Вот и подошло время правильно расставить знаки препинания. Одно из старейших оборонных предприятий города «Севастопольское авиационное предприятие» (САП), в народе более известное как «Вертолётка», вероятно, закончила своё существование. В базе «Seldon» опубликована информация о присоединении завода к ФГУП «Авиакомплект». Лицензия на ремонт и эксплуатацию авиационной техники заводу прекращена 22.08.2022г.
Завод ведёт свою историю с 1912 года, о чём свидетельствуют ангары, построенные на территории в том году, а землю, где базируется завод, в 1909 году за 10 тысяч золотых рублей купил Великий князь Александр Михайлович. Официальной датой создания САПа считается 7 октября 1929г. Именно в этот день приказом начальника ВВС Морских сил Чёрного моря №135/45 созданы авиамастерские при 77-м авиапарке 9-й авиабригады.
Приказом командующего Черноморским флотом №015 от 10 июля 1940г 45-е Стационарные авиационные мастерские были переименованы в 36-е Окружные авиационные мастерские (ОАМ). В этом статусе они и встретили Великую Отечественную войну.
Большой вклад внёс личный состав в обеспечение обороны города Севастополь, Крыма, Кубани и Кавказа. Восстанавливали всё, что летало и должно было летать. Изготавливали миномёты, автоматы, гранаты — то есть всё, что требовалось для фронта.
36-е ОАМ были перебазированы в Поти, где и продолжили выполнять задачу по предназначению. На территории ОАМ во время налёта вражеской авиации погибли командующий ВВС ЧФ генерал-майор Остряков Н.А. и первый заместитель начальника авиации ВМФ СССР генерал-майор Коробков Ф.Г. и 39 работников ОАМ.
В сентябре 1943 года 36-е ОАМ были преобразованы в 82-е Отдельные авиационные мастерские. К слову, на стене славы и скорби на пощади Нахимова среди наименований объединений, соединений и частей, оборонявших Севастополь, золотыми буквами отмечена 45-я, 36-я ОРБ.
При отступлении немцы взорвали практически всё на территории мастерских. После освобождения Севастополя 9 мая 1944 года для ОАМ начался новый этап-послевоенного восстановления. В 1948 году ОАМ были переименованы в 336-ю авиационно-ремонтную базу (АРБ) ВВС ЧФ, личный состав которой составляли 200 матросов, 40 сверхсрочнослужащих и 40 офицеров. 11 мая 1968 года 336-я АРБ преобразована в 770-й завод ремонта авиационной техники (ЗРАТ) Министерства обороны СССР.
Учитывая, что завод вышел за рамки обеспечения и поддержания боеготовности только ВВС ЧФ, его переводят в непосредственное подчинение командованию авиацией ВМФ, то есть в центральное подчинение. Завод выполнял капитальный ремонт самолётов и вертолётов разных модификаций, радиолокационных систем посадки летательных аппаратов и средств связи, систем боевого применения и различного оборудования специального предназначения, тем самым давая им вторую жизнь.
Неоднократно выполняли задания Правительства и Министерства обороны СССР. Скажем, переоборудование в сжатые сроки вертолётов Ка-25 и Ми-8 для траления мин в Суэцком канале и заливе. Оборудование вертолётов лазерными танковыми прицелами для действий в Афганистане. Установка на вертолёты комплексов для неуправляемых ракет. И много разных по значимости и сложности заданий.
С любой поставленной задачей завод справлялся качественно и в срок. За что наиболее отличившиеся награждались разными видами поощрений, и это было по праву и заслуженно. Основной номенклатурой для завода стали вертолёты семейства Ка и Ми всех модификаций: ударных, поисковых, спасательных, ретрансляторов как корабельного, так и базового базирования.
Заказчиками являлись все флоты СССР, ВВС МО, погранвойска, гражданские ведомства, Индия, Югославия, ГДР, Польша, Куба, Сирия, Ливия, Болгария, Вьетнам, Гвинея и ряд других стран. Вертолёты в ремонт доставлялись своим лётом, самолётами, морскими судами, ЖД транспортом.
Для сборки отремонтированных вертолётов на места базирования отправлялись специально подготовленные специалисты — как военнослужащие, так и вольнонаёмные. Командирование осуществлялось через 10-у Главное управление ГШ МО СССР. Отбор специалистов был жёсткий по всем направлениям. Я лично неоднократно выезжал для сдачи вертолётов заказчикам в качестве старшего группы военных специалистов. Группа состояла из 17-19 разных хорошо подготовленных специалистов и лётного экипажа.
Прибыл я для прохождения службы на завод в период, когда на заводе не было отопления, канализации, вода — на улице в колонках, один телефон городской АТС и один для оперативной военной связи. Здания, разрушенные в Великую Отечественную, восстановлены не все, то есть стояли только остовы их, после взрывов. Работающих всего было около 350 человек. Впечатление на меня увиденное произвело не совсем приятное.
На заводе прошёл все ступени карьерного роста. Из них семь лет был главным инженером и шесть лет начальником завода – командиром войсковой части. Завод имел закрытое наименование – 770 ЗРАТ, а открытое в/ч 63994. Уже при моём руководстве завод восстановил все разрушенные в войну помещения, было построено много новых зданий и сооружений, помещения канализованы, обеспечены водой, душевыми.
Завод был телефонизирован, построена взлётно-посадочная полоса, строилось жильё, люди обеспечивались возможностью отдыха и поддержания здоровья; предоставлялась возможность получения полноценных горячих обедов в новой заводской столовой, получения достойной зарплаты за свой труд, получения жилой площади (для военнослужащих практически не было очереди, а рабочие и служащие получали жильё в течении 3-5 лет).
Завод выпускал после капитального ремонта ежемесячно по пять, а иногда и шесть вертолётов, доведя их годовой выпуск до 70-ти единиц. На заводе трудилось постоянного состава около 1700 человек и приписного состава, согласно мобилизационному плану, около 1500 будущих военнослужащих. На них имелась полная комплектация личного оружия, форменной одежды и материального обеспечения.
Роты находились в Алуште, Ялте, Бахчисарае и Севастополе. С ними постоянно встречались, проводили сборы, обучение, то есть готовили для службы в особый период.
Но при всех хороших делах и успехах завод из-за отсутствия необходимых мощностей уже не в состоянии был восстанавливать ресурс всех боевых вертолётов морского направления, находящихся на вооружении МО СССР и у иностранных партнёров. Эта ситуация привела к принятию специального (секретного) Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР. Этот документ давал «добро» на новое перспективное существование завода.
Достаточно сказать, что численность его должна быть доведена до 15-ти тысяч работающих. Давалась возможность оргнабора специалистов со всех концов огромного СССР.
Но этим перспективным планам не суждено было осуществиться. Беловежский «сговор» положил конец существованию Великого и могучего Союза ССР. 1990 год остался вершиной достижения максимальной производственной мощности, объёмов выпуска боевой авиационной техники и роста численности 770-го ЗРАТ или в последующем — САП.
4-го февраля 1991 года я был избран председателем городского совета и одновременно председателем городского исполкома — естественно, с моего согласия. Самое интересное было в этом событии то, что я был действующий военнослужащий: полковник морской авиации ВМФ МО СССР, и этот статус оставался за мной и на новой должности. Такой был закон.
Такое произошло впервые на территории СССР. Безусловно, оно вызвало шквал эмоций. Но я ведь был одновременно экономистом, хозяйственником, руководителем достаточно солидного коллектива гражданских специалистов и командиром для подчинённых военнослужащих.
Ну, а завод начал сдавать достигнутые рубежи. Был в последующем передан украинскому Министерству обороны и продолжал выпуск из ремонта вертолётов в основном для иностранных заказчиков. Выпускал в год по 9 – 11 единиц. Руководил предприятием Пётр Воронин, офицер советской школы, русский, родом с Брянщины, полковник — но уже ВВС Украины.
Завод был из чисто военного преобразован в Севастопольское авиационное предприятие, руководитель из командира стал генеральным директором, Воронин был заменён на украинца по духу и убеждениям. В 2014 году, после воссоединения Севастополя и Крыма с Россией, предприятие перешло в собственность и подчинение Правительству Севастополя. Новым собственникам предприятие не особенно пришлось ко двору.
Кто только из верхнего руководства ни побывали на его территории! Все заявляли о его необходимости городу и стране. Из уст Меняйло С.И., Овсянникова Д.В. и Развожаева М.В. звучали такие позитивные заверения севастопольцам, что завод вот-вот, как Феникс, восстанет из «пепла». Предлагались различные варианты.
Но увы!
Менялись руководители предприятия. Выпуск вертолётов дошёл до 2-х единиц и … Предприятие перебрасывали от одного хозяина к другому и наконец САП присоединили в конце августа 2022 года к ФГУП «Авиакомплект». Согласно ЮГРЮЛ, основным видом деятельности компании по ОКВЭД:46.90 — Торговля оптовая неспециализированная. Лицензия Севастопольскому авиационному предприятию прекращена 22 августа 2022 года. Информация опубликована в базе Seldon.
Вот и закончилась, как мне представляется, лётная, как, впрочем, и производственная жизнь севастопольской «Вертолётки». Больно уж привлекательна её территория на берегу бухты «Круглой», у самого Чёрного моря, а это более 16 га «золотой» земельки.
Я уже предлагал, чтобы забрали эту привлекательную территорию, а за её стоимость — построить необходимые производственные помещения, полосу для лётных испытаний и пр., скажем в «Юхариной балке» или на мысе «Херсонес».
Сейчас, когда идёт СВО, потребности в восстановлении авиационной техники будут сильно востребованы. Учитывая, что САП — одно из ещё пока действующих, хоть уже почти и неживых, ремонтных предприятий авиационной направленности на крымском полуострове, как и вообще на юге РФ, считаю необходимым реанимировать его, передав в систему Министерства обороны РФ и задействовать на службу обороны страны в этой непростой период.
Принял ведь премьер-министр Михаил Мишустин решение о создании двух танковых ремонтных заводов в составе Министерства обороны в непосредственной близости к театру боевых действий. И это правильное решение! Хотелось бы просить тех, от кого зависит решение сохранить САП, принять соответствующее постановление.
Надеюсь, что министр обороны генерал армии Сергей Шойгу обратит на такую необходимость внимание и постановление Кабинета министров, подписанное Михаилом Мишустиным, увидит свет. А завод возродится и внесёт свой вклад в обеспечение обороны страны, как это было в Великую Отечественную.
Да будет так!!!
Иван Ермаков, член Союза журналистов России