Флот: события и факты
14.09.2023 г.
1. Черноморско-Средиземноморский бассейн, СВО, ЧФ, Крым
Сводка проведения специальной военной операции на Донбассе и Украине по состоянию на 14:40 мск 13 сентября
«Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают проведение Специальной военной операции.
На Донецком направлении подразделения «Южной» группировки войск при поддержке авиации и артиллерии отразили восемь атак штурмовых групп 80-й десантно-штурмовой, 3-й штурмовой, 59-й мотопехотной и 110-й механизированной бригад ВСУ в районах населенных пунктов Клещеевка, Андреевка, Первомайское и Красногоровка Донецкой Народной Республики. Потери противника составили до 140 украинских военнослужащих, две боевые машины пехоты, четыре автомобиля, а также гаубица «Мста-Б». Кроме того, в районе населенного пункта Новомихайловка Донецкой Народной Республики уничтожен склад боеприпасов 79-й десантно-штурмовой бригады ВСУ.
На Южно-Донецком направлении слаженными действиями подразделений группировки войск «Восток» при поддержке авиации, огня артиллерии и тяжелых огнеметных систем отражены две атаки штурмовых групп 38-й и 36-й бригад морской пехоты ВСУ в районах населенных пунктов Новомайорское Донецкой Народной Республики и Приютное Запорожской области. Потери противника на данном направлении составили до 235 украинских военнослужащих убитыми и ранеными, две боевые бронированные машины, три автомобиля, а также станция радиоэлектронной борьбы.
На Запорожском направлении подразделениями российской группировки войск, ударами авиации, огнем артиллерии и тяжелых огнеметных систем отражены две атаки штурмовых групп 82-й десантно-штурмовой бригады ВСУ в районе населенного пункта Вербовое Запорожской области. Также, нанесено огневое поражение скоплениям живой силы и техники 47-й механизированной, 48-й аэромобильной и 82-й десантно-штурмовой бригад ВСУ в районе населенного пункта Работино Запорожской области. За сутки уничтожено более 205 украинских военнослужащих, танк, три боевые бронированные машины и два автомобиля. В ходе контрбатарейной борьбы поражены: гаубицы М777 и М119 производства США, четыре орудия Д-30, одно орудие Д-20 и гаубица «Мста-Б».
На Краснолиманском направлении грамотными действиями подразделений группировки войск «Центр», ударами штурмовой и армейской авиации, огнем артиллерии отражены две атаки штурмовых групп 21-й механизированной бригады и 12-й бригады специального назначения «Азов» восточнее населенных пунктов Ямполовка Донецкой Народной Республики и Червоная Диброва Луганской Народной Республики. Потери ВСУ составили до 65 военнослужащих и две боевые бронированные машины.
На Купянском направлении ударами авиации, огнем артиллерии «Западной» группировки войск поражена живая сила и техника ВСУ в районах населенных пунктов Новоселовское Луганской Народной Республики, Ольшана и Котляровка Харьковской области. Потери противника составили до 85 украинских военнослужащих, два бронетранспортера, два автомобиля. Также в ходе контрбатарейной борьбы поражены: самоходная артиллерийская установка «Гвоздика», артиллерийская система М777 и гаубица М109 Paladin производства США. В районе населенного пункта Глубокое Харьковской области уничтожен склад боеприпасов 114-й бригады территориальной обороны.
На Херсонском направлении огнем артиллерии и тяжелых огнеметных систем нанесено поражение скоплению живой силы 124-й бригады территориальной обороны в районе острова Алексеевский. В результате огневого поражения уничтожены свыше 80 украинских военнослужащих, два автомобиля, а также артиллерийская система М777 производства США.
Оперативно-тактической и армейской авиацией, ракетными войсками и артиллерией группировок войск Вооруженных Сил Российской Федерации уничтожены украинские радиолокационные станции обнаружения и сопровождения воздушных целей П-18 в районе населенного пункта Лукашево Запорожской области и СТ-68 в районе населенного пункта Крутояровка Днепропетровской области, а также живая сила и военная техника противника в 129 районах.
Средствами противовоздушной обороны перехвачены пять реактивных снарядов системы залпового огня HIMARS. Кроме того, уничтожены и подавлены средствами РЭБ 37 украинских беспилотных летательных аппаратов в районах населенных пунктов Благодатное, Зайцево Донецкой народной республики, Верхнекаменка, Нововодяное Луганской Народной Республики, Кардашинка, Саги Херсонской области, Новогоровка и Тарасовка Запорожской области.
Всего с начала проведения специальной военной операции уничтожено: 467 самолетов, 248 вертолетов, 6706 беспилотных летательных аппаратов, 437 зенитных ракетных комплексов, 11811 танков и других боевых бронированных машин, 1150 боевых машин реактивных систем залпового огня, 6359 орудий полевой артиллерии и минометов, а также 12958 ед. специальной военной автомобильной техники».
Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0913/150575242/detail.shtml
Минобороны РФ сообщило, что сбиты 7 из 10 украинских ракет, повреждены 2 российских корабля в Севастополе
Министерство обороны России сообщило, что два российских корабля получили повреждения в результате попадания украинских крылатых ракет по судоремонтному заводу в Севастополе. «Сегодня (13.09.2023 – Ред.) ночью ВСУ нанесли удар десятью крылатыми ракетами по судоремонтному заводу им. С. Орджоникидзе в городе Севастополе и тремя безэкипажными катерами по отряду кораблей Черноморского флота на переходе морем», – говорится в сообщении Минобороны РФ. «Средствами противовоздушной обороны сбиты семь крылатых ракет, патрульным кораблем «Василий Быков» уничтожены все безэкипажные катера», – сказано в сообщении.
«В результате попадания крылатых ракет противника получили повреждения два корабля, находящиеся на ремонте», – сообщило Минобороны РФ.
По словам губернатора Михаила Развожаева, атака произошла около 3:20 по московскому времени, на территории завода возник пожар. Пострадали 24 человека, четверо находятся в состоянии средней тяжести.
Как отмечает РБК, примерно в это же время ночью перекрывали движение на Крымском мосту.
В последний раз об атаке на Севастополь российские власти сообщали 30 августа: в районе Севастопольской бухты ее отразили силы противоподводно-противодиверсионной обороны. Военное ведомство уточняло, что самолет морской авиации Черноморского флота уничтожил четыре катера с украинскими десантниками. В тот же день над Крымом сбили украинскую ракету.
Источники: https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=0&nid=601842&lang=RU
https://flot.com/2023/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F30/
Минобороны: поврежденные ракетной атакой ВСУ военные корабли восстановят
Министерство обороны России сообщило, что поврежденные в ночь на 13 сентября в ходе атаки Вооруженных сил Украины на Севастополь военные корабли Черноморского флота будут восстановлены. В ведомстве рассказали, что всего пострадали два корабля, их тип и названия ведомство не раскрывает. «Два корабля Военно-Морского Флота, проходившие плановый ремонт в судоремонтном заводе в Севастополь и поврежденные в результате ракетного удара Киева 13 сентября, будут полностью восстановлены и продолжат боевую службу в составе своих флотов», – сообщается в Telegram-канале российского военного ведомства.
Ракетный удар по Севастополю был нанесен в ночь на 13 сентября. По данным Минобороны РФ, ВСУ атаковали десятью крылатыми ракетами судоремонтный завод им. С. Орджоникидзе, повредив два корабля, находящиеся на ремонте. Помимо этого тремя безэкипажными катерами была совершена атака на отряд кораблей Черноморского флота. Средствами ПВО семь ракет удалось сбить, патрульным кораблем «Василий Быков» были уничтожены все безэкипажные катера.
Тип ракет в Минобороны России не указали, однако представители украинского военного командования намекнули, что атаку ВСУ могли осуществить британскими дальнобойными ракетами Storm Shadow.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6211795?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Что за завод и корабли в Севастополе, по которым ударили ВСУ
Минувшей ночью ВСУ нанесли удар десятью крылатыми ракетами по судоремонтному заводу им. С. Орджоникидзе в городе Севастополе и тремя безэкипажными катерами – по отряду кораблей Черноморского флота. Какие повреждения они получили?
По данным МО РФ, пострадавшие корабли находились на ремонте. Российская ПВО сбила семь снарядов. Все безэкипажные катера удалось уничтожить патрульному кораблю «Василий Быков».
ФГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» – судостроительное предприятие, расположенное в районе Корабельной стороны Севастополя. Завод является основной площадкой для строительства и ремонта судов Черноморского флота РФ. Он был построен в 1783 году. Постановлением правительства Севастополя 28 февраля 2015 года «Севастопольский морской завод» национализирован в пользу города и зарегистрирован в качестве ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе». Весь имущественный комплекс предприятия был передан Севастополю.
21 апреля 2015-го на заводе начался ремонт кораблей. Тогда же стало известно, что завод будет обслуживать корабли Черноморского флота. Сообщалось, что за несколько месяцев удалось выполнить ремонт ряда судов, обеспечить работы на новейшей подлодке ЧФ «Новороссийск». Для обслуживания подводных лодок и выполнения всех видов их ремонта, включая аварийный, на заводе организовано специальное проектное техническое бюро Черноморского флота.
В июне 2016 года завершился ремонт (длился восемь месяцев) парусного учебного судна «Херсонес». Другой док покинул средний морской танкер ЧФ «Иман». В ноябре 2017 года на заводе заложен первый более чем за 10 лет тяжелый плавучий кран ПК-400 грузоподъемностью 400 тонн. В ноябре 2018 года заложен тяжелый плавучий кран ПК-700 грузоподъемностью 700 тонн. 10 апреля 2019 года ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» перешел в федеральную собственность с подчинением Министерству промышленности и торговли РФ.
По информации Baza, два человека скончались в результате ракетного удара ВСУ по территории завода 13 сентября 2023 года. Источник написал, что все погибшие и пострадавшие – сотрудники предприятия. Всего же общее число пострадавших увеличилось до 26 человек. Данные уточняются…
«Во время ночной атаки по судоремнтному заводу в Севастополе были поражены (сгорели) дизель-электрическая подводная лодка „Ростов-на-Дону“ и большой десантный корабль „Минск“. Оба корабля находились на ремонте в сухом доке. Также морские дроны атаковали корабли, которые находились в Черном море», – написал канал «ВЧК-ОГПУ». МО РФ эту информацию не подтверждает.
Б-237 «Ростов-на-Дону» – российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка». Она входит в 4-ю отдельную бригаду подводных лодок Черноморского флота. 8 декабря 2015 года с подводной лодки из акватории Средиземного моря по расположению боевиков ИГИЛ (запрещена в России – Ред.) на территории Сирии были нанесены удары крылатыми ракетами 3М14К «Калибр-ПЛ» из подводного положения.
«Минск» – большой десантный корабль проекта 775. Входит в состав Балтийского флота. Он был построен в Гданьске (Польша) в 1984 году. Первоначально имел наименование «БДК-43».
Источник: https://news.ru/russia/chto-za-zavod-i-korabli-v-sevastopole-po-kotorym-udarili-vsu/?ysclid=lmhpmrugog642011983
Удар по Севастополю был нанесен ракетами Storm Shadow, считают эксперты
Удар по судоремонтному заводу в Севастополе, вероятно, был нанесен крылатыми ракетами воздушного базирования Storm Shadow, для недопущения таких атак в будущем необходимо заранее выявлять и уничтожать украинскую авиацию ещё на земле, заявил РИА Новости доктор военных наук Константин Сивков. О том, что удар по Крыму нанесла авиация, сообщал командующий ВВС Украины Николай Олещук. «Скорее всего, удар был нанесён ракетами Scalp/Storm Shadow. Произошедшее в Севастополе ставит задачу обнаружения и уничтожения авиационных носителей противника ещё на земле», – сказал Сивков.
Другой известный российский военный эксперт Алексей Леонков отметил, что для подобной атаки требуется минимум пять боевых самолётов типа Су-24. «Если это были, допустим, Storm Shadow, то для их запуска надо было как минимум пять носителей Су-24, которых у Киева практически не осталось. Надо дождаться обнаружения обломков», – отметил собеседник агентства.
Источник: РИА Новости https://ria.ru/20230913/udar-1896062195.html?in=t
Sky News: ВСУ использовали британские Storm Shadow при атаке на Севастополь
Британские крылатые ракеты дальнего радиуса действия Storm Shadow использовались украинскими силами для нанесения удара по судоремонтному заводу имени Орджоникидзе в Севастополе, сообщил в среду телеканал Sky News со ссылкой на источники. «Украина использовала британские крылатые ракеты для нанесения крупного удара… в Крыму», – говорится в сообщении телеканала.
Информацию Sky News предоставил один украинский и один западный источник, отмечается в материале.
Источник: РИА Новости https://ria.ru/20230913/rakety-1896148008.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Эксперт Горбачев: за удар ВСУ по Севастополю скоро последует поучительный ответ
Исполнительный директор Института стран СНГ в Севастополе, военный эксперт Сергей Горбачев считает, что в скором времени за удар украинских войск по Севастополю последует поучительный и показательный ответ.
«Украина продолжает нагнетать ситуацию и вести ее к эскалации, а Запад – стремится реализовать принцип «воевать по последнего украинца». Мы однозначно будем отвечать и отвечать таким образом, чтобы это было поучительно, показательно и эффективно, чтобы, в конечном счете, им был нанесен невосполнимый ущерб, который приведет спецоперацию на Украине к победной точке», – сказал Горбачев РИА Новости.
По его мнению, удар по Севастополю наносился дальнобойными ракетами высокой точности. Теперь по обломкам предстоит выяснить, откуда, с какого носителя и какими ракетами велась атака.
«У Украины своих таких ракет быть не может по определению. Она не обладает ни практической, ни технической, ни научной школой, чтобы создать такое оружие. Я думаю, что при атаке на Севастополь речь может идти о ракетах, аналогичных британским Storm Shadow», – сказал Горбачев.
Источник: РИА Новости https://ria.ru/20230913/sevastopol-1896127172.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Восемь жилых домов пострадали от ракетного удара ВСУ по Севастополю
В результате ракетного удара ВСУ по Севастополю получили повреждения восемь жилых домов, заявил на аппаратном заседании правительства Города-Героя и.о. замгубернатора Евгений Горлов. По словам господина Горлова, повреждены кровли, фасады и окна в семи многоквартирных жилых домах и в одном частном. «С утра организовали обход территории, находящейся рядом с местом происшествия. Управляющая компания фиксирует повреждения. К восстановлению объектов приступят в ближайшее время», – уточнил чиновник.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6211765?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Российские военные сообщили об уничтожении авиацией трех морских беспилотников ВСУ
В министерстве обороны России заявили, что три украинских морских дрона уничтожены авиацией в Черном море. «13 сентября в акватории Чёрного моря морской авиацией Черноморского флота обнаружены и уничтожены 3 безэкипажных катера ВСУ», – говорится в сообщении Минобороны РФ.
В среду утром Минобороны РФ сообщало, что два российских корабля получили повреждения в результате попадания украинских крылатых ракет по судоремонтному заводу в Севастополе. Три безэкипажных катера выходили в атаку на отряд кораблей Черноморского флота на переходе морем. Патрульным кораблем «Василий Быков» они были уничтожены.
Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=601885&lang=RU
Движение по Крымскому мосту останавливалось трижды за сутки
Крымский мост временно закрыт для проезда автотранспорта вечером в среду, сообщает телеграм-канал, освещающий ситуацию на автомобильных подходах к мосту. «Движение автотранспорта по Крымскому мосту временно перекрыто. Находящихся на мосту и в зоне досмотра просим сохранять спокойствие и следовать указаниям сотрудников транспортной безопасности», – говорится в сообщении.
Движение по Крымскому мосту ранее перекрывалось в ночь на среду примерно на час, а также днем на 3,5 часа.
Крымский мост работает в реверсивном режиме после того, как 17 июля его атаковали два украинских надводных беспилотника. Автодорожная часть находится в ремонте.
Источник: ИНТЕРФАКС-ЮГ https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=601877&lang=RU
В Одесской области взорвана портовая инфраструктура Измаила и Рени
В Одесской области взрывами повреждена портовая инфраструктура, удары пришлись по объектам в Измаиле и Рени. Об этом сообщают глава областной военной администрации Олег Кипер, а также местные Telegram-каналы и социальные сети. «Есть попадания. Зафиксированы повреждения припортовой и другой гражданской инфраструктуры. Продолжается ликвидация последствий», – сообщил Кипер в своем Telegram-канале. По его словам, по Измаильскому району области отработало «несколько групп ударных дронов». В результате атаки возник пожар.
Воздушная тревога была объявлена на территории всей Одесской области после полуночи. В украинских соцсетях сообщается также о взрывах в Рени и в Сумской области в ночь на 13 сентября: «Атаковали Одещину и Сумщину нескольким группами ударных БпЛА типа Shahed-136/131. Основное направление – южные районы Одещины и портовая инфраструктура».
Источник: https://crimea.ria.ru/20230913/v-odesskoy-oblasti-vzorvana-portovaya-infrastruktura-izmaila-i-reni-1131370529.html
В Киеве анонсировали удар по морским буровым платформам
В скором времени на газодобывающих буровых платформах в Чёрном море могут произойти взрывы. Об этом в эфире «Радио НВ» заявил бывший замначальника штаба ВМСУ Андрей Рыженко.
«В таких небольших морских театрах, как северо-западная часть Чёрного моря, сложнее удержать, чем захватить. И хороший пример, мы знаем, – это остров Змеиный. И сейчас есть угроза того, что россияне могут применить против «вышек Бойко» как авиационные ракеты, так и ракеты наземного базирования», – сказал Рыженко.
Он подчеркнул, что удержать эти вышки очень сложно, и, якобы поэтому, киевское руководство не будет размещать там людей. «Я думаю, об оценке рисков и угроз. Я думаю, скорее всего, что людей там не будет. Потому что эти вышки ближе к Крыму, чем даже Змеиный. А мы знаем, что по Змеиному даже на прошлой неделе они совершали обстрелы.
Ежедневно от пяти до десяти российских самолётов совершают облёт северо-западной части Чёрного моря, и выполняют боевые задачи – например, бомбардировки острова Змеиный, или перехваты судов», – резюмировал эксперт.
Источник: https://newspostrussia.ru/138167/V-Kieve-anonsirovali-udar-po-morskim-burovym-platformam/
Объем помощи Вашингтона Киеву превысил 110 млрд долларов
Белый дом признал, что США потратили на украинский конфликт почти 111 млрд долл. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщил телеканал Fox News.
Телеканал опубликовал на своем сайте копию ответа главы административно-бюджетного управления Белого дома Шаланды Янг группе сенаторов-республиканцев, которые еще в январе затребовали отчет о расходах на Украину. Из таблицы, приложенной к письму, следует, что на военную, экономическую и гуманитарную помощь Украине США выделили 110,97 млрд. долл., из которых потрачены 101,2 млрд долл.
В прошлом месяце Белый дом запросил у конгресса для Украины дополнительные 24 млрд долл., в том числе 13 млрд долл. – на военные нужды, напоминает агентство.
Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0913/093075232/detail.shtml
Дания выделит Украине до 2025 года 5,8 млрд крон на военную помощь
Минобороны Дании объявило, что выделит Украине 5,8 млрд крон (около 833 млн долл.) до конца 2025 года на вооружение и военную технику, это станет самым крупным пакетом помощи королевства.
Отмечается, что это 12-й и самый крупный пакет помощи, который Дания направляет Украине. Большая часть этих средств – 4,3 млрд крон – будет перечислена в этом году, в следующем – 1,4 млрд крон, в 2025 – 52 млн крон, передает «РИА Новости».
Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0913/092075231/detail.shtml
Германия предоставила Украине еще 20 БМП Marder
Германия предоставила Украине еще 20 боевых машин пехоты Marder с боекомплектом, сообщило в среду федеральное правительство.
Отмечается, что ранее ей уже было передано 40 таких БМП.
Кроме того, Украине дополнительно выделено 3 тыс. 155-мм снарядов, 2 бронированные машины Wisent 1, используемых для разминирования территории, 1,5 млн патронов для стрелкового оружия, 20 разведывательных дронов RQ-35 HEIDRUN, 10 систем обнаружения дронов, а также поставлена другая военная техника.
Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=601857&lang=RU
Reuters: «Антонов» открыл новый центр для производства БЛА
Украинское государственное предприятие «Антонов» открыло новый центр для производства беспилотников. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщают западные СМИ со ссылкой на презентацию концерна «Укроборонпром».
Согласно презентации, показанной американским чиновникам в июне, ГП «Антонов», которое производит в основном грузовые самолеты, открыло новый центр «с целью расширения возможностей производства беспилотных систем и оказания поддержки частным производителям беспилотных систем с точки зрения опыта и услуг», – передает агентство «Рейтер».
По информации агентства, «Антонов» и ранее производил беспилотники, однако открытие центра позволило «лучше удовлетворять военные потребности Украины». Один из сотрудников предприятия, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что опыт предприятия в производстве грузовых самолетов может использоваться для создания беспилотников дальнего действия, которые могли бы наносить удары по объектам инфраструктуры внутри России. Информация об открытии центра держится в секрете, «Укроборонпром» отказался от комментариев из соображений безопасности, «Антонов» также не ответил на запрос агентства.
Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0912/160075226/detail.shtml
Премьер Армении Пашинян заявил, что миротворцы не справились со своей миссией
Премьер Армении Никол Пашинян заявил, что российские миротворцы не справились со своей задачей в Нагорном Карабахе, при этом он сомневается, что без них ситуация в регионе была бы лучше.
Как заявил Пашинян в интервью изданию Politico, Нагорный Карабах был зоной ответственности российских миротворцев. По его словам, ситуация с безопасностью в регионе резко изменилась на фоне гуманитарного кризиса после закрытия Лачинского коридора, связывающего Карабах с Арменией. «Так как эти проблемы (с закрытием Лачинского коридора – Ред.) существуют, миротворцы РФ не справились со своей задачей. Но я не могу сказать, что, если бы российские миротворцы не были в Нагорном Карабахе, ситуация сейчас была бы лучше», – заявил Пашинян.
Президент России Владимир Путин на заседании Восточного экономического форума заявил, что армянское руководство, по существу, признало суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Президент подчеркнул, что это было не решение России, а решение армянского руководства. При этом он сообщил, что находится в контакте с Пашиняном, проблем в общении нет.
В конце сентября 2020 года в Нагорном Карабахе возобновились боевые действия, ставшие продолжением многолетнего конфликта. При посредничестве Москвы 10 ноября 2020 года стороны договорились полностью прекратить огонь. Баку перешли Кельбаджарский и Лачинский районы, а также часть Агдамского района, которые ранее находились под контролем непризнанной НКР и не были заняты азербайджанской армией в ходе боевых действий. В регионе, включая Лачинский коридор, разместились российские миротворцы.
Азербайджанские пограничники 23 апреля 2023 года установили контрольно-пропускной пункт на границе с Арменией — он появился в начале дороги в Лачинском коридоре, которая ведет в Степанакерт. КПП расположился на новом шоссе, построенном после перемирия 2020 года в объезд Лачина – у моста через реку Хакари в 16 километрах к востоку от села Тех Сюникской области Армении. Рядом с объектом находится наблюдательный пост российского миротворческого контингента. Появление КПП в Баку объяснили неправомерным использованием армянской стороной дороги в Степанакерт и угрозами безопасности. МИД Армении назвал установление КПП грубым нарушением трехстороннего заявления лидеров Армении, РФ и Азербайджана 2020 года. Власти Армении также обращают внимание на то, что блокирование Лачинского коридора привело к гуманитарной катастрофе в Нагорном Карабахе.
В конце мая 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что его страна признает суверенитет Азербайджана вместе с территорией Карабаха, на общей площади 86,6 тысячи квадратных километров. Азербайджанский лидер Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан и Армения могут подписать мирный договор уже в ближайшем будущем, если Ереван не изменит свою позицию.
Источник: РИА Новости https://ria.ru/20230913/mirotvortsy-1896151174.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
2. Кораблестроение и судоремонт
Минпромторг поручил ВТБ вывести ОСК на чистую прибыль за пять лет
Перед банком ВТБ, которому переданы акции ОСК в доверительное управление на пять лет, стоит задача вывести корпорацию на чистую прибыль, сообщил журналистам статс-секретарь – замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. «Такая задача стоит, а сможет (ВТБ) это сделать или нет – покажет время. Раз они согласились – значит, чувствуют в себе силу и возможности», – сказал он в кулуарах ВЭФ, отвечая на вопрос о намерениях ВТБ вывести корпорацию на чистую прибыль.
В понедельник замминистра отмечал, что верфи ОСК находятся в сложном финансовом положении. При этом, по словам Евтухова, выделять средства ФНБ на покрытие финансового убытка не планируется. «Впрямую средства ФНБ, если вы имеете в виду покрытие убытков, выделяться не будут. Потому что, во-первых, ФНБ – это деньги возвратные, во-вторых, они выделяются только на реализацию инфраструктурных проектов, связанных непосредственно с развитием, а не с покрытием убытков. Просто так на покрытие убытков средства ФНБ выделятся корпорации ОСК не будут», – сказал он.
«Для обеспечения текущей деятельности Объединенной судостроительной корпорации (загрузки верфей заказами) есть лизинговая программа ГТЛК по судостроению, где заложены весьма ощутимые средства. ГТЛК получила по этой программе 21,2 миллиарда рублей и уже отправила часть этих денег на верфи ОСК, но именно под строительство судов», – добавил Евтухов.
Источник: https://marine.org.ru/publication/smi/14980/
ВТБ готовит большую реформу системы управления ОСК
Банк ВТБ намерен серьезно изменить систему управления в Объединенной судостроительной корпорации, контрольный пакет которой банк получил месяц назад. Об этом сообщил на брифинге в рамках Восточного экономического форума президент – председатель правления банка ВТБ, председатель совета директоров ОСК Андрей Костин.
«Менеджмент компании, мы считаем, коренным образом надо перестраивать. Сегодня компания представляет по большому счету набор отдельных верфей, которые сами заключают контракты. Такого больше не будет. Мы будем передавать функцию заказчика (в головной офис – Прим. ред.), контракты будут подписываться через головной офис, а верфи будут производственными площадками. Будет большая реформа системы управления», – рассказал Андрей Костин.
Он также считает, что корпорации следует изменить отношение ОСК к своим заказчикам. «Минобороны, Росатом – крупнейшие заказчики, с ними надо договариваться, дружить. Надо, чтобы они платили исправно, и надо, чтобы мы работали хорошо. Мы заинтересованы в этом, чтобы контракты выполнялись, вместе работаем сейчас активно», – пояснил он.
Говоря о кадровых изменениях в ОСК, Андрей Костин признался, что готовится обновление штата сотрудников: «Если меняется система, то, наверное, требуются и люди, подходящие под новые функции, поэтому будут изменения». После завершения финансового аудита (продлится до нового года) новое руководство ОСК примет работу каждого предприятия, оценит их итоги и, исходя из этого, примет решение по руководству предприятий. «Задачи всех обязательно «чистить» – нет такого у нас, мы будем смотреть, надо оценивать работу каждого человека», – уточнил спикер.
Отвечая на вопрос о возможности привлечения прокуратуры, Андрей Костин сказал: «Я этим заниматься специально не буду, я не кровожадный человек и у меня нет желания кого-то наказывать. Это дело самих органов. Если будут какие-то уголовные преступления, тогда, конечно, но мы их пока не видим и специально не ищем. Если в рамках аудита будут выявлены какие-то подозрения, криминальные какие-то вещи, то будем обращаться».
Как сообщал «ПортНьюс», 10 августа 2023 года президент РФ Владимир Путин на встрече с президентом – председателем правления Банка ВТБ Андреем Костиным заявил, что поддержал предложение правительства о передаче ВТБ госпакета акций Объединенной судостроительной корпорации в доверительное управление сроком на 5 лет.
АО «Объединенная судостроительная корпорация» – крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для корпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.
С момента создания ОСК предприятиями корпорации было построено и отремонтировано суммарно более 320 единиц кораблей и судов, из них гражданских – более 205 судов. По итогам 2022 года выручка Группы ОСК составила 384 млрд рублей.
Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/353323/
Господдержка строительства судов в ДФО увеличит объем их производства
Субсидирование строительства судов на дальневосточных верфях поможет сместить акцент заказов гражданских судов на верфи округа, сообщил ТАСС в рамках Восточного экономического форума министр промышленности и торговли Хабаровского края Евгений Романов.
В Хабаровском крае действуют Амурский судостроительный завод и Хабаровский судостроительный завод, являющиеся значимыми в отрасли на Дальнем Востоке. Вопросы развития судостроения в регионе в условиях удлинения глобальных логистических цепочек обсуждались на сессиях форума, объединенных темой «Логистика перемен».
«Принимая во внимание опыт заводов в строительстве судов гражданского назначения, а также возможную государственную поддержку их строительства у предприятий есть потенциал в увеличении размещения заказов на дальневосточных верфях», – сказал Романов, отметив, что для увеличения доли гражданской продукции необходимо субсидирование стоимости строительства гражданских судов на Дальнем Востоке в объеме не менее 20%.
«Анализ информации о строящихся и уже построенных судах одного проекта на верфях западной части России и на Дальнем Востоке показывает, что их строительство на западных верфях обходится как минимум на 20% дешевле, чем на Дальнем Востоке», – пояснил министр. Разница в стоимости в первую очередь связана с более высокими затратами на транспортировку материалов и комплектующего оборудования, поскольку основная часть поставщиков расположена в западной части страны, а также обязанностью дальневосточных работодателей выплачивать сотрудникам надбавки, связанные с работой в специальных климатических условиях. Отсутствие такой субсидии, по словам собеседника агентства, не позволяет дальневосточным верфям быть конкурентоспособными по отношению к западным предприятиям. Соответствующий проект постановления правительства РФ находится на рассмотрении в Минпромторге России и Минфине России.
Источник: https://marine.org.ru/events/sudostroenie/14977/
АО «Приморский завод» модернизирует портовую инфраструктуру и судоремонтные мощности в Находке
АО «Приморский завод» модернизирует портовую инфраструктуру бухты Находка для увеличения объемов экспорта и импорта навалочных, наливных, генеральных, контейнерных и Ro-Ro грузов, а также судоремонтных работ. На полях Восточного экономического форума (ВЭФ-2023) Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) подписала с компанией обязывающее соглашение об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток (СПВ). В реализацию проекта планируется вложить около 6,3 млрд рублей и создать 110 рабочих мест.
Сторонами подписания выступили заместитель генерального директора по сопровождению инвестиционных проектов КРДВ Сергей Скалий и председатель совета директоров АО «Приморский завод» Борис Лаврентьев.
«До 2028 года рассчитываем обновить производственную базу судоремонтного предприятия, ранее крупнейшего в стране. Для стивидорной деятельности, перевалки и хранения нефтепродуктов, ремонта рыбопромысловых судов проведем масштабную реновацию инфраструктуры порта на площади 64 га. Она включает в себя восстановление более 4 км причальных сооружений и перегрузочных терминалов, строительство более 10 километров железнодорожных путей необщего пользования, развитие совместно с АО «РЖД» примыкающей станции Рыбники. Мы предусматриваем финансирование на восстановление существующего станочного парка судоремонтного завода, приобретение современного оборудования с числовым программным управлением. Акционеры компании поставили перед руководством завода задачу повысить социальную привлекательность предприятия: улучшить условия труда, сохранить трудовые ресурсы, привлечь к работе молодежь. Планируем вернуть заводу былую славу и уважение горожан. На сегодняшний день уже приступили к предпроектной проработке и инженерно-изыскательским работам», – рассказал председатель совета директоров АО «Приморский завод» Борис Лаврентьев.
Сергей Скалий отметил, что «сегодня на Дальнем Востоке созданы одни из самых комфортных условий для развития бизнеса и вполне закономерно, что именно здесь создаются мощные предприятия, транспортная инфраструктура, в том числе портовая». «Льготный режим позволяет не только запускать новые инвестиционные инициативы в важных для всей страны отраслях экономики, но стимулирует бизнес масштабировать уже действующие производства. Обновление портовой инфраструктуры и вливание инвестиций в современные технологии, которым займется новый инвестор, приведет к ожидаемому эффекту – ускорению обработки грузов и увеличению рентабельности стивидорных операций», – пояснил он.
Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/353319/
Андрей Костин: В гражданском судостроении нужна серийность
Объединенная судостроительная корпорация в гражданском судостроении должна сконцентрироваться на строительстве судов только крупными сериями. Такое мнение высказал на брифинге в рамках Восточного экономического форума президент – председатель правления банка ВТБ, председатель совета директоров ОСК Андрей Костин. В этом, по его мнению, один из путей снижения убытков гражданского сегмента ОСК.
«Вы понимаете, вот что произошло, допустим, с рыболовством? Государство пришло на помощь судостроителям и обязало тех, кто получает квоты. Но, к сожалению, проекты, которые были законтрактованы, убыточны для предприятий ОСК, – сказал Андрей Костин. – И одна из проблем в том, что нельзя делать каждому заказчику индивидуальный заказ. Как-никак, если у нас будет 60 судов и каждое из них – индивидуальное строительство, это все. Серия в два-три судна всегда убыточная, серия от пяти и выше может быть прибыльной и должна быть прибыльной. Нужно производить определенный тип судна и его дальше уже маркетировать и продавать».
Андрей Костин намерен сокращать издержки и повышать эффективность работы гражданских верфей ОСК. «В Китае, нам говорят, 30% стоимости судов доплачивает государство, поэтому, конечно, у них продукт более конкурентный. Но мы на мировую арену сейчас и не замахиваемся, а с учетом нынешней ситуации спрос на российское производство внутри страны и без того большой – и сухогрузы, и танкеры, ниша есть. И много заказов на туристические, речные суда. Просто нужно иметь технологии и правильно построить ценовую модель», – отметил он.
Предприятия ОСК ожидает серьезная модернизация. «Строим мы по старинке, нужна модернизация существующих верфей либо строительство новых, работа огромная предстоит, – рассказал Андрей Костин. – Поэтому я когда-то даже пошутил на вопрос, готовы ли мы брать еще такие активы: я сказал, что, нет, лучше застрелиться сразу».
Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, бывший генеральный директор ОСК Алексей Рахманов тоже неоднократно говорил о серийности в судостроении. В частности, он поддерживал предложение о переходе на типовую проектную документацию для повышения серийности строительства рыбопромысловых судов.
Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/353328/
Алексей Чекунков: Индия предложила России совместно строить неатомные ледоколы
Индийская сторона на переговорах предложила РФ совместное создание неатомных ледоколов на индийских верфях, сказал глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков в интервью РИА Новости на Восточном экономическом форуме. Ранее 13 августа министр на полях ВЭФ провел переговоры с индийской делегацией.
«Это продолжение работы, которую мы начали в марте этого года. По моему приглашению министр портов и судоходства Индии приехал в РФ. Он в первый раз в России. Индия заинтересована в подготовке кадров в арктической навигации. Сделали предложение о совместном создании неатомных ледоколов на индийских верфях. Мы изучаем это предложение», – сказал министр.
По его словам, надо комплексно подходить ко всему спектру вопросов, которые для РФ представляют стратегический интерес, в частности, организация совместного судоходства, в том числе контейнерных линий. «А для этого – диверсификация взаимной торговли и судостроение, поскольку в Индии много верфей. Наша ОСК уже вела такие переговоры. Недавно там поменялось руководство, мы будем содействовать в организации диалога между индийской промышленностью и нашими судостроителями», – добавил Алексей Чекунков.
По его словам, также с индийской стороной достигли договоренности о формировании механизма для системного диалога между Индией и Россией вместе с корпорацией «Росатом» на тему арктического сотрудничества и развития Северного морского пути (СМП).
Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/353381/
Реконструкцию достроечной набережной ПСЗ «Янтарь» проведет компания «СЗЭУС»
Генеральный директор АО «ПСЗ «Янтарь» (входит в ОСК) Илья Самарин и генеральный директор ООО «СевероЗападЭлектроУниверсалСтрой» (ООО «СЗЭУС») Сергей Назаров подписали контракт на выполнение монтажно-строительных работ по реконструкции достроечной набережной № 5, сообщается в Telegram-канале предприятия.
Ранее компания-подрядчик «Ленпромстрой» покинула площадку. АО «ПСЗ «Янтарь» расторг с ней договор и включил компанию в список недобросовестных поставщиков. По итогам последующей конкурсной закупки победителем конкурса на выполнение строительно-монтажных работ стала фирма ООО «СЗЭУС».
В перечень работ по новому контракту входит монтаж сетей электроснабжения (технической и питьевой воды), пожаротушения, а также оборудования пункта электропитания и отбойников. Фирма ООО «СЗЭУС» уже провела работы по набору квалифицированного персонала, заранее заключила договоры по аренде специализированной техники и оборудования, которые будут необходимы для осуществления строительно-монтажных работ.
Строительная площадка уже передана генеральному подрядчику. 20 сентября 2023 года состоится мобилизация рабочих. Планируется, что работы по достройке набережной будут завершены в марте 2024 года. Об этом сообщил ЗГД по капитальному строительству Антон Мальцев.
Строительство набережной №5 является продолжением реализации проекта министерства промышленности и торговли РФ и Объединенной судостроительной корпорации по модернизации причального фронта АО «ПСЗ «Янтарь». Дополнительная 600-метровая протяженность новой причальной стенки позволит увеличить производительность предприятия не только по судостроению, но и по судоремонту. Набережная № 5 будет оборудована двумя портальными кранами грузоподъемностью 10 и 20 тонн производства калининградской компании «Балткран», лебедками, иным необходимым для достройки оборудованием.
По словам генерального директора завода «Янтарь» Ильи Самарина, протяженность причала позволит осуществлять достройку одновременно двух кораблей, что существенно повысит производительность и сократит сроки сдачи заказов.
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» образован 8 июля 1945 года на базе верфи F. Schichau. Расположен в Калининграде. Специализируется на строительстве мало- и среднетоннажных судов военного и гражданского назначения, а также на проведении судоремонтных работ. На заводе построено 160 боевых кораблей и более 500 гражданских судов. В настоящее время контрольный пакет акций АО «ПСЗ «Янтарь» контролирует государство в лице АО «Объединенная судостроительная корпорация».
Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/353303/
СПК «Дон» (Ростовская область) получит первый «Валдай 45Р» в начале октября 2023 года
АО «Судоходная пассажирская компания «Дон» (Ростовская область) получит из регионального бюджета целевую субсидию в размере 334 млн рублей на покупку двух пассажирских судов на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р» вместимостью не менее 40 мест каждое, сообщает пресс-служба правительства области. Такое решение принял губернатор Василий Голубев.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств возложен на министерство транспорта области. Конкурс на покупку пассажирских судов проведен в установленные сроки, с победителем заключен контракт.
Ходовые испытания первого «Валдая» на предприятии-изготовителе запланированы на 29 сентября, его поставка СПК «Дон» – на 6 октября. Второе судно будет спущено на воду для проведения испытаний в ноябре, до конца года оно прибудет в Ростовскую область.
Как ранее сообщало ИАА «ПортНьюс», в апреле 2023 года правительство Ростовской области приняло решение о создании компании АО СПК «Дон», чтобы возродить пассажирские речные перевозки в регионе. Размер уставного капитала судоходной пассажирской компании составляет 105 млн рублей с долей принадлежащих Ростовской области акций в общем количестве 100%.
Летом текущего года в бюджет региона были приняты поправки, которые предусматривают расходы в размере 334,1 млн рублей на приобретение двух судов «Валдай 45Р». Сообщалось, что первый теплоход «Валдай 45Р» прибудет в Ростовскую область в середине сентября, второе судно ожидают в конце октября 2023 года. В начале августа СПК «Дон» объявила соответствующие аукционы на закупку судов. В следующем году власти региона планируют приобрести два судна типа «Метеор».
Также добавим, что в конце августа 2023 года судно на подводных крыльях «Эльдар Рязанов» («Валдай-45Р»), построенное в 2022 году в Нижегородской области на «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», было признано Российским классификационным обществом (РКО) негодным к плаванию. Это подтверждал акт внеочередного освидетельствования. После ремонта свидетельство РКО было возвращено, однако с похожими проблемами и отзывом документов столкнулось второе судно типа «Валдай», работающее в Самарской области. Сейчас оно не перевозит пассажиров, а ожидает ремонта.
Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/353348/
ИЛИСТ СПбГМТУ изготовил образец гребного винта методом прямого дугового выращивания
Институт лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (ИЛИСТ СПбГМТУ) примет участие в 17-й Международной выставке по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «Нева-2023». На стенде будут представлены образцы сегмента топливного бака ракеты-носителя, гребного винта, образцы сварных швов разной толщины, рабочие лопатки турбин высокого давления. Детали изготовлены с применением новых для отечественной промышленности высокоэффективных технологий, перспективных для заготовительных и ремонтных производств: прямое дуговое выращивание (ПДВ), лазерно-дуговая сварка (ЛДС), лазерная наплавка (ЛН), сообщает пресс-служба вуза.
Один из экспонатов — гребной винт, изготовленный методом ПДВ. Как поясняют в СПбГМТУ, при обрыве лопастей винта у корня судно теряет способность самостоятельно передвигаться и нуждается в буксировке, а изготовление винта по традиционной технологии – длительный и дорогостоящий процесс. Использование метода электродуговой наплавки позволяет с высокой скоростью либо восполнить утраченную лопасть, либо изготовить движитель целиком.
Лазерная сварка используется для изготовления деталей машиностроительного назначения. Она обеспечивает провар металла на глубину до 10-15 мм за один проход при скорости процесса 1,5-2 м в минуту. Для производства крупногабаритных конструкций разработана гибридная лазерно-дуговая технология сварки, которая нивелирует неточность сборки соединения перед сваркой, сохраняя высокую производительность и снижая при этом стоимость изготовления шва.
Аддитивные технологии (АТ), основанные на прямом подведении энергии и материала к изделию, позволяют быстрее и точнее восстанавливать поврежденные детали. 3D-печатные изделия более прочные и долговечные, чем традиционные металлические.
Лазерная наплавка позволяет прецизионно обрабатывать металлические материалы, которые считаются трудно- или несвариваемыми обычными для промышленности дуговыми методами сварки и наплавки. Один из примеров применения лазерной наплавки – восстановление геометрии компонентов газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе железа, никеля или кобальта.
Прямое дуговое выращивание имеет ряд преимуществ перед другими методами АТ, включая высокую производительность и снижение затрат. Сварочные проволоки, которые используются в качестве присадочного материала, дешевле порошковых композиций, применяемых в лазерном выращивании.
Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/353333/
3. Разное
Шойгу утвердил перечень болезней, при которых нельзя служить в ВС по контракту
Министр обороны России Сергей Шойгу утвердил перечень из 26 заболеваний, при которых гражданин (или иностранец) не может поступить на службу в ВС РФ по контракту. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Так, служба по контракту невозможна, если у человека выявлены ВИЧ, гепатит B или C, все формы активного туберкулёза, сахарный диабет I типа, эпилепсия с приступами частотой менее пяти раз в год, психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ, а также ряд других отклонений. Согласно документу, непригодными к службе признаются люди с астмой, врождёнными аномалиями органов дыхания, серьёзными проблемами с печенью и отсутствием каких-либо конечностей.
Ранее Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому военные пенсионеры, мобилизованные или заключившие контракт для участия в СВО, будут получать полную компенсацию военной пенсии. Контрактники получат компенсации с 24 февраля прошлого года, мобилизованные – с 21 сентября.
Источник: https://life.ru/p/1607272?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев