На 87-м году жизни перестало биться сердце ветерана севастопольской и флотской журналистики, первого Заслуженного журналиста Севастополя капитана 2 ранга в отставке Бориса Никодимовича Гельмана…
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает…
Константин Симонов
Когда седовласые «флажковцы» в очередной раз приносят в реакцию свои авторские материалы, благодаря их за творческую поддержку, мы всегда подчеркиваем: «До новых встреч!». Это как пароль в будущее, долгое-долгое. Борис Никодимович крепко знал этот пароль и никогда ему не изменял. Он уходил и возвращался, непременно с новой рукописью, держа в запасе очередную. И так хотелось верить в неизменность наших встреч…
Теперь будущность его судьбы раз и навсегда отрезана, но ощущение совсем рядом старшего товарища все никак не оставляет. Потому что собственное газетное бытие без него просто немыслимо. Без той яркой значимости, с какой являлся капитан-лейтенант Гельман еще в редакцию газеты североморцев «На страже Заполярья». Было это на переломе шестидесятых и семидесятых советских годов. Борис служил заместителем редактора газеты Новоземельской ВМБ «За Родину» и по возможности заглядывал в наше «столичное» издание. Я же, только окончив школу, пребывала в нем в ранге щенка военной журналистики. И, представляете, как отзывалось в душе: «К нам едет Гельман!». Говорил это сам Евгений Антонович Коровин, еще с фронтовых пор золотое перо «Красной звезды» и один из самых сильных редакторов послевоенной флотской печати (получить от коего положительную оценку было крайне непросто). Но «зам» с Новой Земли, нередко остававшийся за редактора, вызывал уважение коллег. Его газета на конкурсе флотской печати 1970 года была удостоена Почетной грамоты и премии Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова. К тому же Борис, как уже отмечалось, был интереснейшим собеседником и невероятно компанейским человеком.
Мне повезло – судьба сводила нас постоянно. Еще студенткой журфака ЛГУ была свидетелем, как репортерское братство членов Союза журналистов СССР встречало товарища по перу Гельмана в питерском Доме печати. Не упомню, откуда он тогда приезжал, с Северов или уже из родного Севастополя, но среди мэтров советской печати был своим, его знали множество пишущих и снимающих!
И еще об одном факте биографии Бориса Гельмана. Он – кандидат в мастера, неоднократный призер и чемпион Севастопольского гарнизона по шахматам в личном и командном зачетах. А в его творческом портфеле есть такие интервью, которыми гордился бы каждый журналист. Борис Никодимович задавал вопросы и получал ответы от первого советского чемпиона мира по шахматам Михаила Ботвинника, встречался с его выдающимися последователями – трехкратным чемпионом мира Анатолием Карповым, мировым лидером этой древнейшей игры с порядком номером 13 – Гарри Каспаровым. Долгие годы дружбы соединяли его с флотским гроссмейстером офицером Владимиром Маланюком, благодаря которому шахматная команда Черноморского флота трижды становилась чемпионом Вооруженных Сил СССР.
Мастер схваток на черно-белом 64-клеточном поле Борис Гельман был своим среди шахматной элиты, готовил репортажи с самых престижных международных соревнований, был знаком с советскими и иностранными гроссмейстерами первой линии, чемпионами мира! (А тогдашние стражи из КГБ терпели на звездных матчах военного журналиста даже в офицерской форме, что весьма не приветствовалось!)
Поэтому когда в свое время я узнала, что капитан 3 ранга Гельман назначается начальником отдела культуры и быта «Флага Родины», просто просияла. А вот Борису Никодимовичу, оказывается, было не до смеха. Накануне ему намекнули, что в отделе два крокодила – Анатолий Марета и автор этих строк. Себе в вину могу поставить лишь тогдашнее пристрастие к фельетонам, а вот Анатолий Степанович действительно был знаковой фигурой «Флажка» – Заслуженный работник культуры УССР, один из самых авторитетных журналистов в Севастополе… Но как же мы здорово сработались с новым начальником! Мудрый и остроумный, компетентный и доброжелательный руководитель Борис Никодимович ценил мысль и слово, уважал чужое мнение, сам ярко и интересно писал и поощрял творческую инициативу. Теперь тот период нашей совместной работы вспоминается как самое счастливое и плодотворное время.
Рассказывая в своих материалах о знаменитых флотоводцах или великих шахматистах, незаурядных офицерах или деятелях культуры, о себе наш начальник как-то не очень распространялся. А ведь был севастопольцем с 1944 года, выпускником школы № 3, где его однокашниками были будущие звезды литературы и журналистики – Геннадий Черкашин и Елизавета Юрздицкая.
А службе в ВМФ СССР офицер Гельман отдал более тридцати лет. За его плечами эсминец «Бесстрашный», Новая Земля, руководство многотиражными газетами соединений, прославленного черноморского учебного отряда имени адмирала Ф.С. Октябрьского, служба во «Флаге Родины». Уйдя в запас, он не только не бросил перо, а еще больше отточил его, сотрудничал во множестве печатных изданий Севастополя и Крыма, руководил редакциями, ставя во главу угла военно-патриотические и исторические темы, поддерживая культурную жизнь столицы черноморцев, ратуя за согласие, взаимодействие представителей всех национальностей, проживающих на нашей героической земле.
С конца девяностых годов Борис Никодимович Гельман – редактор газеты «Рассвет», один из инициаторов и подвижников открытия памятника «Жертвам Холокоста», что на Стрелецком спуске. Он – исследователь творчества писателей Геннадия Черкашина, Григория Поженяна, Эдуарда Асадова, скульптора Станислава Чижа. И не просто исследователь, а друг.
Коллеги всегда поражалась его творческому энтузиазму, трудолюбию, честности по отношению к героям и фактам. Борис Гельман – автор восьми замечательных книг (не считая коллективных сборников). В них – правда жизни, даже самая страшная, рассказана чистым, ясным, образным языком. Так, как будто с каждым читателем автор беседует глаза в глаза и не опускает взгляда.
За творческое долголетие, журналистскую и писательскую деятельность, активную гражданскую позицию редакция «Флага Родины» наградила капитана 2 ранга в отставке Бориса Никодимовича Гельмана памятным призом имени Георгия Бутикова «За верность профессии». Ему вручен и Почетный знак Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом». А земляки присвоили ветерану печати звание Заслуженный журналист Севастополя.
Борис Гельман с честью представлял свой родной этнос, культуру, остроумие и образованность евреев, но по сути своей, по духу был настоящим русским интеллигентом, в самом чеховском понимании этого слова.
Будем помнить…
От имени и по поручению «флажковцев»
Наталия МИКИРТУМОВА,
Заслуженный журналист Крыма
Севастопольское региональное отделение Союза журналистов России, друзья, коллеги, сослуживцы выражают глубокое соболезнование родным и близким Настоящего Севастопольца Бориса Никодимовича Гельмана и выражают глубокие, искренние соболезнования его родным и близким.
Прощай, дорогой Борис Никодимович!
Вечная память…
ПРОЩАНИЕ В ПЯТНИЦУ, 17 СЕНТЯБРЯ, В 13.00, ДОМ ТРАУРА, УЛ. ПОЖАРОВА
О Борисе Никодимовиче мы писали: