Война за традиционные ценности. Как всемирная паутина превращается в поле боя

В 2021 год мировое сообщество вступает расколотым невидимыми линиями фронта информационной войны. Пандемия Covid-19, которая, казалось бы, могла поспособствовать объединению человечества против общей угрозы, вызвала «гонку вакцин» и сопровождающую ее кампанию по очернению наработок российских эпидемиологов. Празднование 75-летия Победы привело к очередному витку пересмотра истории Второй Мировой войны. Политические скандалы, «отравление Навального», выборы в США и конституционная реформа в России – все это стало новыми поводами для наступлений на информационных фронтах. При этом все четче становится ясным одно из направлений удара – российские «традиционные ценности» и то, что на Западе называют «консервативным менталитетом».

На информационной войне, как и на обычной, нет правил. Зато у нее есть четкие цели. Вот только, глядя на противоборство России с Западом, мы не до конца осознаем, чего в итоге хочет добиться последний. Казалось бы, все просто: идет гибридная война, направленная на снижение любого экономического и политического присутствия России на мировой арене. Нужно свести к нулю пророссийские настроения в своих странах, убедить электорат в изначально враждебной политике России и оправдать ответные меры, поддержать рост протестов в российском обществе. Конечная цель понятна. Но подобная схема на деле слишком упрощена, так как мы выпустили из нее важный аспект – продвижение несвойственных России ценностей.

Заслуженные борцы с режимом эпохи холодной войны, осуждая советский строй, предавались ностальгии по русской старине, традициям и порядкам имперской России. Тот же Солженицын в своем «Как нам обустроить Россию», выступал, по сути, за земские принципы самоуправления. Консолидированный натиск западных пиарщиков и журналистов осуждал ситуацию с правами человека в СССР, критиковал советскую экономику, недостаток товаров, идеологию, сам советский строй, но не бил по фундаментальным ценностям. Сейчас ситуация изменилась. Казалось бы, у действующей российской власти достаточно слабых точек. Кроме того, пандемия усиливает противоречия между обществом и правящими кругами. Однако наряду с ориентированными на российского потребителя публикациями, вскрывающими коррупцию, некомпетентность государственного аппарата, другие недостатки, зачастую естественные для большинства государств, мы видим и совсем другое. Ряд «либеральных» СМИ, отличающихся высоким профессионализмом сотрудников и прекрасным выбором актуальных, способных захватить внимание аудитории тем, раз за разом упорно поднимает не самые, на первый взгляд, актуальные для российского общества вопросы. Это проблемы российского ЛГБТ сообщества, маргинальных групп, общественных деятелей, реализующих не самые значимые проекты.

Эмоционально насыщенные статьи о людях, которые не хотят возвращаться к нормальной жизни, но нуждаются в государственной поддержке, о проблемах гомосексуальных подростков или опустившихся бродяг, неприемлемы для части аудитории, которая при этом крайне критично воспринимает действия российского руководства. Безусловно, за каждой такой статьей стоит незримая отсылка к неспособности власти решить ту или иную проблему, но если мы работаем с достаточно консервативными читателями, зачем давать им повод думать о том, что «в стране не все в порядке, но лучше ничего не менять, иначе моего ребенка усыновит гей-пара, а я буду платить лишние налоги, чтобы содержать тех, кто не хочет работать». Какой в этом смысл? Очевидно, что цель нынешних информационных войн шире, чем просто победа над Россией. Борьба идет с современным консерватизмом, с менталитетом, который называют традиционным. И наряду со статьями, способными вывести российских потребителей информации на улицы, раз за разом наносится удар по их ценностям. Вот только возникает вопрос: кто стоит за продвижением тотальной толерантности и подобных левых идей? Если бы некой силе надо было в сжатые сроки создать плавильный котел, смешав воедино расы, традиции и религии, подобные вещи бы имели право на жизнь. Но концепция тотальной толерантности уже провалилась в Европе и стала камнем преткновения в отношениях стран ЕС. Единственные публичные игроки, упорно играющие в те же ворота – те, кого принято называть «глубинным государством» — представители американских демократов, аффилированные с большинством институтов власти и тесно связанные с «новыми левыми», активно продвигающими идеи нового расизма – ответственности черных перед белыми. Трудолюбие времен «американской мечты» объявлено «белой привилегией», а помощь государства тем, кто не хочет работать, неотъемлемым правом. Конспиролог мог бы предположить, что подобная информационная компания предшествует внедрению новых источников энергии и переходу на безусловное базовое пособие. Казалось бы, в текущей ситуации проводники западных ценностей оказались беззащитны перед контрударами сторонников консервативных традиций, вопрос только в том, смогут ли последние его умело нанести. Ведь обстановка на информационном фронте тяжелейшая.

При этом необходимо понимать, что мир и его ценности действительно меняются, только отнюдь не в сторону всеобщего объединения. Пандемия поспособствовала закрытию границ, уменьшению мобильности населения и снижению уровня человеческого общения. Когда она наконец закончится, очень многие не вернутся в офисы, перейдя на вечную «удаленку» и привыкнув к ней. У «работы из дома» есть свои плюсы и минусы, но очевидно, что мир все больше уходит в Сеть. И эта самая «сеть» способна опутать человека своими ячейками ненавязчивой пропаганды в виде мемов, роликов, цитат, которые расползаются по профилям в социальных сетях, развлекательных сайтах и медленно, но верно меняют менталитет человека. Достаточно лишь генерировать привлекательный контент, а дальше он продвинет сам себя. Однако подобное возможно лишь в рамках хорошо скоординированной кампании.

В распоряжении Запада есть ресурс, с которым России на внешнем рынке бороться сложно. С каждым годом информационное противоборство все больше уходит в Интернет. Те же телеканалы давно не ограничиваются обычным вещанием, создавая собственные интернет-ресурсы. И здесь в дело вступают три кита: Twitter, Facebook и YouTube, стоящие на страже «демократии». Увы, подавляющее большинство контента распространяется при помощи этих платформ. Но все три ресурса с недавнего времени занялись собственной политической цензурой. Любая видеозапись, вне зависимости от статуса ее владельца, может быть заблокирована, а новость получить статус фейковой. При этом показ контента в новостной ленте может также быть заблокирован. Собственно, это ощутил на себе даже действующий президент США Дональд Трамп в своих попытках заявить о массовой фальсификации американских выборов.

Очевидно, что Россия не сможет заставить западные ресурсы играть по каким-либо приемлемым правилам. Альтернативы же им в данное время нет. Нейтральный Telegram, ставший за счет своих каналов удобной платформой для продвижения новостей, сравнимой с российской популярностью в Западной Европе, той же Прибалтике и США не пользуется. Социальная сеть «Вконтакте», теоретически полностью подконтрольная российским властям — платформа для внутреннего рынка, и с Facebook ее не сравнить. При этом «Вконтакте» насыщен огромным количеством групп, выступающих с умеренно антироссийских позиций. Им не надо переступать ту грань, за которой начинается уголовное преследование. Достаточно тонко и ненавязчиво создавать общий негативный фон, и у них это получается. Наглядный пример – профессионально и быстро разработанный мем «русский ватник», образ ужасного «быдлопатриота», очерняющий самое понятие патриотизма. Так что, говоря о российских «фабриках троллей», следует учитывать, что им противостоят целые концерны, индустрия мягкой и ненавязчивой пропаганды в соцсетях. И вот здесь, с помощью постоянных повторов, смешных картинок и видеороликов, ненавязчиво изменяются те «традиционные ценности», о которых мы говорим. А главное, у среднестатистического российского пользователя интернета развивается чувство вины. Это он из-за своего консерватизма и «поддержки режима» виноват в буллинге гомосексуальных детей, алкоголизме бомжей, смерти бездомных животных. Но он может изменится. Вернуть Крым, поддержать ЛГБТ, признать, что Россия — сырьевой придаток Запада и должна жить по его правилам.

Увы, но тотальная цензура Интернета сейчас фактически невозможна. Блокировка сайтов легко обходится самыми разными способами, а упомянутые три кита Интернета в данное время необходимы для продвижения пророссийской повестке в сети. Учитывая практически неизбежный приход в Белый дом Байдена, партия которого традиционно ратует за продвижение демократических ценностей по всему миру, проблем на этом направлении станет больше. Демократы всемерно поддержат многочисленные НКО по всей Восточной Европе, которые превратятся в небольшие «фабрики пропаганды», действующие по единому техническому заданию и все глубже забирающиеся в российский сегмент Всемирной паутины. Однако чрезмерная пропаганда пресловутого «диверсити» в совокупности с многочисленными неосоциалистическими инициативами, убивающими средний класс в США и Европе, разрушающими образование и науку, вполне может сделать 2021 годом реванша для традиционалистов.

Источник: Международная жизнь

Запись опубликована в рубрике Актуально, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *