В Госдуму продолжают поступать инициативы по борьбе с интернетом как местом сбора недовольных властью. На это направлен и новый законопроект депутата Дмитрия Вяткина, хотя формально речь идет о поправках к ст. 128.1 Уголовного кодекса (УК). Ключевая идея – вернуть посадки за клевету. Например, «двушечку» для тех, кто в Сети покушается на честь, достоинство или репутацию «нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных». За такую абстракцию единоросс уже получил замечание от Верховного суда (ВС).
Ст. 128.1 УК о клевете является действующей, правда ни в одной из ее частей не предусмотрено наказания в виде лишения свободы. Депутат Вяткин считает, что это мешает судам выносить по таким делам справедливые приговоры.
Единоросс занимает пост первого зампреда комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. По сути дела, его можно было бы считать своего рода правозащитником, но именно Вяткин в последнее время выступает автором драконовских законов. Например, о корректировке правил организации митингов, которая фактически вводит разрешительную систему.
Ключевой постулат его очередного предложения – не просто вернуть посадки за клевету, в том числе совершенную с использованием СМИ, а сделать угрозу тюремных сроков универсальным средством для регулирования информационных потоков в интернете. В пояснительной записке Вяткин прямо говорит о том, почему в ч. 2 ст. 128.1 к отягчающим клевету обстоятельствам – публичное выступление или официальное медиа – надо обязательно добавить Сеть. «Большинство сайтов не являются СМИ, поскольку не зарегистрированы в таком качестве в установленном порядке. При этом зачастую указанные сайты имеют аудиторию, значительно превосходящую по охвату традиционные СМИ», – обратил внимание депутат на такой явный пробел в законодательстве.
Клеветой, по определению УК, считается «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». То есть теоретически в суде необходимо установить, что клеветник заранее понимал суть информации, распространял ее с умыслом. Не обойтись и без рассмотрения конкретной фигуры пострадавшего и оценки понесенного им имиджевого или даже материального урона. Понятно, что в большинстве выступлений и публикаций выявить клевету непросто, хотя тут многое зависит от направленности расследования и предвзятости судопроизводства. А вот в интернете люди часто передают всякие сообщения, не слишком задумываясь об их содержании. Но есть одна проблема: Сеть, как место массового пребывания пользователей, стремится обобщать. Например, разоблачать «чиновников», ругать «власти», клеймить «режим» и т.д.
Но Вяткин придумал способ, как навести в соцсетях порядок. Поэтому, кроме указания на интернет в качестве источника появления клеветы, единоросс предлагает ввести такой квалифицирующий признак – «в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных». За это преступление он предусматривает до двух лет тюрьмы. И вот тогда расследования, посты и ролики в YouTube, которые оппозиция активно использует против той же «Единой России» и всей российской власти, можно будет признавать клеветой в профилактических либо уже карательных целях.
Новый законопроект внесен Вяткиным уже с отзывами от правительства и ВС, в которых поддержка инициативе высказывается не более чем условная. Исполнительная власть в документе за подписью вице-премьера Дмитрия Григоренко указала законодателю, что опасается проблем именно с применением обновленной ч. 2 ст. 128.1 УК. Зампред ВС Сергей Рудаков сделал Вяткину несколько замечаний, но самое первое также касалось этих «индивидуально неопределенных» лиц. По мнению Рудакова, введение этого понятия «представляется не вполне обоснованным» прежде всего потому, что клевета должны быть направлена против конкретного субъекта. А еще ВС поставил кандидату юридических наук два незачета. Во-первых, потому что Вяткин дополнил санкцию ст. 128.1 уголовным арестом, а это наказание до сих пор не введено в действие. А во-вторых, из-за того, что депутат, ужесточив ответственность, не указал, в чьей компетенции будут расследования по делам о клевете.
Предложения депутата впечатлили авторов общественно-политических Telegram-каналов. «Беспощадный пиарщик» обобщает: «Пункт первый, клеветой можно считать вообще все, что угодно в интернете, добро пожаловать на пару лет за решётку… Пункт второй. Антислуцкий. Или «никаких вам миту».
«С одной стороны, обвинения в мнимых изнасилованиях – это вполне себе явление, подчёркивает» «Мышь в овощном» . — И по дурости, и из подлости. Но у монетки есть и обратная сторона.
Преступления против половой неприкосновенности нередко сопровождаются серьезным противодействием со стороны фигурантов, и новая норма может в каких-то ситуациях играть им на руку».
Источник: Независимая газета