В министерствах и ведомствах будут назначены заместители руководителей по информационно-политической работе. В этой инициативе на первый взгляд очень много общего с той системой военно-политической работы, которая существовала в Советской Армии и Военно-Морском Флоте и которую в последние годы пытается восстановить Минобороны России. Но это только на первый взгляд. Успех реализации этой идеи, если не брать формальный ее аспект, пока куда менее вероятен, чем у советских политруков.
22 апреля «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в Администрации Президента сообщил о создании системы заместителей глав ведомств по информационно-политической работе. «Через такую систему сотрудникам всех уровней будут разъяснять как цели и задачи в их сфере, так и общегосударственную политику, а в нужный момент через нее же будут доводиться и нужные для Кремля «сигналы», – писало издание. Более того, ответственные сотрудники должны будут знать о настроениях в коллективах, выявлять причины возможного напряжения. Все это должно способствовать формированию единого и смыслового поля.
В целом, идея и причины её продвижения понятны. В условиях специальной военной операции противоречия общества с так называемой элитой обострилось. А когда такие противоречия начинают проявляться в среде чиновников – возникает реальная угроза существованию государства, не говоря уже об отсутствии всякой возможности реализации мобилизационного проекта, о котором так много говорят, но даже очертания которого на третий месяц начала этих разговоров весьма туманны.
Видимо, в Администрации Президента угрозу оценили как серьезную. При этом авторы института информационно-политической работы, решив не изобретать велосипед, используют уже имеющийся исторический опыт, оперируют терминологией из военной сферы. Партийно-политическая работа велась в Советской Армии и на Флоте на протяжении 70 с лишним лет, а с 2018 года (с перерывом в период после развала СССР на «воспитательную») трансформировалась в военно-политическую и в Вооружённых Силах России. Ее цель – «формирование идейно убежденной личности, сплоченных коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки». Кадры для военно-политической работы сейчас готовят в Военном университете.
К слову, тем, кто сегодня работает над нормативной базой нового института, можно рекомендовать ознакомиться с Положением о политических органах Советской Армии и Военно-Морского Флота, утверждённым ЦК КПСС в 1973 году, и изучить приказ Минобороны России № 404 от 2019 года «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (есть в свободном доступе). На многие вопросы, которые наверняка сейчас возникнут, там даны предметные ответы: начиная от штатной структуры и заканчивая конкретными инструментами и формами проведения работы.
Не найти там ответа на главный вопрос: на какой основе сегодня формировать эту идейно убежденную личность? На основе каких ценностных ориентиров?
И если в СССР эту потребность полностью закрывала марксистко-ленинская идеология, то даже для современных Вооруженных Сил эта проблема крайне острая. Взглянуть хотя бы на ту символику, которая используется на перешедших под российский контроль территориях Украины.
Современное российское общество, в отличие от тех же европейцев и американцев, существует в условиях ценностной неопределённости. И если в 2021 году была предпринята попытка как-то решить эту проблему, описав традиционные ценности российского общества в Стратегии национальной безопасности, то в начале этого года проект президентского указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» был торпедирован на этапе его общественного обсуждения.
Ни в Европейском Союзе, ни в его органах не боятся закреплять нормативно, а затем транслировать и руководствоваться определенной системой ценностей. В том же Договоре о Европейском Союзе ценностные основания описаны прямо во второй статье документа. Более того, это не простая формальность: до последнего времени Венгрия и Польша подвергалась всяческим рестрикциям внутри союза не из-за каких-то экономических или политических шагов, а именно по причине действий, противоречащих строго определенным европейским ценностям. Ценности, к примеру, закрепляются и в уставных документах Европейского банка реконструкции и развития.
В российской же корпоративной культуре последних лет последовательно навязываются системы ориентиров, прямо вытекающие именно из этих, «не наших» ценностей. Например, те же принципы ESG. Конечно, никто не будет спорить с тем, что нужно беречь природу, ценить своих сотрудников, вести социально ответственную деятельность и быть прозрачными для государства и общества. Но тут дьявол, как говорится, в деталях, для описания которых потребуется отдельный и достаточно объёмный текст. А вот определить и нормативно закрепить систему ценностей на уровне государства или ЕАЭС, который так часто сравнивают с ЕС, у нас почему-то никак не решатся.
Есть примеры отдельных корпораций, того же Росатома, откуда, видимо, и «растут ноги», а вернее, голова нынешних инициатив Администрации Президента по информационно-политической работе. Там есть не только очень стройная, может быть, одна из лучших среди компаний в России структура информирования сотрудников, но даже система своих корпоративных ценностей. Однако эта система, что называется, висит в воздухе, не имея под собой основы.
Создать институт информационно-политической работы: назначить ответственных, создать концепции, стратегии, политики и рекомендации, выделить бюджеты – это несложно. Гораздо сложнее будет наполнить эту форму реальным содержанием.
Сергей Сергеевич Горбачев
Источник: Завтра