«Сороковина» черноморской «Славы» — «Москвы»: Патриотизм, Правда и Память

В начале февраля, увы, уже давным-давно ставшего далёким 1983 года возвращавшуюся из своего «греческого ремонта» «яхту командующего» Черноморским флотом – корабль управления «Ангара» в мглистой утренней дымке на внешнем рейде главной базы встретил «неизвестный» корабль. Его силуэт ни мне, тогда лейтенанту, ни другим морякам был неизвестен. Оказалось: как раз накануне в  Севастополь из Николаева пришла «Слава» – новейший, уникально-эксклюзивный для своего времени ракетный крейсер проекта 1164 (шифр «Атлант»). За неделю до того, 30 января, на РКР был поднят Военно-морской флаг, что свидетельствовало о рождении нового корабля Военно-Морского Флота Советского Союза. Было это ровно 40 лет назад…

Приход на флот нового корабля – всегда событие, независимо от того, какая боевая единица пополнила флотский строй. А если уж речь вести о такой – тут никакого словарного запаса не хватит. Тогда у причалов и на внутреннем рейде Севастопольской бухты на своих штатных местах стояли противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград», лёгкие крейсера модификаций 68-го проекта «Жданов», «Дзержинский», «Ушаков», «Михаил Кутузов», а также РКР пр. 58 «Грозный» и «Адмирал Головко». Кроме того, в состав ЧФ начала 80-х входило ещё несколько кораблей 1-го ранга, решавших вспомогательные и специальные задачи. И на их фоне «Слава» не просто выделялась, а занимала своё, особенное место – на неё даже попасть, в смысле ступить на её палубу или подняться на борт ракетного крейсера поначалу было непросто – из-за особого режима допуска на головной корабль серии «убийц авианосцев». Впрочем, о корабле, его истории и экипажах нескольких поколений написано, сказано, снято и показано немало. За исключением одного – последнего неполного года его истории и трагедии героической гибели. Потому сегодня, в день 40-летия корабля, об этом юбилее публично не вспоминают. Хотя, как мне представляется, надо бы…

22 июня 1995 года приказом Главнокомандующего ВМФ России РКР «Слава» был переименован в «Москву». 13 мая 1998 года крейсер стал Гвардейским. В 2016 году экипаж удостоен ордена Нахимова. За этими тремя фактами – не просто славная биография, а целая эпоха Истории не только Черноморского и всего Военно-Морского Флота России, а нашего Отечества, в которой ГРКР «Москва» стал символом.

«Москва» – символ величия нашей Родины, её научной, конструкторской мысли и мощи промышленности, в которой кораблестроение вместе с авиацией и космонавтикой венчает достижения десятилетий героических поисков, творчества и труда десятков миллионов соотечественников.

«Москва» – это символ океанской школы отечественного мореплавания, соединивший эпоху Главкома №1 Горшкова с возвращением Российского флота в Мировой океан после безвременья развала Советского Союза, черноморского флотораздела и тотального флотопореза 90-х годов уже прошлого века. «Москва» в 2002 году возглавила первый поход отряда боевых кораблей ЧФ под Андреевским флагом в Средиземное море, в 2003-м – поход уже ОБК ВМФ России (ЧФ и ТОФ) уже в Дальнюю морскую зону – в Индийский океан. Затем – уникальные, исторические походы крейсера на Дальний Восток и к берегам Латинской Америки, решение боевых задач в Средиземном море, Атлантике, в Войне 08.08.08,  в Русскую весну, у побережья Сирии…

«Москва» – это символ флотского возрождения, силы шефства патриотов Отечества над флотом, в 90-х годах ХХ – первом десятилетии XXI века возглавляемого сегодня не очень-то чтимым мэром российской столицы Юрием Лужковым (светлая память Патриоту…).

«Москва» была не только флагманом  Черноморского флота, который из родной гавани никуда не уходил, но и опорой удерживаемого черноморцами, севастопольцами и крымчанами в течение 23 лет плацдарма Русской весны.

«Москва» – это неотъемлемая часть жизни, души и сердца тысяч моряков, для которых крейсер стал по-настоящему родным. Здесь, на палубе, боевых постах, командных пунктах, в каютах и кубриках прошли целые годы или хотя бы несколько месяцев нелёгкой, но интересной и памятной службы. Для многих они стали и главными, и лучшими в морской и просто человеческой биографии. Это – «живое железо», суть которого может познать и ценить только Моряк.

«Москва» символизирует и многое другое. Символизирует знаково…

14 апреля прошлого года «Москва» погибла. По целому ряду причин и обстоятельств, субъективных мнений и прочего о её гибели было сказано немного. Погиб один член экипажа, 27 пропали без вести. Информация более чем скупая, хотя «матросский телефон», Интернет с соцсетями (в том числе вражескими) довольно быстро выдал и фото, и соответствующие случившемуся тексты. Всё это – неофициально. Официально на самом деле сделано очень многое и властью, и Флотом, чтобы притупить неизбывную боль потери. Но сделано по-тихому, что можно объяснить.

В принципе, объяснить можно всё – не всё можно понять и принять. Со временем произошёл ряд событий, связанных с увековечением памяти «Москвы» (к примеру, появилась общественная медаль, нагрудные знаки). Некоторые без вести пропавшие моряки признаны погибшими. Но этого, как представляется мне, чрезвычайно мало, особенно с учётом того, что наши враги безбожно лгут и глумятся над «Москвой» – от сразу напечатанной «по случаю» почтовой марки до компьютерных игр и игровых автоматов «Потопи «Москву»!».

Сегодня, повторюсь, о юбилее «Москвы» вспоминают лишь сопричастные к её судьбе. Вспоминают по-тихому, негромко, всё-таки надеясь на то, что о Флагмане Черноморского флота вспомнят, как это положено по определению – по Совести и Правде, о которых сегодня очень много говорится. Этого требует Память. Это свойственно Патриотам – настоящим русским людям. Этого дня – Дня воздания Памяти – уже ставшие долгими месяцы ждёт венок с надписью на ленте: «Памяти ГРКР «Москва» – морякам и флагману Флота». По инициативе депутата Госдумы Константина Затулина мы его хотели возложить на воду, на траверзе «московского причала» в День Черноморского флота 13 мая прошлого года, затем – в День ВМФ. Не сложилось…

Вспомним сегодня о «Москве», моряки! Помянем Флагмана…

 

Сергей Горбачев,

Заслуженный журналист Крыма, капитан 1 ранга

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ на сайте «Журналист Севастополя»:

https://joursev.ru/2022/04/24/%D0%B3%D1%80%D0%BA%D1%80-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D0%BD/?ysclid=ldit5bfvig510078509

Запись опубликована в рубрике Новости, Память. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: «Сороковина» черноморской «Славы» — «Москвы»: Патриотизм, Правда и Память

  1. Владимир говорит:

    С учётом даты приёма крейсера в ряды ВМФ СССР (1983 год), очевидно, что на его борту были противокорабельные ракеты, некоторые приборы для которых (если не ошибаюсь, это были ПКР П-500) производились на Севастопольском приборостроительном заводе «Парус», в частности, бортовые ЭВМ. Это был особо режимный объект, а изделие имело гриф «Сов. секретно». «Парус» был замечательным предприятием, которое в период службы в горотделе КГБ, мне пришлось оперативно обслуживать: организовывать защиту секретов и вести контрразведывательный поиск на самом объекте и в его окружении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *