Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».
Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка, имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы продолжаем публикацию материалов его исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.
3. Флот силен тылом. Московским
ПЕТР ВЕЛИКИЙ ПЕРЕНЕС СТОЛИЦУ Российской Империи в Санкт-Петербург. Как ни странно, но официальной даты этого акта нет. Случилось это – по фактическим событиям, их масштабам и значению – где-то в 1712-1713 гг.
Казалось бы, любимое детище Петра – Российский флот, обретя удобные базы на Балтике, навсегда порвет связи со своей исторической колыбелью. Но этого не случилось: Москва превращается в главную тыловую базу военно-морских сил империи. Объяснение тому простое: еще очень долго Санкт-Петербург являлся лишь резиденцией высшей власти; хозяйственным же центром России продолжала оставаться Москва. Здесь находились основные мануфактуры, работающие на военно-морское ведомство; сюда, как в средоточие российской торговли, свозились разнообразные припасы для флота, которые затем переправлялись в Питер.
ПЕТР СВОИМ РЕШЕНИЕМ строить флот пробудил древнюю Москву к новой жизни, хотя от нее до ближайшего моря была едва ли не тысяча верст. Но для юного царя не было ничего невозможного. Он своим чутьем организатора понимал, что русский человек потянет и корабль, и флотилию, и даже «флот четырех океанов». Но он также знал, что нужен для этого дела почин или пример. Разумеется, сам юный государь был в строительстве флота примером для своих подданных, но вряд ли он все мог охватить. Поэтому Петр и его сподвижники привлекали знающих людей, своеобразных инициаторов нововведений.
К таким инициаторам принадлежал Франц Федорович Тиммерман, уроженец Голландии. Знающий голландец пребывал в доверии у Петра, сопровождал его повсюду. Он принимает участие в постройке Азовского флота, берет на себя по рядным записям постройку судов от кумпанств, которые из-за неопытности их членов не могли сами взяться за дело. Тиммерман размахнулся было на монополию всего строительства кораблей и даже выхлопотал себе жалованную грамоту на «корабельный завод» и выделку парусов у Архангельска и в устье Мезени, но, к сожалению, с этим делом не справился.
Более успешным, однако, оказался его почин в Москве. На берегу Яузы, в Преображенском, в 1696-1697 годах был построен Хамовный двор, на котором с 1700 г. стала производиться парусина. С 1702 г. Хамовный двор стал принадлежать Адмиралтейству. Качество его продукции было довольно высоким, много полотна закупалось даже Англией. Через 10 лет двор превратился в огромное предприятие, на котором трудилось более тысячи человек.
Российский флот требовал не только парусины, но и других разнообразных поставок. В этом отношении Москва – традиционный центр русской торговли – оказала неоценимую услугу государству. Сюда потянулись все желавшие принять участие в заготовке и производстве всего необходимого для флота. Многочисленные подрядчики из Мещанской, Кадашевской, Садовой и прочих слобод – сметливый и энергичный всякий люд – предлагали в приказ Адмиралтейских дел «корабельные гвоздья из самого доброго железа», сукно серое, «камзолы да штаны матрозского мундиру» и др.
Расторопность московских подрядчиков характеризует такой пример: когда для лечения «больных салдатов и матрозов» Петербургского гарнизона понадобился чеснок, слывший в ту пору универсальным профилактическим средством, по указанию адмиралтейской канцелярии комендант Дмитрова заготовил и отправил в Питер пятьдесят подвод этого целебного средства.
Качество русских товаров также было на высоте. Мастер Садовой слободы Павел Васильев предложил для Адмиралтейства краску бакан. При осмотре предложенного товара специалистами выяснилось, что «оной де бакан против веницейского стоит», эту оценку подтвердили и живописные мастера, определив, что бакан Васильева и к их делу годен. Узнав об этом, Петр I именным указом распорядился принять в Адмиралтейство краску Павла Васильева «по три рубли за фунт» и «оную краску строением умножить». Подрядчика освободили от уплаты пошлин и предложили другим приказам для своих нужд принимать его краску. Кроме того, высочайшим повелением было указано «бакану веницейского из-за моря не вывозить» и, кроме Васильева, «того бакану никому не делать»…
Таким образом, дальнейшее строительство Российского флота укрепило значение Москвы и Московской губернии как традиционного центра снабжения флота всем необходимым.
ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ регулярную доставку на Балтийский флот (да и в необжитую Северную столицу в целом) всего необходимого: леса, парусины, ниток, солонины, квашеной капусты и др., при Петре Великом начинается сооружение между Москвой и Петербургом гигантской системы водных каналов и путей по старым русским волокам. В целях закупки и отправки необходимых грузов для Черноморского и Балтийского флотов в Москве действовала специальная контора Адмиралтейств-коллегии. В дальнейшем, когда на московских и подмосковных заводах стали строить морские суда, их перегоняли к морям по постоянно совершенствовавшейся системе водных каналов.
20 декабря 1762 г. был издан указ об отмене всех внутренних таможенных пошлин и упразднении таможен на внутренних водных путях, что, без сомнения, положительно отразилось на развитии судоходства по рекам. В царствование Екатерины II было немало сделано для улучшения условий судоходства по Вышневолоцкой системе – первому искусственному водному пути, связывавшему Верхнюю Волгу, а следовательно, и весь Московский регион с новой столицей. В 1765 г. над содержателями этой системы была установлена государственная опека, а в 1773 году, учитывая особую важность этого водного пути, правительство Екатерины изъяло Вышневолоцкую систему из местного подчинения и передало в казну. Тогда же встал вопрос о создании специального государственного органа, ведавшего делами водного транспорта. С этой целью была учреждена должность главного директора водяных коммуникаций. К концу XVIII в. общая протяженность реконструированной системы, связывавшей Московский регион, Верхнюю Волгу и Петербург, достигла 1404 км.
Наиболее важными государственными документами Екатерининской эпохи, связанными с судоходством по рекам, были «Устав купеческого водоходства» (25.06.1781 г.) и указ от 11 сентября 1784 г. об обмере фарватера и обстановке мелей предостерегательными знаками. «Устав» поставил российское речное судоходство на правовую основу, а указ сыграл определяющую роль в улучшении условий плавания по российским рекам.
Развитие внутренних водных путей продолжалось в начале XIX в. 1 января 1802 г. был утвержден проект сооружения Тихвинской системы по трассе, намеченной еще при Петре I, а судоходство по ней было открыто в 1811 г. Почти одновременно с ней начались работы по сооружению третьего водного пути, соединившего Москву, Волгу и Петербург. Название этой системы дал Павел I по имени императрицы – она стала называться Мариинской. В XX в. на основе Мариинской системы был создан Волго-Балтийский водный путь, который после коренной реконструкции стал доступен и для крупнотоннажных судов (до 5 тыс. т).
Таким образом, торговые связи центра России и Москвы с Петербургом, а значит, и с западными странами значительно улучшились и расширились.
НАДЕЖНЫЙ «МОСКОВСКИЙ ТЫЛ» сыграл значительную роль в успехах Российского флота в военных кампаниях XVIII-XIX вв. Российские моряки прославились при Чесме и Наварине, Синопе и о. Корфу, когда российский флаг гордо реял на всех морях и океанах, а на карте мира в результате кругосветных походов отечественных мореходов появилось множество русских названий.
Связь «второй столицы» с военно-морскими силами не исчерпывалась одной материально-снабженческой стороной. Судьбы Москвы и Российского флота переплетались в те времена неоднократно. Так было в царствование Екатерины Великой, когда выпускник Московской духовной академии, будущий митрополит московский Платон произнес потрясшее русское сердце слово о Чесменском бое. Так произошло в 1812 г., когда в славном Бородинском сражении на подступах к сердцу России – Москве принял на себя удар Гвардейский флотский экипаж под командованием капитана 2 ранга И.П. Карцева. Таковы были и годы Крымской войны, когда героизм защитников Севастополя был по достоинству оценен жителями первопрестольной, организовавшими весной 1856 г. необыкновенно щедрый прием черноморских моряков.
В феврале 1856 г. в Москву должны были прибыть черноморские флотские экипажи, которые переводились из павшего после ожесточенных оборонительных боев Севастополя к новому месту службы – в Кронштадт и Архангельск. Московский откупщик В.А. Кокорев предложил городским властям достойно встретить героических защитников Севастополя. Инициатива была поддержана военным губернатором «второй столицы» А.А. Закревским. Организаторы торжеств, с согласия морского министра, пригласили из Санкт-Петербурга морских офицеров – участников обороны. Кокорев взял на себя все расходы по переезду, расквартированию и обслуживанию гостей. 17 февраля офицеры были торжественно встречены на Николаевском вокзале толпами народа. Под крики «Ура!» 80 моряков проехали по московским улицам и были размещены в лучших гостиницах.
На следующий день Москва торжественно принимала флотские экипажи Севастополя. У Серпуховской заставы матросские колонны были встречены приехавшими накануне морскими офицерами, купцами, народом. Морякам было преподнесено серебряное блюдо с хлебом-солью, после чего слово взял Кокорев: «Друзья и братья, благодарим вас за ваши труды и подвиги, за пролитую вами кровь для нас в защиту родной земли. Примите наше сердечное спасибо и наш земной поклон».
Началась череда приемов, публичных обедов, балов. Моряков встречали и угощали члены Дворянского клуба и Купеческого собрания, монахи Троице-Сергиевой лавры, студенты и преподаватели Московского университета, московские дамы… Преклонение перед доблестью Севастополя, вера в возрождение военно-морской мощи России, стремление к преобразованию страны были основными мотивами выступлений на торжественных обедах.
Кстати
Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur
Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».