Происходящие в мире перемены указывают на то, что фактически запущен процесс очередного передела мироустройства. Геополитический разлом между Россией и коллективным Западом во главе с Вашингтоном однажды сформирует новую геополитическую реальность. Исходной точкой отсчета является специальная военная операция (СВО), начавшаяся 24 февраля 2022 года. Последствия произошедших перемен будут колоссальными не только для России, но и Европы, Китая, Ближнего Востока, Соединенных Штатов. Формируется новый мир, который уже никогда не будет прежним.
Действующие нормы международного права, принятые по итогам Второй мировой войны, перестали удовлетворять современным реалиям. После развала социалистического содружества во главе с СССР, обеспечивавшего баланс сил с США и их союзниками, Вашингтон сформировал однополярную систему, обеспечившую Западу политическое, экономическое, военное, культурно-идеологическое доминирование и самый высокий уровень жизни за счет ресурсов остальных государств. Однако в настоящее время однополярная система, препятствующая гармоничному развитию других стран, стала трансформироваться вследствие нарастающего противодействия со стороны остального мира. Эти трансформации все глубже и фундаментальнее.
Для сохранения своего глобального превосходства США используют все доступные им инструменты влияния. Одним из них, пожалуй, наиболее эффективным, является информационное влияние на мировое сообщество, в котором можно выделить два аспекта – социальный и технократический.
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Социальный аспект информационного влияния охватывает изменение сознания как отдельных индивидов, так и больших масс людей в нужном для американской администрации направлении. Основные усилия направлены на то, чтобы граждане других стран, оказавшиеся в сфере информационного влияния США, восприняли чуждые им американские культурно-идеологические императивы и руководствовались ими в повседневной деятельности. В тандеме с Соединенными Штатами действуют страны Западной Европы, внедряя «европейские ценности» – от почти безобидных до откровенно аморальных. То, что прежде вызывало стыд и считалось большим грехом, сегодня репрезентуется как прогрессивная линия поведения свободно мыслящего и творческого человека. Так, на Западе пять из семи смертных грехов в христианской религии – гордыня, зависть, скупость, алчность и похоть – возведены сегодня в ранг общественных добродетелей.
Нормой признается искаженная мораль и нравственность, основанная на отказе от традиционных ценностей под предлогом модернизации общества. На практике такая модернизация означает растление и расчеловечивание личности, способствует избавлению от существующих традиций и навязыванию новых, нетрадиционных, как правило с приставкой «анти».
Отличительной особенностью нашего времени является переход мирового сообщества с технологического уклада на информационный. Жизнь стала лучше, удобнее, комфортнее благодаря глобальной информатизации общества путем внедрения информационных технологий и продуктов. Вместе с тем вся эта «информационная благодать» лишь одна сторона медали. Есть и другая – за получаемый комфорт человечество расплачивается снижением уровня интеллектуальных и физических возможностей, сужением кругозора, регрессией морально-нравственных норм поведения, утратой исторического наследия. Искусившись новоявленными благами цивилизации, многие люди начинают пользоваться ими и, «плывя по течению», совершенно не думают о будущем. В таких условиях деградация человека происходит гораздо быстрее благодаря качественному скачку в развитии информационных технологий.
Мировым лидером в развитии информационных технологий и локомотивом глобальной цифровизации мирового сообщества являются США. По оценкам экспертов, Соединенные Штаты обладают подавляющим, в сравнении с другими участниками международного сообщества, превосходством в осуществлении всеобъемлющего и экстерриториального информационного воздействия. Так, американские средства массовой информации (СМИ), выражающие интересы транснациональных корпораций, являются основным источником распространения новостей в мире. Функционируют пять таких медиаструктур, которые охватывают любой вид взаимодействия человека с миром, включая телеканалы, печатные издания и кинопроизводство:
Warner media, News Corporation, Walt Disney, Viacom/CBS, Universal. Новостные каналы CNN, ABC, NBC, CBS принадлежат этим же корпорациям, которые, по сути, являются мировыми агрегаторами новостных лент, занимающимися «производством новостей».
Относительно освещения специальной военной операции ВС РФ, являющейся по сути цивилизационным военным конфликтом современности, все внимание аудитории акцентируется на демонизации Владимира Путина. Американским СМИ усердно вторят новостные каналы стран «большой семерки» и других «независимых государств». Особое рвение на этом поприще проявляют Польша, Литва и Украина. Благодаря скоординированной новостной тематике и непрерывному потоку лжи относительно хода военных действий, возникает эффект осуждения политики России в мировом масштабе.
Регулярные фейки о специальной военной операции составляют обязательную повестку СМИ США. Цель подобных вбросов заключается в распространении резонансных антироссийских реакций в мировом сообществе, соответствующей поддержке киевского режима и усилении панических настроений среди российского населения. По данным РИА «Новости», ежесуточный бюджет на антироссийскую рекламу, изготовление и распространение фейков на тему о специальной военной операции России составляет около 3 млн. долларов.
Параллельно со средствами массовой информации в США активно задействуются частные PR-компании: PR Week, PR Network, Stop Fake, LinkedIn, Edelman, PR Your Global Strategy и др. К их услугам обращаются бизнесмены, чиновники, лидеры общественных организаций, политики с целями формирования определенного общественного мнения в интересах американской политики и бизнеса, убеждения населения Соединенных Штатов или других стран поддержать какие-либо начинания и т.д.
Некоторые PR-компании специализируются в области общественной пропаганды, тесно сотрудничая с Государственным департаментом, Министерством обороны США и другими ведомствами. Американское законодательство запрещает ведение пропаганды государственным органам, поэтому они нанимают частные PR-компании, владельцев сайтов, блогеров и т.д. Так, спустя три недели после начала специальной военной операции на Украине, пресс-секретарь Белого дома Д. Псаки провела двухдневные сборы с популярными в США блогерами, в ходе которых довела целевые установки своего руководства относительно освещения хода СВО.
Можно сказать, что социальный аспект информационного влияния США отражает суть противоборства в информационной сфере, одной из граней которого является информационно-психологическое воздействие на людей. Вектор данного воздействия имеет двустороннюю направленность: на население других государств (противника) с целью его разложения, и на свое население, включая союзников – с целью сплочения. Как это ни парадоксально, сущность информационно-психологического воздействия на человека за века и тысячелетия так и не изменилась. Его фундаментальную основу образуют методы и приемы, оказывающие то или иное влияние (исходя из целей, определяемых субъектом воздействия) на интеллектуальную, рационально-волевую и эмоционально-чувственную сферы психики и подсознание людей.
ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Технократический аспект информационного воздействия рассматривается как форма господства Соединенных Штатов в сфере информационных технологий и продуктов. Информационные технологии охватывают процессы и средства, необходимые для создания, хранения, управления, передачи, поиска и распространения информации – компьютеры, мобильную телефонию, программное обеспечение, сетевые устройства и каналы связи между ними. Можно сказать, что технократический аспект информационного влияния США отражает другую грань противоборства в информационной сфере – осуществление информационно-технического воздействия на объекты информационной инфраструктуры зарубежных стран с одновременной защитой своих объектов от аналогичного ответного воздействия. Таким образом, вектор этого вида воздействия имеет такую же двустороннюю направленность, как и информационно-психологическое.
Технократический аспект информационного воздействия затрагивает также и социальные процессы, протекающие в мировом сообществе, активно влияет на скорость их развития. Выхолащивание общепринятых морально-нравственных ценностей и последующая за этим деградация человека происходит гораздо быстрее благодаря целенаправленному использованию информационных технологий и продуктов. Здесь как раз и проявляется суть технократического аспекта: информационный уклад постепенно трансформирует человеческую цивилизацию в информационное общество, в котором научно-технические специалисты и искусственный интеллект будут определять направления трансформации этики нового порядка (добра и зла, дружбы, самопожертвования, смысла жизни и т.д.).
Сегодня Интернет рассматривается Вашингтоном в качестве главного инструмента, обеспечивающего информационное доминирование США во всем мире. Традиционные средства массового информирования граждан, средства связи и коммуникации по качеству и оперативности предоставления данных не смогли выдержать конкуренцию с Сетью. Вследствие своей доступности Интернет стал первоочередным источником информации для большинства населения планеты, опередив телевидение, радио и прессу.
В целом, несмотря на многочисленные внешние и внутренние проблемы, США владеют инициативой, технологиями и ресурсами в информационной сфере. Утверждения о балансировании Америки на грани утраты своего глобального лидерства в мире – на самом деле далеки от истины. Ослабление влияния в политике, экономике и военном деле, что имеет место, компенсируется прочным удержанием Вашингтоном передовых позиций в информационной сфере.
ВЫВОДЫ
В обществе, перешедшем на информационный уклад, глобальное лидерство государства обеспечивается, главным образом, наличием технологического превосходства в информационной сфере. В информационном обществе главной движущей силой его дальнейшего развития является собственно информация, ее потребители и соответствующая инфраструктура, посредством которой осуществляется трансграничный оборот информации в обществе. Политика, экономика и наука продолжают играть свои роли в управлении государством и его развитии, но при этом они концентрируются на упрочнении информационного общества, развитии информационных технологий и разработке новых информационных продуктов.
В информационном обществе реальность становится вторичной по отношению к виртуальному. В настоящее время информация о реальности стала гораздо важнее самой реальности. Реальность становится таковой лишь после того, как сообщения о ней появятся в новостных лентах. Поэтому главная функция в информационном обществе – это контроль над глобальными и региональными информационными потоками.
Борьба за глобальное лидерство при наличии превосходства Соединенных Штатов в информационной сфере приобрела в настоящее время односторонний характер и перенесла ее на новый уровень, практически недосягаемый для других участников. В век информационных технологий США сделали ставку на информационное превосходство, что совершенно точно соответствует текущей эпохе. Это должно обеспечить сохранение Вашингтоном глобального лидерства в обозримой перспективе.
Таким образом, информационное влияние вносит существенный вклад в реализацию планов Вашингтона по удержанию глобального лидерства. Оно представляет собой многоплановое явление, объединяющее социальный и технократический аспекты деятельности, осуществляется на долговременной и научной основе. Использование этого инструмента обеспечивает США необходимые поведенческие реакции со стороны мирового сообщества, а также удержание превосходства в информационной сфере.
Юрий Свиридов, кандидат военных наук, доцент, полковник запаса