейца» музыкой военных оркестров и возгласами патриотически настроенного народа. От Курского вокзала до самых Спасских казарм, где должны были временно разместиться моряки, выстроились шпалерами войска Московского гарнизона. Прибывших офицеров и матросов ожидала внушительная программа официальных торжеств: обед для матросов в Спасских казармах, для офицеров – у генерал-губернатора, вручение памятных жетонов и серебряных братин от города Москвы, приемы и чествования офицеров в Городской Думе, Дворянском собрании, Английском клубе. Для нижних чинов были организованы экскурсии для осмотра достопримечательностей древней столицы.
ТРАГЕДИЯ «ВАРЯГА» больно отозвалась в русских сердцах. Неудачи продолжали преследовать Русский флот: в мае 1905 г. у Цусимы почти полностью погибла 2-я Тихоокеанская эскадра. Известия о горьких поражениях отечественных Военно-Морских Сил взволновали страну. По инициативе графа Л.М. Кочубея начинается сбор пожертвований в пользу флота. В нем приняли участие представители всех сословий и профессий Москвы.
Сбор средств на усиление военного флота начинается по всей стране, создается Особый комитет по сбору добровольных пожертвований. За период его действия (1904-1912 гг.) в Москве и Московской губернии было собрано около 1 млн рублей. Особую роль в этой кампании сыграл Московский купеческий банк, который вместе с Волжско-Камским банком предложил исключительно выгодные условия для помещения собранных средств. Благодаря этому к январю 1912 г. одних процентов на хранимый капитал было начислено более миллиона. А всего по России за 1904-1912 гг. было собрано 17,5 млн руб. пожертвований (без процентов), на которые было построено 18 минных крейсеров и 4 подводные лодки. В память о роли, сыгранной в этом славном начинании Москвой, один из построенных на собранные деньги эсминцев получил имя «Москвитянин».
ГИБЕЛЬ РУССКОГО ФЛОТА на Дальнем Востоке со всей остротой поставила вопрос о его скорейшем воссоздании. Да и в целом требовалась модернизация, увеличение тоннажа и русского торгового флота, отстававшего по количественным и качественным параметрам от конкурентов. Необходимость этого понимали не только официальные лица, но и многочисленные энтузиасты флотского дела, объединенные в различные общественные организации. Такую цель поставила перед собой самая известная из них – Лига обновления флота, устав которой был зарегистрирован 22 августа 1906 г. Душой Лиги являлся генерал-майор в отставке, публицист и издатель научно-литературного журнала «Море» Н.И. Беклемишев.
Задачи и планы этого общества были предельно четко сформулированы в уставе: «1) Лига обновления флота – есть общенародное Русское общество, которое имеет целью всемерное содействие развитию Русских морских сил и средств до степени, соответствующей требованиям безопасности и пользы Отечества… 2) Для достижения поставленной цели Лига распространяет всеми доступными средствами в населении России сведения о значении военного и торгового флотов, выясняет специальными исследованиями и гласным обсуждением их нужды и содействует удовлетворению их нравственным воздействием и собираемыми средствами». Лига занималась издательской деятельностью, проводила чтения и беседы, организовывала морскую практику для учащихся. Ее штаб-квартира находилась в Санкт-Петербурге, а в Москве вскоре создается Бюро Лиги.
Важнейшей вехой в истории этой организации стало проведение московской Морской выставки. Она была подготовлена Московским бюро Лиги совместно с центральной петербургской организацией и открылась 12 июля 1908 г. Выставку приветствовали телеграммами морской министр и ряд официальных лиц. Великий князь Александр Михайлович, в частности, писал: «От всего сердца поздравляю вас и всех потрудившихся с открытием первой Морской выставки. Постоянно с интересом слежу за работой Лиги обновления флота. Несказанно радуюсь, что на Руси нашлись люди, которые понимают крайнюю необходимость для России мощного флота, стоящего на высоте современных технических требований. Дай Бог, чтобы труды Лиги не пропали даром».
Выставка разместилась в Манеже и Кремлевском саду. Основу экспозиции составили изобразительные материалы (рисунки, чертежи, фотографии). Они были распределены по 14 отделам: история военного и торгового флотов, обучение морскому делу, мореходные карты и инструменты, торговый флот, Военно-Морской Флот, судовое снабжение, двигатели, судостроительные материалы, спасение на водах, морское и речное рыболовство, порты, морская гигиена, спорт, воздухоплавание.
Основная часть экспонатов и лекционный зал размещались в Манеже. В ходе выставки читались лекции со световыми картинами (диапозитивами) по различным темам морской истории, рассказывалось о последних событиях войны на море, судостроении, мореплавании, торговом флоте, водных сообщениях, воздухоплавании. В Кремлевском саду были сосредоточены главным образом увеселения: кинематограф, ресторан, морская диорама художника И.Л. Калмыкова.
В дни работы выставки выходила ежедневная газета «Вестник Морской выставки». Всего появилось 54 номера. Экспертная комиссия выставки присудила 300 наград (медалей, дипломов, почетных отзывов, почетных знаков и пр.). Состав награжденных был весьма пестрым: от производителей пушек и моторов до изготовителей мыльного порошка, мясных консервов, рамок для фотографий и даже виноградных вин. Сами награды были изготовлены на средства, пожертвованные великим князем Михаилом Александровичем.
ВЫСТАВКА 1908 г., продолжавшаяся 67 дней, стала последней крупной морской экспозицией в дореволюционной Москве, имевшей непосредственный и практический результат. Им стало преобразование Московского бюро Лиги обновления флота в самостоятельный Московский кружок обновления флота, зарегистрированный 23 сентября 1908 г. Его торжественное открытие состоялось 1 февраля 1909 г. в Комиссаровском техническом училище. Кружок ставил своей целью пропаганду флотской тематики среди общественности. Его участники проводили популярные лекции, издавали и распространяли брошюры, посвященные морским вопросам, организовывали ученические экскурсии по внутренним водным бассейнам. Кружок собирал ценные данные относительно производительности заводов Центральной России с точки зрения возможности использовать их для воссоздания морской силы страны. В 1910 г. члены кружка послали адрес начальнику отряда русских кораблей, моряки которых оказали помощь при землетрясении в Мессине, контр-адмиралу В.И. Литвинову, и это был первый сочувственный отклик нашим морякам после нападок на флот.
В декабре 1909 г. в Москве прошел I Съезд деятелей по водным путям, проведенный под эгидой Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. В его работе приняли участие представители как морского, так и речного флотов: моряки, судостроители, судовладельцы, механики и т.д.
Морская проблематика прочно входила в число тем, которые постоянно обсуждались в самых различных кругах населения Москвы.
Кстати
Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur
Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».