Информационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщества Юга России, происшествия

В связи с тем, что из-за взлома и постоянных атак на сайт «Флот-21 век» работа этого ресурса была приостановлена, а сейчас нестабильна, принято решение о публикации ежедневных информационных обзоров на сайте «Журналист Севастополя». «Флот-21 век», кстати, недавно зарегистрирован как СМИ, он возобновит работу в новом формате с сохранением доступа к архиву за все годы работы.

Флот: события и факты

20.05.2022 г.

  1. Черноморско-Средиземноморский бассейн, Севастополь, ЧФ

Брифинг Минобороны России. 19.05.2022 (10:00)

Вооруженные Силы Российской Федерации продолжают специальную военную операцию на Украине.

За прошедшие сутки на заблокированном металлургическом комбинате «Азовсталь» в Мариуполе в плен сдался 771 боевик националистического подразделения «Азов». Всего с 16 мая в плен сдались 1730 боевиков, в том числе 80 раненых. Все нуждающиеся в стационарном лечении получают помощь в медучреждениях Донецкой Народной Республики в Новоазовске и Донецке.

За сутки высокоточными ракетами воздушного базирования ВКС России поражены семь пунктов управления, в том числе командные пункты 24-й мотопехотной бригады ВСУ в населенном пункте Николаевка и 104-й бригады территориальной обороны в населенном пункте Константиновка, а также 11 складов ракетно-артиллерийского вооружения и боеприпасов в районах населенных пунктов Бахмут, Константиновка, Ильинка и Миньковка Донецкой Народной Республики и 26 районов сосредоточения живой силы и военной техники ВСУ.

Уничтожены: дивизион зенитных ракетных комплексов С-300 в районе Большие Ломзаки Николаевской области и дивизион ЗРК «Бук-М1» в районе Славяногорска Донецкой Народной Республики.

Оперативно-тактической и армейской авиацией поражены два пункта управления, а также 58 районов сосредоточения живой силы и украинской военной техники. Всего в результате ударов авиации уничтожены более 340 националистов, выведены из строя 62 единицы военной техники.

Ракетными войсками и артиллерией поражены шесть пунктов управления, 295 районов сосредоточения живой силы и военной техники ВСУ, 43 артиллерийских и минометных украинских подразделения на огневых позициях и две станции радиоэлектронной борьбы.

Российскими средствами противовоздушной обороны в районах населенных пунктов Волчий Яр, Борщевка, Великие Хутора, Малые Проходы, Снежковка и Петровское Харьковской области, Чернобаевка и Новая Каховка Херсонской области уничтожены 15 украинских беспилотных летательных аппаратов, в том числе один БпЛА «Байрактар-ТБ2». Кроме того, в районах населенных пунктов Топольское, Малая Камышеваха, Семеновка, Шпаковка, Глинское, Снежковка Харьковской области и Чернобаевка Херсонской области перехвачены 12 украинских реактивных снарядов системы залпового огня «Смерч».

Всего с начала проведения специальной военной операции уничтожены: 172 самолета, 125 вертолетов, 942 беспилотных летательных аппарата, 313 зенитных ракетных комплексов, 3158 танков и других боевых бронированных машин, 395 установок реактивных систем залпового огня, 1562 орудия полевой артиллерии и минометов, а также 3026 единиц специальной военной автомобильной техники.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12422278@egNews

 

Начальники Генштабов России и США обсудили Украину

Ситуация на Украине обсуждалась в четверг среди других вопросов в ходе телефонного разговора начальника Генштаба РФ Валерия Герасимова и председателя комитета начальников штабов Вооруженных сил США Марка Милли, сообщили в Минобороны РФ. «Были обсуждены вопросы, представляющие взаимный интерес, включая ситуацию на Украине», – говорится в сообщении Минобороны РФ.

Разговор состоялся по инициативе американской стороны, сказали в Минобороны РФ. Детали разговора Минобороны РФ не сообщило.

Переговоры состоялись на фоне российской специальной военной операции на Украине, поставок рядом государств вооружения Украине и планов Швеции и Финляндии вступить в НАТО.

Предыдущие телефонные переговоры Герасимов и Милли провели 11 февраля.  «Военачальники обсудили актуальные вопросы международной безопасности», – сообщало тогда Минобороны РФ. 13 мая Минобороны РФ сообщило о телефонных переговорах министра обороны России Сергея Шойгу и главы Пентагона Ллойда Остина. «Обсуждены актуальные вопросы международной безопасности, включая ситуацию на Украине», – сообщило в тот день Минобороны РФ. В ведомстве тогда заявили, что разговор состоялся по инициативе США.

В заявлении представителя Пентагона Джона Кирби говорилось, что 13 мая министр обороны США призвал Шойгу к немедленному прекращению огня на Украине и подчеркнул важность поддержания линий связи. В марте газета The Washington Post со ссылкой на Кирби сообщала, что Москва якобы отвергала неоднократные попытки высшего военного руководства США поговорить со своими российскими коллегами в течение того месяца.

24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине. Многие страны в ответ ввели против России масштабные санкции. 19 мая первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко сказал, что в специальной военной операции на Украине Россия воюет с объединенным Западом. «Мы все понимаем, что в специальной военной операции на территории Украины Россия сегодня воюет не с Украиной. Против нас воюет объединенный Запад, просто на территории Украины и, к сожалению, руками украинцев. Это драматичная вещь, но это так», – сказал Кириенко на марафоне «Новые горизонты» российского общества «Знание».

Источник: ИНТЕРФАКС-АВН https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=0&nid=574992&lang=RU

 

В Адмиралтействе состоялось заседание Военного совета ВМФ

В Адмиралтействе под руководством Главнокомандующего Военно-Морским Флотом России адмирала Николая Евменова состоялось заседание Военного совета ВМФ. В нем приняли участие члены Военного совета Военно-Морского Флота, командующие Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии, начальники органов управления Главного командования ВМФ, руководство Военного Учебно-научного Центра ВМФ и военно-морских образовательных заведений, а также представители судостроительного и судоремонтного комплекса Российской Федерации.

В ходе работы Военного совета были подведены итоги боевой подготовки Военно-Морского Флота в зимнем периоде обучения и поставлены задачи на летний период обучения 2022 учебного года.

Обращаясь к участникам Военного совета, Главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов отметил, что в настоящее время Военно-Морской Флот выполняет важнейшую роль по обеспечению военно-морского присутствия России в Мировом океане и гарантирует обеспечение безопасности страны с морских и океанских направлений. Продолжается активная работа по повышению качественных параметров плановой боевой подготовки надводных кораблей и судов, подводных сил, береговых войск и морской авиации Военно-Морского Флота. Особое внимание уделяется реализации государственного оборонного заказа в части сервисного обслуживания, ремонта и строительства кораблей и судов Военно-Морского Флота, поддержание в исправном состоянии и эксплуатация вооружения, военной и специальной техники.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12422345@egNews

 

Заявление Межведомственного координационного штаба Российской Федерации по гуманитарному реагированию. 19.05.2022 (21:30)

Межведомственный координационный штаб Российской Федерации по гуманитарному реагированию во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и правоохранительными органами продолжает детально фиксировать многочисленные факты военных преступлений киевских властей по отношению к мирному населению, а также вопиющие по своей жестокости провокации против собственного народа.

По имеющейся достоверной оперативной информации в Середина Буде Сумской области киевским режимом готовится очередная изощренная провокация с применением так называемых «блуждающих минометов». Боевики националистических батальонов планируют обстрелять приграничную территорию Российской Федерации из районов частных домовладений с целью вызова ответного огня по жилым домам с удерживаемыми в них местными жителями. Эту циничную акцию киевские власти в ближайшее время планируют использовать для обвинения российских военнослужащих в якобы неизбирательных ударах по мирным гражданам с последующим широким освещением в украинских и западных средствах массовой информации, а также интернет-ресурсах.

Еще раз обращаем внимание, что в ходе специальной военной операции Вооруженные Силы Российской Федерации, в отличие от вооруженных формирований Украины, неукоснительно соблюдают все нормы международного гуманитарного права, исключительно гуманно относятся к местному населению и не наносят ударов по гражданским объектам.

Такие преступные действия и провокации со стороны киевского режима в очередной раз демонстрируют бесчеловечное отношение Киева к судьбам своих граждан и свидетельствуют о полном пренебрежении нормами и принципами международного гуманитарного права.

Вооруженные формирования Украины продолжают открыто и повсеместно использовать учреждения здравоохранения и культуры, жилые дома, церкви, детские сады и школы, другие гражданские объекты для укрытия боевых подразделений и размещения вооружения, при этом ни о какой эвакуации мирных граждан из указанных объектов речь не идет, тысячи людей удерживаются националистами в качестве «живого щита»:

в зданиях и на прилегающей территории дошкольных и общеобразовательных учреждений Краматорска (школа № 31), Славянска (школы № 12, 20, детские сады № 15 и 23) и Дружковки (школа № 8) Донецкой Народной Республики военнослужащие украинских вооруженных формирований оборудовали опорные пункты, разместили склады с боеприпасами и тяжелое вооружение, включая артиллерию и РСЗО, а жителей близлежащих домов под предлогом обеспечения их безопасности насильно удерживают в подвалах без воды и продовольствия;

в Бахмуте Донецкой Народной Республики на верхних этажах многоквартирных жилых домов по улице Защитников Украины националистами оборудованы огневые позиции и снайперские точки, подходы к домам заминированы, но об этом местное население умышленно не уведомлено.

Указанные и другие подобные факты, несмотря на наши неоднократные обращения, по-прежнему, цинично остаются без внимания мирового сообщества и «цивилизованного» Запада, а также лицемерных западных «правозащитников» и политиков, старающихся под любым предлогом не замечать многочисленных преступлений украинских неонацистов.

В очередной раз, призываем все международные организации оказать влияние на официальный Киев и выработать комплекс действенных мер по недопущению использования украинскими вооруженными формированиями объектов гражданской инфраструктуры в военных целях.

Необходимо отметить, что до настоящего времени Всемирная организация здравоохранения так и не дала адекватной оценки фактам использования националистами медицинских учреждений в качестве опорных пунктов и огневых точек для ведения боевых действий, а не по прямому предназначению – оказанию медицинской помощи.

Несмотря на все трудности, создаваемые Киевом, за прошедшие сутки, без участия украинских властей, из опасных районов республик Донбасса и Украины на территорию Российской Федерации эвакуированы 17 693 человека, в том числе 2 371 ребенок, а всего с начала специальной военной операции – уже 1 360 619 человек, из которых детей 230 267. Государственную границу Российской Федерации пересекли 185 369 единиц личного автомобильного транспорта, в том числе 3 007 – за прошедшие сутки.

В субъектах Российской Федерации штатно функционируют более 9,5 тыс. пунктов временного размещения. С прибывающими беженцами проводится индивидуальная работа и оперативно оказывается помощь в решении различных насущных вопросов, связанных с дальнейшим размещением, оказанием помощи в трудоустройстве, обеспечением детей местами в детских садах и учебных заведениях, а также предоставлением положенных выплат.

За прошедшие сутки на «горячую линию» Межведомственного координационного штаба Российской Федерации по гуманитарному реагированию, в федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации и различные общественные организации поступило 89 звонков с просьбами об эвакуации на территорию России, Донецкой и Луганской народных республик, а также в подконтрольные российским Вооруженным Силам районы Запорожской, Николаевской, Харьковской и Херсонской областей. Всего в базе данных 2 756 123 таких обращения из 2 136 населенных пунктов Украины.

В семи портах (Херсон, Николаев, Черноморск, Очаков, Одесса, Южный и Мариуполь) остаются заблокированными 75 иностранных судов из 17 государств. Созданные официальным Киевом в своих внутренних водах и территориальном море угроза обстрела и высокая минная опасность не позволяют судам беспрепятственно выйти в открытое море. Вооруженные Силы России ежедневно с 08:00 до 19:00 (мск) открывают гуманитарный коридор, представляющий собой безопасную полосу движения судов в юго-западном направлении от территориального моря Украины протяженностью 80 и шириной 3 морских мили. Детальная информация о порядке функционирования морского гуманитарного коридора ежедневно каждые 15 минут на английском и русском языках передается по УКВ-радиосвязи на 14 и 16 международных каналах.

Киевские власти продолжают всячески уклоняться от взаимодействия с представителями иностранных государств и компаний-судовладельцев в решении вопроса обеспечения безопасного выхода заблокированных судов в район сбора.При этом сохраняется опасность для мореплавания и повреждения портовой инфраструктуры от дрейфа сорванных с якоря украинских мин вдоль побережья причерноморских государств. Российская Федерация принимает весь комплекс исчерпывающих мер по обеспечению безопасности гражданского судоходства в акваториях Черного и Азовского морей.

Отряды разминирования Вооруженных Сил Российской Федерации и МЧС России выполняют задачи по очистке территории Донецкой и Луганской народных республик от взрывоопасных предметов. Всего проверено: 1 541,2 га, в том числе за сутки – 3,9 га; 35 зданий (из них две больницы и две школы); один мост и 7,6 км дорог. Обнаружено и обезврежено7 386 ВОП, из них за сутки – 235.

Федеральными органами исполнительной власти совместно с субъектами Российской Федерации, различными общественными организациями и патриотическими движениями продолжается накопление гуманитарной помощи. Наибольший вклад в оказание помощи внесли:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по между-народному гуманитарному сотрудничеству;

республики Бурятия, Дагестан, Крым, Татарстан, Чеченская Республика, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский и Приморский края, Архангельская, Белгородская, Брянская, Курская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Ростовская, Тульская и Ульяновская области, а также город Москва;

среди политических партий и некоммерческих организаций – «Единая Россия», Общероссийское общественное движение «Народный фронт», Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое братство», автономная некоммерческая организация поддержки гуманитарных программ «Русская гуманитарная миссия» и Общероссийская общественно-государственная организация «Союз женщин России».

На пунктах сбора подготовлено свыше 23 тыс. тонн предметов первой необходимости, жизненно важных медикаментов и продуктовых наборов, включая детское питание. На освобожденных территориях российскими Вооруженными Силами и воинскими формированиями Донецкой и Луганской народных республик создаются все необходимые условия для мирной и безопасной жизни, оказывается всесторонняя помощь населению, в том числе обеспечивается беспрепятственный доступ к любой гуманитарной помощи.

Начиная с 2 марта 2022 г., Российской Федерацией на Украину уже доставлено 20 973,4 тонны предметов первой необходимости, продуктов питания, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, проведены 1 025 гуманитарных акций, в том числе за истекшие сутки три – в Донецкой Народной Республике и Харьковской области, в ходе которых мирному населению передано 245 тонн гуманитарной помощи.

19 мая 2022 г. проводится шесть гуманитарных акций в Донецкой Народной Республике, Харьковской, Запорожской и Херсонской областях, в ходе которых населению передается 281 тонна предметов первой необходимости и продуктов питания.

Источник: МО РФ https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12422350@egNews

 

Источник: контр-адмирал Вячеслав Родионов назначен на ЧФ

По инсайдерской информации заместителем командующего Черноморским флотом по военно-политической работе назначен контр-адмирал Вячеслав Родионов. Официального подтверждения этого пока нет.

Родионов Вячеслав Николаевич родился в 1967 году в Великом Новгороде. Окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе в 1989 году. С 2003 по 2005 годы являлся слушателем Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. После окончания учебы назначен на должность старшего помощника командира тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» Северного флота. С 2006 года – старший помощник тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», а с 2008 года – командир ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В 2011 году назначен на должность заместителя командира дивизии надводных кораблей Северного флота.

В 2012 году  назначен на должность заместителя начальника Военного института (военно-морского политехнического) «Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская Академия» в г. Санкт-Петербурге, а в 2013 году – заместителем начальника Балтийского ВМИ. С 16 сентября 2013 года вступил в должность начальника Балтийского военно-морского института имени Ф.Ф.Ушакова. С сентября 2017 года – командир Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Награждён: Орден «За военные заслуги», ведомственные награды.

Соб. инф.

 

Небензя допустил: Украина расплачивается за поставки оружия зерном

Россия подозревает, что украинское зерно поступает в зернохранилища европейских стран в качестве платы за получаемое Киевом оружие, заявил постпред России при ООН Василий Небензя. «Зерно, если верить заявлениям западных политиков и данным СМИ, вывозится из страны самым активным образом – как железнодорожными эшелонами, так и баржами по Дунаю. Куда же оно идет?» – отметил дипломат (цитата по «РИА Новости»). По словам Небензи, у российской стороны есть обоснованные подозрения, что это украинское зерно отправляется в хранилища европейских стран. Таким образом Украина расплачивается за поставляемое Западом вооружение, добавил он.

Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель ранее заявил, что Евросоюз поможет Украине опустошить хранилища зерна, чтобы освободить место для нового урожая. Боррель отметил, что для вывоза рассматриваются все пути, в том числе морской, однако «там все заминировано».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин, в свою очередь, отметил, что в случае вывоза странами ЕС зерновых запасов с Украины жители страны останутся без зерна; для проведения новой посевной у них нет дизеля и бензина, и в результате выгоду получат только страны Европы. По его словам, Россия всегда выступает за развитие взаимовыгодного сотрудничества. Новые пакеты санкций «ничем хорошим для Европы не закончатся». К концу года в Европе могут начаться проблемы с продовольствием, которые не получится «списать» на Россию, добавил Володин.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/05/19/922782-nebenzya-dopustil-chto-ukraina-rasplachivaetsya?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

 

Белый дом надеется на одобрение конгрессом США новой помощи Украине в ближайшие два дня

Белый дом уверен, что конгресс США в ближайшие дни одобрит рекордный по объему пакет дополнительной помощи Украине. Об этом, как передает «РИА Новости», заявил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. «Палата представителей (конгресса США) подавляющим большинством голосов проголосовала за одобрение данного пакета помощи и даже расширила его. Мы ожидаем аналогичного голосования в сенате, как только процедурные препятствия будут устранены», – сказал Д. Салливан в ходе брифинга. По его словам, в Белом доме рассчитывают, что это произойдет в ближайшие 1-2 суток.

Источник: ЦАМТО https://armstrade.org/includes/periodics/news/2022/0519/101067652/detail.shtml

 

Франция разместила в Румынии ракетную систему «земля-воздух» для прикрытия авиабазы НАТО

Франция развернула в Румынии, где она представляет силы НАТО, ракетную систему «земля-воздух» последнего поколения в связи с предполагаемыми угрозами из-за военного конфликта на Украине, сообщили в четверг французские СМИ со ссылкой на генштаб вооруженных сил страны. «Средняя зенитно-ракетная система Mamba (…) может обеспечить защиту сил, действующих в этом районе», – цитирует Le Figaro заявление французского генерального штаба.

Представитель генштаба разъяснил на брифинге для прессы, что система Mamba «прежде всего предназначена для защиты авиабазы НАТО», на которой размещено несколько тысяч военнослужащих. По его словам, это ее главное назначение. Сообщается, что эта система связана с румынской оборонной системой и с системой НАТО под командованием альянса.

Издание напоминает, что французские вооруженные силы присутствуют в Румынии с 26 февраля. Но произведенное в экстренном порядке размещение в этой стране около 500 военнослужащих с тех пор стало постоянным, включая чередующиеся бельгийскую или нидерландскую роту. В коммюнике генштаба уточняется, что это один из четырех дополнительных батальонов НАТО, развернутых на восточном фланге альянса. Три других размещены в Словакии, Венгрии и Болгарии.

Источник: ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=574988&lang=RU

 

Москалькова: в порту Измаила удерживают 77 российских моряков

Украинские власти удерживают в порту Измаила (Одесская область) 77 российских гражданских моряков, заявила в четверг уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. «К сожалению, сегодня, по нашим данным, еще 77 человек… Такое большое количество наших моряков, которые находятся в порту города Измаила», – сказала Москалькова в эфире Радио России (ВГТРК).

«Буквально на днях часть этих моряков должна была быть освобождена, буквально 17 мая, но, к сожалению, это не состоялось из-за того, что было объявлено, что зоны тишины, гуманитарные коридоры не обеспечивали безопасность. Это должно было случиться в Запорожье, и мы ждем следующего этапа», – отметила Москалькова. Она добавила, что планирует обратиться в Международную морскую организацию ООН для активизации работы по освобождению российских моряков.

7 мая Москалькова сообщила об освобождении 11 членов экипажа гражданского сухогруза «Авангард». Она добавила, что в порту Измаила удерживаются 60 российских моряков с семи судов.

Источник: Морвести http://www.morvesti.ru/news/1679/95666/

 

Глава ВПП ООН попросил Владимира Путина открыть украинские порты

Директор Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН Дэвид Бизли попросил президента РФ Владимира Путина открыть морские порты на Украине для вывоза зерна, несмотря на то что Москва заявляла, что порты заблокированы Украиной. «Неоткрытие портов будет объявлением войны глобальной продовольственной безопасности, что повлечет голод и дестабилизацию государств, а также массовую миграцию. Крайне важно, чтобы мы позволили открыть эти порты. Потому что это не только об Украине, это о беднейших из беднейших по всему миру, находящихся на грани голода», – сказал Бизли на организованной США министерской встрече по продовольственной безопасности. Об этом сообщили РИА-Новости.

Отметим, в понедельник газета Wall Street Journal со ссылкой на дипломатические источники сообщила, что генсек ООН просит Москву не препятствовать выходу грузов зерна из черноморских портов Украины, а взамен обещает содействовать смягчению санкций, направленных против удобрений из России и Белоруссии. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя идею смягчить ограничения на экспорт удобрений из РФ за проход судов с зерном с Украины, напомнил, что порты там заминированы, это опасно для судоходства.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/glava_vpp_oon_poprosil_vladimira_putina_otkryt_ukrainskie_porty.html

 

Открытие доступа к портам Украины необходимо увязывать с возможностью снятия санкций против России – МИД РФ

Вопрос открытия доступа к портам Украины необходимо увязывать с возможностью снятия санкций против России. Об этом журналистам сообщил заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко, передает «Интерфакс».

«Здесь нужно не только обращение к РФ, но и глубоко смотреть на весь комплекс причин, который вызвал нынешний продовольственный кризис, и в первую очередь, это те санкции, которые введены против России со стороны США и ЕС, которые мешают нормальной свободной торговле, в том числе и продовольственным товарами, включая пшеницу, удобрения и другие вещи. Поэтому этот вопрос нужно рассматривать весьма комплексно и всестороннее: если наши партнеры хотят добиться решения, то нужно, в том числе решать проблемы, связанные с отменой тех санкционных ограничений, которые были наложены на российский экспорт», – приводятся слова чиновника.

Ранее глава Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли призвал Россию открыть доступ к морским портам Украины.

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/329543/

 

Грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна РФ в январе-апреле составил 82 млн тонн

Порты Азово-Черноморского бассейна РФ в январе-апреле сохранили объемы грузооборота на уровне аналогичного периода 2021 года. Грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна РФ за январь-апрель 2022 года составил 82,02 млн тонн. Показатель остается на уровне год к году, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

На этом фоне грузооборот порта Новороссийск вырос на 5,9% и составил 49,64,63 млн тонн. Порт Тамань также нарастил перевалку грузов на 32,3%, до 14,11 млн тонн. Спадом отметились перевалка в порту Туапсе –  31,5%, Ростов-на-Дону – 25,3%, Кавказ – 19%, Азов – 20%, Темрюк – 28,6%, Ейск – 15,4%, Таганрог – 48%. Грузооборот крымских портов вырос почти вдвое, до 579,2 тыс. тонн. Порт Севастополь нарастил перевалку в 4,5 раза, до 357,2 тыс. тонн, передает ТАСС.

Перевалка наливных грузов портами бассейна выросла на 0,3% год к году и составила 46,8 млн тонн.  Перевалка сухих грузов осталась на уровне 35,2 млн тонн. Спад в этом сегменте отмечается во всех портах бассейна, кроме порта Тамань (+48%) за счет роста перевалки ООО «ОТЭКО-Портсервис» на 54%.

По итогам 2021 года грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна достиг 256,75 млн тонн: сухих грузов – 114,3 млн тонн, наливных – 142,45 млн тонн. Грузооборот порта Новороссийск составил 142,78 млн тонн.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/gruzooborot_portov_azovo-chernomorskogo_basseyna_rf_v_yanvare-aprele_sostavil_82_mln_tonn.html

 

  1. Кораблестроение и судоремонт

Продолжается строительство МРК «Ржев»

Специалисты Амурского судостроительного завода установили главный двигатель кормового отсека на малом ракетном корабле «Ржев» проекта 22800 (шифр «Каракурт»), предназначенном для Тихоокеанского флота. Как сообщили в пресс-службе предприятия, ранее специалисты монтажно-сдаточного производства АСЗ разместили на штатных местах в кормовом машинном отделении два дизель-генератора. Представители верфи отметили, что практически ювелирная работа по погрузке «сердца» корабля выполнялась под руководством мастера Никиты Оконешникова.

Главный двигатель кормового отсека доставлен через всю страну – из Санкт-Петербурга. Агрегат произведен на заводе ПАО «Звезда».

«Ржев» – первый МРК проекта 22800, который АСЗ строит для Тихоокеанского флота. Его заложили в июле 2019 года. Всего же верфь должна передать ВМФ четыре таких корабля.

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» спроектированы Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Длина МРК – 60 метров, ширина – 10 метров, осадка – 4 метра. Главная энергетическая установка – дизельная. Максимальная скорость хода – 30 узлов, дальность плавания – 2500 миль, автономность – 15 суток.

Вооружение «Каракурата» – модернизированная 76,2-мм артустановка АК-176МА, два зенитных арткомплекса АК-630М и ударный ракетный комплекс «Калибр-НК».

Источник: https://flotprom.ru/2022/%D0%90%D1%81%D0%B75/

 

Заход авианосца «Адмирал Кузнецов» в док перенесли из-за непогоды

Операцию по переводу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в док 35-го судоремонтного завода перенесен на несколько дней из-за неблагоприятных погодных условий. Об этом ТАСС сообщили два источника в оборонно-промышленном комплексе. «Заход авианосца в док перенесен по метеоусловиям – сильный ветер», – пояснил один из них. Второй сказал, что эта операция «ожидается». На прошлой неделе сообщалось, что «Адмирал Кузнецов» встанет в док в течение 15-17 мая.

В конце марта появилась информация, что «Адмирала Кузнецова» переведут в сухой док в течение апреля. К тому времени была выполнена операция по заполнению дока водой. Следующими операциями должны были стать снятие перемычки, завод в док корабля, восстановление перемычки и откачка воды. Ранее источник ТАСС сообщал, что доковый ремонт «Адмирала Кузнецова» продлится до сентября. Второй источник эту информацию подтвердил, добавив, что уже в сентябре корабль «вернется на воду».

Напомним, что контракт на ремонт и модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов«, вступившего в строй в 1990 году, стороны подписали в апреле 2018 года. Стоимость работ оценивается в 60 млрд рублей. В ноябре 2021 года источники ТАСС сообщили, что возвращение «Адмирала Кузнецова» в строй сдвинули на 2023 год.

Источник:https://flotprom.ru/2022/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F10/

 

Алексей Рахманов рассказал о новых проектах ОСК в рамках марафона Общества «Знание»

Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов выступил перед школьниками и студентами с лекцией «Океаны и реки возможностей: судостроение России для устойчивой национальной экономики». Встреча прошла на площадке КВЦ «Экспоцентр» в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Новые горизонты» Российского общества «Знание».

В своей лекции Алексей Рахманов обозначил ключевые вехи развития корабельного дела в нашей стране и подробно остановился на реализуемых ОСК проектах и задачах, которые поставлены перед корпорацией. Он отметил, что «российское судостроение прошло очень много технологических переделов, из частного дела в государственное его превратил Петр I. И именно флоту и судостроению Россия обязана возникновением триколора».

Глава ОСК также рассказал участникам марафона об особенностях строительства атомных ледоколов и их роли в развитии грузоперевозок по Северному морскому пути, о перспективах использования внутренних водных путей России и транспортного коридора «Север-Юг», новых проектах рыбопромысловых и пассажирских судов, строящихся на верфях корпорации.

Отвечая на вопрос о технологических инновациях в судостроении, Алексей Рахманов выделил безэкипажные суда будущего. По оценкам главы ОСК, «сложность судна или корабля ровно наполовину зависит от присутствия на нем человека; как только на судне не будет человека, это позволит вполовину сократить затраты». «Доказано, что все самые большие прорывы в технологиях совершались на стыке разных отраслей, поэтому мы в ОСК смотрим, что делают авиаторы, космическая промышленность, наши коллеги из ОПК, и по крупинке собираем все это, превращая в новые технологические решения», – поделился опытом Алексей Рахманов.

Федеральный просветительский марафон «Новые Горизонты» включает в себя пять треков в Москве и Московской области, в Сочи и в Санкт-Петербурге. Алексей Рахманов стал участником трека «Новые горизонты. Экономика», объединяющего лекции, интерактивные экскурсии, дискуссии и интервью государственных деятелей, лидеров бизнеса, руководителей крупных корпораций.

Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/aleksey-rakhmanov-rasskazal-o-novykh-proektakh-osk-v-ramkakh-marafona-obshchestva-znanie/

 

Глава ОСК прогнозирует увеличение количества заказов для оборонно-промышленного комплекса

Диверсификация портфеля заказов предприятий, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию, может быть не достигнута. Такое предположение высказал в ходе выступления на форуме «Новые горизонты» в Санкт-Петербурге глава корпорации Алексей Рахманов. По его словам, в текущей ситуации наблюдается тенденция к наращиванию строительства кораблей для ВМФ.

«Президент РФ поставил перед нами задачу сбалансировать производство военной продукции: в контексте выручки мы должны иметь паритет, то есть 50% выручки от гражданской продукции и 50% от военной. Что, зачастую, недостижимо в связи с тем, что происходит в стране. Это потребует гораздо большего акцента на выпуск военной продукции», – добавил он.

Он подчеркнул, что предприятия, входящие в ОСК, за последние восемь лет почти в два раза увеличили выпуск гражданской продукции. «Одновременно в строительстве находится около 100 кораблей и судов. За последние восемь лет мы почти в два раза увеличили производство», – сказал Алексей Рахманов. Согласно презентации главы ОСК, выпуск гражданской продукции увеличился в 1,8 раза. В 2008-2014 годах было сдано 63 судна, в 2015-2021 годах – 107 судов.

АО «Объединённая судостроительная корпорация» – крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для корпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/329559/

 

ОСК рассчитывает на докапитализацию в 2022 году

«Объединенная судостроительная корпорация» рассчитывает на докапитализацию в текущем году, сообщил журналистам глава ОСК Алексей Рахманов. «Очень на это рассчитываем, потому что, во-первых, идет программа ФЦП ОПК (Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ» – ИФ). Соответственно, докапитализация отдельных программ, мы рассчитываем, что в этом году мы сможем получить дополнительный капитал на развитие нашей лизинговой программы», – сказал он.

Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Борис Кабаков в апреле сообщал, что ведомство планирует предложить Минфину докапитализировать верфи ОСК. Возможную сумму докапитализации чиновник тогда не назвал.

Источник: INTERFAX.RU https://www.interfax.ru/business/841842

 

ОСК планирует импортозамещение критически важных компонентов с 2024-2025 годов

Объединенная судостроительная корпорация планирует перейти на полностью российские поршневые машины, которые ранее закупались за рубежом. Об этом сообщил журналистам гендиректор ОСК Алексей Рахманов.

В ближайшие два года корпорация собирается тактически решать вопросы с комплектующими. «У нас есть четкое понимание, что, наверно, года два нам придется посидеть на каких-то тактических решениях, а начиная с 2024 года – начала 2025 года полноценно уйдем на полностью российское производство поршневых машин, систем, которые традиционно покупались за границей», – сказал Рахманов.

Гендиректор ОСК отметил, что в марте 2023 года планируется начать серийный выпуск винторулевых колонок для серии пароходов «река-море», подруливающих устройств, систем «оморячивания» двигателей. «Мы эту работу сейчас делали, и из-за того, что произошло, понимаем, что теперь это все тянет на полноценный бизнес-сегмент, который нам будет помогать зарабатывать деньги», – добавил Рахманов.

Источник:ТАССhttps://tass.ru/ekonomika/14677289?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

 

Глава ОСК Рахманов предложил создать систему национальных чемпионов в машиностроении

Россия может создать систему чемпионов в машиностроении для поддержки импортозамещения, заявил глава холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.

Заседание об итогах квотирования российских товаров и поддержки предприятий ОПК состоялось в подмосковном парке «Патриот» в рамках форума «Армия-2021». Ряд принятых мер по квотированию и поддержке импортозамещения достиг своей цели, заявил Рахманов в ходе выступления на круглом столе. «Сегодня всем заметно, что системная работа правительства достигает результатов», – обратил он внимание.

В настоящий момент требуются дополнительные меры по поддержке и обеспечению предприятий ОПК на законодательном уровне, считает Рахманов. В связи с обстоятельствами следует сформировать систему национальных чемпионов в машиностроительной отрасли. Благодаря такому подходу можно создать новый облик отечественной промышленности, добавил глава ОСК. Чемпионы должны быть ориентированы на глобальную конкуренцию, подчеркнул Рахманов.

Министр обороны России Сергей Шойгу ранее посетил форум «Армия-2021» и изучил новое вооружение. Он высоко оценил представленные новинки. МО РФ также в ходе форума «Армия-2021» заключило более 40 контрактов на сумму свыше 500 миллиардов рублей, пишет RT.

Источник https://riafan.ru/23238283-

 

В Петербурге разрабатывается отечественное ПО для проектирования судовых конструкций

На базе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) продолжается разработка авторской системы автоматизированного проектирования «САПР-К». Работа ведется на кафедре конструкции и технической эксплуатации судов, а также кафедре проектирования судов под руководством профессора Владимира Тряскина, сообщили Sudostroenie.info в пресс-службе университета.

«САПР-К» предназначен для параметрического проектирования корпусных конструкций транспортных судов. По данным разработчиков, его уникальность проявляется в методах поискового проектирования, которые позволяют инженеру за считанные секунды подбирать оптимальные характеристики элементов конструкций. При этом «САПР-К» легко совместим с другим программным обеспечением, применяемым в современном судостроительном моделировании (Autocad, «Компас», Festa, Ansys, Aveva и др.).

Уже создано программное обеспечение для управления базами данных и хранения общих судостроительных справочников, а также геометрического ядра конструктивного моделирования, использующее 2D- и 3D-модели. В частности, в рамках проекта зарегистрировано ПО для конвертации форм судовых поверхностей корпуса.

В настоящее время разработчики проводят тестирование блоков для работы с поперечным сечением, перекрытиями и растяжкой наружной обшивки корпуса судна в районе цилиндрической вставки. Это позволяет не только сформировать базу данных для описания 2D- и 3D-моделей корпусных конструкций, но и проводить необходимые расчеты местной и общей прочности корпуса в соответствии с требованиями правил Российского морского регистра судоходства (РС) и общих правил Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО).

Источник: Судостроение.Инфо  https://sudostroenie.info/novosti/36294.html

 

В «Корабелке» создают цифровую платформу проектирования оптимальных конструкций из композитов

В апреле 2022 года в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете завершился первый этап проекта по созданию цифровой платформы проектирования оптимальных конструкций из полимерных композитов (ПКМ), предназначенных для низких температур. Как сообщили Sudostroenie.info в пресс-службе «Корабелки», работы выполняются в рамках программы академического лидерства «Приоритет-2030».

По данным вуза, новая технология позволит точно определять необходимые размеры, структуру, состав материала и набор формирующих конструкцию процедур, включая автоматизацию выкладки и намотки. В работах задействованы специалисты кафедры строительной механики корабля (руководитель – профессор А.А. Родионов). В частности, специалисты определяют прочность и надежность композитных структур и оболочек морской техники в температурной зоне ниже – 40ºС, которая не регламентируется существующими правилами и нормативами. Комплексный учет механических и тепловых свойств армирующих и связующих компонентов требует применения мультифизических численных моделей и широкого экспериментального исследования для определения зависимости свойств композита (упругих, пластических, адгезионных) от температуры на микро- и макроуровне. Кроме того, специфика морской техники нуждается в неординарных решениях для оценки внешних нагрузок.

Оптимальность конструкций определяется по критериям массы, стоимости и надежности с учетом ограничений мгновенной и длительной прочности, стохастическому характеру нагрузок, разбросу свойств композита и технологическим параметрам его создания. При этом наиболее перспективными для применения являются пластики на основе карбона.

Перечень объектов применения цифровой платформы включает несущие конструкции судового корпуса, мачт и надстроек, сосуды и танки для хранения криогенных жидкостей, конкретные объекты судового машиностроения, коммуникации судовых систем.

Источник: Судостроение.Инфо  https://sudostroenie.info/novosti/36283.html

 

Судоверфь «Звезда» заинтересована в строительстве судов для газификации Камчатки

Судостроительный комплекс «Звезда» (г. Большой Камень) выразил заинтересованность в строительстве судов для газификации Камчатки: плавучей регазификационной установки (ПРГУ) и двух газовозов-челноков. Об этом было объявлено в ходе рабочего совещания, которое провел 17 мая на Камчатке вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

Как отмечается в материалах правительства, ранее президентом России Владимиром Путиным были даны поручения по строительству в бухте Раковая плавучего терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа (СПГ) и всей необходимой инфраструктуры, включая строительство двух газовозов для доставки СПГ с перегрузочного терминала в бухте Бечевинская.

К настоящему времени разработаны основные технические решения и ведется проектирование терминала. Помимо этого, разработаны основные технические задания на строительство ПРГУ и двух судов-челноков.

Источник: Судостроение.Инфо  https://sudostroenie.info/novosti/36276.html

 

Грант на новый лайнер может получить Московское речное пароходство

Судовой утилизационный грант (СУГ) в 750 млн рублей на строительство круизного судна могут выделить Московскому речному пароходству.

Круизный лайнер «Петр Великий» может быть построен в том числе за счет судового утилизационного гранта. О возможном получении гранта Московским речным пароходством рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

СУГ предоставляется компаниям на строительство нового судна в обмен на утилизацию старого, возраст которого составляет не менее 30 лет, сообщает ТАСС. «Мы видим большой интерес наших граждан к внутреннему туризму, их желание отдыхать в России и готовы помогать с грантами туристическим компаниям, которые будут заказывать современный круизный флот в России», – сказал Спиридонов.

По словам парламентария, у отечественных судостроителей есть все компетенции для обновления флота. Так,  «Петр Великий» строится на астраханском судостроительном заводе «Лотос», входящем Объединенную судостроительную корпорацию. Лайнер должен выйдет в первую навигацию весной 2023 года.

Это новейший проект теплохода класса «Река-море». Пятипалубный корабль возьмет на борт 310 пассажиров и 121 члена экипажа. Длина судна – 141,1 м, ширина – 16,84 м, осадка – 3,2 м, скорость – 22,5 км/ч. Основные маршруты пролегают через порты Черного моря, Каспия и реки Волги. «Петр Великий» станет флагманом линейки теплоходов PV300VD.

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/grant_na_novyy_layner_mozhet_poluchit_moskovskoe_rechnoe_parohodstvo.html

 

На «Александре Дееве» идут швартовные испытания

На грузопассажирском автомобильно-железнодорожном пароме «Александр Деев» в настоящее время ведутся швартовные испытания оборудования общекорабельных систем, систем главной энергетической установки, палубных механизмов, радионавигации и связи. Об этом сообщает пресс-служба Амурского ССЗ.

Помимо того, как сообщил ответственный сдатчик заказа Глеб Ильиных, выполнены швартовные испытания аварийного дизель-генератора, систем навигации, связи, мачтовых устройств, магнитного компаса, гирокомпаса и других устройств и систем.

Специалисты завода и контрагенты ведут работы по комплексному оборудованию жилых, служебных помещений и помещений пищеблока. Работники малярно-гуммировочного цеха завершают окончательную окраску надстройки, дымовой трубы, открытых частей палуб и балластных цистерн.

Большая работа по настройке дистанционного управления судовым оборудованием проводится специалистами отдела испытаний в сотрудничестве с представителями компании Wärtsilä. Под руководством заместителя начальника ОИ Артема Булдакова сдаточная команда отдела трудится над тем, чтобы все органы дистанционного управления судном, сгруппированные в центральном посту управления, обеспечивали пуск, выход на заданный режим, остановку агрегатов и устройств СЭУ по командному импульсу. Работу выполняют инженеры, у которых за плечами заказы с высшим классом автоматизации и многолетний опыт.

По-прежнему основными задачами для корабелов в мае являются завершение швартовных испытаний пропульсивного комплекса. Предстоит также завершить и сдать монтаж кормового закрытия, дверей грузового пространства, испытать системы хладогента и закончить комплексное оборудование помещений; окрасить наружную часть надстройки и открытых частей палуб.

Источник: Морвести  http://www.morvesti.ru/news/1679/95672/

 

В Карелии подвели итоги реализации первого этапа предоставления инвестиционных квот на вылов водных биоресурсов

Вице-спикер Законодательного Собрания Карелии и председатель Комитета по агропромышленной политике, природопользованию и экологии парламента республики в режиме видеоконференции приняли участие в работе комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу.

Вице-спикер Законодательного Собрания Карелии Илья Раковский рассказал коллегам о практике применения Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и реализации первого этапа предоставления инвестиционных квот на вылов водных биоресурсов. Парламентарий отметил, что по оценке Росрыболовства, действующий механизм господдержки привлечения инвестиций в рыбную отрасль в виде инвестиционных квот себя оправдал. Заключено 88 договоров на предоставление квот под строительство судов рыбопромыслового флота (64) и рыбоперерабатывающих заводов (24) с общим объемом инвестиций порядка 230 млрд рублей,  сообщает Karelia.news.

На данный момент уже построено и сдано заказчику 6 судов, еще 37 находятся на стадии строительства. Появились новые заводы по переработке рыбы, в том числе и в Карелии. Кроме того, заключен 41 контракт на строительство судов-краболовов. Из них, подчеркнул Илья Раковский, 7 заказов получил Онежский судостроительно-судоремонтный завод.

Вместе с тем вице-спикер Законодательного Собрания Карелии отметил большие риски сдачи судов в связи с усилением санкционного давления и необходимостью обеспечения импортозамещения судового оборудования. Как отметил член комитета ПАСЗР Сергей Лютаревич, с такой проблемой уже столкнулась Калининградская область. В свою очередь, задержка строительства ведет к дополнительным расходам рыбодобывающих компаний на обслуживание банковских гарантий, кредитных обязательств, техническое сопровождение договоров строительства и пр. Это также сказывается на сокращении поступления налогов в бюджеты всех уровней.

Заместитель председателя карельского парламента также выступил с предложением ускорить разработку дополнительных мер поддержки реализуемых в области рыболовства инвестпроектов, провести глубокий экономический анализ первого этапа программы и после этого приступать к следующему этапу инвестиционных квот по строительству флота и перерабатывающих предприятий.

Источник:https://www.korabel.ru/news/comments/v_karelii_podveli_itogi_realizacii_pervogo_etapa_predostavleniya_investicionnyh_kvot_na_vylov_vodnyh_bioresursov.html

 

В разработке «Росатома» – новые ледоколы

Президент РФ Владимир Путин встретился с главой госкорпорации «Росатом» Алексеем Лихачёвым. Генеральный директор корпорации Алексей Лихачёв сообщил об итогах работы за год и новых задачах. Его слова приводит пресс-служба Кремля.

Руководитель «Росатома» напомнил, что в прошлом году по Северному морскому пути перевезли рекордный объем грузов – почти 35 миллионов тонн. По словам Алексея Лихачева, корпорация при поддержке правительства продвинулась в вопросах строительства атомных ледоколов и судов атомного технологического обслуживания, а также создании единой системы управления мореплаванием на Северном морском пути.

Напомним, ранее премьер-министр Михаил Мишустин поручил до 2030 года выделить из бюджета 118 млрд руб. на строительство шестого и седьмого атомных ледоколов типа «Арктика». А также 25 млрд руб. на строительство судна атомно-технологического обслуживания.

Гендиректор «Росатома» также сообщил, что специалисты госкорпорации работают над импортозамещением технологий сжижения природного газа. Так, в Санкт-Петербурге в НИИЭФА имени Ефремова был построен первый в Европе испытательный стенд по криогенным теплообменникам. «Среднетоннажные (теплообменники) мы научились делать – думаю, научимся делать и крупнотоннажные», – заявил президенту Лихачев.

Отметим, что первое российское оборудование по сжижению природного газа было изготовлено в 2019 году на предприятии «Росатома». Теплообменный аппарат для проекта «Ямал СПГ» сделали на заводе «ЗиО-Подольск» по заказу оператора проекта – совместного предприятия НОВАТЭКа, французской Total, китайских CNPC и Фонда Шелкового пути. Испаритель этана стал частью комплекса сжижения природного газа производительностью до 1 млн т СПГ в год в порту Сабетта на Ямале. Технология производства среднетоннажного СПГ здесь применяется также отечественная, разработанная в НОВАТЭКе, – «Арктический каскад».

Источник: Морвести  http://www.morvesti.ru/news/1679/95673/

 

Готовность головного краболова-процессора проекта КСП01 превысила 80%

Степень готовности головного краболова-процессора проекта КСП01, строящегося на заводе «Красное Сормово», составляет более 80%. Такие данные привел в ходе посещения предприятия участниками конференции международного дискуссионного клуба «Валдай» генеральный директор верфи Михаил Першин. «На сегодня степень готовности головного судна серии составляет более 80%. Завершена установка промыслового оборудования, выполнен монтаж фабрики по разделке и переработке краба», – цитирует пресс-служба генерального директора завода «Красное Сормово».

Серия из пяти краболовов-процессоров проекта КСП01 строится на заводе «Красное Сормово» с 2020 года для НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» в рамках федеральной программы инвестиционных квот.

Закладка серии из пяти судов состоялась в 2020 году. Спуск на воду головного краболова серии планируется летом 2022 года.

Краболовы-процессоры проекта КСП01 предназначены для добычи снежного краба и его переработки на борту судна. Районами эксплуатации являются Северная Атлантика, включая Баренцево море, Норвежское море, Гренландское море и арктические моря.

Разработчик проекта – «Морское Инженерное Бюро». Класс РС – KM Ice3, AUT1, PMS, TMS, BWM(T) (REF) Fishing Vessel

Источник: Судостроение.Инфо  https://sudostroenie.info/novosti/36280.html

 

«Ушаковские верфи» построили речное судно с модернизированным автомобильным двигателем

На предприятии «Ушаковские верфи» (Калининград) построили речное скоростное судно «Соталия» с модернизированным автомобильным двигателем, рассказал на официальном сайте компании её директор Виктор Лидер. «Судно головное, то есть аналогов в нашей стране нет. Но специалисты говорят, что это современная реинкарнация речного скоростного теплохода «Заря», – отметил он.

По словам Виктора Лидера, «речной трамвайчик – это продукт кооперации различных промышленных компаний страны. Судно на 90% сделано из российских компонентов».

Благодаря минимальной осадке и применению водомётного движителя, эксплуатация судов этого проекта возможна на большинстве российских рек и озёр. Форма корпуса и его технические решения позволяют осуществлять посадку и высадку пассажиров на необорудованный берег. Салон вмещает до 50 пассажиров.

Судно назвали «Соталия» в честь западноафриканского дельфина, который обитает в прибрежной зоне Атлантического океана и охотится, выгоняя рыбу практически на землю.

Возможно «при помощи второй очереди нашей верфи увеличить возможности по строительству таких судов. Возможно, часть из них будет на электроходе. Это связано с развитием туризма в нашем регионе, с развитием водного туризма в целом. Меня занимает тема чартерного флота, что может являться реальным драйвером экономики нашего региона», – пояснил руководитель предприятия.

Ожидается, что новый водный транспорт будет представлен на Петербургком международном экономическом форуме. Затем он отправится в Астрахань, будет перевозить пассажиров по Волге.

«Ушаковские верфи» рассчитывают построить более вместительную модель для Пскова.

Источник: ПортНьюс  https://portnews.ru/news/329530/

 

Судостроительное предприятие в Ленинградской области ускорило выпуск оборудования

Завершилась активная стадия реализации национального проекта «Производительность труда» на предприятии «Винета» в городе Никольское Тосненского района. На предприятии производят оборудование для судового машиностроения полного цикла: от разработки конструкторской документации до выпуска готовой продукции, сообщает пресс-служба Правительства Ленинградской области.

Апробация бережливых технологий совместно с экспертами Федерального центра компетенций проходила на пилотном потоке ― изготовлении охладителя наддувочного воздуха. По итогам реализации проекта время протекания процесса изготовления охладителя от заготовки до технического контроля сократилось на 51% или на 73300 минут.

Напоминаем, что компания «Винета» производит на территории России: оборудование водоочистки; фильтры различных типов; оборудование топливоподготовки; теплообменное оборудования; оборудование газо- и воздухоочистки; оборудование систем водоснабжения.

Такому высокому результату поспособствовало внедрение системы оперативного планирования работы станков, изменение графика работы на производстве и порядка приемки изделий на технический контроль, также были пересмотрены и изменены технологии обработки деталей. Незавершенное производство на предприятии снизилось на 49% – были устранены лишние запасы и внедрена система 5С, а выработка сотрудников за полгода повысилась на 53%.

Ожидаемый экономический эффект для предприятия составит более 29 млн рублей в год, благодаря использованию инструментов бережливого производства завод может дополнительно выпускать 80 охладителей наддувочного воздуха в год без увеличения численности работников.

Источник:https://www.korabel.ru/news/comments/sudostroitelnoe_predpriyatie_v_leningradskoy_oblasti_uskorilo_vypusk_oborudovaniya_blagodarya_berezhlivym_tehnologiyam.html

 

«Ростех» внедрил отечественную технологию остекления для рубки круизного лайнера «Петр Великий»

«Ростех» внедрил отечественную технологию стекления для рубки круизного лайнера «Петр Великий», доложил президенту России Владимиру Путину глава госкорпорации Сергей Чемезов. «Освоили и внедрили в производство 57 инновационных технологий, в том числе технологии изготовления деталей авиадвигателей методом прямого лазерного выращивания, технологии остекления для рубки нового отечественного круизного лайнера, который сегодня строится, называется «Пётр Великий», будет ходить по Волге и по морю, река-море», – сказал Сергей Чемезов.

Напомним, проект круизного теплохода PV300VD разработан «Морским Инженерным Бюро – Дизайн СПб» по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России. Головное круизное пассажирское судно нового поколения проекта PV300VD «Петр Великий» строится по заказу  Московского речного пароходства на заводе «Лотос» (входит в ОСК, Южный центр судостроения и судоремонта). Судно было спущено на воду 24 мая 2019 года

Источник: https://marine.org.ru/events/sudostroenie/11956/

 

Конкурс на модернизацию Симоновских мастерских в Енисейске признан несостоявшимся

Конкурс на модернизацию Симоновских ремонтно-механических мастерских в Енисейске признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие, следует из конкурсной документации. Максимальная цена контракта составляла порядка 1,74 млрд руб. Работы планировалось производить в рамках комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна.

Комплекс зданий и сооружений Симоновских ремонтно-механических мастерских предназначен для обслуживания до 37 судов. На предприятии выполняются ремонтные работы двигателей, корпуса, заготовок и других деталей плавсредств.

Под новые объекты комплекса освободят участок в районе села Верхнепашино Енисейского района. На первом этапе модернизации предусмотрено строительство гаража с восьмью боксами для хранения и ремонта автотракторной техники, в семи из которых разместят смотровые канавы, а в восьмом – двухстоечный гидравлический автомобильный подъемник. Также будут возведены здания административно-управленческого персонала, склады металла, баллонов с кислородом и пропаном, столярный цех с пилорамой, склиз, причальная стенка для подхода и обслуживания судов, различные вспомогательные объекты и инженерные коммуникации, склады, где будут храниться и ремонтироваться буи, двигатели, генераторы, редукторы, краски, арматура и детали для ремонта судов. На втором этапе построят производственное здание, где будут проводиться ремонтные работы судового оборудования, сварочно-ремонтный цех, слип с подъемными, откатными и стапельными путями, здание для обслуживания аккумуляторных батарей и другие объекты. Также планирует обустроить территорию мастерских и мест для стоянки и хранения автомобилей рабочих.

Застройщик – Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей». Проектировщик – ООО «Енисейстрой».

Источник: ПортНьюс  https://portnews.ru/news/329496/

 

Частично затонувший Буксир «Малик» находится на плаву и приступит к работе в ближайшее время – судовладелец

В результате профилактических работ по подготовке к докованию 16 мая 2022 года произошло частичное затопление помещений буксира «Малик», сообщил корреспонденту ИАА «ПортНьюс» заместитель генерального директора ООО «Балтийский флот» Тимур Ахрарходжаев. Ранее Санкт-Петербургская транспортная прокуратура распространила сообщение о проводении проверки по факту происшествия, случившегося в 07:00 мск у Канонерского острова.

«Для проведения осушения затопленных помещений и выгородок буксира была привлечена компания ООО «Балтспецфлот», которая в кратчайшее время, около 7 часов, провела полное осушение. Автоматизация работы систем и механизмов исключила попадание нефтепродуктов в акваторию порта. На данный момент буксир «Малик» на плаву, в ближайшее время после проведения диагностических мероприятий будет готов к работе», – заявил в разговоре с агентством Тимур Ахрарходжаев.

Буксир «Малик» построен по проекту Damen в 2017 году. Кроме этого судна, флот компании включает еще четыре буксира.

ООО «Балтийский флот» было основано в 2002 году  с целью  обеспечения вспомогательных операций при обслуживании транспортных судов, а также для поддержания  хозяйственно-технической деятельности Морского порта «Большой порт Санкт-Петербург».

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/329538/

 

Продолжается формирование программы конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие»

Оргкомитет конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие» продолжает формирование деловой части мероприятия.

Судовладельцы морского коммерческого флота вынуждены ремонтировать и обслуживать свой высокотехнологичный флот за рубежом, что в новых политических реалиях становится невыполнимо. Вернуть судоремонтные заказы в Россию можно. Однако для этого потребуется решить проблемы, которые десятилетиями копились в судоремонте.

В рамках конференции запланированы три тематические сессии:

  • Нормативное правовое регулирование судоремонтного рынка России.
  • Модернизация и строительство судоремонтных мощностей. Крупнейшие проекты.
  • Комплектующие: оборудование, материалы, технологии, цепочки поставок.

Эти актуальные для отрасли вопросы будут обсуждаться в ходе конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие»,  которая состоится 20 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге в нулевой день деловой программы рыбопромышленной выставки SEAFOOD EXPO RUSSIA. В фойе предусмотрена возможность для размещения небольшой отраслевой выставки.

Конференция пройдет при поддержке: АО «Объединённая судостроительная корпорация», партнером выступит АО «Нордик Инжиниринг». Отраслевые партнеры: Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ), Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/329500/

 

«ПортНьюс» подготовил ежегодный аналитический отчет «Гражданское судостроение в России»

Ведущая отраслевая медиа-группа «ПортНьюс» подготовила пятый ежегодный аналитический отчет «Гражданское судостроение в России». В нем представлены сведения о построенных в 2021 году судах и реализованных отраслевых проектах, а также даны экспертные оценки развития российского судостроения на ближайшую перспективу.

Редакция собрала достоверную и максимально полную информацию о ситуации на отечественном судостроительном рынке по итогам 2021 года. Также в материалах отчета мы постарались собрать и представить данные о том, какие действия предпринимают государство и бизнес в сложных экономических условиях беспрецедентного санкционного давления для бесперебойной работы судостроительных предприятий в новых условиях.

В разделе «Судостроение» помимо статистически данных и перечня гражданских заказов, построенных на российских верфях в прошлом году, проанализированы причины задержек исполнения судостроительных контрактов, представлены мнения участников отрасли. В этом же разделе в материалах «Реновация верфей: от большого к малому» и «Док для больших судов» можно в деталях ознакомиться с ходом реализации в Россия крупнейших инвестиционных проектов по созданию новых верфей и техническому перевооружению действующих судостроительных мощностей.

Особое внимание в аналитическом отчете уделено вопросам развития судоремонта. По мере обновления отечественного флота этот сегмент экономики особенно остро нуждается в принятии мер поддержки со стороны государства для модернизации и развития производственных судоремонтных мощностей.

В материале «Неспешная реформа» максимально подробно рассмотрены вопросы пробуксовки реформы рыбопромышленной отрасли в части строительства промыслового и краболовного флота на российских верфях. Из-за санкций сроки ввода новых судов для рыбаков могут снова сдвинуться. Чтобы поддержать участников первого этапа реформы, власти рассматривают вариант автоматической пролонгации уже заключенных договоров на 2 года на прежних условиях.

Подробно с проектами высокотехнологичных и уникальных судов, созданных и строящихся на отечественных верфях, можно ознакомиться в разделах: «Транспортный флот», «Морской обеспечивающий флот», «Речной технический флот», «НИС».

Редакция надеется, что сведения, представленные в отчете, будут полезны государственным структурам при формировании новой экономической основы работы судостроительной отрасли в России, а также помогут бизнесу в принятии стратегических решений в быстро меняющихся рыночных реалиях. Главный редактор аналитического отчета Татьяна Вильде tv@portnews.ru

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/329499/

 

Севмаш формирует команду для чемпионата WorldSkills

Севмаш (входит в ОСК) приступил к формированию команды для участия в корпоративном и национальном чемпионатах по стандартам WorldSkills.

На предприятии начался отборочный тур по первой компетенции «Инженерный дизайн CAD». Конкурсный отбор проходят 13 инженеров и мастеров из различных цехов и подразделений предприятия в возрасте до 35 лет. Также состязания будут проходить среди инженерно-технических специалистов и рабочих ещё по восьми профессиональным компетенциям: «Сварочные технологии», «Сборка корпусов металлических судов», «Охрана труда», «Управление жизненным циклом изделия», «Рекрутинг», «Бережливое производство», «Аддитивное производство» и «Инженер-технолог машиностроения».

По итогам отборочных испытаний лучшие представят Севмаш на VII корпоративном чемпионате по стандартам WorldSkills среди предприятий Объединенной судостроительной корпорации в сентябре 2022 года. Победители будут рекомендованы к участию в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills Hi-Tech 2022 в составе сборной ОСК в октябре 2022 года.

Ежегодно работники Севмаша участвуют в мероприятиях по стандартам WorldSkills, подтверждая своё профессиональное мастерство на разных уровнях. В 2021 году представители предприятия в корпоративном чемпионате заняли пьедестал первых мест в пяти номинациях и одно второе, а на Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2021 в компетенции «Неразрушающий контроль» специалист научно-исследовательского технологического и испытательного центра Севмаша Наталья Тимохина стала серебряным призером.

Источник: ОСК https://www.aoosk.ru/press-center/news/sevmash-formiruet-komandu-dlya-chempionata-worldskills2022/

 

Базы отдыха Адмиралтейских верфей открывают летний сезон

На Адмиралтейских верфях началась продажа путевок в базы отдыха «Орехово» и «Манола». В этом году летний сезон откроется 1 июня, рассказали Sudostroenie.info в пресс-службе предприятия.

Базы отдыха Адмиралтейских верфей расположены в красивейших местах Ленинградской области. «Орехово» – на берегу озера Большое Барково в живописном уголке Карельского перешейка. «Манола» – на берегу Финского залива, в непосредственной близости с городом Приморском.

Двери баз отдыха открыты не только для сотрудников завода, но и для всех желающих. Более полную информацию о бронировании и приобретении путёвок можно узнать на сайте.

Кроме баз отдыха, с 1 июня начнет свою работу детский оздоровительный лагерь «Адмиралтеец».

Источник: Судостроение.Инфо https://sudostroenie.info/novosti/36272.html

 

  1. Разное

Товарооборот России и Турции в I квартале текущего года вырос более чем в 2 раза – Новак

Россия и Турция имеют потенциал для роста товарооборота, несмотря на текущую экономическую конъюнктуру, за первый квартал он вырос в 2,1 раза, до $13,7 млрд. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак по итогам встречи сопредседателей межправительственной российско-турецкой комиссии, его слова приводятся в пресс-релизе правительства России, передает ТАСС. «В целом, несмотря на текущую экономическую конъюнктуру, товарооборот между нашими странами демонстрирует рост — в 2021 году он вырос на 57%, до 33 млрд долларов США, в этом году только за I квартал рост в 2,1 раза – до 13,7 млрд долларов США. Нынешние обстоятельства открывают перед нашими государствами новые возможности для укрепления и развития взаимовыгодных связей», – сказал он.

Новак также отметил, что Россия и Турция обсуждают сотрудничество в судостроении, авиапроме и космонавтике, фармацевтике, налаживание работы по цифровым и энергоэффективным технологиям. Кроме того, страны работают над увеличением пропускной способности взаимной торговли, добавил вице-премьер. По его мнению, развитие делового взаимодействия между Россией и Турцией позволит укрепить экономическую безопасность обеих стран в условиях появления новых глобальных экономических вызовов, нарушения механизмов рыночного ценообразования и цепочек поставок, инфляции в крупнейших экономиках мира.

Источник:https://www.korabel.ru/news/comments/tovarooborot_rossii_i_turcii_v_i_kvartale_tekuschego_goda_vyros_bolee_chem_v_2_raza_-_novak.html

Судьба Балаклавской бухты решается втайне от жителей: последствия шокируют

Документацию по строительству яхтенной марины в Балаклаве держат в секрете не только от жителей, но и от севастопольских специалистов. До сих пор неясно, кто входит в состав наблюдательного совета. Однако, опубликовать его обещали еще феврале. Информация, которая стала известна, шокирует не только экспертов, но и общественность.

Напомним, что в Балаклаве продолжается строительство крупного проекта – яхтенная марина. По проекту, на площади 13 тысяч квадратных метров планируется заложить стоянки на 600 мест для яхт, паркинг на 2 тысячи машин и масштабную рекреационную зону. Проект бухты оценивается в 20 миллиардов рублей, 13 из которых – частные инвестиции.

По словам председателя комитета по градостроительству и земельным вопросам заксобрания Севастополя Вячеслава Горелова, данных о составе совета у него нет. Однако он признался, что знает круг лиц, которые также запрашивали информацию и не получили однозначного ответа.

Ранее журналистам удалось ознакомиться с документом, вместе с которым они получили предупреждение о нераспространении данных. Согласно документу, под снос попадают порядка 30 зданий. Кроме того, планируется сужение бухты и расширение набережной. Также запланировано “отторжение площади дна бухты в результате работ”. При этом наверх будет поднято около 11 тысяч куб. метров ила и наносов из реки Балаклавки.

Ситуацию оценил заместитель директора Морского гидрофизического института РАН Антон Георга-Копулос. По его словам, основная проблема состоит в том, что проект не согласовали с учеными. “Вопросов у специалистов огромное количество. Мы не видели проект, который не был должным образом опубликован, мы не понимаем, о каких гидрофизических сооружениях и о каком их количестве идет речь”, – подчеркнул замдиректора МГИ РАН. Также он заметил, что если не соблюдать определенные технологии, то можно создать огромные риски как для жителей, так и для всей экосистемы.

Наталья Мильчакова, сотрудник Института биологии южных морей РАН, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Севастополе, выступила против сужения акватории бухты. По ее мнению, это приведет к гибели водных биологических ресурсов. Он напомнила, что на дне обитают многие представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу Севастополя.

Вячеслав Горелов предположил, что биологи и гидрофизики не дали бы положительного заключения по проекту. А тот факт, что журналистам предоставили документ на условиях “секретности”, он считает не совсем понятным. По его мнению, там, где речь идет об экологической безопасности, секретов от жителей быть не должно, передает “Первый Севастопольский”.

Источник: https://u-f.ru/news/society/u25712/2022/05/19/337942?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Росморпорт проводит тендер на проект реконструкции объектов федеральной собственности в морпорту Сочи

ФГУП «Росморпорт» объявило запрос котировок в электронной форме по выбору организации на выполнение работ по проектированию объекта «Реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Сочи». Об этом говорится в материалах официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена договора – 27 млн 751 тыс. 385,15 руб. Срок подачи заявок истекает 31 мая 2022 года. Итоги будут подведены 8 июня 2022 года.

Согласно техническому заданию, состав объектов проектирования: «Спецпричал №11». «Акватория порта с берегоукреплением. Порт Сочи» (участок №2 берегоукрепления длиной 81,74 м). «Причал №12 (судоподъем). Порт Сочи». Срок проектирования: 2022-2023 годы.

Источник: ПортНьюс https://portnews.ru/news/329503/

 

Севастопольский депутат предлагает связать Сочи с Крымом поездами «Ласточка» и катерами «Комета»

Депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик направил обращение в министерство транспорта РФ с предложением по повышению транспортной доступности полуострова в условиях ограничения полётов на юге России. Авиасообщение обеспечивало порядка 30% от общего турпотока.

«Нужно обратить внимание, что многие граждане при посещении Крымского полуострова выбирают маршрут авиаперелёта до города Сочи с последующим трансфером на Крымский полуостров. На сегодняшний день отсутствуют прямые пригородные поезда класса «Ласточка» и «Ласточка-премиум» по маршруту Сочи – Симферополь – Севастополь. Запуск подобного маршрута помог бы разгрузить пассажиропоток на поездах «Таврия», улучшив транспортную доступность», – считает депутат.

Он также напомнил, что в 2021 году руководство министерства промышленности и торговли РФ планировало запустить катер на подводных крыльях «Комета» по направлению Сочи – Севастополь, однако этот маршрут так и не открылся.

Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/49073

Глава севастопольской «Планеты детства» сообщил о судьбе неработающих детских лагерей

В структуру севастопольского регионального детского образовательного центра «Планета детства» входят пять лагерей, однако работают только два – «Горный» и «Ласпи». Ранее стало известно, что путёвки в детские лагеря Севастополя пользуются большим спросом.

О перспективах открытия остальных лагерей в эфире телеканала «СТВ» рассказал директор центра Сергей Гриднев. По его словам, в лагере «Чайка» (ранее принадлежал ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ) проходит процесс оформления имущества, чтобы после этого можно было рассматривать вопросы, связанные с проектом реконструкции.

«Что касается лагеря «Омега», сегодня город делает всё возможное для того, чтобы он вошёл в федеральную программу. Подготовлен предварительный проект, оформлен земельный участок, организованы работы по предварительному оформлению всей территории, всех зданий и сооружений», – сообщил Гриднев. Он добавил, что «Омега» должна стать третьим государственным лагерем Севастополя, который будет принимать детей. В лагере «Алсу» инвентаризация проведена. Почти все здания и сооружения признаны аварийными и списаны. Учреждение ждёт включения в госпрограмму развития региона и подготовки проектно-сметной документации по реконструкции.

«Чайка» была передана городу от Минобороны РФ в прошлом году. Ранее был передан лагерь «Омега», который планировали открыть в текущем году. Лагерь «Алсу», поддерживающий военно-патриотическое направление, должен был начать работу до 2022 года.

Источник: Новый Севастополь https://new-sebastopol.com/news/id/49076

 

Объявление о продаже сухогруза Rio сняли с Avito

Предложение о продаже севшего на мель под Кабардинкой сухогруза Rio удалили с сайта Avito. Предложение о продаже сухогруза Rio, застрявшего на мели под Кабардинкой недалеко от Геленджика на кавказском побережье Черного моря оказалось фейком. Автор публикации не являлся владельцем судна.

Напомним, объявление о продаже судна, сидящего на мели еще с декабря 2018 года, выложила на популярный сайт некая Валентина. Профиль продавца был зарегистрирован в тот же день. Какие-либо сделки ранее на площадке она не совершала, пишет «Царьград»

Объявление сняли с публикации 18 мая 2022 года по требованию действующего владельца корабля. Он написал девушке в личные сообщения и попросил не выдавать чужое имущество за своё. В ответ собеседница оправдалась тем, что фото Rio прикрепила «для красоты».

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/obyavlenie_o_prodazhe_suhogruza_rio_snyali_s_avito.html

 

По материалам открытых источников подготовил С.П. Горбачев

 

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *