ГРКР «Москва»: трагедия и память на фоне…

Причал флагмана Черноморского флота на Северной стороне Севастополя не должен оставаться пустым

Уверен: в эти апрельские дни многие моряки и севастопольцы хотели бы многое сказать о Гвардейском ордена Нахимова ракетном крейсере «Москва». Точнее, по поводу его гибели. А многие севастопольские и флотские журналисты (да и не только они) хотели бы об этом написать. Однако в силу объяснимых и объясняемых, но всё же не всегда понятных мотивов и обстоятельств сделать этого особо не могут. К сожалению, «обстоятельства» и на этот раз сильнее нас. Хотя, в принципе, об этом и говорится, и пишется. Правда, негромко, но благодаря современным коммуникационным возможностям – чрезвычайно широко.

 

Национальная трагедия

 Поздним вечером 13 апреля «сорока принесла на хвосте» шокирующую, трагическую весть: в северо-западной части Чёрного моря в ходе выполнения боевых задач по планам спецоперации ВС РФ на Украине был повреждён флагман флота ГРКР «Москва». Сказать, что эта весть потрясла, – мало. Откровенно говоря, даже мысль о подобном была недопустима. А тут – суровая реальность…

Конечно, интересовали подробности произошедшего и, конечно, его последствия. Хотя изначально было понятно: об этом никто Ничего не скажет. По крайней мере сразу, до определённого времени. «Определённого», понятно, кем и почему. Однако всё же хотелось знать, пусть по самому минимуму: ЧТО и КАК?

Этот интерес, мягко говоря, лишь только нарастал с учётом невнятных ссылок информагентств на какое-то сообщение якобы для «узкого пула» СМИ, сотрудничающих непосредственно с Минобороны. Тем временем сообщения интернет-изданий и телеграм-каналов стали прирастать оценками-прогнозами-домыслами. При этом по ТВ первая, довольно куцая информация была озвучена только после полудня следующего дня. Прямого, официального заявления от МО РФ так и не было сделано – всё какие-то ссылки на военное ведомство…

Может, для жителей Магадана или Читы такие «информационная политика и практика» не имеют значения, но для черноморцев и севастопольцев, для всех моряков России они не только весьма, но и жизненно значимы. Значимы они и для противников и врагов России, чем те, кстати, сразу воспользовались, запуская косяки фейков и стаи откровенной лжи. Впрочем, речь сейчас не об этом…

Сутки была надежда: пусть и сильно израненная, но всё же живая «Москва» вернётся в Севастополь. Не случилось…

Горькие, душераздирающие мысли, рвущие в клочки сердца русских моряков, сконцентрировались в уже осознанное осмысление: случилась не просто величайшая беда, а национальная трагедия, о которой в таком контексте «сверху» не сказано, по большому счёту, до сих пор. Это по-человечески необъяснимо, но, увы, всё же в нынешних условиях жизни, «по-иезуитски лукавым правилам игры» понятно – таков фон нашего бытия…

 

Национальный символ

 ГРКР «Москва» – не просто флагман Черноморского флота, единственный из оставшихся от «советского наследия» на Флоте Юга России корабль 1 ранга. Это – символ, сконцентрировавший в себе очень многое – биографию конкретного корабля и всех поколений его экипажа; летопись легендарной истории Черноморского флота, Средиземноморской эскадры и ВМФ СССР – РФ; страницы славной борьбы моряков и патриотов Отечества за сохранение крейсера и всего Черноморского флота для России; вехи доблести современных черноморцев, вернувшихся в Мировой океан, в боевых походах отстаивающих честь, достоинство и независимость нашей Родины. К перечисленному можно многое добавить. В целом же – это национальный символ.

Что такое являла, кем и чем была «Москва»?

Это – шедевр советского кораблестроения, венец достижений научной, технологической, военно-морской, оружейной, промышленной и пр., и пр. мысли и практики рубежа 70–80-х годов XX века. Он – символ мощи Советского Союза – России – Великой Морской Державы. РКР «Слава» – ГРКР «Москва» – не только флагман Черноморского флота, а флагман эскадры кораблей третьего послевоенного поколения. Это головной корабль проекта 1164 типа «Атлант», по многим параметрам ставший прорывным как в области отечественного кораблестроения, так и внедрения и освоения на флоте нового оружия.

Следует отметить: новый ракетный крейсер был, пожалуй, самым насыщенным по вооружению (корабельному оружию и техническим средствам) на тонну своего водоизмещения. Помимо уникального ударного комплекса крылатых ракет, мощного арткомплекса АК-130 и др. оружия, в т.ч. самообороны, он был первым кораблём, обладавшим морским аналогом ЗРК дальнего действия С-300 – С-300Ф «Форт».

Кроме того, как крейсер, флагманский корабль, он обладал всеми возможностями для осуществления полноценного и устойчивого боевого управления группировкой – отрядом – эскадрой – флотом. Именно этот корабль обеспечивал преемственность национальной крейсерской системы – организации службы, морской практики и школы мореплавания. Это – «классика»!

А чего стоит перечень его дальних походов – боевых служб! «Слава» – «Москва» гордо и с достоинством несла Советский Военно-морской и Андреевский флаги на просторах Мирового океана, на всех его театрах. Уникальными стали «полукругосветки» – походы на Тихий океан через воды Индийского и через Атлантику с проходом Панамского канала. Не только решались боевые, учебные задачи, но и выполнялись политические, военно-дипломатические миссии. Достаточно сказать, что в разное время на крейсере побывал Верховный Главнокомандующий – Президент России Владимир Владимирович Путин.

Крейсер стал символом стойкости и несгибаемости моряков-черноморцев, под флагом командующего адмирала Игоря Владимировича Касатонова и его преемников развернувших борьбу за сохранение Черноморского флота для России.

Развал Советского Союза крейсер встретил, находясь в плановом заводском ремонте в Николаеве. Этот ремонт в условиях флотораздела – определения судьбы Черноморского флота бывшего СССР грозил последовательно и неотвратимо перейти в процесс утилизации корабля, отслужившего к тому времени лишь десять лет. Безденежье, политическая и организационная неразбериха, мощный прессинг со стороны Киева в отношении флотско-севастопольско-крымской проблематики в некоторых буйных головах рождал идеи сворачивания затянувшегося ремонта с последующим выводом РКР из боевого состава флота и его списанием. Но черноморцы не дали этого сделать, как и не позволили Черноморскому флоту уйти из родной гавани – из Севастополя, из Крыма. Крейсер был сохранён и введён в первую флотскую линию.

Это было сделано благодаря патриотизму и подвижничеству патриотов-россиян. Инициатива и созидание мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, его сподвижников позволили изыскать финансы и ресурсы и завершить ремонт. Для привлечения внимания к этому державному делу, придания ему значимости и звучания РКР «Слава» был переименован в «Москву». Затем ему от ГСКР «Красный Кавказ» было передано Гвардейское звание, что не дало черноморской Гвардии умереть – в 1991 году на ЧФ было 18 гвардейских кораблей и частей, в 1998 году таковой являлась только «Москва».

Экипажи под командованием Владимира Ивановича Богдашина (впоследствии – контр-адмирал) и Валерия Владимировича Куликова (впоследствии – вице-адмирал) сумели чуть ли не в буквальном смысле «выдернуть» ГРКР из Николаева. В 1999 году в Севастополе на 13-м судоремонтном заводе ЧФ под руководством опытнейшего судоремонтника – военного строителя кораблей Сергея Анатольевича Новогрибельского (в будущем – капитан 1 ранга, начальник ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ) корабль был доведён до необходимой «кондиции», став на двадцать два года флагманом Черноморского флота России. «Москва» явила собой символ единства Армии, Флота и народа, возрождения Черноморского флота, прорыва его из чёрной полосы безвременья тяжёлых для всех нас 90-х годов.

Осенью 2002 года ГРКР «Москва» под флагом вице-адмирала Евгения Васильевича Орлова впервые в новейшей флотской истории возглавил выход отряда боевых кораблей ЧФ в Средиземное море. Весной-летом следующего, 2003 года, ГРКР «Москва» стал флагманом отряда боевых кораблей ВМФ России (черноморских и тихоокеанских), впервые в новейшей истории активно действовавших в дальней океанской зоне. В Индийском океане российские моряки в ходе масштабных учений с Дальней стратегической авиацией выполнили ракетные стрельбы, отработали комплекс учебно-боевых задач с ВМС Индии. «Москва» стала символом возвращения ВМФ России в Мировой океан. Затем были походы и решение боевых задач в Войне 08.08.08, в операциях в Русскую весну 2014 года, у побережья объятой огнём войны Сирии…

«Москва» стала символом главной базы Черноморского флота – морской крепости Юга России Города-Героя Севастополя рубежа тысячелетий и стыка веков. Без силуэта красавца-крейсера невозможно представить гладь Севастопольской бухты и в будни, и в праздники, особенно в главный день Города-Героя и Черноморского флота – в День Военно-Морского Флота страны.

 

Национальная память

Невозможно сказать: «Москва» Была… Язык не поворачивается. И, думаю, целый комплекс самых разных чувств испытывают очень и очень многие люди. При этом в информационном пространстве «московская тема», находясь в топе новостей и аналитики, на самом деле в основном крутится вокруг стремления каким-то образом толковать скудные факты произошедшего. Как погиб крейсер? От чего? Потери экипажа?

Безусловно, ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для всех, особенно для родных и близких членов экипажа флагмана. В этой связи вспоминается гибель АРПК «Курск» в августе 2000 года. С 12 по 18 августа наверху «мутили» с информацией, породив штормовую волну слухов и недоговорённостей на месяцы и годы. До сих пор непонятно многим: почему и зачем так поступили?

Впрочем, пелена секретности (и часто в подобных случаях забвения – увы!) естественна для подобного рода трагедий. Наверняка многие проводят исторические параллели с трагедиями «Императрицы Марии», «Новороссийска», «Отважного»…

Утром 20 октября 1916 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул флагман Императорского Черноморского флота линейный корабль «Императрица Мария». Тайна гибели стала ясна относительно недавно – диверсия германцев. Погибло около трёхсот человек. Корабль в 1927 году разобран на металл. В силу идеологических наслоений советского времени память о катастрофе никак не увековечена. Михайловское кладбище на Северной стороне Севастополя утрачено – могилы погибших моряков срыты, территория застроена. О трагедии помнят в основном по повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (и двум фильмам по ней) и книге Сергея Сергеева-Ценского «Утренний взрыв». Публикаций, в принципе, немало, но тема непопулярна и в наши дни.

В ночь на 29 октября 1955 года на Госпитальных бочках в Севастопольской бухте был подорван и затонул флагман флота линкор «Новороссийск». Погибло более 600 моряков. Корабль был поднят и разрезан. Версии гибели линкора разнятся до сих пор. Трагедия десятилетия была покрыта мраком молчания и забвения. На Братском кладбище Северной стороны был сооружён монумент «Родина – сыновьям», его фигура «Скорбящего Матроса» отлита из бронзы корабельных винтов. Имена погибших увековечены в граните лишь в конце 80-х годов, когда о трагедии стали открыто говорить и писать.

30 августа 1974 года на внешнем рейде у Севастополя от самопроизвольного старта ракеты в погребе, последовавших пожара и взрывов погиб большой противолодочный корабль «Отважный». На кладбище Коммунаров в Севастополе сооружён памятник 24 морякам, 23 из которых забрало море. В 1977 году после проведения водолазных и судоподъёмных работ принято решение корабль, лежащий на дне, подорвать. О трагедии впервые громко сказано в книге Бориса Каржавина «Гибель «Отважного», вышедшей в 1994 году…

Эти и другие трагические случаи в истории Черноморского флота памятны и многому учат. В том числе и в смыслах: как нужно помнить и что нужно делать после гибели кораблей. Особенно тех, кто погиб в мирное время, – с военным временем всё и так более-менее понятно.

Безусловно, о произошедшем с ГРКР «Москва» – даже в общем, без деталей – в силу целого ряда обстоятельств (понятных, объяснимых, необъяснимых и непонятных) мы узнаем не очень скоро. И с этим, пожалуй, надо смириться. Но нельзя мириться с умолчанием в то время, как мы сейчас ежедневно декларируем принцип: «Русские своих не бросают!». Ни живых, ни раненых, ни павших. Русские моряки не бросают и своих кораблей, борясь за них до последнего. Потому и не только хранят память о них, но продолжают их традиции в делах и именах.

На следующий день после гибели «Москвы» морская общественность Севастополя инициировала памятную церемонию. Не поддержанная чиновниками, она собрала десятки ветеранов-черноморцев и севастопольцев, пришедших возложить цветы к Памятному знаку «300-летия Российского флота», установленному четверть века назад в Артиллерийской бухте и олицетворяющему связь времён и поколений людей, кровно и духовно связанных с флотом и его моряками.

Они пришли сюда не по призыву записных зазывал, «дежурных» общественников и хорошо оплачиваемых креативщиков, регулярно собирающих на разного рода флешмобы, квесты и «субботники под видеокамеру» власть предержащих и их халдеев. Данность им и их времени: любят они попиариться и в дни праздников и не стесняются это делать в дни трагедий. Власти Города-Героя толком так и не высказались по поводу произошедшего. Мог бы выразить соболезнования и мэр Москвы Сергей Собянин – всё-таки погиб крейсер, носящий имя российской столицы. Может, от него и звучали какие-то слова горечи и утешения, но в Севастополе их не слышали.

Помянуть «Москву» пришли обычные, в том числе и хорошо известные горожанам люди, – отдать дань памяти кораблю и морякам. Пришли по душевному зову и сердечным привязанностям, прекрасно понимая: боль страшной потери нужно, просто необходимо и разделить, и выплеснуть, ибо трагическое известие долго невозможно держать в себе. Это необходимо тем более, что ведь глубокими переживаниями нынче объяты в буквальном смысле все – и воюющий флот, и притихший в скорбном молчании Город-Герой.

Крейсер «Москва» – часть жизни и службы каждого моряка-черноморца, служившего в Севастополе с начала 80-х годов и до сегодняшнего дня, независимо от того, был ли он членом её экипажа. «Через» «Москву» прошли очень многие офицеры, мичманы и матросы, участвовавшие в различных учениях, показных мероприятиях, сборах, дальних походах, ибо именно крейсерская организация позволяет делать всё, что необходимо и возможно на боевом корабле. Потому до сих пор существует понятие крейсерства – одиночного плавания в любой точке земного шара. На это полноценно, с возможностью решать весь спектр боевых и учебных задач, свойственных военному надводному кораблю, способен только крейсер.

О том, что на крейсере есть погибшие, до вечера минувшей – «страстной» – пятницы не сообщалось. Хотя и до этого было понятно: погибшие есть, потому «флотский телеграф» и «матросский телефон» практически сразу сообщили о том, что случилась беда – и общая, и семейная, и личная для многих. Настоятель храма во имя свт. Гурия, Архиепископа Таврического иерей Александр Григорьев, служивший флоту с детства – от нахимовца до капитана 1 ранга, командира корабля и заместителя начальника оперативного управления штаба ЧФ, живо интересовался: что случилось? Как моряки? При этом говоря: «Не нужно фамилий, званий и должностей, нужны имена»…

Пока известно имя одного – старшего мичмана Ивана Вахрушева, преданного спустя восемь дней после гибели «Москвы» севастопольской земле. 27 моряков пропали без вести, хотя, как представляется, их пора признать погибшими – их забрало Чёрное море. Увы, имена их пока не обнародованы. Отец Александр теперь всё же может сказать: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Упокой, Господи, души раб твоих, живот положивших за Отечество наше: Иоанна и тех, имена чьи ты сам знаешь…».

Память об этих славных сынах России должна быть увековечена в металле и камне, золотом должны быть выбиты их имена. Возможно, частью этого памятника станет мачта крейсера, а установить его можно было бы на причале Северной стороны – там, где сейчас пустует «штатное место» крейсера. Предложения об этом есть, как и высказываются мнения по поводу наречения улицы, площади, сквера – не важно чего, лишь бы это было достойно. И, разумеется, не затягивалось по времени «любителями» порассуждать на заседаниях разного рода архитектурно-топонимических комиссий.

И, конечно, память о корабле. В эти дни появились публикации о возможности, вероятности и необходимости подъёма «Москвы». Безусловно, если будет дано соответствующее указание с «самого верха», соответствующий судоподъём будет проведён. Хотя, судя по всему, глубина его залегания это позволяет сделать, но сейчас – однозначно не до него.

Также следует заметить: нормативный срок эксплуатации сорокалетнего крейсера – 25 лет. Его американский ровесник крейсер УРО давно был списан и «пошёл на иголки» в 2020 году, из 27 построенных кораблей этого типа остаются в строю 22, половина из которых – в резерве ВМС США. Так что возвращение корабля в строй, увы, малореально и нецелесообразно. Таким образом, возвращение «Москвы» возможно только в совершенно новом облике – облике корабля 4-го или 5-го поколения. Корабля – достойного по предназначению, специализации и, соответственно, водоизмещению. Это должен быть крейсер, универсальный десантный корабль-вертолётоносец или даже – как Верховный Главнокомандующий решит, а Господь управит – авианосец.

Уверен: не найдётся ни одного русского моряка, который бы этого не хотел. Однако существующая в России кораблестроительная программа не предусматривает строительства таких кораблей, за исключением заложенных всего двух универсальных десантных кораблей «Севастополь» и «Владивосток». Боевых, по-настоящему ударных кораблей океанской зоны, способных быть флагманами, строить не планируется. Максимум, что дают сегодня наши верфи, – фрегаты водоизмещением порядка 5 тыс. тонн. Да и то, их строительство идёт, грубо говоря, ни шатко, ни валко. Декларируемые корабельные серии по факту являют собой единичные малосерийные корабли-долгострои. А, как кровь из носа, Российскому ВМФ нужны восьмитысячники – корабли, сопоставимые с советскими БПК – РКР проекта 1134, 1134А, 1134Б, или нынешними БПК –фрегатами на базе проекта 1155. Как платформа, насыщенная современным корабельным оружием и вооружением, они вполне подошли бы. Пример – развитие в течение целого полувека тех же СКР – фрегатов на основе проекта 1135.

Увы, но уже десятилетиями идут контрпродуктивные споры с участием неучей и дилетантов: а нужны нам океанские корабли? Нужны ли нам авианосцы? С 2009 года говорится о разработке и перспективах строительства эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер» под двадцать тысяч тонн. Конечно, такие характеристики соответствуют, скорее, линкору, чем эсминцу. Но это, по сути, не очень-то и важно. Однако дальше разговоров дело не идёт, хотя за это время можно было не только построить головной корабль, но и пустить на поток целую серию. Были бы державная воля и, разумеется, финансирование.

Насчёт державной воли размышлять не будем. Что же касается денег, точнее их отсутствия, то всё относительно. В этой связи вспоминаются ленинские слова в период голодухи Гражданской войны: «В России хлеб есть – его только надо в Питер привезти…».

В последнее время по месседжам бродит информация: малая часть эскадры яхт российских олигархов (извините, топ-менеджеров) стоит больше, чем все построенные боевые корабли для ВМФ России. Значит, деньги в России есть. Точнее, их успешно в нашей Державе зарабатывает десяток персоналий-семей. Может, они скинутся и помогут построить новую «Москву»? Может, найдётся подвижник, хоть в этом сравнимый с незабываемым черноморцами Лужковым?

Кстати, ветераны-черноморцы уже бросили соответствующий клич – готовы пустить шапку по кругу, собрать средства по подписке, по оборонному займу, другим способом. Эту идею поддержал спикер парламента Крыма Владимир Константинов.

В России на этот счет примеров хватает – было такое и в XIX веке в Императорской России, было после нашего погрома в Цусиме, было такое и при Советской власти. Так, для Черноморского флота за счёт средств украинских крестьян достроили эсминец «Незаможник». Средства собирали и в годы Великой Отечественной. Поддержат ли эту инициативу чиновничество в регионах и власть «наверху»?

Время покажет. Пока же следует проявить заботу о моряках – живых и погибших.

Константин Затулин – самый последовательный и системный политик, боровшийся за Русский Севастополь, Русский Крым и Русский Флот, – сразу же, ещё когда «Москва» находилась на плаву, заявил о готовности поддержать семьи погибших моряков. За Затулиным, что называется, не заржавеет – вместе с Лужковым он «вытаскивал» крейсер из Николаева в 90-е годы. Решает он флотские проблемы и сегодня. Не оставит Затулин без внимания и живых. Возможно, для этого будет создан специальный фонд.

С экипажем, доставленным в Севастополь, встретился Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов. Обещано: офицеры и мичманы продолжат службу, «срочников» скоро уволят в запас.

Непродолжительные кадры этой встречи крутили по всем каналам. Мужественные, спокойные лица моряков, попавших в переплёт и выдержавших передряги, которые трудно представить. Говорят (это не попало в телесюжет), что несколько мичманов, имеющих высшее образование, высказали желание продолжить службу офицерами, а более десяти матросов и старшин, проходящих службу по призыву, захотели подписать контракт. Это – показатель! Если это действительно так, то можно констатировать: Русский Моряк XXI века под стать своим славным пращурам.

Под стать своим предшественникам и ГРКР «Москва», достойно вступивший в противоборство с отлаженной боевой системой противника, сформированной и действовавшей по конфигурации и параметрам «войн шестого поколения» (сетецентрические, гибридные, многосферные и т.д.). Думаю, о произошедшем морском бое скоро скажут – нельзя не сказать. Нужно сказать! Хотя бы, как говорят в военной среде, «в части касающейся»…

 

Подходит к концу апрель. Нумерологи-конспирологи считают этот месяц несчастливым для Российского-Советского ВМФ. 13 апреля 1904 года у Порт-Артура погиб броненосец «Петропавловск», на котором находились командующий эскадрой вице-адмирал Степан Осипович Макаров и известный художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла АПЛ «Комсомолец». 12 апреля 1970 г. в Бискайском заливе погибла АПЛ К-8. 16 апреля 1987 года на ТОФе погиб МРК «Муссон». Этот список можно было бы продолжать… И как представляется, пока будут плавать – ходить по морям корабли и суда, они будут гибнуть. Ведь гибель, смерть – это часть жизни и корабля, и человека. Это – понятно. Как понятно и то, что это – часть нашей памяти.

 

 Сергей Горбачев,

председатель Союза журналистов Севастополя, исполнительный директор Института стран СНГ в г. Севастополе, учёный секретарь Военно-научного общества Черноморского флота, капитан 1 ранга

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *