«Москва-Севастополь-Флот: фарватерами шефства и дружбы» – так называется информационно-просветительский буклет-сборник, изданный в рамках проекта «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России, который поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Тематическое направление: «Я – горжусь! Проекты, направленные на освещение ярких и славных страниц отечественной истории».
Эта небольшая, но довольно интересная вдумчивому читателю книжка имеет подзаголовок: «Возрождение и развитие военно-шефской работы, поддержка Москвой и москвичами моряков-черноморцев и севастопольцев: 1992 г. – н.в.». Автор-составитель сборника – председатель Севастопольского регионального отделения СЖР, исполнительный директор Института стран СНГ в городе Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Павлович Горбачев, Заслуженный журналист Крыма, кандидат политических наук, член Союза писателей России, капитан 1 ранга запаса. Мы начинаем публикацию его материалов с исторического раздела, рассказывающего о роли Москвы в создании Военно-Морского Флота России, его развитии и сегодняшней поддержке столицей российских моряков и севастопольцев.
1. На пути к морю
Россия обладает единственной в своем роде сетью судоходных водных путей, состоящих из больших рек с многочисленными притоками, соединяющихся между собой удобными волоками. Пользуясь даже примитивными средствами транспорта, можно проплыть через Россию от Балтийского моря до Каспийского и добраться по воде до большинства земель, лежащих между ними.
Р. ПАЙПС, американский исследователь
МОСКВА НА ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ удалена от морского побережья, но ее жители никогда не чувствовали своей оторванности от морей. Этот геополитический парадокс объясняется особенностью речной сети Восточно-Европейской равнины, в центре которой расположена столица России.
Рекам Скифии поражался еще отец истории Геродот, правда, по-максималистски заявляя: «Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного». «В самом деле, – вторит ему знаменитый русский историк С.М. Соловьев, – обширному пространству древней Скифии соответствуют исполинские системы рек, которые переплетаются между собой и составляют, таким образом, по всей стране водную сеть, из которой народонаселению трудно было высвободиться для особой жизни… Реки много содействовали единству народному и государственному». Крупный современный исследователь Древней Руси А.П. Новосельцев подчеркивал побудительную роль торгового пути «из варяг в греки» в объединении восточнославянских племен в единую Древнерусскую державу.
Речная сеть сплачивала нашу страну и политически, и хозяйственно, подключала ее к важнейшим морским магистралям. Корабль же издревле был на Руси главным транспортным средством. В свою очередь, бассейн реки Москвы являлся сердцевиной Волжско-Окского междуречья. Река соединяла – через волоки и сеть своих притоков – бассейны Оки и Волги, а также Днепра и Дона, представляя с незапамятных времен наиболее удобный путь для древних поселенцев и позднейших купеческих и воинских караванов.
Безусловно, не только в узловом, связывающем характере реки, на берегах которой находится Москва, коренятся причины ее возвышения, превращения из окраинного городка Владимирского княжества в столицу всея Руси. Однако располагайся Москва в удалении от водных путей, вряд ли она вознеслась бы столь высоко.
По мере укрепления Московской Руси перед великими князьями, а затем царями московскими закономерно вставала задача расширения сферы контроля над важнейшими водными артериями: сначала над течением Москвы-реки, затем над Окой, в которую она впадает, потом над Волгой, Доном, Двиной, Днепром и, наконец, над морями, в которые несли свои воды великие реки Восточно-Европейской равнины. Ибо кто владел реками и морским побережьем, тот контролировал важнейшие торговые магистрали и надежно защищал рубежи Отечества от агрессии враждебных государств.
И этот путь к величию Москвы, Российской державы отмечен многовековой кровопролитной борьбой нашего народа с ордынцами и турками, ливонцами и шведами: борьбой за устья рек – «ворота» Балтики, Азова и Черного (Русского) моря, открыв которые можно было пускать русские суда в свободное плавание по необъятным просторам дальних морей и затем – океанов.
НА ЭТОМ ДОЛГОМ ПУТИ было несколько важнейших вех. Одна из них – балтийская каперская флотилия Карстена Роде, организованная в 1570 г. с согласия Ивана Грозного. Иван IV, стремясь овладеть выходами к Балтийскому морю, предпринял меры для расстройства польской морской торговли. Для этого была создана наемная каперская флотилия под начальством датского корсара Карстена Роде. Ему были выданы от царя «жаловальная грамота» (каперское свидетельство) и денежные средства.
Карстен Роде вышел в первое каперское плавание с одним судном, но вскоре за счет захвата призов и привлечения им на московскую службу других каперов создал целую флотилию из шести судов.
Прибалтийские государства усмотрели в появлении московских каперов явную политику царя завести свой постоянный флот на Балтийском море. Роде базировался на порты дружественной Москве Дании в датских проливах и на о. Борнгольм. Все это побудило Польшу, а затем и Швецию создать специальные корабельные отряды для борьбы с флотилией Роде.
Прибалтийские государства усилили нажим на Данию, выражая протест против оказываемого ею содействия балтийским каперам. Датский король Фридрих II решил ликвидировать флотилию Роде. Его суда были конфискованы, и в конце 1570 г. Роде был арестован и заключен в один из замков.
Этот исторический факт – свидетельство того, что Иван IV первым из московских властителей не только понял значение флота, но и хотел завести собственные военные корабли. Известно также, что в 1569 году царь через английского посла Дженкинсона просил королеву Елизавету позволить приезжать к нему «мастерам, умеющим строить корабли и управлять ими», привозить из Англии артиллерию и военное снаряжение, необходимое для ведения войны.
Во второй половине XVII века, при царе Алексее Михайловиче, Москва попыталась в очередной раз прорваться на Балтийское море, что привело к новой войне со шведами. Еще до начала войны (1656-1661 гг.) на верхних притоках Западной Двины при активном участии мастеров-судостроителей из подмосковного села Дединово, расположенного вблизи впадения в Оку Москвы-реки, была построена флотилия стругов для перевозки войск, пушек и припасов. 5 июля 1656 г. царь Алексей Михайлович прибыл в Полоцк на Западной Двине, а через 10 дней возглавил речную флотилию и поплыл вниз по реке во главе войска.
Используя флотилию гребных судов, воевода, стольник Петр Потемкин взял в устье Невы крепость Канцы (Ниеншанц), высадил десант на о. Котлин, а 22 июня его флотилия одержала победу в Финском заливе, разбив отряд шведских судов и захватив при этом шестипушечное судно со всей командой. Гребные суда и лодки в ходе войны использовались воеводой Пушкиным при занятии Карелии.
14 августа была взята крепость Кокенгаузен (бывший русский Кукейнос), которая была переименована в Царевичев-Дмитриев. Воеводой сюда был назначен псковский дворянин, а затем боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. В качестве первоочередной меры он организовал речную сторожевую флотилию на Западной Двине. Ордин-Нащокин предполагал использовать ее в борьбе со шведами в Рижском заливе и для блокады Риги с моря. Однако по условиям Кардисского мира 1661 г. завоеванные земли в Ливонии и на берегах Финского залива были возвращены Швеции. Настойчивое стремление царя Алексея Михайловича открыть «окно в Европу» не увенчалось успехом. Ордин-Нащокин был вынужден сжечь суда своей Двинской сторожевой флотилии.
НЕУДАЧИ НА БАЛТИКЕ заставили московских правителей активизировать свою политику в южном направлении. По указу государя Алексея Михайловича и под руководством боярина Ордина-Нащокина в 1667 г. в дворцовом с. Дединове, Коломенского уезда, что на Оке, началось строительство морских судов для охраны русской торговли на Каспии. Именно здесь с помощью голландских мастеров был построен первый русский военный корабль.
24 апреля 1669 г. последовал царский указ о присвоении построенному фрегату названия «Орел» в честь русского государственного герба. Впервые русское судно получило персональное имя. На флагштоках и мачтах корабля развевался первый российский морской флаг, составленный из полос белого, синего и красного цветов.
7 мая «Орел», а также построенные яхта, бот, шняки и струги сопровождения пошли на Астрахань. Но, к сожалению, «Орел» так и не совершил ни одного плавания по морю. Простояв без дела почти 10 лет, разобранный за «ветхостью», он во многом повторил судьбу всего того нового, что нарождалось в XVII в. в допетровской России. И всё же многовековые усилия Московской Руси, направленные на выход к морю, при Петре Великом увенчались блестящим результатом.
Кстати
Об этом проекте рассказывается на аккаунте Проекта Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России «Шефские связи: Москва, Севастополь, Флот» https://vk.com/public220897157. Здесь размещены соответствующие материалы. Параллельно с этим все материалы о проекте размещаются на аккаунте Севастопольского регионального отделения Союза журналистов России https://vk.com/sevzhur
Кроме того, на интернет-ресурсах «Журналист Севастополя» https://joursev.ru/ и «Флот-21 век» https://blackseafleet-21.com/ публикуются материалы о работе СРО СЖР, в том числе об уже реализованном при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проекте «Флотораздел: сохранить ЧФ для России».