Капитан I ранга запаса, служивший на Черноморском флоте, исполнительный директор Института стран СНГ в Севастополе Сергей Горбачев рассказал ФАН, отвечает ли интересам России предложенная Киевом концепция демилитаризации Украины по австрийскому или шведскому варианту.
«Украина предлагает австрийский, шведский вариант нейтрального демилитаризованного государства. Но при этом государства, имеющего собственную армию и военно-морские силы. Все эти вопросы обсуждаются на уровне руководств министерств обороны России и Украины», — сообщил глава российской делегации Владимир Мединский.
Он отметил, что обсуждается целый комплекс вопросов, связанных с размером украинской армии, а также сохранением и развитием нейтрального статуса Украины, поскольку страна вышла из состава СССР в 1991 году именно при условии нейтралитета.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что объявление Украины себя нейтральным государством по модели Швеции или Австрии действительно обсуждается как «определенный компромисс».
По словам Сергея Горбачева, в этом случае есть ряд вопросов и нестыковок. Дело в том, объяснил эксперт, что есть, например, Швеция — внеблоковая страна, что, правда, не мешает ей участвовать во всякого рода учениях. Подобная ситуация и с Швейцарией или Австрией.
«То есть все эти модели — совершенно разные. Например, та же Австрия пришла к этой модели не от хорошей жизни, а после того, как страна, являясь в свое время частью Германии, потерпела поражение. До 1955 года там находились советские войска. И только благодаря доброй воле Москвы Австрия получила независимость и смогла обратно приобрести свой суверенитет. Идея в целом понятна. Главное — нейтралитет Украины. Но получается, что нейтралитет относительный. Та же Швеция активно взаимодействует со странами НАТО, не входя в его структуры. Тем не менее шведы участвуют и в учениях, и идет обмен информацией. И с точки зрения подготовки кадров у них в этом плане все в порядке. И, скажем, интеграция в экономической сфере в целом тоже довольно прочная», — сказал исполнительный директор Института стран СНГ в Севастополе.
Эксперт считает, что россиянам необходимо объяснить в развернутой статье, какая позиция по этому вопросу у Москвы, поскольку затягивание детализации и конкретизации сказанного порождает много слухов, особенно если речь идет о переговорах с Украиной по урегулированию отношений.
«В данном случае возникло много вопросов. То, что мы ратуем за нейтральную Украину, — это понятно. Но с другой стороны — мне непонятен посыл, связанный с вооруженными силами или особенно военно-морском флотом, о котором упомянул Владимир Мединский. У Украины уже нет военно-морского флота. Я полагаю, что его и не будет в дальнейшем, по крайне мере в ближайшие годы о существовании ВМС Украины речь вести нет смысла никому. Примером в этом смысле может быть Грузия — это единственная страна Причерноморья, где нет военно-морских сил. У них есть катера, охраняющие границу, но они входят в состав Министерства внутренних дел Грузии. Нечто подобное может быть у Украины, но я, честно говоря, не вижу возможности у Украины иметь выхода к морю, поскольку чем закончится вся эта ситуация — сложно сказать, но проект «Украина» уже умер. Однако я считаю, что проект «Новороссия» имеет право на продолжение и наполнение его конкретным содержанием. И при реализации этого проекта вопрос о существовании на Украине военно-морских сил отпадает, то есть его даже ставить нет смысла», — заявил Горбачев.